"Музыка на все времена". Статья в "Правде", посвященная 110-летнему юбилею советского композитора Тихона Хренникова
Для всех здравомыслящих, патриотично настроенных и искренне болеющих за Россию людей вполне очевиден тот факт, что вклад Тихона Хренникова в отечественную музыкальную культуру огромен и переоценить его трудно. Но это понимание, увы, никак не останавливает тех либералов и антисоветчиков, продолжающих вожделенно смотреть в сторону Запада, от примитивных нападок в его адрес. Выдающегося русского советского композитора, чей стодесятилетний юбилей со дня рождения приходится на 10 июня текущего года, обвиняют по сути лишь в том, что он преданно служил Советской власти и являлся крупным общественным деятелем, имевшим значительное влияние во властных инстанциях, где, справедливости ради, признавался его бесспорный авторитет композитора и первого секретаря правления Союза композиторов СССР.
Такие обвинения, дабы усиливалось эмоциональное воздействие на читателей, слушателей и зрителей, сопровождаются давно заезженными клише: «сталинский сатрап», «презренный сталинист», «гонитель Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского», «организатор травли композиторов-авангардистов», «бесталанный сочинитель», «музыкальный функционер, всегда обслуживавший тоталитарную власть». Что ж, это «низвержение и разоблачение ставленников ненавистного режима» знакомо нам, что называется, до боли. Его с перестроечных времён россияне наслушались и насмотрелись столько, что нормальному человеку, привыкшему отличать зёрна от плевел, и представить сложно. Только вот истина-то совсем в другом. И жизнь Хренникова, большая, интересная, насыщенная множеством исканий, творений, самоотверженного служения музыке, стране, народу и продлившаяся девяносто четыре года, яркое тому подтверждение.
Великий Арам Хачатурян, с которым у Тихона Николаевича были великолепные отношения, несмотря даже на то, что Хренников его критиковал на Первом съезде Союза композиторов СССР, состоявшемся в 1948 году, писал: «С первых шагов он ощущал мир своим, подвластным музыке, не боялся воплощать его в художественных образах, смело шёл собственным путём, сохраняя веру в себя. Но уверенность никогда не превращалась в самоуверенность. Она опиралась в Хренникове не только на природный талант, но и на прекрасную школу, полученную им под руководством лучших московских педагогов, она питалась животворными традициями русской классики. А главное, композитор ощущал себя частицей всего народа, глашатаем нового, стремился насытить свою музыку мыслями и чувствами своих современников…
Одно из главных направлений развития современного искусства, в том числе и музыкального, я вижу в его демократизации — демократизации в самом лучшем смысле этого слова. Это очень трудная задача — писать музыку самого высокого качества и вместе с тем не снижая строгих художественных требований, не идя на компромиссы, обращаться с музыкальным словом к миллионам слушателей. В этом плане творческий путь Хренникова во многом можно назвать показательным. В его музыке бьётся живой пульс времени».
А выдающийся русский художник, представитель старшего поколения советских композиторов Юрий Шапорин о Хренникове высказался так и вовсе предельно точно, подметив, пожалуй, самое существенное: «Под перо невольно напрашивается слово, которым хочется определить главную черту композитора, пользующегося такой любовью народа. Это слово — щедрость! Щедрость таланта, души, человеческого и художественного обаяния…»
Да, действительно, Хренников необычайно тонко, с чрезвычайной образной яркостью и неповторимым художническим вкусом, взыскательным, эмоциональным, впитавшим в себя лучшие образцы русской и мировой классической музыки, чувствовал пульс своего созидательного времени. Времени, в котором зарождалась новая оптимистическая, самобытная, наполненная глубокими смыслами и содержанием советская музыка, одним из признанных корифеев которой ему выпала заслуженная честь являться. И признание своё он заслужил отнюдь не благодаря выдвижению в 1948 году самим Сталиным на пост руководителя Союза композиторов, а в силу удивительного дарования, прекрасного образования, яркого музыкального языка и стиля, с годами усложнявшихся, расширявшихся, совершенствовавшихся путём применения технических приёмов, позволявших писать исключительно индивидуально, продуманно, отточенно, лаконично, выразительно.
Важно подчеркнуть и то, что к 1948 году Хренников был уже вполне состоявшимся, прошедшим путь становления и роста художником, к тому же и невероятно популярным. Его интересы были устремлены к созданию новых отечественных сочинений, призванных продолжить славные традиции русской классической музыки, оказавшей на него сильнейшее влияние.
Хренников и как композитор, а в ещё большей мере как первый секретарь правления Союза композиторов СССР, будет последовательно и настойчиво продвигать в массы классическую музыку, и русскую, и европейскую, приобщая к ней самые широкие слои населения. «Ни в одной стране мира классическая музыка не пользуется таким почитанием, как в СССР. И в этом заслуга Тихона Хренникова, который сумел оградить её от опошления и профанации», — заметит в 1983 году знаменитый итальянский дирижёр Пьетро Ардженто и будет, безусловно, прав.
Сам же профессиональный рост Хренникова, как и всего композиторского поколения тридцатых годов прошлого столетия, был неразрывно связан с революционным обновлением жизни, обусловившим формирование личного и общественного сознания. Отсюда, собственно, формировалась и его постоянная, вплоть до самых последних лет жизни, потребность в обращении к актуальной тематике и жизненной реальности, вдохновлявших Тихона Николаевича и придававших ему энергии, сил, задора, уверенности в правильности выбранного пути.
Потому-то и смог он сформироваться в одного из самых маститых советских композиторов, что талант свой направил на постижение современности, пытаясь рассмотреть в ней всё самое значимое и возвышавшее человека. И процесс этот у него шёл стремительно. Недаром крупнейший русский советский композитор Александр Холминов как-то заметил: «Мне кажется, у Хренникова не было обычного периода становления. Он как-то сразу «нашёл себя», заявил о себе ярко и определённо. Это свидетельствует не только о большом даровании, но также и о ясности эстетических убеждений, твёрдости художественной позиции, которая у него была с самого начала творческого пути и которой он не изменял никогда.
И в стилистическом отношении творчество Хренникова поражает редкой цельностью. Между сочинениями его легко обнаруживается внутренняя связь, обусловленная индивидуальностью автора <…> естественность без упрощенства, в которой есть своя незаметная сложность, помноженная на талант и мастерство, обеспечивает сочинениям Хренникова большую ёмкость и глубину. Отсюда — неотъемлемое качество сочинений Тихона Николаевича: их демократическая направленность. Демократизм — не только коренное свойство таланта композитора, но и отражение его жизненных взглядов, его мировоззрения. И при всём том Хренников — крупнейший профессионал, познавший все тайны мастерства».
О том, что Хренников был профессионалом высочайшего уровня, написано немало книг и сотни статей. Очевидно это и всем тем, кто хотя бы мало-мальски разбирается в музыке, её жанрах и основах музыкального письма. Но ведь, как водится, замшелые и недалёкие хулители всего советского и в биографии Тихона Николаевича обнаружили «изъян», позволивший им «усомниться» в его таланте и профессионализме. Вот, заявляют они, смотрите: а за дипломную работу в Московской консерватории, где молодой Хренников представлял свою Первую симфонию, сам Прокофьев поставил ему четвёрку, сказав, что не нашёл в его музыке ничего нового.
Что можно ответить на такие и им подобные выпады? Говорить о требовательности и о высочайшей творческой планке великого Прокофьева, распространявшего её на молодых композиторов, думаю не стоит. А вот сказать о том, что Первая симфония Хренникова стала крупным событием в музыкальной жизни страны середины 1930-х годов, следует обязательно.
Так А. Хачатурян, почувствовав в ней интонации современности, отмечал: «Как верно услышал и точно передал композитор ритм нашей новой жизни!» Сыгранная впервые 10 октября 1935 года симфоническим оркестром Всесоюзного радио, симфония затем многократно исполнялась в СССР и за границей, войдя также в репертуар таких крупнейших американских дирижёров с мировыми именами, как Леопольд Стоковский и Юджин Орманди. К слову, в наше время Первую симфонию Хренникова неоднократно исполнял и наш выдающийся современник Юрий Башмет, сказавший, что «в этой музыке всё так ясно, так грамотно, так правильно».
Не подвергая это первое симфоническое сочинение композитора детальному разбору, тем не менее, подчеркнём: оно было индивидуальным по своей концепции, языку, образному содержанию, выпукло контрастным, мелодически и ритмически выстроенным. Важно отметить и то, что в нём просматривалась связь с русской классической традицией в том её понимании, которое сложилось в творческой школе его учителя Виссариона Шебалина. В его классе Хренников занимался в консерватории, а также и после её окончания, когда с 1936 по 1938 год продолжил с ним занятия, но уже в классе высшего мастерства.
Вторую свою симфонию Тихон Николаевич завершит в 1942 году. А несколько позже он займётся её переработкой. В окончательной редакции она впервые прозвучит в июне 1944 года в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио под руководством замечательного дирижёра Николая Голованова. Публика и критика тепло примут это произведение, в котором будут перекликаться современность темы и музыки симфонии. Ослепительно яркое это произведение прославляло мужество советских людей, героизм их бессмертных подвигов в годы Великой Отечественной войны.
Пройдёт тридцать лет, и 11 марта 1974 года Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР под управлением его главного дирижёра Евгения Светланова исполнит Третью симфонию Хренникова, имевшую огромный успех. Бывший, естественно, не случайным. Художественные достоинства партитуры, написанной с высоким мастерством и подлинным вдохновением, насыщенной динамикой, всё время державшей слушателя в напряжении, станут неким итогом многолетних раздумий композитора о жизни, о месте человека в современном мире.
Одной из интереснейших страниц в творчестве Хренникова станет его Второй фортепианный концерт, завершённый мастером в 1971 году, в партитуре которого три части: Интродукция, Соната и Рондо. Крупномасштабное, конструкционно стройное симфоническое произведение, отточенное до совершенства, завершалось темой мечты… «Такое решение цикла представляется весьма оригинальным и несколько неожиданным, — отмечал Е. Светланов, под управлением которого Государственный академический симфонический оркестр СССР впервые его исполнил 8 февраля 1971 года в Большом зале Московской консерватории. — Тем не менее форма произведения рассчитана точно и убедительно. Здесь проявилось верное ощущение целого, пропорций между частями, а также и внутри каждой из них. И чем больше слушаешь концерт, тем убеждаешься в органичности концепции, предложенной автором».
Второй концерт для фортепиано с оркестром, встреченный слушателями с восторгом, будет справедливо отмечен и критиками, и публикой. Он станет вершиной творчества не только композитора, но и всей советской симфонической музыки. В 1974 году Хренников за это сочинение будет удостоен Ленинской премии.
«Произведение это, возникшее в период расцвета таланта признанного мастера, — одно из высших достижений советского музыкального искусства, — писал 22 апреля 1974 года на страницах «Правды» председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР Николай Тихонов. — Оно концентрирует в себе лучшие черты художественной индивидуальности композитора, представляет его как художника, смело расширяющего свои творческие горизонты.
Значительность и современность содержания концерта, жизнеутверждающий характер музыки, демократическая направленность снискали ему быстрое и горячее признание. За два года Второй фортепианный концерт Т. Хренникова обошёл концертные эстрады более тридцати городов Советского Союза и многих зарубежных стран, заняв прочное место в репертуаре ряда коллективов и солистов. Огромный успех сопутствовал его авторскому исполнению.
Слушателей неизменно привлекают ясность и ёмкость мысли, мастерство формы, неистощимая творческая фантазия, которая проявляется сугубо по-хренниковски, а вместе с тем прочно опирается на традиции отечественной классики».
Следует сказать, что Хренников всегда был не просто художником-реалистом, но и творцом-новатором с несомненной симфоничностью мышления. При этом отметим и то, что его произведения были современны в техническом исполнении, ритмичны, в них ощущались энергия и живость музыкального письма. Но и тематика их позволяла слушателю слышать пульс времени и видеть в них день сегодняшний.
Потому и волновали они миллионы советских граждан, что наблюдался в них пафос созидания советского общества; эпическое осмысление революционного прошлого; стальная несокрушимость в борьбе с врагом; радостное восприятие социалистической действительности; полнота мирной, созидательной жизни огромной страны, строящей по-настоящему свободное и справедливое, многонациональное государство. И отображал современность Хренников одновременно чётко и просто, но и выразительно, монументально. Иначе он своё творчество, реалистическое по характеру, но и новаторское по методу воплощения, не представлял.
«Реалистическая направленность искусства открывает перед каждым художником широчайший простор для проявления творческих склонностей, своеобразия стиля и темперамента, выбора средств выразительности, — писал композитор в статье «Языком музыки: Художник и время», опубликованной в «Правде» 10 декабря 1970 года. — Пытливый художник всегда творит в ногу со временем. Чутко прислушиваясь к музыкальной атмосфере эпохи, он обязательно привносит новые черты в музыку, обогащает её интонационный склад, мелодию, гармонию, ритм, способствует развитию жанров. Такой творческий поиск диктуется содержанием самой нашей жизни, её стремительным движением вперёд».
А ведь Тихон Николаевич ко всему прочему являлся ещё и превосходным исполнителем своих сочинений. И уровень его исполнительского дарования у профессионалов-музыкантов не вызывал и толики сомнений. Тот же Е. Светланов, бывший непререкаемым авторитетом в мире музыки, так высказывался о Хренникове-пианисте, которого мог наблюдать на многих концертах на протяжении не одного десятилетия: «Прекрасное пианистическое дарование Хренникова не вызывает сомнений. Казалось бы, что для композитора, садящегося за фортепиано, чтобы исполнить им же созданное сочинение, не возникает сложных проблем. И тем не менее каждый раз, где бы ни приходилось выступать Хренникову, он относится к любому своему выступлению с исключительной ответственностью, не прощая себе ни малейшего исполнительского просчёта. Его выступлениям всегда предшествует огромная напряжённая работа за инструментом…
…Исполнительское дарование Хренникова всецело связано с характером его музыки. Вот почему так ярко и неповторимо звучание его произведений в авторском исполнении. Предельная эмоциональность, ясность замысла, большая простота в сочетании с необыкновенной силой жизнеутверждения — вот основные черты хренниковской музы, столь отчётливо предстающие перед слушателями, когда сам композитор — за роялем».
Многогранное творчество Хренникова, отмечавшего, что он не мог из всех жанров, в которых работал, выбрать «единственный, чтобы отметить его особым пристрастием», по сути, и говорило о человеке и служило ему же. Им в разные годы были написаны: оперы «В бурю» (либретто А. Файко и Н. Вирты), «Фрол Скобеев» («Безродный зять») (либретто С. Ценина), «Мать» (либретто А. Файко), «Мальчик-великан» (либретто Н. Сац и Н. Шестакова), «Много шума… из-за сердец» (либретто Б. Покровского), «Доротея» (либретто Я. Халецкого), «Золотой телёнок» (либретто Я. Халецкого); балеты «Наш двор» (либретто Н. Касаткиной и В. Васильева), «Любовью за любовь» (либретто В. Боккадоро и Б. Покровского), «Гусарская баллада» (либретто О. Виноградова и Д. Брянцева), «Наполеон Бонапарт» (либретто А. Белинского и А. Петрова), «Капитанская дочка» (либретто В. Бутримовича); оперетты «Сто чертей и одна девушка» и «Белая ночь» по пьесам Е. Шатуновского; героическая музыкальная комедия «В шесть часов вечера после войны», впервые поставленная в 2003 году на сцене Омского государственного музыкального театра.
Также Хренников был автором музыки к драматическим спектаклям: «Мик», «Много шума из ничего», «Большой день», «Шёл солдат с фронта», «Романтики», «Дон-Кихот», «Давным-давно», «Офицер флота», «Умные вещи» и др. Ну и, разумеется, прекрасная музыка композитора звучит в кинофильмах «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Поезд идёт на Восток» и «Кавалер Золотой Звезды» Ю. Райзмана, «Донецкие шахтёры» Л. Лукова, «Верные друзья» М. Калатозова, «Капитанская дочка» В. Каплуновского, «Гусарская баллада» Э. Рязанова, «Товарищ Арсений» И. Лукинского, «Пароль не нужен» Б. Григорьева, «Руслан и Людмила» А. Птушко, «Додумался, поздравляю!» Э. Гаврилова, «Время выбрало нас» М. Пташука, «Дуэнья» М. Григорьева, «Антарктическая повесть» С. Тарасова, «Любовью за любовь» Т. Березанцевой и других.
Содружество композитора с киноискусством было в действительности довольно продуктивным. «…Я люблю писать музыку для кино, — свидетельствовал Хренников. — Особенно к кинофильмам, где музыке предназначена серьёзная роль. И здесь меня привлекает именно конкретность задания, определённость образов, ситуаций. Всё это как бы импульс к действию, первый шаг, вызывающий ответную реакцию в композиторской фантазии, а чаще всего неожиданные музыкальные ассоциации…»
Главным же выразительным средством, позволявшим широкой аудитории воспринимать киномузыку Хренникова, была, само собой, песня. Да и вообще, песням композитора был свойственен необычайно богатый образный диапазон, филигранно отточенное мастерство музыкального языка, замечательная скульптурная рельефность мелодий, сразу непроизвольно западавших в память. Недаром же многими нашими согражданами Хренников воспринимался именно как композитор-песенник. Это не совсем верно, так как прежде всего Тихон Николаевич — крупнейший отечественный автор симфонической музыки, исполнявшейся авторитетнейшими коллективами под руководством дирижёров с мировыми именами.
И всё же песни Хренникова по-настоящему бесподобны. Ну кто, скажите, из старшего поколения россиян, да и всех тех, кто продолжает числить себя советскими людьми, живущими сегодня в других странах, не помнит «Песню о Москве» на стихи В. Гусева из легендарного фильма «Свинарка и пастух»? А разве забыта духоподъёмная «Песня артиллеристов» на слова В. Гусева, впервые исполненная в 1943 году Краснознамённым ансамблем красноармейской песни и пляски СССР?
Или, может быть, позабыта одна из самых лиричных песен в истории советского песенного искусства «Что так сердце растревожено» на стихи М. Матусовского из фильма «Верные друзья», блестяще исполнявшаяся А. Борисовым, Г. Отсом, Е. Кибкало, М. Магомаевым, И. Кобзоном, С. Захаровым, В. Герелло, О. Погудиным и многими другими? Ну а как возможно не помнить песню «Московские окна» на стихи М. Матусовского, впервые исполненную Л. Утёсовым, а затем и многими другими отечественными замечательными певцами? А неужто заслуживает забвения песня «Как соловей о розе» на стихи П. Антокольского, которую чарующе исполняли такие мастера, как С. Лемешев, Ю. Гуляев, М. Магомаев? К счастью, эти замечательные песни в народе нашем продолжают жить.
Вообще-то о песнях Хренникова можно говорить долго и каждую из них рассматривать в отдельности. За неимением такой возможности сошлёмся на слова А. Холминова, предельно верно охарактеризовавшего это направление в деятельности своего старшего товарища по профессии: «Он — один из классиков советской песни, внёсший огромную лепту в это поистине уникальное явление современной музыки. Здесь вновь открывается его неиссякаемый мелодичный дар. Его песни, часто звучащие с киноэкрана и театральной сцены, обладают удивительным обаянием, пронизаны особой доверительной интонацией. И когда Хренников говорит в своих песнях о Родине, о народе, о его свершениях, о дружбе, о любви, он умеет это делать без помпы, с настоящей искренностью. Сколько здесь сердечности, силы, проникновения в души людей! В каждой мелодии обязательно скрыта «изюминка», которая делает мелодию неповторимой, единственной. Я думаю, этим мелодиям суждена долгая жизнь. Да и теперь они уже прошли надёжную проверку временем. Некоторые из них, по сути дела, стали народными, их порой поют, не зная имени автора. И без них нельзя представить себе современный музыкальный мир нашего народа».
Для музыки Хренникова вообще была характерна задушевность и взволнованность, широта эмоционального диапазона. В ней, если разобраться, было буквально всё: драматизм и жизнеутверждающее настроение, юмор и лирика, ритмичность и возвышенность. И в разнообразии этом в полной мере раскрывались коренные качества его дарования. Потому-то и было оно многоплановым, позволяя Хренникову не замыкаться в пределах одной жанровой сферы, а работать в полную мощность своего таланта практически во всех жанрах, которые были ему творчески и идейно близки и дороги.
Долгие годы Тихон Николаевич посвятил преподавательской деятельности. Профессор класса композиции Московской консерватории, он воспитал несколько десятков хороших композиторов-профессионалов, продолжающих и сегодня свою творческую деятельность. О том, каким он был наставником, подробно рассказывал один из талантливейших его учеников, ныне крупнейший российский композитор Александр Чайковский: «Встречи, занятия с ним очень много дают каждому из нас как композитору и человеку. Тихон Николаевич с самого начала приучает с большой требовательностью относиться к каждому такту сочиняемой нами музыки, пусть даже заведомо ученической. Заставляя нас по нескольку раз переделывать неудачное место, учит профессионализму, мастерству и в то же время терпению и трудолюбию. Удивительно, как точно определяет Тихон Николаевич часто неясно выраженную манеру письма каждого своего ученика в отдельности.
И очень часто тонко, с большим тактом, не ограничивая индивидуальность молодого музыканта, Тихон Николаевич занимается с ним композиторской техникой, приучая с каждым разом всё к более и более высоким критериям… Наш профессор на уроках всегда доброжелателен, но в то же время требователен. Замечания его всегда конкретны и, что очень важно, основательны. И даже если Тихон Николаевич полностью раскритиковал новое сочинение или заставит несколько раз переделывать, мы понимаем, что этот большой мастер советской музыки прав, и скорей хочется исправить то, что оказалось неудачным, сделать лучше…
Он часто говорит, что его цель — никоим образом не ущемлять творческую индивидуальность ученика, а только бережно направлять её и дать ей свободно развиваться. И надо сказать, что ему это блестяще удаётся…»
Сорок три года Тихон Николаевич бессменно руководил деятельностью Союза композиторов СССР. Руководил авторитетно, сплачивая советских композиторов в их творческой работе и гражданском служении, способствуя тем самым повышению идейно-художественного и содержательного наполнения советской музыки, в итоге за эти четыре десятилетия подарившей стране немало славных имён и достойных произведений.
О той каждодневной работе Хренникова по руководству композиторским Союзом следует привести слова коллеги Тихона Николаевича по секретариату Союза композиторов СССР, председателя правления Союза композиторов РСФСР, виднейшего русского советского мастера Родиона Щедрина: «В значительных успехах советской музыки <…> есть определённая личная заслуга руководителя Союза композиторов СССР. Я много лет ежедневно наблюдаю его на этой работе вблизи, и, может быть, мне это виднее, чем другим. Что же делает Тихона Николаевича настоящим музыкальным вожаком? Сочетание авторитета музыканта с редкими человеческими достоинствами.
Талант радоваться достижениям других — собратьев, коллег. Ничей успех не чужой! Искренний интерес к музыке других. Умение воспринимать услышанное объективно — не через очки своих стилевых пристрастий. Подлинная доброжелательность.
Сверхмобильные реакции. Способность всё схватить и понять с «четверти тона», мудрость стратегии, колоссальный опыт человеческого общения. Абсолютная неподверженность панике в трудных условиях — будь то острая дискуссия, жаркий спор, горячая обстановка предпленумной страды».
Будучи главой Союза композиторов СССР, Хренников очень многим своим коллегам по призванию и профессии оказывал действенную помощь. И делал он это совершенно сознательно и, разумеется, бескорыстно. Так, будущему известнейшему композитору Евгению Крылатову он помог получить квартиру в Москве, вытянув своего ученика с семьёй из каких-то закоулков, где одарённому музыканту приходилось ютиться. Помогал он и глубоко верующему талантливому композитору Алемдару Караманову, у которого были проблемы с представителями власти. И подобных примеров можно привести множество. Хренников на самом деле, а не на показ был добрым, щедрым, отзывчивым человеком.
Эти лучшие человеческие качества помогали ему и в его многолетней и широчайшей общественной деятельности, требовавшей от Тихона Николаевича полной самоотдачи, ведь, помимо многолетнего исполнения обязанностей депутата Верховного Совета СССР, председателя советско-итальянской парламентской группы, ему приходилось также избираться депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом партийных съездов, членом Центральной ревизионной комиссии и кандидатом в члены ЦК КПСС. Большую работу он вёл и как заместитель председателя Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР, и как президент Ассоциации деятелей советской музыки Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.
Герой Социалистического Труда, народный артист СССР и РСФСР, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, премии Президента РФ в области литературы и искусства, кавалер четырёх орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Почёта, медалей, а также орденов зарубежных государств и общественных наград, Тихон Хренников болезненно переживал распад СССР. В последние годы жизни он негативно высказывался о перестройке и той трагедии, которая произошла с великой страной.
«Здесь было предательство наших руководителей, — говорил композитор корреспонденту газеты «Завтра». — Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачёва и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства — вы вспомните конец 80-х годов — начало 90-х, когда со всей советской интеллигенцией расправлялись по указке свыше». Увы, эту участь пришлось пережить и Хренникову…
Прошло уже пятнадцать лет с тех пор, как выдающийся русский советский композитор перешагнул порог вечности и был похоронен в своём родном Ельце, на территории мемориального дома-музея. Но стало ли его творчество с тех пор более востребованным? Думается, что да, стало. По крайней мере, десять лет тому назад, к столетнему юбилею мастера, состоялось немало знаковых мероприятий, и с больших сцен вновь звучала его чарующая, одухотворяющая, жизнеутверждающая, помогающая забывать невзгоды и верить в добро, справедливость, саму земную жизнь музыка… Музыка на все времена!