МиГ - 31 рвется в небо! Репортаж с парламентских слушаний КПРФ
На прошлой неделе в Госдуме говорили о небе. О российском небе, которое остаётся открытым перед внешними угрозами и вызовами нынешнего неспокойного времени. Защитить воздушное пространство России могут уникальные авиационные комплексы МиГ-31, созданные в советское время. К сожалению, в рыночное время их выпуск прекращён. Возобновлению производства МиГ-31 были посвящены парламентские слушания, проведённые фракцией КПРФ.
На них пришли конструкторы, лётчики, производственники, депутаты. Не оказалось на слушаниях некоторых должностных лиц, ранее записавшихся в число участников: советника департамента Управления президента РФ по внутренней политике А.Фёдорова, главного советника департамента аппарата Совета Безопасности А.Пронько, начальника Управления Федеральной службы по оборонному заказу Ю.Столярова… Не рискнули включиться в острое обсуждение? Из официальных лиц были Главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев и член военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Михаил Каштан.
Градус полемики на слушаниях был предельно высоким. Вживую столкнулись два противоположных мнения: тех, которые препятствуют возвращению в небо МиГов, и тех, которые добиваются восстановления выпуска высокотехнологичных авиааппаратов.
Первые утверждают, что возобновить производство МиГ-31 невозможно, технологии утеряны, нет производственной базы, многие технологические линии остались за границей, и вообще лучше заниматься разработкой новой авиатехники. Главенствующая роль в сфере разработки в последнее время принадлежит Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Погосяна с её «Суперджетом».
Однако выступившие производственники заявили, что не всё утрачено, что можно и достаточно оперативно наладить выпуск МиГ-31. Оставшиеся на Украине и Белоруссии производства будут задействованы на условиях кооперации.
Кратко и чётко прозвучало выступление Генерального директора ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» Александра Карезина: многое утрачено, но многое и сохранено, вернуться к производству МиГ-31 возможно, и он готов на деле всё доказать.
Управляющий директор ОАО «Авиадвигатель» Александр Инозмецев считает возможным произвести модификацию и ремонт уникальных двигателей Д-3086 к МиГ-31. Но его позиция, видно, не всем по душе. Руководство «Оборонпрома» и «Объединённой двигательной корпорации» намереваются утвердить новую организационную структуру в ОАО «Авиадвигатель» и уволить А.Иноземцева. Геннадий Зюганов срочно направил телеграмму Гендиректору госкорпорации «Ростех» С. Чемезову с просьбой отложить проведение организационно-штатных изменений в ОАО «Авиадвигатель». Кстати, на Самарском ОАО «Кузнецов» подобным образом был уволен классный специалист, исполнительный директор Юрий Елисеев. На его место назначен «типичный столоначальник» (так о нём отзываются рабочие), Николай Якушин. Для чего зачищают авиапроизводство от профессионалов? Чтобы тормозить возрождение в РФ авиации мирового уровня?
Несколькими днями ранее Г.Зюганов во время плановой встречи с премьером Д. Медведевым передал ему материалы и докладную записку с обоснованием по возобновлению производства МиГ-31, о его значении для обороны страны и о производственных возможностях. Медведев согласился с доводами коммуниста и сделал соответствующие поручения вице-премьеру Д.Рогозину.
Прямо в ходе слушаний председателю думского комитета по обороне адмиралу Владимиру Комоедову (КПРФ) поступила информация от зам. министра обороны Олега Остапенко, что он полностью поддерживает возобновление производства МиГов.
Теперь бы увидеть практические результаты – возвращение в небо самой надёжной, мощной и незаменимой для обороны техники. Без Миг-31 (….более поздняя модификация МиГ-31Б (БС) Россия не сможет поддерживать военно-стратегический и военно-технический паритет с ведущими мировыми державами на "симметричной" основе, особенно в области неядерных вооружений.
Преимущества МиГ-31:
- способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей в любое время суток, в сложных погодных условиях; способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты, летящие на предельно малых высотах; в качестве самолёта-лидера может управлять действиями истребителей, имеющих менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование ( МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-35); четыре МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ, могут контролировать воздушное пространство шириной до 1000 километров. Цифровая система закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолётов МиГ-31 удалённых друг от друга на расстояние до 200 км. Цифровая закрытая линия обмена данными РК-РЛДН обеспечивает взаимодействие с наземным КП.
Но… В прошлом году по заявлению командования ВВС в строю находилось 252 самолета МиГ-31 различных модификаций. А в этом их осталось всего 122. Получается, что 130 машин отправляют на утилизацию? Этого нельзя допустить, заявили участники слушаний и высказались за модернизацию не 60, а значительно большего количества МиГов.
«Я вышла из авиапрома», подчеркнула Светлана Савицкая, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Её слово произвело сильное впечатление и прерывалось аплодисментами:
- Оценить возможности и перспективу любого авиационного комплекса, современного самолёта могут те, кто летает на этих машинах. Не случайно, в авиации, начиная с послевоенных лет, было правилом, - все командующие авиацией летали на тех машинах, которые были у них в строю. Это позволяло им и их подчинённым задавать технические требования разработчикам, отслеживать производство. Так создавалась школа войск противовоздушной обороны, был создан МиГ-25, и как его развитие – Миг-31.
Хочу заметить, что Миг-31 создавал не РСК-МиГ (Российская самолётостроительная корпорация МиГ, постсоветская структура), а создавал ОКБ Микояна. Думаю, что РСК-МиГ сейчас имеет неплохую возможность проявить себя и не говорить о том, что одно невозможно, другое невозможно. Нужно проявить себя и создать новую машину на основе МиГ-31. Эта машина должна быть с новой начинкой.
Но говорить о том, что это сложно, огромные средства будут затрачены, - совершенно неправильно.
Один вопрос – модернизация МиГ-31, которая сейчас делается. Старая элементная база утеряна. Но уже есть база для новых машин, вполне может быть туда поставлена. И вообще не в традициях нашей авиационной промышленности, по крайней мере, советской авиационной промышленности, надеюсь, что нынешняя, тот, кто сейчас работает в авиапромышленности, всё-таки чувствует себя последователем той школы, у которой не в традициях говорить – это нельзя, это нельзя, всё потеряно и не воссоздать. Вот Главком ВВС сказал, что есть ограничения по стеклу… Ну, есть ограничения. А почему вы не заказывали эти стёкла? (вопрос адресовала В.М.Бондареву ). … надо было заказывать, а не говорить, что ничего нельзя. Не надо рассказывать нам о том, что сейчас невозможно восстановить.
Не надо говорить, что возродить производство Миг-31 нельзя, что всё потеряно. Представители промышленности обязаны сделать возможное и невозможное, чтобы не просто модернизировать, а использовать запасы – фюзеляж взять, который есть, двигатели уникальные, которые тоже есть… Можно делать машину с новой начинкой. Но фюзеляж уникальный. Не забудьте, что на нём был титановый корпус, была решена проблема теплового барьера. Это технология для перехода на гиперзвук. Гиперзвуком сейчас занимаются все авиационно развитые страны. И не только для авиации, но и для ракет. Это общие технологии. А если мы сейчас будем говорить, что не надо восстанавливать, возьмём только старые корпуса Миг-31-ых, модернизируем, начиним, а возрождать производство не будем, то потеряем на заводе «Сокол» эту линию.
А у нас в комитете есть информация, что, то ли по линии ОАК (Погосян), то ли по линии господина Мантурова (министр промышленности и торговли), есть соответствующие бумаги для того, чтобы линия по производству фюзеляжей для Миг-31 была ликвидирована. Хотелось бы задать вопрос (обратилась в сторону М. Каштана и В. Бондарева) – так это или не так? В вашей информации, что, если мы сейчас не примем решения, не мы, а по нашим рекомендациям не подключиться Минобороны и правительство, линию в конце года демонтируют? А потом будут говорить, что мы развиваемся?
Дальше. Необходимо приостановить утилизацию существующих самолётов Миг-31. Утилизация сейчас идёт! А там есть комплектующие, которые можно снять и использовать при модернизации, и в производстве новых самолётов. Это фюзеляжи, двигатели. Это надо решать срочно!
Складывается впечатление, что есть силы, которые имеют рычаги управления в авиапромышленности, особенно в боевой, и они подспудно делают всё, чтобы высокотехнологичное производство лучшего в мире самолёта, не возобновилось. Что, я неправа? (снова – в сторону Каштана и Бондарева, который попытался возражать).
Значит, вы не знаете этих машинах, вы на них не летали. А лётчики-испытатели знают эту машину и хотят её видеть в небе. (аплодисменты).
Есть ещё важная задача - готовить лётчиков. А у вас нет школы перехода на Миг-31. Сложная машина. Лётчики должны летать на сверхзвуковых машинах, на микояновских полетать... У вас такой цепочки, я знаю, нет. У вас вообще 2 года не набирали лётчиков. Вот эта задача – проблемная для ВВС.
Не забывайте также, что МиГ-31 у нас до сих не участвовал в военно-техническом сотрудничестве, не экспортировался до сих пор. Мы смогли бы продавать такие машины с более упрощёнными системами комплектации по вооружению и по начинке… Это большой потенциал. И у нас их будут покупать, и их лётчики приедут на обучение. Это тоже наши деньги. Но чтобы ими торговать, их нужно производить. Поэтому вопрос о возобновлении производства на заводе «Сокол», вопрос о запрещении ликвидации этой технологической линии – самый главный вопрос на сегодняшний момент и его надо ставить перед правительством. Не надо отмахиваться тем, что у нас ничего нет… Может, через 50 лет сделают другую машину. Пусть у нас ОАК (П) закладывает машину, равную этой, начинает делать, лет через 15, может быть, сделает. Хотя сомневаюсь. (аплодисменты).
Единодушие и активность участников слушателей, похоже, не понравились единороссу Францу Клинцевичу. Он решил тоже выступить. Но не для того, чтобы поддержать мнение большинства. А чтобы сказать, что слушания проходят в Госдуме, и не надо превышать полномочия законодательного органа, и вопрос о производстве МиГов будет решать правительство.
Небо России должно быть защищено. Об этом сказано в рекомендациях слушаний.