Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Moskprf.ru. КПРФ и малый бизнес: трудный путь к взаимодействию

Создать условия для развития малого и среднего предпринимательства» – это строчка из программы-минимум КПРФ. В последние десятилетия свое отношение к мелкому и среднему предпринимательству изменили многие компартии мира, как в Европе, так и в Китае, Вьетнаме. С чем это связано? Любой ли бизнес является классовым врагом трудящихся? Какие риски влечет союз с предпринимательством и в каких случаях он себя оправдывает? Эти и другие вопросы волнуют сегодня тысячи коммунистов нашей Родины.Не секрет, что, несмотря на многократные выступления лидеров КПРФ в поддержку малого и среднего предпринимательства, многие рядовые члены нашей партии по-прежнему не принимают бизнес вообще, ни в каком виде, называют всех предпринимателей спекулянтами, барыгами, ворами, эксплуататорами и т.п. Понять такие настроения можно. Ведь именно с появлением бизнеса в Россию пришли все беды, которые уже 20 лет не дают покоя подавляющему большинству народа: бедность, инфляция, безработица, развал промышленности, платные образование и медицина и т.д. Именно с появлением бизнеса началось разграбление общенародной собственности, уничтожение образования, науки и культуры. Многие люди однозначно ассоциируют слово бизнес со всем постсоветским злом, не различая малый, средний и крупный бизнес. А между тем, разница эта существует, и она столь велика, что игнорировать её – значит, делать большую политическую ошибку, которая отталкивает от левой оппозиции большой пласт потенциальных сторонников.

Сайт МГК КПРФ - http://moskprf.ru
2010-12-10 02:45

Разберем вначале несколько мифов, которые до сих пор пользуются популярностью у многих людей коммунистических убеждений.


Миф 1. Государство должно контролировать всё.


Многие коммунисты до сих пор считают, что единственная эффективная форма собственности – это государственная.


Безусловно, государство обязано контролировать стратегические отрасли производства: военное производство, машиностроение, добывающую промышленность. В государственной собственности должны находиться природные ресурсы, вся сфера образования, науки, медицины. Приватизация в этой области равносильна её уничтожению. Частник в погоне за прибылью превратит общенародные богатства в источник сверхдоходов небольшой горстки людей, ну а приватизация образования и медицины просто отрезает от самых основных благ подавляющее большинство народа. Как это происходит, мы отлично видим каждый день.


Но и тотальный контроль над всем производством, полное подавление частной инициативы не ведет к эффективной экономике. Такой контроль возможен в определенный период, когда страна должна в кратчайшие сроки пройти огромный путь в своем развитии, чтобы не остаться в хвосте истории. Тогда государство должно предельно мобилизовать свой народ, собрать все силы в кулак и любой ценой добиться поставленных целей. Это, как известно, было сделано в СССР при И.В. Сталине, что позволило нашей стране за 10 лет стать могущественнейшей сверхдержавой, разгромившей фашизм.


Однако мобилизационный период не может длиться очень долго. Народ не может вечно «вкалывать» на одном энтузиазме. Наличие у государственной власти безраздельного контроля над всей промышленностью ведет к росту бюрократии, переходу на экстенсивный путь развития и в конечном счете к экономическому отставанию.


Какими бы умными ни были члены Правительства, сотрудники Госплана, но они не могут и не должны решать, сколько пар обуви 43 размера выпускать данной конкретной мастерской провинциального городка. Не могут решать в Госплане, сколько должен стоить литр молока в том или ином магазине, сколько нужно завезти кирпичей на данную стройку и т.д. Всем этим должны заниматься руководители на местах, которые непосредственно заинтересованы в эффективной работе организации.


Хорошо написал по этому поводу лидер КПРФ Геннадий Зюганов («Советская Россия», 11.08.2007): «Рынок без социальной справедливости превращается в хаос, базар и воровство, а социальная справедливость без частной инициативы оборачивается губительной уравниловкой, резким торможением, дефицитной экономикой. Всё это мы проходили, и возврата к старому больше нет».


Очевидным подтверждением данного тезиса служит колоссальный рост экономики азиатских социалистических стран: Китая, Вьетнама, Лаоса, которые сделали ставку на малый и средний бизнес при сохранении коммунистической идеологии.


Миф 2. Любой бизнес выражает интересы правящего режима.


Такая точка зрения распространена в «коммунистической среде» во-первых, под влиянием советской пропаганды 70-х – 80-х годов, ну и, конечно, потому что именно появлением бизнеса – как малого так и крупного – ознаменовались трагические события 1990-х годов.


Вместе с тем, простейший анализ показывает, что сегодня более половины собственности принадлежит нескольким десяткам монополистов – проще сказать олигархов. Ещё около 30% собственности прибрали к рукам так называемые «олигархи местного значения». У этих, конечно, миллиардов долларов нет, но несколько десятков, а то и сотен миллионов – без сомнения. К таким в Свердловской области можно отнести, например, Игоря Ковпака, Андрея Козицына и др. Все российские олигархи, мультимиллионеры стали таковыми отнюдь не благодаря своему таланту или успешной работе. Они не выросли из низов, не прошли путь справедливой, конкурентной борьбы. Свои колоссальные состояния олигархи получили в считанные годы, чаще всего криминальным путем в ходе грабительской приватизации 1990-х годов. Тогда богатства некогда великой страны за бесценок растаскивалось по карманам нуворишей – тех, кто по тем или иным причинам имел доступ к государственному имуществу. Нынешние крупные воротилы не умеют и не хотят побеждать в честной борьбе. Соревноваться с конкурентами они не собираются, гораздо легче – просто задушить их. Это они и делают по отношению к малому и среднему бизнесу. Таким образом, мелкое предпринимательство сегодня испытывает колоссальное давление со стороны крупных конкурентов. Второй враг малого бизнеса – коррумпированное чиновничество, которое, выражая интересы крупного капитала, всячески препятствует нормальному развитию частной инициативы: душит бесконечными налогами, заставляет проходить десятки комиссий, вымогает взятки и т.д. Как это ни обидно, но уклонение от налогов для многих предпринимателей сегодня – не бесстыдная роскошь, а единственная возможность существования.


Таким образом, малый и средний бизнес не только не выражает интересы правящего олигархического режима, но и находится под жестким прессингом крупного капитала, что ставит мелких предпринимателей почти на одну доску с наемными рабочими.


Миф 3. Малый бизнес постепенно становится крупным.


В западных странах действительно, так нередко происходило. В течение десятков, а то и сотен лет, наиболее эффективные предприятия накапливали капитал и превращались в крупные корпорации. Однако условия современной капиталистической России не только не позволяют мелкому предприятию дорасти до крупного – само выживание этого предприятия остается большой проблемой.


Во-первых, есть объективные факторы. Многие отрасли бизнеса в принципе не позволяют разрастись фирме до крупных размеров. Это, например, юридические компании. Большинство юридических фирм имеют 5 – 7 работников. Компании со штатом 20 – 30 человек в этой отрасли считаются крупными. Похожая картина с различного рода мастерскими, магазинами электротехники и др.


Но основная преграда на пути малого предпринимательства – жесткое давление со стороны конкурентов и коррумпированных чиновников. Как мы уже отмечали, крупный капитал вовсе не собирается соревноваться с конкурентами в честной борьбе, а, наоборот, выдавливает их с рынка всеми законными и незаконными способами. Чем больших успехов добивается фирма, тем сложнее, и, главное, опаснее ей становится развиваться дальше. Пока она совсем маленькая, на неё особо внимания не обращают. Но стоит ей громко заявить о себе, как она становится мишенью для атак со всех сторон. Не случайно, доля малого и среднего бизнеса в объёме ВВП России составляет не более 10%. В то время как в Европе и США она находится на уровне 50 – 60%.


Миф 4. Любой бизнес есть жестокая эксплуатация.


Безусловно, любое, даже малое предприятие должно иметь штат работников. Естественно, обычно не все работники в равной доле являются владельцами предприятия. На этом основании некоторые утверждают, что любой бизнес есть несправедливая эксплуатация чужого труда.


Однако одинаковы ли условия труда в малом и крупном бизнесе? Руководитель небольшой фирмы не имеет возможности жить чужим трудом – эксплуатировать рабочих. Чтобы как-то выжить, свести концы с концами в современных условиях, он должен сам работать на полную катушку – больше, чем остальные. Если начальник такой фирмы создаст персоналу плохие условия труда, то люди быстро разбегутся к конкурентам. Не случайно, малые предприятия зачастую можно назвать семейным бизнесом – основную ношу несет семья руководителя компании.


Миф 5 (как следствие первых четырех). Успешный союз КПРФ и малого бизнеса невозможен.


Примеры успешного сотрудничества компартии с мелким предпринимательством есть, хотя их и не так много. Больших успехов в этом направлении добилось Новосибирское областное отделение КПРФ. В телерепортаже от 7 ноября 2009 г. из Новосибирска журналист спросил водителя машины, почему он прикрепил к своему автомобилю Красное Знамя. Водитель ответил, что является представителем малого бизнеса, а поскольку КПРФ активно поддерживает малый бизнес, то «и мы со своей стороны поддерживаем КПРФ!»


Многочисленные пожертвования со стороны малого и среднего бизнеса в фонд КПРФ дают возможность новосибирским коммунистам проводить крупные партийные мероприятия.


Отличный пример союза коммунистов с малым и средним бизнесом есть и в нашей Свердловской области. Так уже почти 10 лет секретарь Верх-Исетского райкома КПРФ, депутат Областной Думы Евгений Артюх возглавляет региональное отделение общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». С каждым годом все больше членов «Опоры» становятся коммунистами. На сегодняшний день только в Правлении областного отделения «Опоры» – член бюро Верх-Исетского райкома КПРФ Василий Ханжин, коммунист Ленинского МО КПРФ Максим Стародубцев. Одним из активистов «Опоры» является секретарь партийного комитета г. Полевского Петр Железняк. А возглавляет Полевское местное отделение «Опоры России» коммунист Алесей Решетько.


Однако успех не дается легко. Чтобы привлечь на свою сторону малый и средний бизнес, нужно не на словах, а на деле доказать, что объяснить предпринимателям, что КПРФ – единственная партия, способная защитить их от олигархии и чиновничьего произвола. А для этого нужна как конкретная помощь тем или иным безнесменам, так и жесткое требование на уровне законодательства создания комфортных условий для мелкого предпринимательства. Сюда входит сокращение налогов, уменьшение заградительных барьеров, защита от коррупции и т.д. Законы должны поощрять частную инициативу, а не душить её! Подчеркнем, что особенно в поддержке нуждается товарное производство – т. е. малый и средний бизнес, который занимается не торговлей и перепродажей, а созданием новых продуктов, необходимых для жизни народа.


В заключение, хотелось бы затронуть ещё несколько моментов, касающихся взаимоотношений КПРФ и бизнеса.


Нельзя забывать, что под видом малого бизнеса нередко кроется криминальный бизнес, который ничего не производит, но занимается отмыванием денег или просто мошенничеством и грабежом населения. Сюда относятся так называемые «финансовые пирамиды», многие юридические, аудиторские и посреднические кампании. Пользуясь правовой  и экономической безграмотностью большой части населения, аферисты выманивают с людей большие деньги, практически не предоставляя ничего взамен. После реформы ЖКХ неприкрытым мошенничеством стали заниматься многие управляющие компании, что привело к резкому снижению качества коммунальных услуг при галопирующем росте тарифов.


Ясно, что подобные аферисты никакого отношения ни к малому, ни к среднему бизнесу не имеют, но зато обычно пользуются мощной поддержкой со стороны местной коррумпированной власти, с которой они щедро делятся своей «прибылью».


Позиция КПРФ в данном вопросе, безусловно, должна быть жесткой. Однако, стоит подчеркнуть, что именно гармоничное развитие малого и среднего бизнеса, победа над коррупцией, сделает рынок прозрачным и позволит очистить его от воров и мошенников!


Некоторые товарищи могут спросить: а возможен ли в принципе союз с крупным бизнесом? И с какого момента начинается тот уровень бизнеса, который является нашим противником?


Юридически крупным бизнесом считается компания со штатом более ста человек. Но дело, конечно, не только в цифрах. Безусловно, союз коммунистов с крупными капиталистами как высшим слоем буржуазного общества невозможен. Национализация стратегических отраслей промышленности была и остается первоочередным пунктом программы КПРФ. Однако даже среди крупных бизнесменов встречаются отдельные люди, которые по своим идеологическим взглядам выступают против сегодняшнего режима и готовы бороться за смену общественного строя. Обычно это умелые руководители, ставшие во главе предприятия ещё в советское время и сумевшие сохранить производство в тяжелые годы перестройки. К таким, например, можно отнести президента агропромышленной корпорации «Росагропромстрой» члена ЦК КПРФ с 1993 г. Виктора Михайловича Видьманова.


Однако нужно четко понимать: сотрудничество КПРФ с такими людьми – это не сотрудничество с крупным капиталом, а союз с конкретными личностями, выступающими против того класса, которому принадлежат, против нынешней системы. Очевидно, что при введении таких людей в руководящие органы партии, в список кандидатов в депутаты законодательных собраний разного уровня, должна быть стопроцентная уверенность, что эти люди будут твердо отстаивать линию Коммунистической партии Российской Федерации.


И последнее. Нет ли опасности, что в критический момент бизнесмены, даже мелкие, могут испугаться и отвернуться от КПРФ под давлением властей? – Конечно, такая опасность есть! Ещё Владимир Ильич Ленин писал, что мелкий собственник – ненадежный попутчик, ибо ему, в отличие от пролетариата, есть что терять. И все-таки В.И. Ленин пошел на союз с крестьянством, и потом не раз отмечал, что без этого союза социалистическая революция не смогла бы победить. Так и в наше время мы, Коммунистическая партия, не победим, если не сплотим все угнетенные слои населения в рамках широкого патриотического фронта!


 

П/о «Инициативное» КПРФ, Свердловск
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.