Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Товарищи!
Разрешите объявить XII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая открытым.
В повестке дня нашего съезда три основных пункта:
1) рассмотрение Отчетного доклада Центрального Комитета 11-го созыва, утверждение партийной программы борьбы за создание новой обстановки на всех фронтах социалистической модернизации; 2) рассмотрение и принятие нового Устава Коммунистической партии Китая; 3) избрание нового состава Центрального Комитета, избрание состава Центральной комиссии советников1 и переизбрание Центральной, комиссии по проверке дисциплины2 на основе нового Устава.
Выполнение задач настоящего съезда позволит нашей партии более четко определить руководящие идеи социалистической модернизации, вести партийное строительство в большем соответствии с требованиями нового исторического периода, осуществить в высшем звене партийного руководства сотрудничество молодого и старшего поколения и замену старых кадров новыми, а тем самым сделать его более жизнедеятельным, боевым штабом.
Обозревая историю нашей партии, следует отметить, что нынешний съезд является наиболее важным форумом со времени VII Всекитайского съезда партии.
VII съезд, проходивший в 1945 году под председательством товарища Мао Цзэдуна, был после создания нашей партии самым важным съездом в период демократической революции. VII съезд обобщил исторический опыт зигзагообразного развития китайской демократической революции за 20 с лишним лет, разработал верную программу и тактику, устранил в партийных рядах ошибочные взгляды и обеспечил на основе марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна их идейное единство и небывалую сплоченность. Он заложил фундамент для победы новодемократической революции во всей стране.
VIII Всекитайский съезд партии, состоявшийся в 1956 году, проанализировал обстановку, сложившуюся после завершения в основном социалистических преобразований частной собственности на средства производства, и выдвинул задачу всестороннего развертывания социалистического строительства. Линия, взятая VIII съездом, была правильной. Однако из-за недостаточной идеологической подготовленности нашей партии к всестороннему развертыванию социалистического строительства линия и целый ряд верных соображений, выдвинутые па VIII съезде, не были последовательно претворены в жизнь. После VIII съезда мы достигли немалых успехов в деле социалистического строительства, но в то же время потерпели и серьезные неудачи.
Нынешний съезд проходит далеко не в тех условиях, в которых проходил VIII съезд. Подобно тому, как зигзагообразное развитие демократической революции на протяжении 20 с лишним лет до VII съезда помогло партии овладеть законами демократической революции в нашей стране, так и извилистый путь социалистической революции и социалистического строительства на протяжении такого же срока после VIII съезда послужил для нее серьезным уроком. Со времени 3-го пленума ЦК 11-го созыва3 наша партия восстановила правильные экономические, политические, культурные и другие установки. Более того, на основе изучения новой ситуации и нового опыта она выработала целый ряд новых верных установок. По сравнению со временем VIII съезда она намного глубже познала законы социалистического строительства у нас в стране, значительно обогатила свой опыт и стала гораздо более осознанно и твердо проводить в жизнь правильные установки. У нас есть все основания верить, что правильная программа, которую разработает съезд, позволит создать новую обстановку на всех фронтах социалистической модернизации, способствующую процветанию нашей партии, нашего дела социализма, нашего государства и всех народов страны.
При осуществлении модернизации необходимо исходить из реальной действительности Китая. Как в процессе революции, так и в процессе строительства нужно серьезно изучать и заимствовать опыт других стран. Однако слепое копирование чужого опыта и чужих моделей никогда к успеху не приводило. В этом отношении у пас немало поучительных уроков. Сочетать всеобщую истину марксизма с конкретной реальностью нашей страны, идти собственным путем и строить социализм с китайской спецификой - таков основной вывод, сделанный нами на основе обобщения длительного исторического опыта.
Дела Китая должны вестись в соответствии с его реальной обстановкой, притом силами самого китайского народа. Независимость, самостоятельность и опора на собственные силы были и будут нашей исходной позицией. Китайский народ высоко ценит дружбу и сотрудничество с другими государствами и народами, но вдвойне дорожит своим правом независимости и самостоятельности, завоеванным в длительной борьбе. Пусть никакие иностранные государства не рассчитывают на то, что Китай станет их придатком, покорно пойдет на ущемление своих интересов. Мы твердо и неуклонно проводим политику расширения внешних сношений, активно умножаем наши связи с другими странами на началах равенства и взаимной выгоды. Вместе с тем мы сохраняем трезвость ума и даем решительный отпор тлетворному влиянию упаднической идеологии, проникающему извне. Мы ни в коем случае не потерпим распространения у нас буржуазного образа жизни. Китайский народ преисполнен чувства национальной гордости и достоинства. Любить Отчизну и отдавать все силы делу строительства социалистической Родины он считает для себя высочайшей честью, а наносить ущерб ее интересам, ее авторитету и престижу - величайшим позором.
80-е годы - важнейший период в историческом развитии нашей партии и государства. Ускорение темпов социалистической модернизации, воссоединение Родины, включая объединение с Тайванем, борьба против гегемонизма, за сохранение мира во всем мире - таковы три основные задачи, стоящие перед китайским народом в 80-е годы. В основе этих трех задач лежит экономическое строительство, в нем залог разрешения внешних и внутренних проблем страны. В течение длительного времени, по меньшей мере в течение последних 20 лет нынешнего столетия, нам предстоит, не ослабляя усилий, завершить четыре дела: перестройку руководящего аппарата и реформу хозяйственной системы, революционизирование, омоложение и вооружение общими и специальными знаниями рядов кадровых работников, строительство социалистической духовной культуры; пресечение преступной деятельности в экономической и других областях, подрывающей социализм; упорядочение партийного стиля и партийных организаций на основе глубокого изучения нового Устава партии. В этом важнейший залог отстаивания социалистического пути и мобилизации всех сил на осуществление модернизации.
Наша партия стала теперь крупной партией. Она стоит у кормила государственной власти и насчитывает 39 миллионов человек. Но среди народа страны коммунисты всегда составляют меньшинство. Ни одна важная задача, выдвигавшаяся ею, не осуществлялась без упорных усилий широких народных масс. Позвольте мне с этой трибуны от имени нашей партии выразить чувство глубокого уважения рабочим, крестьянам и интеллигенции, самоотверженно несущим трудовую вахту социалистической модернизации, выразить чувство глубокого уважения Народно-освободительной армии Китая - стальной "Великой стене", охраняющей безопасность Родины и дело социалистического строительства.
Демократические партии Китая4 боролись вместе с нашей партией в период демократической революции. Они идут плечом к плечу с ней в период социализма, разделяя испытания, выпавшие на нашу долю. И в деле строительства наша партия будет и впредь осуществлять длительное сотрудничество со всеми патриотическими демократическими партиями и патриотически настроенными демократическими деятелями. Разрешите мне от имени нашей партии выразить сердечную благодарность друзьям из демократических партий и нашим беспартийным друзьям.
Делу нашей партии оказывают поддержку и помощь прогрессивные деятели и дружественные страны всего мира. Позвольте мне от имени нашей партии выразить им искреннюю признательность.
Так будем же честно и добросовестно работать, крепить единство народов страны, укреплять сплоченность с народами других стран мира, упорно бороться за превращение Китая в современное высокоцивилизованное и высокодемократическое социалистическое государство, выступать против гегемонизма, за сохранение мира во всем мире и содействие прогрессу всего человечества.
РЕАЛИЗОВАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ВАЖНЕЙШИХ ОБЪЕКТОВ, РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ.
Беседа
с ответственным работником
Государственного
планового комитета
14 октябри 1982 года.
Боевая цель, которую предстоит осуществить к концу нынешнего столетия, уже определилась. Она состоит в том, чтобы при условии непрерывного повышения экономической эффективности увеличить за 20 лет годовое производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в четыре раза 5. Реальна ли намеченная цель? XII съезд дал на это утвердительный ответ. Я верю, что наша цель осуществима. И тем не менее, реализация ее в конечном счете зависит от последующей работы. По крайней мере, нужно хорошенько распланировать работу на следующие три года. Помимо сооружения плановых строительных объектов вы предложили приступить к проектно-изыскательским работам по другой группе важнейших запланированных объектов, чтобы заблаговременно выполнить работы, предшествующие их строительству. Все это необходимо как следует реализовать. По-видимому, нельзя не взяться за энергетику, за строительство объектов, играющих роль костяка. Браться за это надо решительно, невзирая ни на какие трудности. В случае нехватки финансовых и материальных средств лучше пойти на сокращение числа объектов местного значения, особенно тех объектов обрабатывающей промышленности, которые не представляют большой важности. Увеличение числа таких мелких объектов делу не поможет.
Важнейшие объекты, для которых предлагается провести проектно-изыскательские работы, затрагивают разные отрасли экономики, и каждому ведомству надлежит основательно взяться за дело. Необходимо как можно скорее развернуть предварительные работы, включая научно-техническое исследование, технико-экономическое обоснование, изыскательские работы, проектирование и т. д., пораньше приступить к ним. Нужно составить график : к какому сроку закончить изыскательские работы, а к какому - представить проект, отдать все это под ответственность специально выделенных людей и провести исчерпывающую подготовку не теряя времени. Не то и при наличии денежных средств не начнешь строительство. Даже в случае использования иностранных инвестиций и приглашения зарубежных специалистов нам тоже надлежит как следует проводить предварительную работу.
Двадцатилетний срок разбивается на первое и второе десятилетия. За первое десятилетие предстоит подготовиться ко второму десятилетию. Для подготовки нужно время, его надо выиграть, вопрос о времени не может не заслуживать серьезного внимания. Необходимо распланировать, за какие объекты браться раньше и за какие - позже. Необходимо концентрировать средства для тех объектов, за которые можно взяться раньше. Начнешь на год раньше - станешь на год раньше получать прибыль. Не то затянешь дело до следующего столетия. Разумеется, некоторые весьма крупные объекты нельзя планировать на одно и то же время.
Предварительная работа включает также развитие сельского хозяйства. Развитие же сельского хозяйства зависит, во-первых, от проводимой политики и, во-вторых, от состояния науки. Развитие и роль науки и техники беспредельны. Семеноводство, удобрения плюс многоотраслевое хозяйство таят в себе огромные потенциальные возможности. При прочих равных условиях сортовые семена заметно повышают урожайность. Огромные возможности открывает научно обоснованное применение удобрений. Большие перспективы у пресноводного рыбоводства. В некоторых провинциях много крупных и мелких водоемов, и хорошо налаженное пресноводное рыбоводство поможет крестьянам быстрее стать зажиточными. Кроме того, оно позволит улучшить снабжение городов. Необходимо создать кормовую промышленность, ведь это тоже отрасль хозяйства. Для налаживания семеноводства и кормовой промышленности помимо всемерного использования и развития соответствующих отраслей науки и техники требуется еще проделать основательную организационную работу.
Для того чтобы справиться с работой, предшествующей строительству большой партии важнейших объектов, предстоит мобилизовать большую группу научно-технических работников. Кроме того, для взятия научно-технических рубежей тоже нужно проделать огромную организационную работу. Дело у нас не в отсутствии кадров, а в том, можно ли их как следует организовать и использовать, поднять у них активность, найти применение их специальных знаний. Сейчас, с одной стороны, ощущается острая нехватка в научно-технических кадрах, а с другой - значительное число их вынуждено сидеть сложа руки, попусту теряя время. Весьма серьезны случаи использования научно-технических кадров не по назначению, не по специальности. Вопрос об организации научно-технического персонала и управления им заслуживает обстоятельного изучения, существующие формы управления не годятся. Каким образом использовать научно-технические кадры страны, как добиться их рационального использования - большая проблема. В экономически развитых странах ей придают огромное значение. Для того чтобы разрушить ведомственные и региональные барьеры, рационально использовать научно-технические кадры, рассредоточенные по оборонным и гражданским ведомствам, по научно-исследовательским учреждениям и высшим учебным заведениям, необходимо ввести единое управление. Без могущественного и авторитетного органа дело это не сдвинуть с места. В ведении такого органа должны находиться научно-технические кадры как гражданских, так и оборонных ведомств. Раньше этим занимался товарищ Не Жунчжэнь6, и неплохо. Кадры можно было передвигать в зависимости от потребностей, использовать концентрированно. Первое, что требуется для осуществления намеченной цели - увеличения за 20 лет годового производства продукции в четыре раза, первое, что нужно для реализации политики относительно интеллигенции,- это разрешить вопрос об управлении и использовании научно-технического персонала. Это самая жгучая проблема, разрешить ее следует в кратчайшие сроки, не теряя времени.
Разумеется, здесь нужны также и соответствующие установки. За планирование и проектирование всех важнейших объектов, а также за проверку этих работ должны отвечать конкретные люди. Для каждого объекта необходимо подобрать действительно стоящих работников в качестве костяка, а остальной персонал пусть они подбирают сами, они хорошо знают свое дело и сумеют быстро организовать людей. Если за все будет браться Госплан, то темпы снизятся. Кое-что можно поручать вузам, соответственно выделяя им для этой цели научно-технических сотрудников. В практической работе действительно ценные работники обнаружатся сами собой. Таких людей надо смело выдвигать на важные посты. Только смело выдвигая людей, можно их вырастить. А непрерывное появление талантливых специалистов обеспечит успех нашего дела. Зарплату действительно стоящим людям можно повышать вне установленных правил. Людей же, которые долгое время не имеют достижений, желательно переводить на другую работу с соответствующим понижением зарплаты. Всем специалистам (отнюдь не все интеллигенты являются специалистами), всем действительно стоящим людям необходимо улучшать материальное обеспечение. Сами они должны быть требовательными к себе, добросовестно работать, играя подобающую им роль, и не капризничать из-за зарплаты. Однако организации надлежит взвешивать все в целом и повышать зарплату тем, кому следует.
Приглашение научно-технических сотрудников - выход из положения. Необходимо разработать кое-какие распорядки и правила, которые бы определяли, как подбирать, использовать и аттестовать научно-технические кадры.
РАБОТА НА ВСЕХ УЧАСТКАХ ДОЛЖНА СПОСОБСТВОВАТЬ ПОСТРОЕНИЮ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ.
Основное содержание беседы, с ответственными работниками Государственного планового комитета, Государственного экономического комитета и сельскохозяйственных ведомств 12 января 1983 года.
По последним данным, в 1982 году годовое производство промышленной и сельскохозяйственной продукции страны увеличилось почти на 8 процентов, что примерно на 4 процента больше предусмотренного планом. Здесь встает вопрос: к каким последствиям может привести то обстоятельство, когда показатели нашего годового плана оказываются заниженными и при его выполнении реальные темпы роста становятся значительно выше? В чем причина столь значительного превышения? В производстве каких видов продукции оно главным образом произошло? Не возникнет ли затоваривание? Не скажется ли это на вложении капитала в строительство предусмотренных государством важнейших объектов? Надо срочно обследовать и выяснить этот вопрос, дать анализ, соответствующий реальному положению дел. Это говорится сейчас не в том смысле, что нужно пересмотреть показатели шестой пятилетки. Долгосрочные планы должны составляться с большим запасом, а годовые - быть более уплотненными, хотя, конечно, годовые планы тоже нужно составлять с запасом. Как показывает прошлый опыт, чрезмерно высокие плановые показатели - забегание вперед. На эту сторону дела мы уже обратили внимание и будем обращать его и в дальнейшем. Теперь же нам нужно обратить внимание на другую сторону дела: к чему может привести то обстоятельство, когда плановые темпы роста ниже реальных? Это впервые случилось в 1982 году, в 1980 и 1981 годах этого еще не было. Надо проанализировать случившееся и выяснить, в чем тут дело. С составлением годового плана следует поторопиться, ослаблять эту работу нельзя. Надо придавать большое значение повышению экономической эффективности и не гнаться за одним ростом и объемом производства. Словом, планы должны составляться по тому принципу, чтобы они были уплотненными и в то же время с каким-то запасом, чтобы выполнялись они с затратой определенных усилий.
Нужен глобальный план по сельскому хозяйству. Для того чтобы увеличить годовое производство сельскохозяйственной продукции в четыре раза, надо прежде всего поднять производство зерновых. Но, разумеется, не только зерновых, за счет увеличения производства одних зерновых цели не добьешься. Сколько в 2000 году нужно будет производить зерна вообще и сколько - на душу населения, чтобы мы были вправе сказать, что зерновая проблема в основном разрешена,- это надо как следует высчитать. Во всяком случае, к 2000 году зерновую проблему надо в основном разрешить, ведь это важная стратегическая задача. У нас вообще человеку в среднем на питание требуется от 400 до 500 цзиней7 зерна в год, остальная часть идет на семена, на корма, а также на удовлетворение нужд промышленности. Разрешить зерновую проблему - дело нелегкое, здесь нужны большие и разнообразные усилия. При планировании необходимо наметить пути для достижения цели. Например, на сколько полагается поднять урожайность за счет повышения применения удобрений, на сколько - за счет улучшения семян, на сколько - за счет улучшения управления, за счет улучшения капитального строительства в земледелии и других мероприятий,- все это надо подсчитать. Повышение применения удобрений - надежное средство получения прибавки урожая зерновых. Удобрения должны быть качественными, причем надо взять курс на всемерное развитие производства комплексных удобрений. Если мы встанем на этот путь, то нам нужно будет пойти на вложение капитала, чтобы построить побольше заводов комплексных удобрений. Селекция семян - надежное средство повышения урожайности. Так, высококачественные семена гибридного риса дают прибавку урожая. Надо создавать семенные компании, идти по линии специализации. Семенные компании должны иметь свои базы и вести научно-исследовательскую работу. Нужно обязать законом применять сортовые семена и периодически производить сортообновление. Бедным районам, которые нуждаются в государственных сельскохозяйственных кредитах, надо давать в кредит сортовые семена и удобрения. Капитальное строительство в земледелии нужно включить в план. Надо составить, так сказать, повестку дня и проследить за тем, чтобы капиталовложения производились обоснованно и рационально. Нельзя забывать, сельское хозяйство - основа основ.
Увеличение годового производства сельскохозяйственной продукции произойдет главным образом за счет развития многоотраслевого хозяйства, причем самыми непосредственными мерами являются две: развитие животноводства и развитие садоводства. В окрестностях крупных и средних городов надо всемерно разводить крупный и мелкий рогатый скот, кур и рыбу. Государство окажет поддержку. Надо обеспечить деревню лучшими породами и кормами. Вся страна должна обратить внимание на переработку кормов. Надо открыть сотни модернизированных кормовых заводов. Производство кормов надо ставить на промышленную основу, оно является крупнейшей отраслью экономики.
В сельском хозяйство можно сделать очень и очень многое, но мы еще не принялись как следует за дело. Ученые, работающие в этой области, высказали немало ценных соображений. Необходимо всемерно усилить научно-исследовательскую работу в сельском хозяйстве, подготовку специалистов. Повышение урожая сельскохозяйственных культур с единицы площади, развитие многоотраслевого хозяйства, совершенствование агрокультуры, разрешение энергетической проблемы в деревне, охрана экологической среды - все это зависит от науки. Надо по-настоящему организовать людей на штурм важнейших проблем агрономических наук.
Как в деревне, так и в городе надо позволять части людей делаться зажиточными раньше других. Достигать зажиточности за счет честного труда законно. Разрешать части людей и районов переходить к зажиточной жизни раньше других - неплохое средство. Это новое средство все поддерживают. Оно лучше старых. Я одобряю появление крупных подрядных дворов в деревне. Руки у людей развязаны сейчас еще недостаточно. Одним словом, критерием правильности всей нашей работы должно служить то, насколько она способствует построению социализма с китайской спецификой, процветанию и развитию страны, созданию зажиточной и счастливой жизни для народа.
БОЛЬШОЕ
ВНИМАНИЕ ОСВОЕНИЮ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ.
Отрывок из беседы
с руководящими товарищами
из ЦК партии
2 марта 1983 года.
Недавно я ездил в Чжэцзян через провинцию Цзянсу, а на обратном пути побывал в Шанхае и всюду наблюдал отрадную картину: настроение у людей приподнятое, новых домов построено много, на рынке богатый выбор товаров, кадровые работники полны уверенности. Как видно, четыре модернизации имеют большие перспективы. Для того чтобы учетверить годовое производство продукции, нужен конкретный план. Каждая провинция и каждый город должны составить себе такой план и иметь ясное представление о своих задачах. Наш долг - помочь им в разрешении наиболее актуальных проблем, в создании условий, необходимых для реализации их конкретных планов.
В настоящее время валовая продукция промышленного и сельскохозяйственного производства в Цзянсу превышает 73 миллиарда юаней, в среднем на душу населения там приходится по 1200 юаней, а это почти в два раза больше по сравнению с 1976 годом. На мой вопрос, как они добились этого, товарищи из Цзянсу ответили: главным образом за счет двух факторов.
Во-первых, за счет того, что в Цзянсу на работу было привлечено немало шанхайских рабочих-пенсионеров. Эти старые рабочие имеют квалификацию, много для себя не требуют и охотно берутся за дело, если им немного заплатишь и подыщешь жилье. Они сыграли весьма неплохую роль в производстве. В провинции Цзянсу сейчас многие города по техническому уровню не уступают Шанхаю. Товарищи из Цзянсу не один год придают большое значение знаниям, роли интеллигенции и довольно рационально ее используют. Во-вторых, за счет создания мелких и средних предприятий коллективной собственности.
Все рады предложению товарища Чжао Цзыяна создать районы экономического сотрудничества8. Это правильная идея. Я за то, чтобы создать не только два таких экономических района - шанхайский и шаньсийский, а также за то, чтобы не экспериментировать все время. Если вечно экспериментировать в каких-либо конкретных вопросах и годами не давать разрешения даже небольшому числу проблем, то дело надолго затянется. В годы Освободительной войны9 товарищ Мао Цзэдун предложил вести боевые действия объединенными силами 2-й и 3-й полевых армий. Когда две полевые армии объединятся, говорил он, их мощь увеличится не в два раза, а в несколько раз. То же самое можно сказать и об экономическом сотрудничестве. Для организации экономического сотрудничества нужно, правда, во многом прийти к единству взглядов, но браться за него следует уже сейчас.
Освоение интеллектуальных ресурсов - дело важное. Я говорю о таком освоении, которое включает обучение рабочих и служащих. Этому вопросу надо придавать еще большее значение. Необходимо развивать высшее образование и увеличить в ближайшее время количество студентов если не на 100, то, по крайней мере, на 50 процентов. Нам теперь это под силу. Удвоение числа студентов ведущих вузов не составит особых трудностей, преподавателей у нас достаточно. Главное, чего не хватает, так это помещений. Выделить дополнительно средства на постройку учебных корпусов и общежитий, я думаю, удастся. Нужно подсчитать, сколько понадобится для этой цели.
У нас, с одной стороны, интеллигенции очень мало, а с другой - интеллигентам молодого и среднего возраста кое-где трудно развернуться. Надо твердо проводить в жизнь политику относительно интеллигенции, в частности улучшать ее материальное обеспечение.
О СОЗДАНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛИЗМА.
Из беседы
с делегацией ЦК
Коммунистической партии Индии
(марксистской)
29 апреля 1983 года.
Подлинно марксистская партия, стоящая у власти в социалистической стране, должна усиленно развивать производительные силы и на этой основе постепенно повышать жизненный уровень народа. Другими словами, она должна создавать материальную культуру. На протяжении весьма длительного отрезка времени мы игнорировали развитие производительных сил, и поэтому нам теперь следует уделять особое внимание созданию материальной культуры. Наряду с этим необходимо создавать еще и социалистическую духовную культуру. Причем самое главное в том, чтобы вырабатывать у широких масс народа идеалы коммунизма, воспитывать высоконравственных, культурных и дисциплинированных людей. Интернационализм и патриотизм относятся к сфере духовной культуры.
МЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ, И НАША ПОЛИТИКА НЕ ИЗМЕНИТСЯ.
Из беседы
с иностранными специалистами - участниками Пекинского форума по научно-технической политике 18 июня 1983 года.
Мы осуществляем модернизацию китайского типа, и социализм, который мы строим, носит китайскую специфику. Мы исходим в основном из своей собственной реальной обстановки, из своих собственных условий, ориентируемся главным образом на свои собственные силы.
Теперь мы на верном пути, народ этому рад, и мы уверены в себе. Наша политика не изменится. А уж если и изменится, то только к лучшему. Политика расширения внешних сношений станет еще более гибкой. Наш путь не сузится, он будет делаться все шире и шире. Горечь узкого пути мы изведали более чем достаточно. К чему мы придем, если повернуть назад? Только к отсталости и нищете.
Политика отказа от "питания из общего котла"10 не изменится. Поскольку и у промышленности, и у сельского хозяйства свои особенности, перенимать механически конкретный опыт нельзя. Тем не менее основным принципом остается принцип системы ответственности. Сомнений насчет этого не должно быть.
СООБРАЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МИРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ КИТАЯ И ТАЙВАНЯ.
Основное содержание беседы с Ян Лиюем, профессором Сетон-Холлского университета штата Нью-Джерси (США) 26 июня 1983 года.
Сущность вопроса - объединение Родины. "Мирное объединение" уже стало выражением, общим для Гоминьдана11 и КПК. Но это не значит, что одна сторона поглощает другую. Мы надеемся на осуществление национального единства общими усилиями Гоминьдана и КПК на то, что обе стороны внесут свой вклад в дело китайской нации.
Мы не одобряем формулировку "полной автономии" Тайваня. Автономия не может быть неограниченной, а раз так, то она не может быть и "полной". "Полная автономия" означает не один, а "два Китая". Строй может быть разным, но в международных делах представлять Китай вправе только Китайская Народная Республика. Мы признаем за местным тайваньским правительством право действовать по собственному усмотрению в области внутренней политики. Хотя правительство Тайваня как правительство особого административного района считается местным органом власти, оно, в отличие от правительств провинций, городов центрального подчинения и даже автономных районов, может пользоваться некоторыми, только ему предоставленными правами, которых нет у провинций, городов центрального подчинения12 и автономных районов. Условие - не ущемлять интересы единого государства.
После объединения с Родиной Тайваньский особый административный район сохранит свою независимость. Ему будет разрешено осуществлять порядки, отличные от порядков в континентальной части страны. Правосудие останется независимым, право на вынесение окончательного судебного приговора (решения) не перейдет к Пекину. Кроме того, Тайвань может иметь собственные вооруженные силы, но только при том условии, что они не составят угрозы для континента. Континент не будет посылать персонал на Тайвань, ни военный, ни административный. Тайвань сам будет ведать своими партийными, административными и военными делами. Более того, в Центральном правительстве Тайваню будет отведено определенное количество мест.
Мирное объединение - это не поглощение Тайваня континентом и, конечно, не поглощение континента Тайванем. Так называемое "объединение Китая на основе трех народных принципов"13 нереально.
Объединение требуется осуществить подходящим способом. Поэтому мы предлагаем провести не переговоры между Центральным и местным правительствами, а переговоры на равных между обеими партиями, установить третье по счету сотрудничество14. Соглашение, достигнутое обеими сторонами, можно будет официально огласить. Но здесь ни в коем случае недопустимо иностранное вмешательство, так как это означало бы лишь то, что у Китая еще нет независимости, и повлекло бы за собой множество нежелательных последствий.
Надеемся, что тайваньская сторона тщательно ознакомится с содержанием девяти пунктов политики и курса, выдвинутого Е Цзяньииом 15 в сентябре 1981 года 16, а также со вступительной речью Дэн Инчао 17, произнесенной на первом заседании Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета 6-го созыва в июне 1983 года 18, и рассеет свои сомнения.
Вы сделали доброе дело, проведя в марте нынешнего года в Америке, в Сан-Франциско, форум на тему "Перспективы объединения Китая".
Мы должны завершить дело, которое не успели сделать наши предшественники. Если тайваньские власти пойдут на это, то история помянет добрым словом Чан Кайши 19, его сына 20 и всех тех, кто старался объединить Китай. Для мирного объединения, конечно, нужно известное время. Было бы неискренне говорить, что мы не торопимся. Нам, пожилым, вообще хотелось бы пораньше осуществить объединение. Надо чаще общаться и больше понимать друг друга. Мы готовы в любое время послать людей на Тайвань, причем необязательно для переговоров, а просто для того, чтобы они там побывали. Мы также будем рады людям, которых с Тайваня пришлют к нам. Мы обещаем гарантировать им безопасность и держать в тайне их приезд. Мы - хозяева своего слова и не занимаемся трюкачеством.
У нас уже установилась обстановка стабильности и сплоченности. Наш курс на мирное объединение Родины разработан после 3-го пленума ЦК партии 11-го созыва, и вытекающие из него политические установки совершенствовались постепенно. От этого курса и этих установок мы не отойдем.
В последнее время в китайско-американских отношениях произошли кое-какие изменения в лучшую сторону. Однако правящие круги США никогда не отказывались от попыток создать "два Китая" или "полтора Китая". Соединенные Штаты превозносят до небес свой режим, однако их президент во время избирательной кампании говорит одно, при вступлении на пост - другое, на дополнительных выборах - третье и накануне новых - четвертое. И США еще укоряют нас за нестабильность политики! По сравнению с американской наша политика куда стабильнее!
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.
Из беседы с ответственными товарищами из ЦК партии 8 июля 1983 года.
Надо использовать интеллектуальные ресурсы зарубежных стран, приглашать иностранцев для участия в строительстве важнейших объектов, в работе на различных участках, например в области просвещения, технической реконструкции. Важность этого вопроса мы недооценивали, а потому и не проявляли большой решимости. Не надо бояться расходов. Пусть иностранцы приезжают как на длительные, так и на короткие сроки или специально для разработки какой-либо одной определенной темы.
Приглашайте их, чтобы они помогали в разрешении кое-каких проблем. У нас не хватает ни опыта, ни знаний, необходимых для осуществления модернизации, и нам нужна их помощь. После приезда иностранцев надо следить за тем, чтобы лучше выявить их роль. Раньше мы устраивали для них массу банкетов, занимались церемониями, а вот за советами и помощью в работе обращались мало. Между тем они хотят помогать нам в работе.
НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ПАРТИИ
НА ОРГАНИЗАЦИОННОМ
И ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ФРОНТАХ.
Речь
на 2-м пленуме
ЦК КПК 12-го созыва
12 октября 1983 года.
Упорядочение партии2I - основной пункт повестки дня нашего пленума. Постановление ЦК относительно упорядочения партийных рядов вы обсудили и приняли. Это хороший документ, я полностью с ним согласен. После пленума предстоит еще обсудить вопрос об осуществлении партийного руководства на идеологическом фронте. В этой связи мне хотелось бы остановиться на двух вопросах: на том, что упорядочение партийных рядов не должно быть формальным, и на том, что на идеологическом фронте нельзя заниматься духовным загрязнением.
Во-первых, о том, что упорядочение не должно быть формальным.
3-й пленум ЦК партии 11-го созыва вновь подтвердил марксистскую идеологическую, политическую и организационную линию. Он наметил для различных областей деятельности правильные установки, отвечающие конкретной реальности. Линия и установки пленума дали зримые результаты, и во всей работе начала постепенно складываться новая обстановка. Широкие народные массы поддерживают нашу линию и партийное руководство. Суровые испытания, которые выдержала наша партия при осуществлении великого исторического поворота, показали, что она является в основном неплохой, обладает боеспособностью и всегда может найти выход из затруднительного положения.
Тем не менее нынешнее состояние партии далеко не во всем удовлетворяет. У нее еще немало серьезных проблем, которые мы не успели выстроить в ряд и разрешить. Речь идет не только о негативных явлениях, оставшихся от десятилетней смуты22, но и о тех отрицательных явлениях, которые возникли и получили распространение в новых исторических условиях. В "Постановлении" говорится о "людях трех категорий" 23, а также о людях, совершивших тягчайшие хозяйственные и другие уголовные преступления, о людях, которые, используя служебное положение в своекорыстных целях, серьезно подрывают отношения между партией и народом, о людях, которые давно политически расходятся с ЦК либо же внешне поддерживают с ним единство, а фактически гнут свою линию, и т. д. и т. п. Все это опасные факторы, факторы разложения. Наличие их говорит о серьезной засоренности партийных взглядов, партийного стиля и партийных организаций.
Среди перечисленных людей наиболее опасны "люди трех категорий". Часть их уже выявлена, и соответствующие меры приняты. Причем кое-кто из них в своих взглядах и поступках стал показывать себя намного лучше. Однако значительное число их так и не изменило своей позиции и затаилось в партии. Эти люди опасны потому, что, во-первых, они держатся своих сектантских взглядов и имеют деструктивно-демагогическую политическую платформу. Во-вторых, они умеют посредством изощренных политических манипуляций маскироваться в невыгодный для них момент и втираться в доверие, а при первом же удобном случае провоцировать новые волнения. В-третьих, они перемещаются, рассредоточиваются и укрываются во многих местах страны, их тайные сектантские связи еще не полностью ликвидированы. В-четвертых, они относительно молоды и образованны. Кое-кто из них давно уже заявлял: "Подождем лет 10-20, а там видно будет". Словом, они представляют собой политическую силу с большими притязаниями, которую нельзя недооценивать. И если во время упорядочения партии все это не разрешить, то, значит, оставить в ней корень зла, мину замедленного действия.
Разумеется, не менее опасны и другие категории людей, если вопрос о них останется без разрешения. В них тоже корень зла.
Такое положение дел серьезно беспокоит многих старейших коммунистов. Озабочены и недовольны также широкие слои рядовых членов партии и народные массы. Решение XII съезда относительно всестороннего упорядочения партийных рядов единодушно одобрено всей партией и многонациональным народом. Партия и народ возлагают на упорядочение большие надежды. А это обязывает нашу партию проникнуться решимостью и без всяких колебаний приступить к строгому и тщательному упорядочению своих рядов, разрешить на деле указанные серьезные проблемы, которые уже нельзя откладывать. Наше упорядочение, если мы не хотим разочаровать товарищей по партии и наш народ, ни в коем случае не должно быть формальным.
Начиная с 3-го пленума ЦК 11-го созыва мы потратили немало сил на исправление левацких ошибок, допущенных в период "культурной революции", а также во времена предшествующих ей политических кампаний и идеологической борьбы. И мы поступили совершенно правильно. Повторять левацкие ошибки недопустимо. Однако немало товарищей односторонне извлекли исторический урок. Усматривая во всякой идеологической борьбе и строгих мерах проявление левачества, они ратуют за борьбу против одного левого уклона и не выступают за борьбу против правого уклона. А это приводит к другой крайности - к беспомощности и мягкотелости. Как в вопросах идеологической борьбы против ошибочных тенденций, вредных элементов и негативных явлений, так и при вынесении оргвыводов у нас в партии за последние годы стало действительно больше излишней снисходительности, нерешительности, мягкосердечия и примиренчества. А это не только расшатывает партийную дисциплину, но и укрывает от ответственности часть вредных элементов.
Согласно закону, мы в последнее время наносим в масштабах страны массированный удар по элементам, совершившим тяжкие уголовные преступления, незамедлительно применяя к ним строжайшие меры наказания. И это наше мероприятие широкие народные массы горячо поддерживают и от души одобряют. Их беспокоит лишь одно: как бы мы не свеликодушничали и не "отпустили тигров в горы". Иначе говоря, как бы мы не выпустили преступников на свободу и те не начали мстить. По мнению народа, давно были нужны более строгие меры. Нас критикуют за допущенную медлительность. Подобные сигналы и критика заслуживают серьезного внимания. Еще два года тому назад мы указывали на беспомощность и мягкотелость руководящего состава различных звеньев, отсутствие решимости взяться за тяжких уголовных преступников. Отсюда следует урок: с мягкотелостью и беспомощностью руководства нужно кончать без лишних разговоров. При упорядочении партии против упомянутых выше "людей трех категорий", а также против остальных людей, которые совершили серьезные ошибки и нанесли серьезный ущерб, необходимо применять строгие меры. Тех, кого следует исключить из партии,- исключать, тех, кого следует снять с постов или наказать по-другому,- снимать или наказывать так, как нужно, а тех, кто пошел на преступление,- привлекать к судебной ответственности. За совершение ошибок при менее серьезных обстоятельствах нужно подвергать суровой критике и требовать добросовестной, а не показной самокритики, а также твердой гарантии исправиться. В этом один из важнейших показателей неформального проведения упорядочения...