С.Г. Левченко - «Независимой газете»: Пенсионная "реформа": первые результаты изначальной ошибки
Вместо модернизации социальной сферы власть подкорректировала в худшую сторону систему столетней давности.
Сергей
Георгиевич
В связи с так называемой пенсионной реформой, проведенной в
России, в 2020 году отложится выход на пенсию у 800 тыс. человек – с учетом
тех, у кого пенсия сдвинулась уже в 2019 году. Такие данные дает руководство
Пенсионного фонда России. Таким образом, значительное число наших граждан уже
самым непосредственным образом столкнулись с первыми итогами изменений,
внесенных в российскую пенсионную систему.
Очевидно, что перемены очень
остро влияют на жизнь людей старших поколений. Во-первых, теперь они вынуждены
менять свои жизненные планы и продолжать работать в среднем еще пять лет,
лишаясь выбора – продолжать ли трудовую деятельность или заниматься чем-то
другим, например нянчить внуков. Соответственно под ударом оказались не только
те, кого непосредственно затронуло повышение пенсионного возраста, но и члены
их семей. Вполне возможно, что новые условия повлияют и на рождаемость – когда
молодые семьи не смогут рассчитывать на помощь своих родителей, многие примут
решение отложить рождение детей.
Во-вторых, увеличение
пенсионного возраста лишило граждан старшего возраста вполне конкретной суммы
пенсионных выплат за пять лет, которая ранее им причиталась и на которую они
могли рассчитывать. Если считать по уровню средней пенсии в 2019 году, то общая
цифра весьма существенна – более 846 тыс. руб.
В итоге мы имеем дело с
серьезной несправедливостью по отношению к старшему поколению, а в конечном
итоге эта несправедливость коснулась большинства жителей страны.
Да и называть повышение
пенсионного возраста пенсионной реформой в принципе неправильно. По сути,
изменился только этот параметр, и больше никаких реальных изменений эта реформа
не содержит. Логичнее было бы называть реформой более значимые преобразования,
предполагающие усовершенствование нашей пенсионной системы. Тем более, что
необходимость в таких переменах давно назрела.
Правильным решением было бы
провести такую реформу, где бы в корне изменился заложенный еще в 1930-е годы и
действующий до сегодняшнего дня принцип расчета пенсии, которая считается от
заработной платы. Использовать подход почти столетней давности – привязывать
пенсию к зарплате работающих людей – абсолютно несправедливо и неправильно. Слишком
сильно изменился мир и условия труда людей: с точки зрения фондо- и
энерговооруженности нельзя поставить знак равенства между XXI веком и началом
прошлого столетия. В 1930-е годы не было роботов, цифровизации и пр., что стало
неотъемлемыми реалиями нашей жизни. Землю копали вручную лопатами – громоздкие
паровые экскаваторы были тогда единичными. Уголь добывали кувалдой и поднимали
вручную вагонетками – а сегодня машины, которыми добывается уголь, максимально
производительны и мощны. И так в любой отрасли экономики.
В связи с этим о настоящей
реформе можно было бы говорить в том случае, если бы реформаторы изменили сам
принцип формирования пенсионного фонда – не через отчисления с заработных плат
людей трудоспособного возраста, а, исходя из результатов развития всей экономики
– динамики валового регионального продукта в регионах, валового внутреннего
продукта всей страны. То есть пенсии должны зависеть от того, сколько
зарабатывает вся страна. И пенсионный фонд должен формироваться, исходя из
этого, от растущего объема ВВП. В таком случае хватало бы средств на пенсии и
их регулярную индексацию.
Преобразования в таком ключе
можно было бы назвать полноценной пенсионной реформой. Такой подход был бы
справедлив по отношению к тем людям, которые десятки лет работали и создавали
нынешнюю фондо- и энерговооруженность нашей страны.
Что характерно, предлагаемая
система – отталкиваться от ВВП, для того, чтобы формировать пенсионный фонд и
платить пенсию, – не вызывает возражений по существу у экспертов, а также у
представителей Пенсионного фонда России и органов власти разного уровня. Однако
оказалось, что при действующем режиме на уровне правительства такую
справедливую по отношению к людям и эффективную по потенциальным результатам
пенсионную реформу провести нельзя. Вместо этого произошло то, что произошло:
несмотря на многочисленные протесты населения, власти подняли пенсионный
возраст.
В Иркутской области было
сделано все возможное, чтобы сгладить последствия для тех, кто оказался под
ударом, по крайней мере на уровне региона. В частности, как раз в то время,
когда на федеральном уровне продвигалась «пенсионная реформа», был принят закон
о ветеранах труда Иркутской области, на чем много лет подряд настаивал и
областной совет ветеранов. В результате, благодаря этому законодательному акту, ветераны труда региона были приравнены к федеральным ветеранам труда.
Были приняты меры и по защите
других категорий населения Иркутской области – прежде всего представителей
старших поколений. С 2018 года было принято решение выплачивать гражданам,
имеющим статус детей войны, по 2 тыс. руб. ко Дню Победы. Кроме того, в регионе
предусмотрены ежемесячные доплаты труженикам тыла, а также пожилым ветеранам,
которым уже исполнилось 90, 95 и 100 лет. Был введен и достаточно широкий
спектр местных льгот для инвалидов 1-й и 2-й групп, связанный с лекарственным
обеспечением.
Все это примеры тех мер,
которые были предприняты на уровне одного региона – в рамках его возможностей и
полномочий – для того, чтобы хотя бы частично сгладить последствия несправедливой
«пенсионной реформы». При этом для того, чтобы менять ситуацию не точечно, а
комплексно, нужно принимать решение не о повышении пенсионного возраста, что
ущемляет права граждан, а о переустройстве самой пенсионной системы – так,
чтобы сделать ее современной, эффективной и соответствующей реалиям XXI века.
Однако такие серьезные реформы возможны либо только под большим социальным
давлением населения на действующую власть, на правящий режим, либо вовсе после
смены руководства страны.