Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Сергей Обухов в дискуссии с министром транспорта Р.Старовойтом: Парковочную реформу министерство проводит без должной инвентаризации использования парковочных пространств

Во фракции КПРФ состоялась встреча с министром транспорта Романом Старовойтом, на котором руководитель ведомства представил депутатам-коммунистам концепцию развития отрасли.

Пресс-служба депутата Госдумы С.П. Обухова

17 Июня 2025, 17:58 (обновление: 20/06/2025, 19:43)

После доклада министра депутаты задали вопросы. В частности, по столичным транспортным проблемам.

Г.А.Зюганов:

Наш депутат С.П.Обухов представляет Москву. Москва - крупнейший транспортный узел, очень удачно расположен. В свое время, когда мне пришлось курировать в Москву в ЦК КПСС, и определять маршруты, то я был удивлен. Ведь за одну ночь из Москвы можно было добраться до Киева, до Ленинграда, до Риги, до Казани. Географически, политически город идеально стоит. Мы много сделали, чтобы этот транспортный узел развивался успешно, пожалуйста.

С.П.Обухов:

Уважаемый Владимир Романович, Минтранс, как нам сообщают, внес в правительство «дорожную карту», цитирую, по «совершенствованию парковочных мест». Но у нас всегда получается, что «совершенствование» в мегаполисах - это не для улучшение положения жителей.

И это тревожит, в том числе и москвичей. Меня каждую неделю приглашают жители на ту ли иную массовую встречу. И тема платных парковок там звучит во весь голос. Уже дело дошло до того, что в Думу пришли представители инициативных групп нескольких десятков районов Москвы. Вопрос в том, что идет тотальное распространение платных парковок. Их внедряют там, где их никогда не было и нет никакой необходимости. Например, в Бутово я был на встрече. Там вообще спальный район, тупиковые улицы, никуда не предполагается их расширять, но там вводят платные парковки. Все ссылаются на вашу концепцию о том, что должно быть сокращено максимальное количество бесплатных парковочных мест.

Вот вы также предлагаете в своей концепции сократить количество бесплатных парковок у многоэтажных жилых комплексов при проектировании. Но любопытная деталь. У дешевых жилых комплексов вы предлагаете платные парковки расширить, а у богатых, элитных ЖК - вы предлагаете оставить бесплатное парковочное пространство. То есть вот такой вот олигархический интерес в планах.

Я к чему подвожу вопрос: вы поставили в концепции необходимость инвентаризации парковочных мест в мегаполисах. То есть, не проанализировав ситуацию с парковочными местами в столицах, в мегаполисах, вы вносите предложение, не имея какой-то основы. Я так понимаю, что у вас нет инвентаризации, но вы уже настаиваете на сокращении, но не понимаете, как используются реальные парковочные места?

Может быть я ошибаюсь?

Министр Р. Старовойт.  Спасибо за вопрос.

Представитель министерства: Дело в том, что мы точно так же получили концепцию на этом треке. Как и вы, имели возможность ознакомиться с этой концепцией. Но она в настоящее время проходит обсуждение. Мы примем вместе с ГИБДД в ней активнейшее участие, потому что парковка это не только благоустройство, и вы в этом плане совершенно правы. Но парковки – это объект, используемый при организации дорожного движения, в первую очередь в крупных мегаполисах. Поэтому будем признательны за ваши предложения. И безусловно учтем их в нашей работе.

Министр Р.Старовойт. Давайте вместе пообсуждаем. Но в целом я хочу сказать, что все большие города в мире идут по одному пути. И мы должны отдавать приоритет общественному транспорту. В первую очередь.

И, конечно, градостроительная политика должна вместе с этим идти. Москва один из лучших городов в мире. И мы, конечно, лучшие тренды должны брать и внедрять у себя. Но есть вопросы, вы их абсолютно правильно ставите. Давайте вместе принимать решения. Спасибо.

Как видно из приведенной стенограммы дискуссии депутата С.П.Обухова с министром и представителями ведомства высветила следующие проблемы.

Суть концепции Министерства - сокращение бесплатных парковок в пользу платных. 

🖥Как сообщает газета  "Коммерсант" (https://www.kommersant.ru/doc/7622688): «Ведомство рекомендует взять за основу столичный опыт, внедрив в регионах оплату парковок через смартфоны и систему парковочных разрешений. Управление стоянками Минтранс советует доверить местным ГИБДД, а в городах с населением более полумиллиона — отдельно созданной структуре».

🤔А успешен ли столичный опыт? Например, депутатом Обуховым проводилась встреча с жителями Южного Бутово, где власти ввели платные парковки для "разгрузки" полупустых улиц. 

🤦‍♂️При этом, решение было принято настолько непродуманно, что власти забыли даже обеспечить жителей ряда домов резидентными разрешениями на парковку.

🤑Жильцам домов, как "чужакам", предлагали платить за парковку возле своих же домов 14 тыс. в год! 

✍️Устранить проблему удалось только после депутатских запросов в мэрию Москвы - сумма парковки снизилась до 3 тыс. в год. Разве такой опыт можно назвать успешным? 

📣Именно поэтому депутат Обухов обратил на указанные проблемы внимание Министра транспорта Российской Федерации Романа Старовойта во время своего выступления на заседании фракции КПРФ. 

1. Основные направления концепции Минтранса

- Сокращение бесплатных парковок у жилых комплексов: Минтранс предлагает уменьшить количество бесплатных парковочных мест у многоэтажек экономкласса, одновременно расширяя платные паркинги. Заявлена цель — стимулировать развитие общественного транспорта и снизить уровень автомобилизации в мегаполисах .

- Дифференцированный подход: Коммунисты критикуют Минтранс за  социальную несправедливость. Для элитных ЖК бесплатные парковки сохраняются, а для бюджетного жилья — сокращаются. Налицо поддержка «олигархических интересов» .

- Инвентаризация парковочных мест в крупных городах: Минтранс настаивает на инвентаризации парковок в мегаполисах, но предварительного анализа до сих пор нет. Решения предлагаются без достаточной базы данных об использовании парковочного пространства .

2. Критика со стороны депутатов и жителей

- Тотальное внедрение платных парковок: Жители жалуются на их распространение в спальных районах столицы, где нет транспортной перегрузки. Парковки вводятся в тупиковых улицах без объективной необходимости.

- Финансовая нагрузка на население: Для многих семей платные парковки становятся дополнительным расходом. Например, в Москве тарифы достигают 40–200 руб./час, а штрафы за неуплату — 5 000 руб. .

- Отсутствие альтернатив: Сокращение бесплатных парковок не сопровождается адекватным развитием общественного транспорта. В некоторых районах мегаполисов интервалы движения автобусов достигают 30–60 минут, что усугубляет проблемы мобильности .

3. Позиция Минтранса в диалоге с Госдумой

- Приоритет общественного транспорта: Старовойт подчеркивает, что все мировые мегаполисы движутся по пути ограничения личного автотранспорта, но с этим никто не спорит. Москва, как «один из лучших городов мира», должна перенимать эти тренды. Но количество эксцессов здесь нарастает и в этом критика ситуации.

- Готовность к диалогу: Министр призвал «вместе принимать решения», пообещав учесть предложения депутатов. Однако конкретные механизмы учета мнений не названы .

- Отсылка к градостроительной политике: Минтранс настаивает на синхронизации парковочной реформы с развитием городской инфраструктуры, но не предоставляет детальных планов такой интеграции .

4. Системные проблемы

- Финансовые интересы vs. социальные нужды: Депутаты указывают на конфликт интересов. Например, в документах Минтранса заложен план по штрафам за нарушения ПДД (47 млрд руб. на 2022 г.), что косвенно стимулирует увеличение штрафов за парковки .

- Недостаток данных: Решения принимаются без полноценной инвентаризации парковочного пространства. В результате меры носят хаотичный характер и не учитывают локальные особенности и вызывают возмущение населения и локальные протесты в столице.

5.Противоречия и пути сглаживания

Позиция Минтранса сводится к глобализации подходов (опора на международный опыт) при игнорировании локальных реалий. Ключевые проблемы:

1. Социальный дисбаланс в правах  между жителями из элитныых и массовых жилых комплексов. 

2. Финансовая мотивация реформ (штрафы, тарифы) без внятных социальных компенсаций и непрозрачности использования полученных средств за платрные парковки. 

3. Отсутствие комплексности: парковочная реформа не подкреплена реальным, а не декларативным развитием общественного транспорта. 

Для снижения напряженности Минтранс предлагает диалог с регионами и депутатами, но конкретные инструменты (например, общественные слушания или пилотные проекты) в документах не зафиксированы.

В свете этого, требования КПРФ остаются прежними:

— Инвентаризация существующих парковок до любых решений (сейчас этого нет - реформа проводится в отрыве от понимания ситуации в городах страны).

— Мораторий на платные парковки в спальных районах городов - разделение городов на деловой центр (с платными парковками) и спальных районов (с бесплатными).

— Льготы для жителей: инвалидов, пенсионеров, беременных женщин, участников СВО (ветеранов боевых действий), многодетных семей - освобождение их от оплаты за парковку. 

- Гарантии эффективной работы и наличия общественного транспорта в зоне платной парковки. Введение платы за парковку на фоне отсутствия альтернативы в виде автобуса, трамвая, троллейбуса или метро - недопустимо. 

— Равных условий для всех граждан, а не обложение "парковочным налогом" бедных и освобождение от него "элит". 

✊🚩КПРФ готова поддерживать автомобилистов в борьбе за свои права! 

Пока эти предложения остаются без законодательного оформления и должной реакции Минтранса.

Депутат С.П.Обухов намерен получить от Минтранса конкретные ответы на свои предложения по проблемам парковочной реформы в мегаполисах.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.