Юрий Афонин: Прекращение реализации проекта мегасвалки в Шиесе – большая победа коммунистов и всех жителей русского Севера
Правительство Архангельской области исключило «Экотехнопарк «Шиес» из реестра приоритетных инвестиционных проектов региона, а также в одностороннем порядке расторгло соглашение с застройщиком ООО «Технопарк» о сопровождении инвестиционного проекта. А ведь мало кто верил, что этот проект, обещавший огромные прибыли крупному капиталу, удастся остановить. Заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин убежден: ключевую роль сыграла мощная волна народного протеста, которую сумели поднять коммунисты.
Юрий
Вячеславович
Два года у всей России на слуху было название «Шиес». Потому что два года назад у этой маленькой железнодорожной станции в Архангельской области было затеяно строительство свалки чудовищного масштаба – на десятки миллионов тонн отходов. Соглашение об этом было заключено правительством прежнего губернатора региона Игоря Орлова. Особо циничным выглядело то, что мусор планировалось завозить московский. В уродливой экономике российского капитализма Москва стала «пылесосом», вытягивающим деньги из всей страны. А взамен изъятых денег российской провинции было предложено за малую мзду принимать столичный мусор.
Для пиаровского сопровождения мусорного мегапроекта была нанята огромная орда пиарщиков. Продуктом их жизнедеятельности стали сотни рекламных сюжетов в СМИ. Для отбеливания проекта были прикуплены и многие популярные блогеры. О, какие сладкие песни пелись! Будущий объект вообще никогда не назывался «свалкой». Только – «экотехнопарком». По версии пиарщиков, отходы в Шиес должны были поступать только после тщательной сортировки. Якобы все, что может быть переработано и повторно использовано, из этих отходов уже будет извлечено. А пищевых отбросов не будет вообще. И ничего не будет вонять.
Но депутаты-коммунисты Архангельского областного Собрания депутатов нашли отличный способ протестировать шиесский проект. Они внесли на рассмотрение регионального парламента законопроект, вносящий поправки в закон «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области». Дело в следующем. На федеральном уровне есть ряд нормативно-правовых актов, которые устанавливают определенные требования к обращению с отходами. Эти акты, в частности, запрещают захоронение отходов, содержащих полезные компоненты. Нельзя захоранивать все, что можно переработать. В частности, запрещено захоранивать бумагу, стекло, пластмассу, автомобильные шины. Кроме того, запрещено захоронение отходов, требующих особого контроля. Законопроект КПРФ предлагал закрепить эти положения в областном законе.
Казалось бы, какие могут быть возражения? Но большинство заксобрания решительно заблокировало законопроект. Вот тут и стало ясно: никто московский мусор серьезно сортировать не собирается. Накладно это. Прибыли мусорных капиталистов снизятся, если сортировать. Просто хотели привезти десятки миллионов тонн этого мусора и зарыть в северную землю со всеми вытекающими последствиями для природы и живущих вокруг людей. А ведь в самой непосредственной близости от запланированной мегасвалки – две речки из бассейна Северной Двины, главной артерии русского Севера. Фильтрация токсичных веществ в эти реки – угроза отравления сотен тысяч квадратных километров российской земли.
Центральное руководство КПРФ, лидер партии Геннадий Андреевич Зюганов постоянно ставили вопрос Шиеса на общероссийскоми уровне – и в СМИ, и на встречах с представителями федеральной власти. В своем заявлении «Власти обязаны прислушаться к защитникам русского Севера» Г. А. Зюганов отмечал: «Вопросы качества воды, воздуха и окружающей среды в целом затрагивают жизненно важные интересы абсолютно каждого гражданина России. Упорное нежелание власти признать остроту проблемы, найти эффективные, современные средства ее решения, отсутствие диалога с обществом ведут к стремительному росту социального, а затем и политического самосознания. И это не результат деятельности внешних сил, зловещего Госдепа, которым уже давно и безуспешно пугают людей. Это результат действий самой власти, ее полного пренебрежения интересами народа».
Коммунисты двух регионов – Архангельской области и Республики Коми – развернули протестную борьбу против мусорного мегапроекта. В обоих регионах КПРФ также поставила вопрос об отставке тогдашних губернаторов – Орлова и Гапликова.
Особо массовым протест получился в Коми. Ведь Шиес находится совсем недалеко от границ Коми, а столица республики Сыктывкар ближе к Шиесу, чем Архангельск. На один из митингов, организованных коммунистами, в 240-тысячном Сыктывкаре вышли более 8 тысяч человек (это как если бы в Москве прошел гигантский митинг численностью в 400 тысяч!).
Сначала власти решили реагировать репрессиями. Митинги запрещали. Имели место силовые задержания активистов. На коммунистов налагались штрафы в десятки тысяч рублей, в частности, штрафу подвергся первый секретарь Коми рескома КПРФ Олег Михайлов. Но народный протест только разрастался. Близ стройки вырос постоянный палаточный лагерь, куда приезжали политические и экологические активисты со всей России. О Шиесе узнали все.
Результат: сначала стройка была приостановлена. Затем оба губернатора, отставки которых добивалась КПРФ, – и Орлов, и Гапликов – покинули свои посты. А сейчас Александр Цыбульский, который с апреля этого года исполняет обязанности губернатора Архангельской области, решил отказаться от скандального проекта. Это мужественное решение, принимая во внимание, какие бизнес-интересы стояли за проектом.
Шиес – это обнадеживающий пример силы и результативности народного протеста. Экологическая повестка становится все более важной частью политики по всей стране. И за этим стоят глубокие закономерности общественного развития. Сегодня капитализм, которому давно пора сойти с исторической сцены, разрушает все, с чем соприкасается, – и человека, и природу. Капиталисты сегодня не только выворачивают карманы россиян, но и все чаще лишают их возможности жить хотя бы в минимально приемлемых экологических условиях. Люди с этим не согласятся. Коммунисты продолжат защищать право граждан на здоровую окружающую среду.