Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
На всем протяжении истории революционной социал-демократии в России вопросы влияния на общественное сознание были центральными. Они занимали ведущее место в деятельности партии и ее руководящих органов. Задача нейтрализации, дискредитации и вытеснения буржуазной идеологии стояла на всех этапах существования большевистской партии - и в качестве оппозиции, и в качестве правящей. История партии, рост ее влияния, кризисы, поражения и победы неотделимы от процессов в системе агитационно-пропагандистского воздействия на массы, которую можно было бы определить как информационно-пропагандистский комплекс (ИПК) партии.
Партийная пресса, начиная с "Искры" и "Правды", журналы, брошюры, листовки, политическая публицистика, теоретические исследования, кадры партийных журналистов, марксистских исследователей на каждом этапе истории большевизма зрели, обретали новые черты. Они находились в диалектическом взаимодействии с организаторской и массово-политической работой партии, создававшей объективные условия для укрепления ИПК, достижения программных целей, что, в свою очередь, увеличивало степень влияния социалистической идеологии в массах.
II.
В политической, экономической и идеологической борьбе поток информации являлся и является источником силы и важнейшим средством достижения политических целей. Это относится как к внешним, так и внутренним задачам, которые решает вся система институтов государства. В постсоветской России информационно-пропагандистский комплекс федерального и региональных уровней является мощным рычагом воздействия на общество и манипулирования людьми. Потому-то он объект заботы и внимания исполнительной власти всех уровней, на его содержание тратятся большие ресурсы. [В начале XXI века в России издается более 26 тыс. газет и журналов с заявленным тиражом свыше 1,7 млрд. экземпляров, функционирует около 1000 эфирных телевещательных студий и программ, в радиоэфир включены свыше 600 вещательных станций, 200 радиопроводных, свыше 50 комбинированных радиостудий.]
Современная политическая история России доказывает, что кризис КПСС - это не конец, а лишь момент развития коммунистической организации, одна из ее трагических страниц, но не последняя, как того жаждут наши противники.
Инновационный подход к решению задач, стоящих перед компартией, вновь оказавшейся в оппозиции, под жестоким давлением политического режима, предполагает обновление теоретического и пропагандистского арсенала. Это жизненно необходимо в условиях деформации экономической, социальной, духовной структур общества.
Важнейшей задачей возрождающейся коммунистической организации стала борьба с манипуляцией общественным сознанием, навязыванием ему буржуазной идеологии и морали. Среди факторов, предопределивших поражение КПСС, была утрата ею влияния на информационные потоки и средства массовой информации в стране. Нежелание, а подчас неумение нейтрализовать отрицательную информацию и контролировать информационное поле позволили противникам социализма захватить, переориентировать информационно-пропагандистский комплекс КПСС и Советского государства на борьбу с советской политической системой, ядром которого была коммунистическая партия. В центральном руководстве КПСС, в ряде республиканских и региональных партийных организаций из-за политической и идеологической беспринципности Центра, агрессивного антисоветизма Центрального телевидения, радио, ряда газет и журналов возобладали силы, сменившие социалистические политические, экономические и идеологические ориентиры на буржуазные ценности. С помощью СМИ они дезориентировали массы, обеспечив их молчаливую поддержку в начале 90-х годов и политическому режиму, и социально- экономическим процессам, которые не отвечали и не отвечают долгосрочным интересам большинства населения страны. При этом активно использовались апробированные на Западе методы манипулирования сознанием, включающие беспредельную ложь, подтасовки фактов, привлечения к пропаганде "новых" идей отъявленных провокаторов и перевертышей.
До сих пор российскому обществу внушаются мысли о нейтралитете и объективности сегодняшних средств массовой информации, об отсутствии серьезных социальных конфликтов в нынешнем российском обществе, о существующем якобы плюрализме мнений в прессе . На самом деле, все это - базовые принципы манипулирования. Сегодня на ТВ и радио фактически установлена монополия на истину - она только у представителей исполнительной власти и ее верных слуг, деятельность которых высоко оплачивается.
Характерный метод пропаганды правящего в России режима и его СМИ - дробность информационного потока, что лишает потребителя целостного восприятия событий, особенно в контексте общих социальных тенденций. Это создает возможность преувеличения одних и замалчивания других явлений в интересах господствующих структур. Таков наиболее используемый прием искажения информационной картины политической, социально-экономической и духовной жизни страны.
Другой метод пропаганды - "оперативность" доставки информации. Он позволяет, пользуясь быстротой, облегчать вброс в общественное сознание непроверенных, а то и просто ложных сообщений. Задачи, которые решает сегодня информационно-пропагандистский комплекс российской власти, - создать основу для постоянного манипулирования общественным мнением, прежде всего сформировать пассивность населения при восприятии происходящего. Воспитать у аудитории чисто потребительское отношение к жизни. Заклеймить, скомпрометировать деятельное участие в социальных процессах. Цель - снизить озабоченность каждой личности социальными, экономическими и духовными проблемами, в которых погрязла современная Россия.
Значимым элементом обстановки, в которой приходится в настоящее время действовать сторонникам социалистического выбора, является социальный миф о свободе информационного обмена. На деле же при сегодняшнем соотношении информационно-пропагандистских ресурсов противоборствующих сторон - это свобода информационно-пропагандистской экспансии правых, фактически антироссийских, антинародных сил и их зарубежных хозяев, прежде всего США.
Цель тоже понятна и она практически не скрывается - достижение идеологического господства, которое всегда является предтечей политического и экономического порабощения. Средство противодействия этому наступлению известно - национально ориентированная государственная политика в отношении средств массовой информации. В России несколько лет назад была принята доктрина информационной безопасности, но политики противодействия нашествию чуждой нам идеологии и морали на население нет. По большому счету, и быть не может. Сегодня информационную политику в стране определяет очень узкая группа олигархов, финансово-промышленных групп, которые влияют на идеологическую направленность государственных и частных СМИ. Современное состояние средств массовой информации России не может обеспечить информационную безопасность страны и защитить национальные интересы.
В этом убеждает и законотворчество Государственной Думы в области средств массовой информации. На протяжении второго и третьего созывов работа в этом направлении заблокирована правительством и послушным ему большинством в Государственной Думе.
III.
С первых дней деятельности перед КПРФ во весь рост встала задача строительства средств информационного влияния на общество и развитие внутрипартийной информации. Об этом свидетельствуют документы съездов партии, Пленумов ЦК, решений Президиума, Секретариата, выступления председателя ЦК Зюганова (см.: КПРФ в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1992-1999). - М., 1999, с. 31, 34, 47, 57, 66, 114, 122-124, 178-179, 193, 243, 278-279, 348; КПРФ в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1999-2001). - М., 2001, с. 37, 41-45, 58-60, 73-77, 166, 175, 227-246). Если создание РСДРП по сути началось с создания общероссийской партийной газеты, то развитие КПРФ в этом отношении имело свою специфику. Газета "Правда", после запрета КПСС и захвата ее партийной собственности, сохранилась благодаря большим усилиям и сложным организационно-правовым маневрам коллектива газеты, ее руководителей. Только в 1997 году газета вновь стала органом Компартии Российской Федерации. Вместе с тем, уже в 1992 году политическая борьба настоятельно поставила в повестку дня вопрос о создании собственной партийной прессы - печатной и электронной.
Создание печатных СМИ шло по следующим направлениям:
1. Правовая и политическая работа по возвращению партии самой известной в мире коммунистической газеты "Правда". В соответствии с решениями IV съезда КПРФ эта задача в 1997 году была, в основном, решена. В настоящее время газета выходит три раза в неделю.
2. Создание еженедельника Компартии Российской Федерации "Правда России". Первоначально газета выпускалась как вкладка в газетах "Правда", "Правда-5", "Советская Россия". С 1997 года она начала выходить в качестве самостоятельного издания с первоначальным тиражом около 10 тыс. экз. В течение двух лет тираж удалось довести до 70 тыс. экз.
Это достигалось за счет ряда "технологических приемов":
а) в стране были развернуты шесть пунктов тиражирования газеты "Правда России". По системе "Интернет" в электронном виде она доставлялась в регионы и там печаталась;
б) в ряде региональных организаций КПРФ была организована система подписки и реализации еженедельника через райкомы и первичные парторганизации, то есть альтернативная подписка, показавшая большие возможности;
в) была сформирована сеть собственных корреспондентов, обеспечивающих поставку оперативной и аналитической информации из регионов в редакции газет;
г) произошло объединение газеты "Правда России" и органа фракции КПРФ в Государственной Думе газеты "Дума", что положительно сказалось на обоих изданиях. "Дума" резко увеличила тираж и стала еженедельным изданием, а не ежемесячным. "Правда России" стала содержательнее за счет эксклюзивных материалов о работе парламента России, освещения деятельности в нем фракции КПРФ. Это вызвало рост спроса, а, следовательно, тиража "Правды России".
Теоретическая работа, как известно, является органично присущей чертой партии научного социализма. Члены КПРФ - ученые инициировали создание организации "Российские ученые социалистической ориентации". С 1995-го по 2000 год одним из основных теоретических органов партии был журнал "…ИЗМ". Во второй половине 90-х годов к ЦК КПРФ подтянулся и стал журналом КПРФ теоретический и общественно-политический журнал "Диалог". В 2000 году ЦК КПРФ принял и реализовал решение о создании своего журнала "Политическое просвещение".
IV.
Параллельно со строительством центральной прессы партии в 90-е годы XX века местными организациями КПРФ создавалась региональная, городская и районная партийная печать. За прошедшие годы она заняла серьезные позиции на информационном поле. Такие газеты как "Коммунист - век XX-XXI" в Саратовской области, "Чебоксарская правда" - газета коммунистов Чувашии, газета "Родина" в Ставропольском крае, "Голос народа" в Тамбове, "Красный Путь" в Омске и ряд других имеют тиражи от 10 до 40 тыс. экз.
Содержание местных газет определяется тем, что часть самых актуальных материалов перепечатывается из центральных газет КПРФ, другую часть составляет собственная информация, третью - материалы внештатных корреспондентов, четвертую - письма читателей. В итоге это позволяет расширять тематику газет, делать их более интересными для различных социальных групп.
Внутрипартийная информация примерно до 1997 года обеспечивалась за счет почтовых отправлений из ЦК и региональных комитетов. Затем была отработана централизованная факсимильная связь (после оснащения региональных комитетов факсовыми аппаратами). С конца 90-х годов КПРФ активно внедряет компьютерную систему связи, используя электронную почту, всемирную "паутину" - Интернет. Сегодня большинство региональных комитетов КПРФ имеют электронные адреса, многие работают в Интернете, а ряд комитетов, вслед за ЦК, создали свои сайты.
Со второй половины 90-х годов заметно усиливается социологическая составляющая информационно-пропагандистского комплекса КПРФ. Систематическое участие в выборах федерального, регионального, местного уровня привело к необходимости создать в ЦК структуру с привлечением профессиональных социологов, обеспечивающую мониторинг общественного мнения.. В последние годы социологические исследования стали проводить и в некоторых региональных организациях КПРФ. По научным методикам проводится анкетирование населения, объективный анализ полученных материалов, что позволяет осознанно корректировать формы и методы, тональность выборных кампаний КПРФ.
Компартия имеет доступ и к электронным СМИ. Существуют радиопрограммы лево-патриотической направленности. Как правило, они выходят в средневолновом диапазоне, что позволяет охватывать значительную часть территории страны.
Особой составной частью информационно-пропагандистского комплекса партии является деятельность депутатов-коммунистов в представительных органах федерального, регионального, местного уровней, которая выстраивается по следующим направлениям:
1. Создание информационного повода, связанного либо с законодательными инициативами, либо с депутатскими запросами по актуальным проблемам жизни муниципального образования, тех или иных предприятий и учреждений, целых субъектов федерации, отраслей или экономики страны в целом. В ряде регионов депутаты имеют возможность не только регулярно встречаться с избирателями, но и выходить в эфир. Депутаты - члены фракции КПРФ в Государственной Думе, в соответствии с законом, имеют право на 7 минут эфирного времени один раз в месяц на радио и на телевидении - раз в два месяца. Если суммировать получаемое коммунистами эфирное время, то речь идет о десятках часов ежемесячно. Правда, следует оговориться, что под разными предлогами нас, коммунистов, стараются отсечь от эфира.
Существенной составляющей выступает также участие представителей депутатского корпуса Компартии Российской Федерации в различного рода теледебатах, что позволяет доводить до миллионов телезрителей позицию партии по актуальным проблемам, пропагандировать ее политику и программные цели.
Серьезным фактором в формировании массового сознания стали поездки по стране лидера КПРФ Г.А.Зюганова, встречи с которым собирают многотысячные аудитории. Кроме того, работа кандидатов в депутаты от КПРФ "вживую" с аудиторией в период выборных кампаний является эффективной формой идейно-политического воздействия на широкие слои избирателей.
В период выборных кампаний КПРФ резко увеличивает тиражи центральных изданий, сотнями тысяч экземпляров выходят региональные издания партии. Они тиражируются по принципу "дойти до каждой семьи". В сумме спецвыпуски прессы КПРФ в острые периоды политической борьбы, особенно связанной с выборными кампаниями, достигают многомиллионных тиражей.
Вспомогательными средствами партийной пропаганды являются аудиосредства - выпуск аудиокассет с записями выступлений лидеров партии по важнейшим вопросам, советских и современных патриотических песен, использование звукоусиливающей аппаратуры. Это позволяет обращаться к достаточно широкой аудитории, особенно при проведении митингов и других массовых политических мероприятий.
Компартия расширяет возможности и для использования видеоматериалов. ЦК КПРФ сделал несколько выпусков видеожурнала "Красная площадь". Они были растиражированы и стали доступны не только для коммунистов, но и для сторонников партии. Партийные региональные организации готовят аудио- и видеозаписи, ролики политической рекламы для выборных кампаний.
Набирает силу использование КПРФ сети "Интернет" для решения информационно-пропагандистских задач, как внутрипартийных, так и для воздействия на население страны. В России около 3% населения является пользователями системы Интернет. Центральный партийный сайт и сайты региональных комитетов КПРФ посещаются сотнями пользователей ежедневно. При помощи "Интернета" ЦК проводит пресс-конференции лидеров партии в режиме реального времени.
Листовки - это нержавеющее оружие политической борьбы, наименее затратное в финансовом отношении и достаточно эффективное в пропагандистском плане. Они постоянно совершенствуются, выпускаются большими тиражами, их отличает адресность, а именно целенаправленное обращение к наиболее массовым социально-профессиональным и социально-демографическим группам населения.
Партия активно использует для пропаганды социалистической идеологии отчеты перед населением депутатов фракции КПРФ в Госдуме, а также наших фракций региональных и местных представительных органах власти.
Важнейшим направлением партийной работы является формирование материально-технической базы информационно-пропагандистского комплекса. За 10 лет партия прошла в этом плане путь от печатных машинок и ротаторов до ризографов, мини-типографий, издательских комплексов, радиостанций, аудио- и видеозаписывающих студий.
Эффективность агитационно-пропагандистской работы партии сегодня реально можно оценить по росту ее политического влияния, а это наиболее заметно по итогам выборных кампаний.
Роль пропаганды КПРФ, степень ее воздействия неуклонно возрастает. Коэффициент полезного действия ИПК КПРФ неизмеримо выше, чем у ее оппонентов - буржуазных идеологов, защитников нынешнего порядка вещей в России. Это видно по затратам на избирательные кампании. Даже по официально публикуемым данным (а они далеко не всегда соответствуют реальным затратам) эффективность Информационно-пропагандистского комплекса Компартии Российской Федерации в тех регионах, где он обрел реальные черты и характеризуется вышеназванными параметрами, сегодня значительно выше, чем у правых партий.
Вывод: Несмотря на сложное экономическое положение партии, жесточайший дефицит финансовых средств, постоянное давление центральной и региональной исполнительной власти на структуры КПРФ, произвол и беззаконие, которые стали сегодня явлением повседневным в России, использование так называемого "административного ресурса", КПРФ имеет широчайшие возможности для наращивания своего влияния на широкие слои населения. Для этого необходимо реализовывать оправдавшие себя направления, формы и методы идеологической работы, проводить их с большей настойчивостью и последовательностью. Собственно говоря, в этом и есть залог победоносного политического наступления КПРФ.