Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Товарищ Р.С. Крупышев в своем материале «Про курицу и яйцо» поднял вопрос о первичности материи и сознания. Я придерживаюсь марксистской формулировки, что бытие определяет сознание. Продемонстрирую правоту этого общественного закона на конкретном примере.
Исходное положение исторического материализма Маркс
сформулировал так: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное
бытие определяет их сознание». Другими словами, в обществе, как и в
природе, бытие, материальная жизнь является первичной, определяющей по
отношению к жизни духовной, к сознанию.
При этом речь, разумеется, идет о бытии и сознании не
отдельных людей, а больших групп – классов, социальных слоев, наконец, всего
общества, т.е. не об индивидуальном, а об общественном бытии и общественном
сознании.
В марксистском понимании общественное сознание
есть совокупность политических и правовых теорий, религиозных, философских и
нравственных взглядов данного общества; кроме того, в общественное сознание
входят общественная наука, искусство и общественная психология (социальные
чувства, настроения, нравы и т.д.). А общественное бытие – это материальная
жизнь общества во всей ее сложности и противоречивости.
Предлагаю рассмотреть действие этого закона на конкретном
примере из жизни. В 80-е годы я был школьником. Отлично помню, какое было в обществе
пренебрежительное отношение к хлебу. На моих глазах сверстники играли черствым батоном
в футбол. На помойке часто можно было увидеть недоеденные куски хлеба. В
деревнях колхозники покупали мешками хлеб и кормили им свиней (комбикорма в свободной продаже не было).
Государство пыталось воздействовать на сознание граждан.
Помню, в столовых висели такие плакаты «Хлеб – драгоценность. Его береги. Хлеба
на день в меру бери». По радио пели песню «Хлеб всему голова». В деревнях
вводили ограничения на покупку хлеба – не больше двух буханок в одни руки.
Воздействовала ли подобная агитация на граждан? На меня лично – воздействовала. Я помню в детстве даже «воевал» со своими родителями, безуспешно пытаясь им разъяснить, что вначале надо доесть вчерашний хлеб, а не начинать со свежей булки. А иначе назавтра вчерашний хлеб заплесневеет. Взрослые посмеивались над моей "агитацией", но иногда все же прислушивались: черствый хлеб не выбрасывали, а сушили его в духовке на сухари. Но чаще всего никто не хотел со старым хлебом заморачиваться, и заплесневелые куски в лучшем случае размачивали и кормили ими голубей. И такая практика, к сожалению, была в большинстве семей.
А ведь мои родители в детстве пережили войну. Отец рассказывал мне, что впервые попробовал белый хлеб, когда дед приехал домой из госпиталя. Дедушка привез в качестве гостинца своим двум сыновьям по сухарику из белого хлеба и по кусочку сахара. Для моего отца и дяди это было большое лакомство во время войны. А в 70-80-е годы жить стали сытно, и сознание у людей изменилось.
И колхозники как-то умудрялись обходить все запреты. Всей "толпой" шли в продуктовый магазин, каждый покупал две буханки, так и набирался мешок. Так было, когда буханка хлеба стоила 20 копеек, а рогалик –
пятачок.
Когда же кардинально поменялось в обществе отношение к хлебу? В 90-е годы, когда хлеб резко подорожал. Хотя сейчас уже нет той советской агитации беречь хлеб, но хлеб и так никто не выбрасывает. Потому что хлеб сейчас не дешев. Вот и получается, что корни всех явлений в человеческом обществе, прежде всего, имеют материальную основу. То есть, бытие определяет сознание, а не иначе.