Пластмассовый мир и живые души. С.А. Шаргунов о новой книге Г.А. Зюганова
Интересное сближение: Зюганов – земляк моей многовековой родни с Орловщины, Русановых и Герасимовых, и именно он открывал в Орле музей моего предка, мореплавателя Владимира Русанова.
Я познакомился с
Геннадием Зюгановым ещё школьником, когда в 16 лет примкнул к его предвыборному
«народно-патриотическому блоку», где были такие разные и прекрасные Валентин
Распутин и Егор Летов, и многие-многие другие.
Не все знают и
понимают: Зюганов – тот человек, который во весь голос заговорил о патриотизме,
когда само это слово было превращено в ругательство и издёвку. Он же приложил
максимум усилий для интеграции разнообразных идей, движений и личностей, с
математической точностью найдя общий знаменатель – величие России и социальная
справедливость.
То, что стало
сегодня общим местом, тогда воспринималось многими, опьянёнными «свободным
рынком» и «разоружением перед партнёрами», как вызов и пережиток времени.
Но мнимый анахронизм
оказался актуальностью.
В этом смысле
показательно, как представления о национальных интересах и уникальности
цивилизаций, об опасности продвижения НАТО и глобального диктата «золотого
миллиарда» постепенно овладевали обществом.
Последовательность –
очень мужское качество. Зюганов последователен. Это можно отметить, прочитав
его новую большую книгу «Россия под прицелом глобализма», результат почти
тридцатилетних размышлений и исследований.
Одна из сквозных
идей этой работы – «общее дело». Человечество не может существовать
фрагментарно, оно должно преодолевать тяготы как единое целое. Но нахрапистое
стирание культурных, национальных, государственных контуров ведёт не к общему
замирению, а к обострению противоречий – прежде всего между элитарным клубом и
всеми остальными. 82% мировых богатств досталось 1% населения, при этом на 50%
самых бедных жителей планеты приходится лишь 0,5% мирового богатства.
Увлечённое непрерывным потреблением меньшинство неизбежно берёт курс на
социально-экономический апартеид по отношению к «лишнему» большинству.
Изнаночная сторона
прогресса – выжимание драгоценных природных ресурсов и выхолащивание
человеческих отношений. Это уже не тот комфортный конец истории, которому
умилялся философ Фукуяма, а самый настоящий тупик.
Нарастание
экологических проблем совпадает с деградацией «экологии духа». «Миллион
долларов – хорошо, миллиард – ещё лучше, а триллион – вообще прекрасно, –
иронизирует Зюганов. – Постоянный выход за любую достигнутую на данный момент
границу Гегель называл дурной бесконечностью. Стремление к такой бесконечности
есть, по сути, не прогресс и не развитие, а механическое приписывание нулей к
единице. И беда, когда такого рода «развитие» искусственно навязывается
органическим системам – общественным и природным…»
Автор вспоминает
известную концепцию «массового общества» Хорхе Ортега-и-Гассета, обращая
внимание на то, как реальное народовластие всё ловчее подменяется диктатом
шаблонов. Так проще держать «маленького человека» под колпаком. Таков новый
тоталитаризм – царство симулякров. «Пластмассовый мир победил…», – пел Егор
Летов. Ему вторит Геннадий Зюганов: «Индивидуальная свобода всё более
утрачивает своё действительное содержание и низводится до возможности выбирать
в заранее заданных жёстких рамках среди сотен и тысяч беспрерывно меняющихся,
но фактически идентичных видов одного и того же товара – кандидатов в
президенты, телесериалов, продуктов масскультуры».
Кстати, про
политическую борьбу, современником и участником которой был автор книги.
«Достаточно вспомнить 1993 год, – напоминает он, – прямую трансляцию расстрела
Дома Советов и шабаш на экране, буквально «заразивший» всю страну. История
повторилась в 1996 году: истерия в период президентских выборов,
целенаправленное запугивание населения «грядущими репрессиями» достигли
невиданного напряжения». Мутация сознания граждан под радиацией пропаганды –
ключевая разгадка того, чем закончилась та президентская кампания.
И пускай интернет
потеснит телеэкран, пресловутая постправда облучает и через соцсети. Лидер
КПРФ, на новом витке повторяя ленинскую критику «солипсизма», высказывает
понятную тревогу: «Нарастает опасный конфликт между виртуальной матрицей
представлений о мире и его объективной реальностью, от которой человек всё
равно не может уйти». Только мужество живых душ способно преодолеть
обезличивающую пошлость века.
Зюганов –
созидатель, недруг распада, позитивно заряженный человек.
Из попыток найти
противоядие информационной радиации, ведущей к распаду, и складывалась, в
сущности, его политическая судьба. Судя по тому, что, начав как одиночка, он
достиг периода, когда его взгляды стали мейнстримом – это мировоззренческий
успех, только вот слишком многое в стране восстанавливается запоздало или
делается вполсилы…
Нелишне напомнить:
когда ещё виделся шанс спасти Союз, Зюганов на свой страх и риск бросил вызов
старшему советнику Президента СССР, выступив с открытым письмом «Архитектор у
развалин»: «Мне кажется, наш государственный корабль без руля и ветрил
болтается в бушующем море и вот-вот налетит на рифы». Вскоре он пришёл к
писателю Александру Проханову в редакцию газеты «День» и попросил написать
«Слово к народу». Зюганов оказался первым и, пожалуй, последним серьёзным
партийным работником, решившим организовать интеллектуальное сопротивление
распаду государства и политике беспомощного генсека. Это было воззвание ко всем
силам страны с призывом спасти её целостность, подписанное горсткой знаковых
личностей: Бондаревым и Зыкиной, Клыковым и Варенниковым.
А вот ещё
малоизвестные детали к портрету сильного человека, которого тягали на допросы и
могли арестовать в любой момент. Уже 25 августа 1991 года в дни, когда
советские государственные деятели сидят в тюрьме, а некоторые уходят из жизни,
и толпа готова растерзать подписантов «Слова к народу», Зюганов не прячется в
тени, даёт интервью ТАСС, «решительно осуждает» происходящее, включая запрет
КПСС. Или другой исторический рубеж. 8 октября 1993 года, когда ещё чернеет
обугленное здание парламента, а «мятежники» в тюрьме и для них требуют
расстрела, а ведущая столичная газета помещает фотографию Зюганова, обещая ему
«Лефортово», он созывает пресс-конференцию и заявляет: «В стране установился
режим военно-политической комендатуры». Всё это слова-поступки, способность
подставляться под удар, дабы не отступить от своих принципов. Надеюсь, о
пережитом Геннадий Андреевич ещё расскажет в мемуарах.
Пока же – толстый
труд, в большой степени посвящённый вековечной и насущной драме геополитики.
Давление Запада на огромную беспокоящую Россию совсем не ново и способно
перерасти в катастрофичную войну. Но и Запад неоднороден, и союзников у нас
может оказаться немало – чего стоит могучая кучка под названием БРИКС.
Опираясь на веские
суждения о сложной взаимосвязи больших пространств, от Николая Данилевского до
Карла Хаусхофера, автор предупреждает о «новой форме империализма» и зовёт к
созданию нового интернационала – свободному союзу самобытностей и
суверенитетов. Касается он и теории и практики структур, к которым восходит
генезис глобалистской унификации – Бильдербергский клуб, Трёхсторонняя
комиссия, Римский клуб…
Однако никакие
зловещие явления не должны упрощать картину мира. «Нужно отдавать себе отчёт, –
отрезвляет конспирологов автор, – процессы глобализации носят объективный
характер, часто они происходят независимо от наших желаний и намерений. Тот,
кто не понимает этого факта, обречён остаться Дон Кихотом от политики».
Книгу невозможно
свести к обличениям и разоблачениям, скорее это вдумчивый анализ противоречивости
мировых процессов. Да, людям хочется подражать друг другу, свойственно
стремиться к общности подходов и даже стиля жизни, наконец, неизбежно и важно
научное и технологическое развитие. Но отказ от зверской эксплуатации мира и
ближнего, сбережение культуры и духа, самоограничение и солидарность – то, без
чего не прожить и не выжить. Зюганов призывает к социализму, «очищенному от
ошибок и заблуждений прошлого, в полной мере отвечающему вызовам времени».
Диалектика прогресса
такова, что, слепо уверовав в него, можно потерять и свою страну, и
человечность, и целую планету. России это известно на собственном опыте, когда
под весёлыми лозунгами «ускорения и нового мышления» торжествовала стихия
распада, а с теми одиночками, кто распаду противился, пришлось соглашаться уже
на развалинах.
Книга Геннадия Зюганова полна суровых выводов и мрачных предсказаний, но всё-таки даёт вполне реалистичный образ возможного лучшего будущего. Хорошо, если она дойдёт до главного адресата – новых поколений, которым строить и отстаивать Россию.