К.Н. Черемисов: Войскам ПВО – новый этап развития
В российском календаре памятных дат есть День войск противовоздушной обороны. В этом году он отмечается 13 апреля. Сейчас об огромной роли и значении ПВО на собственном опыте узнали многие россияне.

Константин
Николаевич
Первые подразделения, боровшиеся с вражескими аэропланами, появились в России еще в 1914 году. Но именно при советской власти система противовоздушной обороны нашей страны, надежно защищавшая первое социалистическое государство, стала самой мощной в мире.
К 1936 году советская ПВО имела свыше 700 самолетов–истребителей, около 1700 зенитных пушек, свыше 900 зенитных пулеметов, более 800 прожекторных станций. К началу 1940–х годов в стране имелось 8 училищ, готовивших кадры для зенитной артиллерии, а также сеть средних учебных заведений по подготовке специалистов для других родов войск ПВО.
Безусловно, грозным испытанием и боевым крещением для советских войск ПВО стала Великая Отечественная война. В ходе войны была создана мощная ПВО Москвы и Ленинграда. Немецкая авиация несла большие потери при атаках на Москву.
В июле–августе 1941 года фашистские захватчики совершили 17 массированных налетов на Ленинград, из них половину – ночью. И все они были успешно отражены. Из 1614 вражеских самолетов лишь 28 прорвались к городу. Части ПВО сбили 232 неприятельских самолета.
Всего за годы Великой Отечественной войны войсками ПВО было сбито более 7500 самолетов, уничтожено свыше 1000 танков, более 1500 орудий противника.
После войны войска ПВО активно развивались. Результатом стало создание единой системы ПВО на всей территории страны, повышение уровня руководства противовоздушной обороной, что закономерно привело к оформлению войск ПВО страны в самостоятельный вид Вооруженных Сил. Была учреждена должность Главнокомандующего войсками ПВО в ранге заместителя Министра обороны СССР.
За заслуги войск ПВО в годы войны, а также за выполнение особо важных задач в мирное время указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1975 года был учрежден государственный праздник – День войск ПВО.
В РФ, в отличие от СССР, День войск ПВО это не государственный праздник, а памятная дата. Да и такого самостоятельного вида Вооруженных сил уже нет.
Начавшаяся в 1985 году, так называемая, «перестройка» стала началом наступления на социализм. Наступление вели по всем направлениям. Устроили тотальный дефицит, начались задержки зарплат. Под видом «гласности» в СМИ началась оголтелая лживая компания по дискредитации истории страны, завоеваний социализма.
«Прорабы перестройки» понимали, что для достижения своих преступных целей необходимо провести кадровую чистку на ключевых направлениях. После Пленума ЦК 1987 года произошла смена первых секретарей на альтернативных выборах.
Армия, как один из наиболее патриотических и сильных государственных институтов СССР, подвергалась особенно острым нападкам. Одним из провокационных актов в этой системе, направленных действий по дискредитации Советской армии, было демонстративно–наглое приземление на Красной площади в 1987 году Руста.
Множество фактов подтверждают, что это была спланированная и успешно реализованная акция. Так, стало известно, за четыре дня до прилета Руста впервые в истории Советской армии и средств ПВО не менялось радиолокационное поле ПВО, тогда как обычно менялось каждые 24 часа. По странному стечению обстоятельств маршрут провокационного полета пролегал в зоне, где велась поисково–спасательная операция. Самолет Руста летел на той же высоте и с той же скоростью, что и поисково–спасательные вертолеты. Как раз во время его полета была отключена автоматизированная система управления ПВО Москвы «для проведения внеплановых профилактических работ».
Эти и другие «случайные совпадения» вполне резонно наводят на мысль, что полет Руста был запланированной акцией не только западных спецслужб, но и внутренних врагов страны. По крайней мере, трудно объяснить, как все многочисленные «случайности» и «совпадения» произошли без ведома тогдашнего руководства страны.
Планировалась она, естественно, врагами страны, чтобы начать разнузданную кампанию по дискредитации «прошляпившей» нарушителя ПВО, «доказать» распад и разложение советский армии, а на волне дискредитации и «обличений» заменить командование лояльными «реформаторскому курсу» кадрами.
Этот полет и послужил поводом для начала борьбы с высшим военным руководством страны, было заменено практически все руководство Министерства обороны. Отправили в отставку порядка 300 генералов и офицеров, чистка дошла до простых рядовых. Началось радикальное сокращение вооруженных сил.
Перестроечная вакханалия, приведшая к уничтожению страны, сменилась вакханалией «реформаторской». Армия испытала несколько таких волн, которые серьезно сказались на безопасности страны.
В 1997–1998 годах были объединены Войска ПВО и ВВС. Вот что по этому поводу писал генерал–лейтенант в отставке М.Науменко. «Считается, что слиянием ВВС и ПВО и образованием нового вида Вооруженных Сил – ВВС будет достигнут ряд преимуществ, в числе которых одним из главных явится экономия средств на содержание частей и соединений прежних видов Вооруженных Сил и упрощение их управления как в мирное, так и в военное время.
Но эти два вида вооруженных сил в своей основе являются антиподами, имеющими свои стратегические, оперативные и тактические задачи, в корне отличные друг от друга. В отличие от ВВС, ударная мощь которых необходима главным образом для предупреждения или парирования возможной агрессии, войска ПВО нужны ежеминутно, ежечасно, поскольку даже сейчас имеют место систематические нарушения воздушного пространства как России, так и СНГ, непрерывные полеты воздушных разведчиков вдоль наших границ.
Сила ПВО состояла в единстве всех ее составных частей, в оснащенности мощной боевой техникой и высокой обученности личного состава. Организация ПВО, ее инфраструктура были рассчитаны на комплексное использование войск, на тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех ее боевых компонентов».
Итогом, по оценкам экспертов, стало то, что было частично, а кое–где полностью утрачено сформированное во времена СССР сплошное радиолокационное поле. «Дыры» между объектами ПВО на востоке страны стали составлять по несколько тысяч километров. Огромное количество критически важных объектов промышленности и инфраструктуры никакими средствами ПВО не было прикрыто.
Отдельный разговор про подготовку военных кадров. В период с 1990 по 2000 годы в ходе реформирования системы военного образования были расформированы Орджоникидзевское высшее зенитно–ракетное командное училище ПВО (1990 г.), Нижегородское высшее зенитно–ракетное командное училище ПВО (1999 г.).
Остался единственный вуз, который готовил специалистов для зенитных ракетных войск противовоздушной обороны – это Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны. В свою очередь это училище в 2009 году вошло в качестве филиала в состав Военного учебно–научного центра Военно–воздушных сил «Военно–воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»). А уже через три года в июле 2012 года в связи с реорганизацией Военного учебно–научного центра Военно–воздушных сил «Военно–воздушная академия» училище становится филиалом Военно–космической академии им. А.Ф. Можайского.
И только в августе 2015 года в связи с реорганизацией Военно–космической академии им. А.Ф. Можайского училище наконец приобретает статус самостоятельного высшего военного учебного заведения.
Ситуация стала меняться буквально только в последние годы. Стали выделяться средства на модернизацию оборонно–промышленного комплекса. В войска ПВО стали поступать новые ЗРК, РЛС, системы АСУ.
Все это, безусловно, положительно отражается на боеспособности наших вооруженных сил в целом и войск ПВО, в частности, что позволяет им эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Тем не менее, по оценкам военных аналитиков, остаются существенные проблемы. Так, отсутствие собственной истребительной авиации в составе ПВО, лишает ее возможности оперативно наращивать силы на угрожающих направлениях. Это снижает эффективность системы и делает ее более уязвимой перед неожиданными атаками.
Отмечается и ограниченная самостоятельность и урезанные возможности системы ПВО, что делает ее медленной и негибкой в условиях динамично меняющейся угрозы.
Подчеркивается, что «Опыт специальной военной операции демонстрирует, что все системы противовоздушной обороны должны работать в едином информационном пространстве. Оно позволяет максимально эффективно выявлять средства воздушного нападения и перераспределять поражение этих средств воздушного нападения между всеми комплексами ПВО и иным средствами».
И, что очевидно уже не только специалистам, практика СВО показала, что «перспективные системы ПВО должны эффективно отражать комбинированные удары, которые проводятся различными средствами воздушного нападения – БПЛА, крылатыми ракетами разных типов, баллистическими ракетами, включая ложные цели».
Очевидно, что решение этих и других задач требует комплексного подхода. Назрела необходимость исправления стратегической ошибки 90–х годов – ликвидации войск ПВО как отдельного вида вооруженных сил. Необходимо не повторять ошибок прошлого, сделать важнейший шаг в деле защиты внешней и внутренней границы нашей Родины – возродить войска ПВО страны, как вид Вооружённых сил России, включив в его состав истребительную авиацию.