Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Вердикт – виновен!». Обоснование постановки вопроса об отрешении президента РФ Ельцина от должности в связи с совершением им тяжких преступлений

Из документов и материалов Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, и их рассмотрения Государственной Думой 13—15 мая 1999 года.

По страницам газеты «Правда»
2013-09-13 13:55

 

Обоснование постановки вопроса об отрешении Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от должности в связи с совершением им тяжких преступлений

 

В статье 93 Конституции Российской Федерации установлено, что Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Факты свидетельствуют о том, что в период своего пребывания в должности Президента Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин совершил действия, названные в статье 93 Конституции. По своему характеру эти действия имеют признаки тяжких и особо тяжких преступлений, сроки давности по которым превышают десять лет либо вообще не применяются (статья 78 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 

Следовательно, Государственная Дума вправе дать оценку действий Б.Н. Ельцина за всё время нахождения его на посту Президента Российской Федерации.

 

Краткая юридическая квалификация указанных действий сводится к следующему.

 

…В сентябре — октябре 1993 года, организовав государственный переворот и приняв активное участие в его осуществлении, Президент Б.Н. Ельцин совершил преступления, предусмотренные в статьях 64, 70, пунктах «в», «д», «з», «н» статьи 102 и в части второй статьи 171 Уголовного кодекса РСФСР (статьи 278 и 280, пункты «а», «б», «е», «ж» статьи 105 и части вторая и третья статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 

В выступлении Б.Н. Ельцина по телевидению 21 сентября 1993 года и в обнародованном Указе от 21 сентября 1993 года №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявившем о прекращении деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, содержались призывы к насильственному, то есть вопреки воле высшего органа государственной власти, изменению конституционного строя, а также признаки злоупотребления должностными полномочиями и превышения власти. Эти преступления предусмотрены в статье 70 и части второй статьи 171 Уголовного кодекса РСФСР (статья 280, часть вторая статьи 285 и часть вторая статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 

Отдав затем приказ об использовании воинских частей в целях насильственного прекращения деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и организовав его выполнение, Президент совместно с рядом других должностных лиц органов исполнительной власти Российской Федерации совершил злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти, приведшие к насильственному прекращению деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, а также многочисленным человеческим жертвам.

 

Указанные действия Президента предусмотрены в пунктах «в», «д», «з», «н» статьи 102 (соответственно умышленное убийство, совершённое в связи с выполнением потерпевшим своего служебного или общественного долга; умышленное убийство, совершённое способом, опасным для жизни многих людей; умышленное убийство двух или более лиц; умышленное убийство, совершённое по предварительному сговору группой лиц) и в части второй статьи 171 (превышение власти, сопровождающееся насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями) Уголовного кодекса РСФСР. В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за эти преступления предусмотрена в пунктах «а», «б», «е», «ж» части второй статьи 105, в статье 285 и в частях второй и третьей статьи 286.

 

Преступный характер указанных выше действий Президента подтверждается постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №5783-1 «Об Указе Президента Российской Федерации №1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», оценивающим действия Президента Б.Н. Ельцина как государственный переворот. Такой вывод следует и из заключения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 3-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года», согласно которому перечисленные в нём действия Президента не соответствовали целому ряду статей действовавшей в то время Конституции Российской Федерации и служили основанием для отрешения его от должности.

 

Преступный характер поведения Президента, повлёкшего насильственное прекращение деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, определяется и тем, что оно противоречило прямо выраженной воле народа, который на прошедшем 25 апреля 1993 года всероссийском референдуме конституционным большинством голосов высказался против досрочного прекращения полномочий народных депутатов Российской Федерации.

 

Преступления, совершённые Президентом в сентябре—октябре 1993 года, не попадают под амнистию, объявленную постановлением Государственной Думы от 23 февраля 1994 года № 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии». Согласно этому постановлению, амнистии подлежат лица, привлечённые к ответственности за «участие в событиях», притом лишь «связанных» с изданием Указа Президента №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Само же издание Указа №1400, как и приказ о применении вооруженных сил для прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, постановлением об амнистии не охватывается. Уголовное законодательство рассматривает такие действия не как участие в преступлении, а как его организацию…

 

Таким образом, перечисленные выше действия Б.Н. Ельцина, являющегося ныне Президентом Российской Федерации, содержат признаки тяжких и особо тяжких преступлений, составы которых определены соответствующими статьями ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР и действующего Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Совершение этих преступных действий на глазах у всей страны даёт полное основание для отрешения Бориса Николаевича Ельцина от должности Президента Российской Федерации в соответствии со статьёй 93 Конституции Российской Федерации.

 

Анализ фактов и событий

 

ИЛЮХИН В.И., депутат Государственной Думы, уполномоченный депутатами палаты, внёсшими предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации:

 

…Президент использовал не пресечённую и не осуждённую практику развала, уничтожения Советского Союза, но уже на территории России и в отношении российских законодательных органов.

 

Мы напоминаем, что глава 131 и закреплённые в ней статьи 1211, 12111 действующей на тот момент Конституции страны не наделяли Президента полномочиями по запрету деятельности органов законодательной власти, приостановлению или отмене самой Конституции и законов. Требования статьи 1218 Конституции Российской Федерации ограничивали Президента в этих шагах, а сами указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. И очень важна следующая часть этой статьи: в случае противоречия акта Президента Конституции законам Российской Федерации действует норма Конституции, законов Российской Федерации.

 

Несмотря на это, Ельцин Указом №1400 прекратил деятельность Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета.

 

Вот только некоторые положения данного указа.

 

Пункт 1 гласит: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации».

 

«Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу». Эта формулировка просто невиданна по своему цинизму, по своей безнравственности и по своей антиконституционности. Впервые в этом столетии Президент подчинил Конституцию, подчинил иные законодательные акты своему указу. Впервые в истории Российского государства, я имею в виду советский период, Конституция отменялась указом одного лица.

 

 

Пунктом 3 этого указа предписывалось ввести в действие положение «О Федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года. Я подчёркиваю: вводилось проектом. Практика, тоже невиданная в законодательной деятельности.

 

В пункте 3: «Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу». Вот оно — проявление монаршей воли, вот он — захват государственной власти, власти законодательного органа.

 

Одновременно заметим, что Президент поставил ультиматум Конституционному Суду. Он тоже достаточно чётко здесь отражён. Пункт 10: «Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации». Президент отменил и третью власть в Российской Федерации — судебную!

 

Пункт 12 указа: «Центральный банк Российской Федерации до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации руководствуется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и подотчётен Правительству Российской Федерации».

 

Пункт 13: «Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчётен...» Согласно Конституции Генеральный прокурор назначался Верховным Советом Российской Федерации и Центробанк тоже не подчинялся Правительству, не подчинялся Президенту, а действовал как самостоятельная структура.

 

Со следующего дня, с 22 сентября 1993 года, по распоряжению Президента Ельцина правительством и мэрией Москвы началось блокирование здания Верховного Совета. Депутаты не пропускались на свои рабочие места, Дом Советов был оцеплен милицией, блокирован грузовыми автомобилями, огорожен колючей проволокой, применение которой было запрещено международными конвенциями. В здании Верховного Совета по указанию мэрии Москвы был отключён свет и перестали подавать воду. Депутаты действительно были на осадном положении.

 

Выступления граждан Российской Федерации, вышедших на улицы столицы в поддержку Съезда и Верховного Совета, жестоко подавлялись. По той информации, которой мы располагаем, до 3—4 октября на улицах столицы в связи с изданием указа Президента было убито 26 человек и множество людей искалечено в столкновениях между демонстрантами и работниками милиции.

 

…Изданием и обнародованием Указа №1400, направленного на прекращение деятельности законодательной, судебной власти, присвоение себе их полномочий, объявление Конституции, законов недействующими и установление новой, не предусмотренной законами структуры органов власти, а также реальным разгоном существовавших на тот период органов власти Ельцин совершил тяжкое преступление, предусмотренное статьёй 64 Уголовного кодекса РСФСР, в форме заговора с целью захвата власти…

 

Указ №1400 является действительно тем моментом, когда Российская Федерация перестала быть парламентской республикой и перешла под устройство президентской республики. Конституция, ранее действовавшая и закреплявшая всю структуру власти, объявлялась в этой части уже утратившей силу, так же как и все законы, которые устанавливали всю судебную и исполнительную власть.

 

Я также должен отметить, что эти деяния не декриминализированы новым Уголовным кодексом, который был принят Государственной Думой и введён в действие в январе 1997 года.

 

В заговоре вместе с Ельциным участвовали руководители Правительства и руководители министерств и ведомств, беспрекословно выполнившие распоряжения Президента, а также лица, подготовившие проект указа Президента. Я не хотел бы сегодня на заседании называть конкретно эти фамилии, потому что не это является предметом нашего исследования, и это было бы не совсем правильно по этическим соображениям. Но мы вам представим указы Президента о награждении лиц, особо отличившихся в событиях сентября — октября 1993 года, — о присвоении звания Героя Советского Союза министру внутренних дел Ерину, о присвоении звания генерала армии Кобецу и о награждении группы высоких должностных лиц. Мы полагаем, что заговор, который организовал Ельцин, был осуществлён группой этих и других лиц.

 

Верховный Совет Российской Федерации 22 сентября 1993 года своим постановлением № 5783-1 оценил действия Президента Ельцина как государственный переворот, то есть этим деяниям уже на тот период была дана оценка.

 

Днём раньше Президиум Верховного Совета Российской Федерации своим постановлением на основании статьи 1216 Конституции Российской Федерации, дав такую же оценку действиям Президента, прекратил его полномочия.

 

Положение статьи 1216 гласит: «Полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти». В противном случае они прекращаются немедленно. Объявление о том, что действия Президента прекращены, ввело в действие требования статьи 1216, и с этого момента Президент утратил свои полномочия.

 

21 сентября 1993 года Конституционный Суд признал Указ Президента №1400 неконституционным и усмотрел в его действиях основания для отрешения Бориса Ельцина от должности и для введения в действие специальных механизмов его ответственности в порядке статей 1216, 12110…

 

У нас нет сомнений и в том, что Президент Российской Федерации действовал с прямым умыслом и с достаточно определённой целью по захвату власти законодательных и иных органов, по отмене действия Конституции и законов. Ещё в марте 1993 года Президент делал подобную попытку, когда с экрана телевидения объявил прообраз Указа №1400, где содержалось то же самое: в Российской Федерации прекращалась деятельность законодательных органов, и абсолютно вся власть переходила бы к нему. Но тогда, в марте, Президент не осмелился ввести в действие этот указ, он не был опубликован в средствах массовой информации, не прошёл той процедуры, и Президент отложил его введение до сентября 1993 года.

 

Об умысле Президента говорят сами положения Указа №1400. Здесь недвусмысленно сказано: прекращение действия Конституции, прекращение деятельности верховной законодательной власти. И, самое главное, объявлялось, что указы по нормативности выше, чем Конституция и все остальные законы. Какие ещё нужны доказательства того, что Президент действовал умышленно именно с этой целью? Он предвидел наступление последствий и осознанно стремился к ним. После издания Указа №1400 последовало множество указов Президента в этом же направлении, в том числе и по имуществу Верховного Совета, и по социальному положению депутатов, и так далее.

 

Обосновывая (я бы сказал, в кавычках) «правомерность» издания и введения в действие своего Указа №1400, Борис Ельцин постоянно ссылался на результаты Всероссийского референдума от 25 апреля 1993 года. Но мы полагаем, что его ссылка на это абсолютно надуманна. На референдум 25 апреля 1993 года было вынесено четыре вопроса.

 

Первый вопрос: «Доверяете ли вы Президенту Российской Федерации Ельцину?»

 

Второй вопрос: «Одобряете ли вы социальную политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?»

 

Третий вопрос: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?»

 

И четвертый вопрос: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?»

 

Согласно действующему на тот период законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нём приняли участие более половины граждан, имеющих право голоса и участия в голосовании, и если более половины граждан, имеющих подобное право — право на голосование, высказались положительно по тому или иному вопросу.

 

По первому вопросу — 58 процентов сказали: да, мы доверяем Президенту Российской Федерации. По второму вопросу — 53 процента заявили, что одобряют социальную политику, осуществляемую Президентом.

 

В Центральной избирательной комиссии признали состоявшимися голосование и получение положительного ответа на эти два вопроса.

 

Что касается референдума по третьему и четвёртому вопросам, то я должен сообщить вам следующее. На вопрос: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?» — положительно ответили 34 миллиона россиян. Они сочли необходимыми досрочные выборы Президента. Отрицательно ответили 32 миллиона россиян. То есть более половины россиян, которые участвовали в выборах, считали необходимым досрочное переизбрание Президента.

 

В связи с этим я особо подчёркиваю, что у Президента не только не было оснований распускать или присваивать полномочия законодательной власти, но в первую очередь нужно было ставить и выносить вопрос о своём досрочном переизбрании.

 

Итоги референдума по четвёртому вопросу. На вопрос: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?» — 43 процента ответили, что считают необходимым проведение досрочных выборов. То есть законодательно установленная норма — 50 процентов плюс один голос за то, чтобы назначить досрочные выборы депутатов Российской Федерации, — на референдуме установлена не была. И уж тем более референдум не выявил абсолютно никаких веских аргументов за досрочное прекращение деятельности законодательной власти Российской Федерации…

 

После прекращения полномочий Президента, о чём в соответствии со статьей 1216 Конституции России объявил 21 сентября 1993 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации, а его решение 22 сентября подтвердил Верховный Совет, мы считаем, что Борис Ельцин, фактически блокировав деятельность высших законодательных органов, насильственным путём захватил власть Президента Российской Федерации. В этой части мы предлагаем уточнить наше обвинение. Мы считаем, что он захватил не только власть законодательных органов, приостановил деятельность Конституции и законов, но и захватил власть Президента, потому что с 21—22 сентября полномочия Президента были прекращены.

 

Этот захват власти был осуществлён с помощью членов правительства, руководителей ряда силовых министерств и ведомств государства. Поэтому мы говорим, что все последующие нормативные документы, указы Президента не имеют никакой правовой силы, являются юридически несостоятельными. Это соответствует требованию статьи 1216 Конституции Российской Федерации…

 

Встретив сопротивление народных депутатов Российской Федерации, российских граждан, выступивших в защиту Конституции, Борис Ельцин совместно с другими заговорщиками прибегли к военной силе. В столицу страны, Москву, были введены воинские подразделения и бронетехника. Утром 4 октября войска начали штурм Дома Советов. Был отдан приказ о применении против народных депутатов и граждан, собравшихся в Доме Советов и у Дома Советов, всех видов стрелкового оружия, а также танковых орудий. Танки расстреливали Дом Советов прямой наводкой. На депутатов и других граждан, находившихся в Доме Советов, был обрушен шквал огня из автоматов, пулемётов и пушек бронетехники. В результате варварского расстрела погибли, по официальным данным Генеральной прокуратуры, 148 человек. Это — последствия заговора. Одним из отягчающих является тот факт, что в числе погибших — юноши и девушки, не достигшие совершеннолетия. По неофициальным данным, были убиты свыше 1500 человек. Из официальных сообщений прокуратуры следует: в октябрьских событиях из оружия, имевшегося у охраны Дома Советов, около здания Верховного Совета, у телецентра в Останкино не был убит ни один человек. И если 23, 25, 26 сентября, вплоть до 3 октября 1993 года, были убитые со стороны военнослужащих и работников органов внутренних дел, то у нас есть все основания говорить, что эти убийства были совершены с целью провокации спецслужбами Российской Федерации — теми, кто штурмовал Дом Советов, для того чтобы действительно вызвать недовольство и гнев со стороны народа деятельностью Верховного Совета, лиц, находящихся около Дома Советов. Это была величайшая провокация. И жертвами этой провокации стали те, кого бросили на штурм Дома Советов. Эти действия Ельцина, связанные с организацией и осуществлением массового расстрела российских граждан, нами квалифицируются как тяжкое преступление, предусмотренное пунктами «г», «д», «з» статьи 102 действовавшего на тот момент Уголовного кодекса РСФСР: убийство многих лиц, совершённое с особой жестокостью, способом, опасным для многих лиц, и в связи с выполнением потерпевшими своего служебного, общественного долга по защите Конституции и Верховного Совета Российской Федерации. В самой Конституции есть запись, что граждане России обязаны защищать Конституцию. Граждане пришли выполнить свой конституционный долг…

 

АСТРАХАНКИНА Т.А., депутат Государственной Думы, уполномоченный депутатами палаты, внёсшими предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации:

 

Насильственный захват власти Ельциным развязал действительно массовую бойню. И поводом для этого стал изданный им в 16 часов 3 октября Указ №1575 «О введении чрезвычайного положения в городе Москве», которым он, в частности, освободил военнослужащих Министерства обороны и МВД от уголовной ответственности за преступные действия.

 

В то же время действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению последствий государственного переворота расцениваются как выполнение общественного и государственного долга. В ходе массовой бойни, по официальным данным, погибли 148 человек. В районе телецентра «Останкино» — 46 человек, из них гражданских лиц — 45 человек и один военнослужащий. В районе здания Дома Советов погиб 101 человек. Из них гражданских лиц — 77 человек и военнослужащих Министерства обороны и МВД — 24 человека. В здании Дома Советов, по официальным данным, погибших нет.

 

Вызывают не просто возмущение, а требуют принятия решений данные по характеру ранений. Применялись запрещённые проволочная спираль Бруно, разрывные пули. И по сводным данным о погибших в событиях 3—4 октября 1993 года, получается, что были расстреляны со следами истязания пять человек, разрывная пуля в живот — один человек, ранены и добиты штыком два человека, от выстрела в живот «черёмухой» погиб один человек, один был раздавлен бэтээром; у Дома Советов расстреляны со следами истязания 27 человек, разрывная пуля в живот — один человек, ранены и добиты штыком три человека, выстрел «черёмухой» — один человек. Среди пострадавших пять человек — женщины, которые были подвергнуты сексуальному насилию со стороны представителей силовых структур, участвовавших в подавлении сил, вставших на защиту Конституции; одна из них после тяжёлой физической и душевной травмы покончила жизнь самоубийством. Среди погибших — несовершеннолетние. Всё это даёт право на то, чтобы мы действительно говорили о совершении Ельциным преступления не просто против личности, а уже и человечества.

 

Некоторые подтверждения того, что так было, есть. Это собственноручные показания родителей погибших, справки о признании потерпевшими в отношении погибших, то есть фактическое признание Генеральной прокуратурой их невиновности…

 

ИЛЮХИН В.И.:

 

…Все выстрелы в работников правоохранительных органов были сделаны из оружия со смещённым центром, в том числе в работников «Альфы», среди которых погиб раненный в спину капитан «Альфы», участвовавший в этих событиях. Надо отдать должное этому отряду: именно группа «Альфа» не позволила своими действиями увеличить число жертв, фактически воспрепятствовала работникам МВД начать большую мясорубку. Это и даёт нам основание говорить о том, что в отношении работников правоохранительных органов, военнослужащих были совершены провокационные действия, для того чтобы потом «разогреть» эту массу солдат, офицеров, чтобы они шли на штурм, чтобы они зверствовали в отношении депутатов и других граждан.

 

…Я могу сослаться на ту ситуацию, которая происходила в Министерстве обороны. На этом заседании, после того как Ерин в истеричной форме заявил о том, что он несёт большие потери, его люди гибнут, министр обороны Грачёв стукнул рукой по столу и сказал: «Баста! Мы идём». Но, обращаясь к премьер-министру, он сказал: «Мне — письменное распоряжение». По нашим данным, письменное распоряжение было отдано Грачёву Президентом Российской Федерации.

 

АСТРАХАНКИНА Т.А.:

 

…По данным следствия, к 19 часам 3 октября в районе телецентра находились 450 милиционеров и бойцов внутренних войск при шести бронетранспортёрах. Одних гранатомётов у них было 12 штук. А у Макашова было едва ли два десятка автоматчиков, не считая невооружённой толпы. Защитников телецентра, руководимых генералом, при желании могли бы разогнать в два счёта без большой крови ещё на подступах к зданию. Вместо этого они устроили бойню.

 

Следствием установлено, что первый выстрел прозвучал как раз из здания телецентра. Им был ранен один из людей Макашова. Потом в фойе прозвучал взрыв спецсредства, и бойцы «Витязя» открыли огонь. Выстрела из гранатомёта не было. Следственной группой не обнаружено никаких следов взрыва и не зафиксировано ни одного пострадавшего от огневой струи при выстреле. А граната была не простая, а кумулятивная фугасная мощностью 10 килограммов тротила. На испытаниях она прожигала 70 сантиметров брони и разбивала вдребезги бетонный куб. Если бы она попала, например, в перекрытие второго этажа, на котором находилось большинство защитников, исход мог быть совсем иным.

 

ИЛЮХИН В.И.:

 

…Что касается спецслужб, я могу заметить, что, по некоторым заявлениям, по некоторым показаниям очевидцев, по военнослужащим и работникам правоохранительных органов велась стрельба со стороны гостиницы «Мир», которая, по сути дела, не контролировалась защитниками Дома Советов, а контролировалась работниками правоохранительных органов, и американского посольства. Такая информация есть…

 

У нас есть примеры, когда военнослужащие не только отказывались, но и шли на помощь и поддержку Верховного Совета. Воинская часть, расположенная в городе Подольске, действительно шла на выручку, но она была остановлена на дороге. В отношении военнослужащих было применено насилие.

 

Командование Воздушно-десантных войск фактически свой батальон, свой полк не использовало, и уже в начале событий была дана команда батальону (он был сформирован на базе полка) уйти к зданию Министерства обороны. И войска ВДВ принимали очень ограниченное участие.

 

…Я должен заявить: по показаниям участников и лиц, которые имели отношение к работе этой (Конституционной. — Ред.) комиссии, они подготовили несколько иной вариант Конституции, чем та Конституция, которой мы сегодня руководствуемся. И буквально накануне опубликования подготовленного комиссией текста Конституции он был заменён. И фактически, как утверждают очевидцы, текст ныне действующей Конституции был написан Шахраем, и многие положения, подготовленные комиссией, были или убраны, или перечёркнуты, или искажены. Вот так появилась эта Конституция. Она была опубликована за месяц до голосования.

 

Почему я говорю, что Конституция фактически не принята? Референдум по Конституции 12 декабря 1993 года проводился не по закону о референдуме, а по указу о референдуме, хотя закон о референдуме на тот период никто не отменял, ни один указ Президента. Даже (как бы это кощунственно, нелогично и незаконно ни было) он нигде в своём указе не отметил того, что закон о референдуме не действует. И если обратиться к подсчёту голосов, согласно параметрам, установленным в законе о референдуме, то эта Конституция фактически не набрала достаточной поддержки среди россиян — за неё проголосовали менее одной трети. А согласно закону о референдуме, Конституция считается принятой, если в референдуме приняли участие более половины лиц, имеющих право участвовать в референдуме, и если более половины от числа имеющих право на участие в референдуме высказались за тот или иной документ. То есть 50 процентов плюс один голос за эту Конституцию набран не был…

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.