Пражский неонацизм: корни и истоки
Если называть вещи своими именами, снос в Праге памятника Маршалу Коневу – нацистское преступление. Потому что снесен памятник человеку, боровшемуся в нацизмом и освободившем ту же Прагу от нацистов.
То есть местному муниципалитету и местному чиновнику не
нравится, что войска Конева Прагу и Чехословакию от нацистов освобождали. То
есть эти люди, принявшие и исполнившие решение о сносе памятника, предпочли бы,
чтобы нацисты в Праге остались.
И одновременно – это демонстрация политического удобства
режима карантина: в городе можно творить любые преступления, не опасаясь акций
самозащиты общества. Протесты можно предупреждать либо подавлять не на том
основании, что это протесты, а на том основании, что они нарушают режим
карантина.
И в этом отношении преступление нацисткой администрации
Праги вызывает уже и простую брезгливость, как всякое трусливое лицемерие.
Но за всем этим, конечно, свои политические и социальные
корни.
Снос памятника Коневу – преступление. Но не первое в таком
роде. И очередное, остающееся безнаказанным. Собственно, подобные сносы
повторяются и могут повторяться именно потому, что, с одной стороны, остаются
безнаказанными, а с другой – позволяют их инициаторам демонстрировать свой
эпатаж, свою имитационную политическую смелость и свой товарный антироссийский
вид. Свою лояльность противникам России и готовность к найму наняться
ландскнехтом для этой борьбы.
Однако все сложнее. Свои истоки есть у порождающей эти
преступления безнаказанности. Свои – у соблазнительности эпатажа на
надругательстве над антифашистами. Свои – у неких импульсов внутренней
соблазнительной тяги к сакрализации нацизма.
К сожалению, что уже неоднократно говорилось, у истоков
надругательства над памятниками советской эпохи стоит современная Россия.
Именно озверевшая толпа сторонников «Ельцина, демократии и Белого дома»,
заручившись санкциями как московской, так и российской власти, громила
памятники советской эпохи в Москве. Именно в день переворота, когда Ельцин и
его сторонники захватили власть в Москве, был снесен памятник Дзержинскому, а
заодно – Калинину и Свердлову.
Причем ровно как и сносивший памятник Коневу пражский
чиновник, его московские предшественники утверждали, что ничего не сносят, а
только «осуществляют перемещение». И эти погромы до сих пор ни юридически, ни
политически в России не осуждены.
Да, нынешняя российская власть уже давно от многого из
нелицеприятного времен той эпохи отстранилась. Но и оценку августовских
погромов 1991 года не дала и преступлениями их не признала. А раз так – и
осуждения ею антисоветского и пронацистского вандализма Польши, Эстонии,
Латвии, Украины, Чехии выглядят во многом ритуальными.
И если на то пошло – уже нынешняя российская власть в 2013
году варварски уничтожила стоявший с 1918 года в Александровском саду памятник
Революционным мыслителям – на стеле которого стояли имена не Сталина либо
Дзержинского, а мыслителей и философов мировой величины. И вовсе не связанных с
советским периодом истории как таковым.
Памятник убирали тихо, трусливо, лицемерно – объясняя, что
забирают его на «реставрацию», и на его место водрузили другой конструкт,
воспроизводящий абсолютно иной памятник – 300-летию династии Романовых,
действительно стоявший в Александровском саду с 1913 до 1918 годы – только
абсолютно в ином месте того же сада.
А раз так – антикоммунистические режимы соседних стран,
глядя, с одной стороны, на робкие протесты России против их вандализма, а с
другой – на ровно такие же акты вандализма истэблишмента постсоветской России,
предпочитают ориентироваться на его действия, а не на его вялые слова.
Практически ни в одном из случаев антисоветского и
пронацистского вандализма Россия не отреагировала убедительно и энергично,
проявив силу и протест в действиях, достойных сверхдержавы. Не наказала ни одно
правительство и ни одного активиста, допустивших эти акты ментальной агрессии
против России.
Если группам профашистских сторонников Ельцина, имитационно
объявлявших себя «демократами», можно было сносить памятники деятелям Советской
власти, украинским нацистам – памятные доски маршалу Жукову, польским нацистам
– уничтожать памятники советским солдатам, погибшим, освобождая Польшу – и все
это Россия сносит безропотно – почему пражским нацистам нельзя сносить памятник
такому же советскому маршалу Коневу… Можно.
И станет нельзя только тогда, когда российские официальные
лица поймут, что оставлять такие действия безнаказанными нельзя – и найдут пути
и способы больно и жестко наказывать утверждающихся в Восточной Европе новых
нацистов.
Которые утверждаются и совершают свои преступления и потому,
что ощущают: эффект шума в СМИ и информационная волна, как и частота
упоминаний, большая, а риска – практически никакого. Демонстрируется
нестандартность, решительность и смелость – но в любом случае они окажутся
безнаказанными. Россия это проглатывает. Их страны – тоже.
И пока никому не приходит в голову в той же Чехии вспомнить,
что наказать подобного вандала - Генриха Гейдриха, присланного из Германии, они
сумели. А чем староста Праги-6 лучше, чем нацистский гаулейтер (если только не
говорить о мелкотравчатости) – объяснить вряд ли кто-то сможет. Правда, и
сегодняшняя России, столкнувшись с деятельностью ожившего Бандеры или ему
подобных, оказывается неспособна на цивилизованную политическую реакцию,
подобную той, которой на подобную деятельность отвечал Советский Союз.
Ондржей Коларж – такой же нацистский преступник, как и
Генрих Гейдрих. И относиться и поступать по отношению к нему нужно ровно так
же. Героем современной Чехии и современной Европы станет тот, кто найдет в себе
смелость вынести и привести в исполнение подобный приговор.
Причем, демонстрируя своего рода «безопасную смелость», подобные
люди и группы отвечают и на иные запросы.
Они демонстрируют, что они готовы наняться к тем, кто ведет
и финансирует скрытую войну против современной России. И презентуют себя как
политический товар, ожидая оплаты и долгосрочного контракта на службу. Ждут,
когда их оценят и наградят.
Но еще – они глушат свои страхи, комплексы и неврозы памяти,
напоминающие им их недостойную капитуляцию перед нацизмом. И России/СССР они в
первую очередь не могут простить того, что она смогла нацизму противостоять - а
они не могли. И пытаются, с одной стороны, забыть про свой позор и свою
слабость и трусость, а с другой - попытаться щеголять своим имитируемым
мужеством сегодня, представляя себя победителями нацизма, таким образом,
представляя себя победителями и самого нацизма, но, что еще вернее – своего
рода «мстителями» за поверженный нацизм.
Потому что внутренне – они перед нацизмом благоговеют: ведь
он был так силен, носил такую красивую форму и выглядел настоящим
сверхчеловеком и героем-любовником…
Тем более, сегодняшняя обстановка в Европе, разрушение всего
того, что в прошлые века она могла считать своими ценностями и своей гордостью,
нашествие мигрантов и утверждение морального релятивизма – во многом выглядят
даже отвратительнее, чем жестокий, но понятный и расписывающий нацистский
порядок. Где, как-никак, гомосексуалистов расстреливали, а представителей
«деградационного искусства» и тех либо иных видов «декаденса» отправляли в
концлагеря. И этим - утратившим свои истоки «европейцам» - уже и Гитлер
начинает казаться символом гуманизма и упорядоченности.
Впрочем, к этим вполне объективным обстоятельствам
добавляется и еще одна невысказанная обида на Советский Союз: он позвал на
общее дело создания «Нового мира» - и бросил. Предал. Многие в Чехии считают,
что проблема даже не в 1968 году. Она в 1989. В 1968-м СССР сохранил страну на
том пути, на который сам позвал – и в этом были и логика, и честность.
Только в 1989 году руководство и спецслужбы СССР столкнули
Чехословакию именно с того пути, по которому сами когда-то повели и на который
позвали – и предали тех, кто в идеалы этого пути поверил. В конце концов,
свержение коммунистического руководства и в ЧССР, и в Венгрии, и в ГДР, и в
Румынии, и в Болгарии было не столько делом рук «недовольного гражданского
общества», сколько результатом скрытного вмешательства горбачевского
руководства во внутреннюю жизнь этих стран.
СССР тогда предал своих сторонников. И его преемник и
продолжатель Россия оставляет безнаказанными выходки современных местных
нацистов. А отсюда сама идея надежности и долговременности дружбы с Россией
оказывается под вопросом.
Либо Россия сумеет доказать, что ей и ее памяти хамить
нельзя – либо у нее и дальше будет оставаться все меньше сторонников и будет
появляться все больше желающих демонстрировать свою смелость через демонстрацию
своего неуважения к России.