Это не просто цинизм. Это цинизм особого сорта. Изощренный.
Вспомните: спешно организуя в пику намеченной на 7-е Акции протеста так называемый патриотический праздник допризывной и призывной молодежи, власть при этом изо дня в день трубила во все голоса (с телеэкранов и в радиоэфире), что горожан ждут на центральной площади «пять часов веселья». Именно так, дословно. Сама же власть в это время готовила совсем иной «теплый прием».
Добравшись с приключениями, кругами, до площади, остолбеневший или ошалевший горожанин обнаруживал, что на площадь он не попадет. Полицейские цепи. Три ряда. Металлические заграждения. Пустые автобусы.
Попытка пройти через единственный узкий коридор пресекалась. Доступ - только подросткам. А коль у тебя седина иль даже намек на седину - тогда назад! Таким образом омский чиновник, препятствуя проведению Акции протеста, одновременно решил глобальную проблему, мучающую человечество тысячелетиями - проблему отцов и детей. И решил радикально. Дети - отдельно, отцы (и деды) - отдельно.
То-то было весело. Все пять часов.
ОТКУДА «ВДРУГ»
НАКЛАДКА?
Но почему же столкнулись два публичных мероприятия? И кто тот ловкий интриган, что чуть было не спровоцировал беспорядки? Ищите того, кому прежде всего невыгоден был массовый протест.
А невыгоден он в первую очередь администрации области. Именно она установила «потолки» повышения тарифов сверх тех ограничений, что наметила Федеральная служба по тарифам. Щекотливость момента подчеркивает, вероятно, и то обстоятельство, что губернатор ждет реакции Президента России на поданное им, судя по косвенным свидетельствам, заявление о доверии.
Так что любая громкая протестная акция - это для омского чиновничества что серп острый.
Сдать назад, добиться понижения установленных на этот год тарифов - это слабо. Тем более что с уводом Сибнефти из города образуется огромная дыра в бюджете области. Вся же наша «экономика» строилась отнюдь не на развитии мелкого и среднего бизнеса или оживлении машиностроительных оборонных предприятий, сельского хозяйства. На нефтедолларах строилась большей частью. Вот и приехали. Один теперь расчет - на семейные кошельки населения. На его терпение, на его пассивность, неспособность защитить свои права.
Тут самое время вспомнить о переписке, которую открыла областная власть (в лице г-на Артемова, заместителя председателя правительства) на то уведомление о планируемой Акции протеста, что направил губернатору депутат Госдумы А. Кравец. Тогда, за две недели до намеченного срока, о каком-то «патриотическом празднике» и лапоть не звенел. Однако г-н Артемов все же предлагал перенести место проведения митинга на площадь имени Ленина, но на совсем другом основании: будто бы в запланированном месте проведения митинга и шествия начнутся ремонтно-строительные работы. Депутат с этим не согласился. Вот тогда г-н Артемов и достал «дополнительное основание» - проведение на площади спортивных соревнований. Получается, что ремонтные работы не позволяют провести публичные мероприятия в форме митинга и шествия, но не препятствуют проведению мероприятий в форме состязаний! Добавим, что ранее спортивные и культурно-массовые мероприятия проводились в выходные и праздничные дни, а тут «вдруг» на пятницу намечено… Добавим, информационное сообщение о празднике появилось в сети «Интернет» на сайте правительства области лишь 31 марта, то есть спустя неделю после заявки депутата Кравца на проведение митинга и шествия. Стало более чем очевидным, что действия власти направлены на то, чтобы воспрепятствовать жителям города реализовать гарантируемое (по крайней мере на бумаге) Конституцией России право на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетов.
В свою очередь, одновременное проведение на площади двух публичных массовых мероприятий могло обернуться столкновениями граждан веселящихся и граждан, доведенных нищетой до отчаяния или запредельного гнева. Отменить же, перенести на другой день Акцию протеста ее организаторы просто-напросто не могли: тысячи листовок уже распространены. Александр Кравец обратился в прокуратуру России и прокуратуру области с просьбой принять предусмотренные законодательством меры реагирования.
При посредничестве прокуратуры, в частности заместителя прокурора области Н. Савруна, начались «поиски компромисса». В переговорах участвовали представители администрации области О. Белоглазов, А. Великодный, полковник из УВД Г. Гомон. Свою лепту внес мэр В. Шрейдер, выразивший уверенность, что кто-кто, а коммунисты поймут значение патриотической акции. Да уж, конечно, однако не коммунисты же создали эту напряженность. Но в чем все же господа властители видели возможность компромисса? А в одном: протестующие должны перенести свое мероприятие в другое место. То бишь подальше от правительственного здания. Все, что надо, уверяли господа, обеспечим, дадим эфир для обращения к населению, проведем протестующих до места, перекроем движение, обеспечим безопасность… Не обошлось и без прямых угроз. Но это, простите за грубость, в диалоге с коммунистами дохлый номер.
Кравец предложил: дайте тогда под Акцию площадку с другой стороны здания, напротив фасада здания правительства. Пусть праздник будет праздником, а протест протестом.
- То есть как - под окна Леонида Константиновича? Да ни в жизнь.
Ну о чем было далее говорить? Что же касается прокуратуры, то она «благоразумно» отошла в сторону, сообщив Кравцу, что не видит оснований для вмешательства, но вы того - смотрите… Полная неуязвимость при любом исходе событий. Между тем «добрая воля» господ чиновников по мере приближения даты раскрывалась совсем уж в экзотических формах. Кравец как депутат Госдумы должен был выступить, согласно ранее поданной заявке, в прямом радиоэфире, но к моменту его появления в кампании «Иртыш» вышел («вдруг») из строя микрофон. Также накануне милиция принялась закупать чуть ли не в массовом порядке свежий номер «Красного Пути» с информацией о предстоящем митинге. Если присовокупить сюда экстренный сбор милицией сведений об активистах КПРФ, то н-дравы нашего прииртышского чиновничьего Пошехонья предстанут во всей своей красе.
Персонажи Салтыкова-Щедрина отдыхали бы.
ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ
У здания Законодательного собрания вокруг памятника Ленину с самого раннего утра выстроились восемь автобусов. В Банковском переулке автобусов за десяток. На улицу Красина втянулись два автобуса, набитые молодцами в униформе. Такого числа милиционеров я еще не видел. Как, впрочем, и другие горожане. Шутка позже родилась: на одного пенсионера - тридцать три милиционера. Вдобавок по всему большому периметру оцепления - заграждения.
Школьничек из гимназии №19 бежит домой - стоп! Дядя-милиционер отправляет его в сторону набережной. Школьничек явно представляет угрозу для общественной безопасности.
Таксисты, тыкаясь из одного переулка в другой, зло матерятся: страна дураков. Интересно, кого они имеют в виду?
Девчонка говорит в телекамеру:
- Наши деды отстояли страну от фашизма, и мы должны учиться у них патриотизму.
Ни ее, ни тележурналистов не удивляет, не заботит то странное обстоятельство, что деды - по другую сторону многоэшелонированной линии обороны Артемова - Гомона, как ее прозвали крутые на языки «бунтари». Кстати, школьников подвозили в спешном порядке, сооружая своего рода живой щит и заполняя практически пустую в начале мероприятия площадь. Школьники, шалея от праздного времяпровождения, честно признавали, что не знают, зачем их привезли. Вроде что-то патриотическое.
Таким оно и получилось, это наспех слепленное мероприятие - вроде чего патриотического… И что особо удивительно, без каких-либо признаков участия военкоматов. Их что - проигнорировали?
Теперь о провокациях. Лично я тормознул две группки горожан, направившихся было отсюда на другую площадь - площадь имени Ленина. Точно так же часть людей остановила и отправила к кинотеатру Маяковского, месту сбора участников акции протеста, ветеран партии Клавдия Гавриловна Ладыгина… Оказывается, люди дезориентированы. Им кто-то услужливо сообщил, что митинг переносится в другое место.
Сдается мне, я знаю, кто. Ну само собой люди в штатском - специалисты «по рассеиванию толпы». Но не только они. Тут же шныряли бойкие граждане, вручавшие приглашения действительно на площадь имени Ленина. Но на следующий день. Чем, конечно, сбили с толку немало людей. Как ранее это же самое сделали шумные телерадиоагитки с приглашением прийти «на пять часов веселья».
А на площади у кинотеатра Маяковского развернулся с красными флагами и транспарантами митинг протеста. Не столь представительный, как ожидалось. Но причину мы знаем. Напомню, что эта Акция протеста была уже четвертым (с участием коммунистов) выступлением горожан против повышения тарифов на услуги ЖКХ. От раза к разу протест усиливался. Чем изрядно напугал чиновников, отчего те и пошли на беспрецедентные меры. Детей даже вовлекли, отводя им роль буфера. Перед участниками нынешней акции изначально встал, разумеется, вопрос: прорываться на центральную площадь, перекрывая попутно автомагистраль? Теснить детей никто не стал бы, это бесспорно. Да и власть, судя по всему, ожидала этого прорыва, оставив на площади свободное место перед заграждениями. Но там рев музыки. Нас подталкивали к профанации Акции протеста. Не исключено, что готовилась и некая провокация.
Впрочем, извлечем уроки, точка не поставлена. Власть достаточно себя дискредитировала - сначала тарифами, а теперь и попытками загнать протест внутрь. Ну и как - загнала? Кто-нибудь ответит утвердительно? Проблема, а с нею и противостояние властей и населения уже откровенно выходит на уровень массового гражданского неповиновения. Не идешь с народом на диалог - получишь адекватный ответ.Тем более что впереди такие серьезные дни, как 1 Мая и 9 Мая. Изначально не располагающие к компромиссам с властями предержащими, изголяющимися над советской историей (с ее, между прочим, низкими тарифами на жилье и коммунальные услуги).
НЕ ПО ПУТИ
Вслед за заговором чиновников последовал заговор СМИ. О происшедшем в эфире - ни слова. Ни сюжета. «Патриотическая акция» подается, но как - телекамеры талантливо обходят полицейские кордоны, хотя именно они являлись самой большой достопримечательностью этого странного праздника. За что налогоплательщики выкладывают свои денежки, если финансируемые бюджетом области СМИ точнее было бы назвать средствами массовой дезинформации? К слову: общероссийские телеканалы мимо Акции протеста не прошли.
Теперь о «друзьях народа». Кому власть подыгрывает и кто подыгрывает власти, окончательно ясно стало на другой день, в субботу. Об этом поведал мой коллега Виктор Кузнецов. Несколько сотен человек, откликнувшихся на розданные накануне приглашения, а также представители диванных партий и движений (вроде ВКПБ, Объединенный гражданский фронт) собрались на Ленинской горке. Организатор митинга - депутат ЗС г-жа Андрушко предложила построиться в колонну и пройти к мэрии, где в сквере у фонтана провести митинг.
Колонну - внимание! - беспрепятственно пропустили по мосту и по улице Гагарина, перекрыв движение оживленной магистрали. С чего такое почтение? Судя по всему, област-ная власть эту категорию оппозиционеров всерьез не принимает и не без оснований рассчитывает, что она поможет выпустить пар. Без ущерба для самой администрации. Так и получилось. Толпа трижды прокричала по команде ведущего напротив Омского горсовета «Распустить продажный горсовет!», а затем у мэрии другую кричалку: «Мэр, выполни предвыборные обещания!» И ни слова протеста в адрес губернатора и ЗС, которые прежде всего повинны в установлении грабительских тарифов, в грубом нарушении федерального законодательства на этот счет.
В общем - протестные настроения общества благодаря такого рода мероприятиям растаскиваются по политическим квартирам. На радость все тому же чиновнику.
Будете, г-жа Андрушко, у Полежаева, передайте ему, что мы пойдем, в полном соответствии с политической классикой, другим путем.
Адам ПОГАРСКИЙ.
РЕЗОЛЮЦИЯ
МИТИНГА ЖИТЕЛЕЙ ОМСКА И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ ПРОТЕСТА ПРОТИВ РОСТА ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ЖКХ
Омское правительство, несмотря на протесты прокуратуры Омской области, внесенные по нашим требованиям в двадцать муниципальных образований, суды, и не думает снижать тарифы на услуги ЖКХ. А они в Омской области одни из самых высоких в России. Правительство уже более месяца игнорирует резолюцию митинга от 3 марта 2006 года.
Социально-экономическое положение жителей Омской области резко ухудшится, когда «Сибнефть» станет платить налоги в Санкт-Петербург.
Поэтому МЫ ТРЕБУЕМ от Президента, Правительства РФ и фракции «Единая Россия» в Государственной думе:
1. Отменить антиконституционный Жилищный кодекс, ущемляющий права и свободы граждан.
2. Узаконить решение Народного референдума по ограничению платы на жилье и жилищно-коммунальные услуги 10% суммарного семейного бюджета, а минимальный размер оплаты труда и минимальный размер базовой пенсии поднять на уровень не ниже прожиточного минимума.
3. Направить из стабилизационного фонда необходимые средства для должного финансирования ЖКХ. Полностью отремонтировать жилой фонд и всю инфраструктуру ЖКХ за счет бюджета. Прекратить разрушение сложившейся системы управления жилищно-коммунальным комплексом.
4. Сохранить в Омской области «Сибнефть».
МЫ ТРЕБУЕМ от правительства Омской области отменить грабительские тарифы на услуги ЖКХ.
В случае невыполнения этих конституционных требований мы призовем население области к проведению акции гражданского неповиновения в защиту своих прав и свобод.
РЕЗОЛЮЦИЮ НАПРАВИТЬ:
1. Президенту РФ Путину В. В.
2. Председателю Правительства РФ Фрадкову М. Е.
3. В Государственную думу РФ
4. Губернатору Омской области Полежаеву Л. К.
5. Главному федеральному инспектору по Омской области Миронову В. Г.
7 апреля 2006 г.