Публицист Александр Трубицын: Вы неправильно ставите вопрос, Владимир Владимирович!
В технике и в естественных науках принята формулировка: правильно поставленный вопрос – это половина ответа.
Я вспомнил о ней, когда услышал
рассуждения В.В. Путина о новых угрозах, которые несёт человечеству наука, в
частности – генная инженерия и генетическое программирование. И это может быть «страшнее атомной бомбы».
Казалось бы – всё верно.
Но давайте вспомним, откуда появилась
эта самая атомная бомба, которая стала эталоном страха?
Наука овладела тайнами атомной энергии.
И капиталистическое государство США создало
первую в мире атомную бомбу. И не только создало – но и пошло на совершенно
чудовищный по жестокости и бессмысленности эксперимент: убило сотни тысяч
мирных жителей Хиросимы и Нагасаки.
А социалистическое государство СССР
создало первую в мире атомную электростанцию.
Капиталистическое государство США
создало первый в мире атомный военный корабль.
А социалистическое государство СССР
создало первый в мире гражданский атомоход, ледокол «Ленин».
Первый исторически засвидетельствованный
факт применения бактериологического оружия – США, 1763 год, когда индейцам
сбывались одеяла, преднамеренно заражённые бациллами оспы. В 1942 году
англичане готовили применение бактериологического оружия против Германии – на
острове Грюинард в Шотландии был организован полигон для отработки заражения
сибирской язвой. Только в 1990 году остров был признан очищенным от заразы.
Японский «отряд 731» в 1939-1945 гг. разрабатывал и испытывал
бактериологическое оружие, применял его против монголов и китайцев, затем все
полученные данные и документация были переданы США в обмен на отказ от
преследования военных преступников. На основе этих разработок в начале 50-х
американцы использовали бактериологическое оружие против Северной Кореи и
Китая.
А в СССР микробиологи работали над
защитой людей от микробов. Уже к 1930 году были полностью ликвидированы оспа,
холера, чума. Научным подвигом стала победа над ужасающей болезнью, от которой
страдали люди в среднеазиатских республиках – риштой.
Самоочевидный вывод: всё зависит от
того, в чьи руки попадают достижения науки.
Да, уже можно представить, что наука
может создать человека с заданными характеристиками. Более того – именно это и
было целью всей системы образования и воспитания в СССР – всеми имевшимися
средствами формировался гармонично развитый, умный, образованный, нравственный
человек. Вспомните «Моральный кодекс строителя коммунизма», вспомните советскую
научную фантастику и книги для детей и юношества, вспомните, наконец,
персонажей советского фантаста Александра Беляева – Ихтиандра,
человека-амфибию, Ариэля, человека, способного подниматься в воздух одним
усилием воли…
Развития науки не остановить. Весь
вопрос только в том, кто воспользуется её плодами.
И исторический опыт, и логика
подсказывают, что существует неустранимое, антагонистическое противоречие между
стихийным «рынком», где человек человеку волк, где ради прибыли попирается
мораль и нравственность, где великие достижения человеческого ума превращались
в великие злодейства – и наукой, как таковой.
Вместе с тем, само по себе
социалистическое общество есть по своей сути порождение науки, научной
организации, разумом созданное и наукой развивающееся. И в таком обществе достижения
науки превращаются не в атомную бомбу – а в атомную электростанцию, человека
программируют не на убийство, а на созидание.
Система высшего образования в СССР была
построена на селекции, на отборе лучших
и формировании упомянутых В.В. Путиным
«гениальных математиков и гениальных музыкантов». И она прекрасно работала.
Густым гребнем прочёсывалась огромная страна в поисках наиболее способных.
Школы, прекрасный учительский корпус, кружки и секции по интересам, доступные в
любой глубинке, миллионные тиражи детских научно-технических журналов,
всесоюзные конкурсы, выездные приёмные комиссии, школы-интернаты для самых
одарённых – вся эта система отлично работала. Если к этому добавить ещё и
генное программирование – это был бы действительно «инкубатор гениев», обеспечивающий
интеллектуальное первенство страны и народа.
Советская система была разрушена
капиталистами именно для того, чтобы понизить интеллект народа, чтобы отсечь
пути к образованию для наиболее способных, а давать образование своим отпрыскам
– не блистающим умом, но гарантированно безнравственным, наглым, воспитанным и
выращенным в роскоши и презрении к народу и интересам страны – «формировать
элиту» суперспекулянтов, архиворов, ультрамахинаторов, гиперлжецов.
Одним и тем же топором можно построить
дом – и можно убить человека, всё зависит от того, в чьих руках будет топор.
Так и с наукой – всё зависит от того, в чьих руках окажутся её достижения. И я
уверен, что в Китае, с его коммунистической идеологией, долгосрочным
планированием, однопартийной системой, приоритетом общегосударственных и
общенациональных задач генное программирование станет мощным инструментом
развития и не будет обращено во зло, как может быть обращено в
капиталистических странах – в том числе и в капиталистической России, к
сожалению.
Отдельно хотелось бы остановиться на
страшилке Путина про жестокого «военного, воюющего без страха, без чувства
сострадания и сожаления, без боли».
Жестокость – она бывает очень разная.
Жесток, например, тигр, бесшумно выслеживающий и мгновенно убивающий жертву. Но
не менее жестока свинья, заживо съедающая ребёнка – распространённый случай в
царской России. Не менее жесток и глист или иной паразит, медленно убивающий
организм, на котором он паразитирует.
Говорят – и справедливо говорят – о
жестокости Наполеона. Но после Наполеона остался расцвет образования, науки и
технологий, великие имена в математике, физике, химии, астрономии. Созданной им
системой водоснабжения Париж пользуется и сегодня, наполеоновский Гражданский
Кодекс стал основой современного законодательства многих европейских стран.
Говорят о жестокости Гитлера. Но
невозможно не признать, что из гитлеровской Германии пришли не только
космические и крылатые ракеты, но и первый в мире компьютер, реактивная
авиация, первые в мире вакуумные интегральные схемы, идеи освоения ближнего
космоса, огромное развитие получило телевидение, магнитофонная запись,
автомобилестроение. А для нашей доморощенной «либеральной интеллигенции» Гитлер
– вообще пророк и политический провидец. Посмотрите на карту Европы – всё
совершено по планам Гитлера, рьяно поддерживаемым «либералами». Чехословакия –
разделена на Чехию и Словакию, именно так, как делил Гитлер. Советский Союз разделён именно по планам
Гитлера, и во многих новообразовавшихся государствах у власти именно нацистские,
по гитлеровской идеологии, режимы.
Говорят о жестокости Сталина. Но Россия
не исчезла после катастрофы, устроенной Горбачёвым и Ельциным только благодаря
сталинским стратегическим решениям, которые жёстко и даже жестоко проводились в
жизнь – прежде всего, благодаря ракетно-ядерному щиту. И даже воссоединение с
Крымом, отданным Хрущёвым, стало возможным благодаря «вежливым людям», спецназу, созданному по приказу Сталина в
1950 году.
Достижения в космосе и уникальные станки,
каких не умели делать за рубежом, расцвет образования, науки и технологий,
мирный атом и лучшая в мире авиация, сила и независимость державы – это всё
наследие Сталина.
А вот о жестокости Гайдара не говорят.
Но каждый раз, когда на экране появлялась его розовая мордочка упитанного
поросёнка, и он начинал чмокать и присюсюкивать насчёт преимуществ капитализма,
я вспоминал некрасовские слова: «…а у солдатки Аксиньи девочку – было ей год –
съели проклятые свиньи». Он с
равнодушием свиньи, пожирающей кричащего ребёнка, оставлял без работы и куска
хлеба миллионы людей, рабочих, инженеров, врачей, учителей, рушил заводы и
шахты, оставлял зарастать лесом пашни, топил корабли и разрушал аэродромы. Его
«реформы» были направлены на то, чтобы народ вымирал и спивался, наркоманил и
деградировал – а он, уверенный в своей безнаказанности и безответственности,
старался как можно больше набить карманы, свои и своих подельников-«либералов».
Путин не пугает нас жестокостью Чубайса.
А у меня с Чубайсом есть иная литературная ассоциация. Гениальный, провидческий
роман «Рвач» написал когда-то Эренбург. О рыжем мальчике, который с детства
имел садистские наклонности, потом, воспользовавшись революционной кутерьмой,
пролез на руководящие должности, поближе к деньгам – и начал воровать,
спекулировать, хапать и рвать. Попал в тюрьму, был убит при попытке побега – но
оставил наследника, такого же рыжего мальчика. И мне всегда казалось, что
Чубайс – потомок того самого рыжего рвача, но ставший еще жаднее, наглее, и –
хитрее, осторожнее, но сохранивший гены садиста.
Жестокость глиста – присосаться и пить
соки из народа, разорять, уничтожать, лгать, грабить и воровать – прекрасно
сознавая, что каждым своим действием убивает народ, и испытывая от этого
садистское наслаждение, так точно описанное Эренбургом.
«Не жестокие» Горбачёв и Ельцин, Гайдар
и Чубайс перещеголяли жестокого Гитлера в разрушении России. Они перекроили
карту страны именно так, как хотел Гитлер, сделав бессмысленными века борьбы за
выходы к морям и геостратегическим преимуществам, реки крестьянского пота и
солдатской крови, которые были ценой приобретения новых земель для потомков.
Своими «реформами» они разрушили экономику больше, чем Гитлер бомбами и
снарядами. Гитлер сократил русский народ на 27 миллионов. Горбоельцин и
гайдарочубайс, четырёхглавое чудовище, сократили население России на десять
(нижняя граница оценки) миллионов, а двадцать пять миллионов русских оставили в
новообразовавшихся государствах, отдав на поругание, унижение, и постепенное
уничтожение путём принудительной ассимиляции. Итого – тридцать пять против
гитлеровских двадцати семи!
И на этом фоне пугать кого-то каким-то
суперсолдатом, воюющим «без страха, сожаления и сострадания» – просто смешно.
Не суперсолдата надо бояться – а капиталистов,
чья жестокость не знает предела, убивающих миллионы без страха, сожаления и
сострадания.
У прекрасного американского писателя
О.Генри один из рассказов заканчивается тем, что его герой оказывается перед
небесным судом недалеко от кучки капиталистов. И ангел сурово спрашивает его,
не из их ли он компании.
— Нет, ваше бессмертство, — ответил я. — Я всего-навсего поджег приют для
сирот и убил слепого, чтобы воспользоваться его медяками.
Так что вопрос не в том, что наука создаёт технологии генной инженерии и генетического программирования, а в том, в чьи руки попадают достижения науки.