Публицист Валентин Симонин: Метаморфозы вчерашних друзей и врагов
Журналист «Российской газеты» Владимир Снегирёв посетил во Франции известного художника и скульптора Михаила Шемякина.
Надо полагать, что предварительная
договорённость о встрече у них была. Вполне возможно, что при этом были
обговорены и темы предстоящей беседы. Но о чём бы они в действительности ни
говорили, в пересказе для читателей журналист вправе выставить на первый план
то, что он считает для себя самым важным, или то, о чём спросить его
попросила/дала задание редакция. А редакцию, судя по рубрике материала «Споры
во Франции о русской революции», опубликованного в номере от 2 июня под
заголовком «Бастионы Шемякина», интересовало отношение художника и скульптора к
Великому Октябрю.
Эта тема сегодня находится в центре
внимания всей российской журналистики, как печатной, так и электронной. Давно
замечено, что для части пишущих и «вещающих» коллег приближающийся 100-летний
юбилей социалистической революции стал предлогом для её дискредитации, этакого
отторжения. Одним из таких журналистов, вполне очевидно, является и В.Снегирёв.
В М.Шемякине, в своё время считавшимся диссидентом, высланном из Советского
Союза в 1971 году, он, видимо, надеялся встретить «родственную душу».
Порадовать редакцию материалом «на заданную тему в нужных параметрах». Но - увы
и ах! – фокус не удался.
В.Снегирёв отмечает, что «как-то сразу наш
первый разговор пошёл на очень серьёзную тему. Про уроки Русской революции». И
сразу же выяснились кардинальные расхождения в оценке политических событий
начала прошлого века: «По Шемякину революция была неизбежной и необходимой. Я
возразил:
- Ну, насчёт необходимости готов с тобой
поспорить. Россия и так развивалась энергично, шла по пути европейских
демократий, причём эволюционным путём. Отмена самодержавия, думский
парламентаризм, реформы Столыпина… Кому была необходима эта революция?»
Примечательна в этом вопросе одна
немаловажная деталь. В нём как в какой-нибудь батальной картине смешались кони,
люди, пушки и всё тонуло в пороховом дыму, а главное даже не было и упомянуто.
Реформы Столыпина, странно, что это не известно В.Снегирёву, начались ещё при
царе, но что бы ни было при этом задумано, не увенчались успехом: ни
переселение крестьян в Сибирь, ни безболезненная ликвидация общинного
землепользования. Из Сибири крестьяне возвращались в родные места, а кулацкие
отруба лишь ускорили классовое разделение в деревне, разожгли огонь ненависти к
мироеду-кулаку. «Думский парламентаризм» образца «европейских демократий»
показал себя во всём блеске, проголосовав за военные кредиты и молча «проглотив»
арест царской властью фракции социал-демократов и высылку её членов на
поселение в Сибирь за то, что они были против.
Впрочем, скажем о главном: В.Снегирёв ни
слова не сказал о том, что Великий Октябрь вывел народ России из
империалистической бойни Первой мировой войны. М.Шемякин замечательно сказал,
что в революции был заинтересован народ и процитировал воспоминания генерала
Брусилова: «… в 1914 году солдаты не знали, что такое Германия, не понимали, с
кем они воюют. Была такая поголовная неграмотность. Мы очень плохо обращались
со своим народом. Дома говорили по-французски, аристократия считала мужика
вонючей сволочью. Революция сильно изменила облик лапотной России, выдернула
страну из темноты».
Да, хороший ответ, но он не остудил пыл
журналиста В.Снегирёва. «Хорошо, а что сделали большевики, захватив власть?
Лучших крестьян – тех, кто умел и хотел работать, и чьим трудом Россия была
главным экспортёром зерна, - вывезли в сибирские болота или расстреляли, а всех
босяков согнали в колхозы, отняв у них паспорта и превратив в рабов. Это лучше?»
В этом месте диалога журналист В.Снегирёв
использовал некое отработанное «демократической общественностью и печатью»
клише о «зверствах большевиков» в отношении «справных крестьян». Смешно,
конечно, но неужели он не знает, что экспорт зерна из России в дореволюционное
время обеспечивали не единоличные крестьянские хозяйства, подворья, а крупные
сельскохозяйственные предприятия, как их тогда называли – экономии,
располагавшиеся на юге страны. Главный доход их хозяев давала эксплуатация
сельского пролетариата, батраков, у которых не было ни кола, ни двора. Зерно
экспортировали, а россияне в это время недоедали.
В период коллективизации сельского
хозяйства кулаков, или тех, кто был к ним причислен, действительно выселяли из
родных мест, но отнюдь не обязательно в болота, как считает В.Снегирёв и иже с
ним. Известно, что отца и брата поэта Твардовского выселили из хутора после
отказа вступить в колхоз, но они выжили. Паспорта колхозникам до середины
1950-х годов на руки не выдавали, но это не означает, что их не было совсем. И
система их проживания в сельской местности не было уж столь герметичной,
рабской, как это видится В.Снегирёву. Власти было важно сдерживать
неконтролируемое переселение крестьян в города, как это было в России после
отмены крепостного права в 1861 году.
Неужели журналисту В.Снегирёву неизвестен
факт существования в Советском Союзе системы Организованного набора рабочих.
Процитирую ему и всем, кто паразитирует на теме отсутствия у колхозников
паспортов, статьи из Большой Советской энциклопедии: «Организованный
набор рабочих в СССР, одна из форм планового межотраслевого и территориального
перераспределения трудовых ресурсов, используемая государством в целях
обеспечения народного хозяйства рабочей силой и удовлетворения потребности
трудоспособного населения в рабочих местах (трудоустройство граждан). О. н. р.
возник в начале 30-х гг. в условиях ликвидации безработицы, преодоления
аграрного перенаселения и резкого увеличения потребности промышленности,
строительства, транспорта в рабочей силе в связи с развёртыванием
индустриализации страны. До Великой Отечественной войны 1941—45 ежегодно на предприятия
промышленности, строительства, транспорта через организованный набор
направлялось в среднем около 3 млн. колхозников».
И это была одна форма, а были ещё и
другие, такие, как, например, служба в Советской армии, после которой некоторые
бывшие колхозники поступали учиться в военные учебные заведения. Школьникам,
получившим аттестаты с высокими баллами, никто не запрещал поступать в
институты и университеты. Были и другие возможности, так что напрасно некоторые
«радетели за народ» очень сильно переживают за страдания «беспаспортных»
крестьян, сами-то они в этом факте не видели какого-либо рабства.
Но вернусь к диалогу В.Снегирёва с М.Шемякиным.
Художник и скульптор признал, что после революции были совершены ошибки.
«Преступления?» - попытался дожать его В.Снегирёв. Ан не получилось – «Нет,
ошибки. Лес рубят, щепки летят».
На этом можно поставить точку, но всё-таки сделаю некое заключение. У В.Снегирёва не получилось сделать из М.Шемякина единомышленника, чем явно хотелось порадовать редакцию «Российской газеты». Я думаю, внимательный читатель заметил моё удивление тем, что В.Снегирёв не знает советской истории. А удивляюсь я потому, что в 1988 году он из «Комсомолки» перешел работать в «Правду», где возглавил отдел информации. Год спустя он стал членом редколлегии, то есть вошёл в состав руководства газеты. Ушёл из неё в 1991 году. У «Правды» в те годы была очень хорошая библиотека, любой вопрос можно было изучить почти досконально. Но тут на память приходит испанская поговорка, которая в переводе на русский язык звучит так: «Некто вошёл в университетский город Саламанка, но Саламанка в него – нет!» Остаётся только пожалеть журналиста, который работал в газете, идеологию которой не понимал и не принимал. Но это, как говорится, его проблемы. Но забавно, как жизнь иногда поворачивает людей в ту или иную сторону: вчерашний единомышленник становится злобным оппонентом, а тот, кого считали непримиримым противником, оказывается единомышленником, которому хочется пожать руку.