Телеканал «Красная линия»: Сергей Обухов рассказал о влиянии различных итогов СВО на политические процессы в России
В Калужской области прошел XIV Форум специалистов политических профессий, собравший несколько сотен региональных и федеральных политтехнологов, политических аналитиков, электоральных юристов.
В рамках Форума с участием представителей парламентских партий состоялась панельная дискуссия «Образ будущего партийной системы России: актуальные вызовы и горизонт-2031». Эксперты обсуждали следующие темы:
1. Большие парламентские партийные машины накануне кампании-2026: стратегии, технологии, активность.
2. Общественная поддержка партий, ее динамика.
3. Экспертная модель Госдумы-2026: сколько партий?
4. Есть ли общественный запрос на новую повестку и новых партийных игроков? Горизонт-2031.
Надо сказать, что экспертное сообщество «Единой России» на Форуме активно продвигало тезисы о стабилизации «путинского большинства». При этом от имени политадминистраторов в регионы транслировалась установка на сохранение на парламентских выборах 2026 года за «Единой Россией» конституционного большинства. Даже назывались установочные цифры для региональных политадминистраторов: явка 55%, голоса за «Единую Россию» – тоже 55%. Одновременно внушался тезис о возможной перезагрузке партийной системы и смене руководства в КПРФ и СРЗП и приходе в Думу новых «игроков».
От КПРФ в дискуссии участвовал член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов, который представил свое, альтернативное единороссовскому, видение возможных политических процессов к думским выборам 2026 года.
Вот как оценивают коммунисты сложившуюся в стране политическую систему и какими видят вероятные сценарии развития ситуации.
1. Прежде всего, Сергей Обухов не согласился с навязываемым сценарием получения «Единой Россией» конституционного большинства на выборах в Госдуму-2026. Из нынешней «развилки» после ЕДГ-2024, хода СВО, продолжающейся мировой турбулентности есть, по мнению С. Обухова, четыре вероятных направления движения – отсюда и четыре вероятных сценария развития ситуации к следующим выборам в Госдуму, к ЕДГ-2026. Какой из них будет реализован или будет гибридный сценарий – покажет ближайший 2025 год.
Сценарий первый – это «сохранение статус-кво»: на СВО идет последовательное и небыстрое выдавливание ВСУ с территории ЛДНР и из Курской области, продолжающиеся финансово-экономические качели прежнего либерального курса, сохраняющийся общественный невроз, преимущественно на уровне апатии, возможность в таких условиях для политадминистраторов манипулировать избирательным процессом, в том числе через разрастание ДЭГа и превращение все новых регионов в «электоральные султанаты». Как следствие, попытка сохранить доминирование «Единой Россией» и ее сателлитов в лице ЛДПР и Новых людей, попытка лишить КПРФ статуса второй политической силы страны.
Сценарий второй – это «заморозка СВО» как «триумф Траска» (Трамп + Маск): повторение «Минских/Стамбульских соглашений», не решающих заявленных целей СВО, падение цен на нефть, сверх инфляция и дыры в бюджете, апатия в регионах переходящая в неопасные для власти локальные вспышки протеста, «закручивание гаек» и ренессанс либералов, шельмование КПРФ и мантры о достижении целей СВО. Здесь, с одной стороны, в условиях «закручивания гаек» дальнейшее усиление имитационности в политическом и выборном процессе, усиление административно-силового пресса. С другой, при излишнем «закручивания гаек» возможна дисфункция властной вертикали и восстановление конкурентного политического процесса.
Сценарий третий – это прилет т.н. «черных лебедей». Эти «птички» могут прилететь как на внутреннем, так и на внешнем треке. Внутри страны это могут быть техногенные катастрофы или пропущенная атака врага на объекты критической инфраструктуры, что может потянуть за собой не только коллапс систем жизнеобеспечения в ряде регионов, но даже потребительский кризис. А на внешнем периметре может случиться полноценная война между Ираном и Израилем или Китаем и Тайванем, что обвалит-обрушит и финансовые рынки, и продовольственные, и может попросту переформатировать и международные отношения и имеющиеся договоренности. Этот фон для думских выборов самый непредсказуемый по последствиям.
Четвертый сценарий – это про «эскалацию напряженности», про прямое втягивание НАТО в нашу СВО, про обмен ударами, про … В общем не хотелось бы такого! Здесь уже вопрос о возможности парламентских выборов в условиях, скажем так, реального военного положения.
2. В условиях противоречивых и разнонаправленных тенденций в период подготовки к думским выборам обстановка становится все более и более идеализированной! Да-да, при том, что фактически все партии кроме КПРФ в России де-идеологизированы, наступает время идеологии и идеологем.
Это, кстати, хорошо понимает президент Путин, когда, выступая в «Валдайском клубе», заявил, что «существующая модель капитализма исчерпала себя», и он не хочет возвращения к тому курсу, которым шла Россия до 2022 года. Говоря простым языком: «Гудбай, Чубайс, прощайте либералы!»
Но здесь как раз ключевой идеологический вопрос: а что вместо нынешнего олигархического капитализма и системы, выстроенной либералами до 2022 года? Вот здесь основное поле идеологической борьбы, пространство для навязывания разными политическими силами своей повестки в условиях подготовки к думским выборам 2026 года.
Именно поэтому лидер КПРФ Г.А.Зюганов идет дальше Путина в постановке идеологических проблем и заостряет: «Нам нужна ПОБЕДА. В противном случае – поражение. Для государства и страны поражение – это развал. Этого и добиваются англосаксы». А потом еще: «Сейчас главный вопрос для Путина и его окружения – куда идти и с кем идти. Путин должен уяснить простую истину: находясь в конфликте с мировым капиталом – с глобалистами – строить капитализм невозможно. Можно только разрушаться и деградировать под предлогом его строительства».
3. На выборах президента России в 2024 году кандидат-коммунист Николай Харитонов прямо заявил, что после СВО будет социализм! Этот лозунг в той или иной степени одобрило 40% россиян. И свежие социологические исследования (Russian Field подтвердили: 45% россиян хотят жить в социалистическом государстве, а остаться в капиталистическом хотят немногим менее 15% (позиции остальных – ближе к неопределившимся по базовому водоразделу).
4. Наш ЦИПКР ведет мониторинг по СМИ повестки, транслируемой политическими партиями. И в подтверждение популярности социалистических идей и взглядов в современной России: слова «социализм» и «социальная справедливость» в своих публикациях используют ВСЕ парламентские партии, и если первое место КПРФ понятно, то на втором месте – «Единая Россия», а на третьем – ЛДПР, вроде бы «профильные» эсеры только четвертые (данные системы «Медиалогия» за сентябрь-ноябрь 2024 г.).
5. Что происходит с выборами в последнее время? Мы видим явное усиление «силовой составляющей» в ущерб конкурентно-политической: ставка на силовой ресурс во внутренней политике остается доминирующей. При всех новациях и трансформациях внутриполитического блока АП последних лет, заметно как сам этот блок становится все более зависимым от силовиков. Президиум ЦК КПРФ по итогам ЕДГ-2024 выделил ключевые особенности выборов в условиях СВО. Среди них – Вопреки интересам развития общества, при организации выборов не было обеспечено содержательное обсуждение перспектив развития страны;
– Власти разных уровней шли по пути административного «выжимания» заданного результата, не заботясь о должной чистоте избирательных процедур.
– Политическая конкуренция искусственно ограничивалась;
– Расширилась практика недопуска и снятия представителей КПРФ с выборов;
– Дальнейшие шаги по внедрению дистанционного электронного и трёхдневного голосования противоречат самой идее прозрачных, чистых и честных выборов.
Да, несмотря на различные формы давления на избирателей, КПРФ вновь проявила себя как действенная политическая организация. Партия сохранила статус ведущей оппозиционной силы. Программные предложения КПРФ получили широкую поддержку граждан.
Вместе с тем, очевидно, что «сплочение вокруг флага» в условиях СВО используется партией власти для усиления имитационной составляющей в выборном процессе в ущерб конкурентно-политической за счет усиления административного пресса и выхолащивание конкурентных выборных процедур.
6. В стране по-прежнему неизменными остаются электоральные аксиомы:
Первая – по факту сейчас есть «три перманентные России»:
◾Одна – всегда за власть
◾Вторая – всегда против власти
◾Третья – «болото», деполитизированная масса, которая обычно заявляет социологам «не интересуюсь политикой», но в важные моменты истории страны склоняется на ту или иную сторону.
Вторая – в стране есть «три типа региональных административных машин»:
◾«Электоральные султанаты»
◾Высокий уровень управления электоральными процессами
◾Обычный уровень управления электоральными процессами
В условиях СВО идет увеличение количества регионов, характеризуемых экспертами как «электоральные султанаты».
Третья электоральная аксиома: политический процесс всегда двухкомпонентный:
* политически-конкурентный.
* «имитационный» за счет административно-силовой составляющей в политпроцессе.
И именно от соотношения этих составляющих зависит степень «имитационности», «декоративности» в политических процессах. В период СВО, апатии вызванной повышенной тревожностью и общественным неврозом, растет роль административно-силовой составляющей в политпроцессе.
7. Что необходимо обязательно сказать в завершение:
Идеология КПРФ на сегодняшний день – лучшая и, по сути, единственная.
Проект развития страны есть сейчас только у КПРФ.
Коммунисты были правы и 20, и 30 лет назад, правы и сейчас.
В итоге КПРФ «достучится» до большинства, потому что опять только коммунисты говорят полную правду.
А в момент истины только истина и будет важна!