Парламентский дневник в газете "Правда". 29 ноября - 2 декабря 2024 года
«О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства» — эта тема, вынесенная на «правительственный час» в Госдуме 27 ноября, настолько важна и злободневна, что в гостевых ложах в зале заседаний наблюдался аншлаг и обсуждение продолжалось добрых четыре часа. Кроме членов правительства, на заседание были приглашены представители пяти непарламентских партий. А регионы, в ведении которых и находится система СПО, могли участвовать в дискуссии с помощью видео-конференц-связи в качестве слушателей.
Производственный сектор сегодня испытывает крайнюю нужду в рабочих и специалистах среднего звена. Статистики было хоть отбавляй. Она звучала из уст всех, кто выходил к микрофону. Это свершившийся факт, к которому последовательно подводила социально-экономическая политика последнего тридцатилетия и который теперь является главным сдерживающим фактором развития экономики. Особенно чувствительны к кадровому голоду предприятия ВПК. По некоторым оценкам, дефицит специалистов здесь уже в ближайшее время составит около 400 тысяч человек. С 2016 по 2022 год число подготовленных квалифицированных рабочих и служащих сократилось на 12,5%.
«Наша задача в ближайшее время перестроить систему образования под те потребности, которые сформированы на рынке», — заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков, признав наличие серьёзного перекоса в системе подготовки кадров. По словам чиновника, сегодня на портале «Работа в России» создана единая общероссийская база вакансий и резюме. Здесь же студенты могут выбрать для себя место практики или стажировки. С 1 января 2025 года центры занятости начинают персональное сопровождение студентов с предложениями возможных направлений стажировок и практик на конкретных промышленных предприятиях.
Реализуется программа бесплатного переобучения и переподготовки кадров по 150 дефицитным профессиям. Любой желающий, даже небезработный, может через центры занятости бесплатно повысить свою квалификацию или перейти на дефицитные направления в экономике. Но до начала переобучения должен быть заключён трёхсторонний договор между соискателем, будущим работодателем и образовательной организацией.
В ближайшее время министерство труда намерено представить прогноз кадровой потребности регионов до 2030 года, на основе которого будут сформированы контрольные цифры приёма для учреждений СПО и вузов.
С 2030 года число выпускников школ будет сокращаться в связи с понижающейся демографической волной. А значит, если не повысить производительность труда, нехватка рабочих рук будет ощущаться ещё острее. Мировая тенденция в сфере производства — это роботизация и развитие киберфизических технологий. Мы, к сожалению, плетёмся в хвосте этого процесса.
Впрочем, заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова подчеркнула, что, по прогнозу, рост ВВП к 2030 году составит 23,4%, а рост производительности труда — 20,7%, и это будет обеспечиваться в том числе и за счёт цифровизации и роботизации. По расчётам минэкономразвития, только из бюджетных и социальных секторов могут быть высвобождены 123 тысячи человек. И это резерв для экономики. Для закрытия кадровой потребности минэкономразвития также предлагает повысить занятость молодёжи за счёт совмещения обучения с работой и ускоренного выхода на рынок труда, а также через систему среднего профобразования наладить переподготовку участников СВО и граждан старших возрастов.
«Мы видим, что происходит у нас в сфере средних профессиональных образовательных учреждений — коммерциализация сплошная. Поглядите, у нас около 50% обучающихся получают рабочие профессии и профессии в среднем профессиональном образовании на коммерческой основе. Разве это дело?! Весь мировой опыт говорит о том, что получение профессии должно быть на бесплатной основе», — кипятился председатель Госдумы Вячеслав Володин, словно не об этом говорили коммунисты задолго до начала СВО, которая и вскрыла сейчас всю эту аховую ситуацию в системе подготовки рабочих кадров.
Разошёлся спикер и давай с министерских чиновников стружку снимать. Подготовка квалифицированных рабочих кадров и служащих в отраслях «Сельское хозяйство», «Рыбное хозяйство» уменьшилась на 22,8%. По специальности «Сестринское дело» с 2016 по 2022 год — снижение на 33%. «Вместо того чтобы обсуждать вопрос, как нам подготовить кадры профессиональные в сфере сестринского дела, вы берёте и в перечень профессий, которые дают возможность на льготное получение постоянного вида на жительство, ставите профессию врача, медсестры, воспитателя, учителя», — упрекнул он главу минтруда. С 2015 года количество профессий, дающих право на льготное получение вида на жительство, увеличено почти в 3 раза. В 2015 году этот приказ минтруда включал 74 профессии, в их числе — врач, средний медперсонал, инженеры, монтажники, наладчики станков, слесари, техники, токари, электрики. А в 2023 году в этом перечне уже оказалось 203 профессии, включая учителей.
Спикер обратил внимание, что порой ребята, получив профессию, не могут начать работать, потому что им нет 18 лет.
«Сегодня ограничения для трудоустройства несовершеннолетних распространяются только на места, имеющие вредные факторы, — пояснил министр Котяков и добавил в ответ на настойчивые требования спикера высказать свою позицию по проблеме: — Я считаю, что несовершеннолетние не должны работать полноценный рабочий день на рабочих местах, где есть вредный фактор воздействия на их здоровье».
Вячеслав Володин, не переставая, педалировал необходимость сокращения сроков подготовки по рабочим специальностям. Он также заметил, что в рамках среднего профессионального образования готовятся служащие, которые к рабочим профессиям не имеют никакого отношения: юристы, экономисты, социологи, археологи.
Министр просвещения Сергей Кравцов дополнил уже сказанное цифровым материалом: в системе СПО 3,5 тысячи образовательных учреждений, где учатся 3,7 миллиона студентов. После 9-го класса в колледжи идут 62,5% учащихся. Но при этом в первый год после окончания колледжа трудоустраиваются 53% выпусников, во второй — 68%.
Для выполнения поручения президента по достижению технологического лидерства России планируется к 2028 году подготовить 1 миллион квалифицированных специалистов, к 2030-му — 2 миллиона.
Руководитель минпроса отметил: в 1990-е годы колледжи были переданы с федерального, отраслевого, уровня на региональный; начальное профессиональное образование ликвидировано и, наконец, нет госзаказа на подготовку специалистов рабочих профессий. «Наша работа совместно с минтрудом, министерством экономического развития, минпромом, другими ведомствами направлена на решение этих проблем», — заявил Сергей Кравцов.
Изменена структура приёма в средние профессиональные учебные заведения в пользу технических профессий. В 2019 году их доля составляла 47%, по итогам последней приёмной кампании — 56%. Сокращены контрольные цифры приёма на экономику и право с 18,5% в 2021 году до 4,7% в 2024-м. На 10 тысяч человек увеличилось число будущих педагогов. Появились новые профессии, специальности, например: моделирование в строительстве, биотехнология пищевой промышленности, безопасность на акватории и другие. Впервые за 20 лет созданы два технопарка подготовки мастеров производственного обучения.
Министерство просвещения намерено добиваться увеличения финансирования системы СПО, сокращения платного обучения, а по рабочим специальностям, возможно, и полного перехода на бесплатное обучение. Сегодня в среднем профессиональном образовании свыше 40% студентов обучаются платно.
По мнению первого заместителя руководителя фракции КПРФ Николая Коломейцева, надо, чтобы базовая ставка преподавателя и мастера производственного обучения была не 14 тысяч рублей, а гораздо выше (доставщик пиццы в Москве получает до 180 тысяч рублей). Также следует вернуть Единый тарифно-квалификационный справочник и перевести систему СПО снова на федеральный уровень.
Артём Прокофьев считает, что многочисленная и территориально распределённая система средних специальных учебных заведений, созданная в советское время, в потенциале способна удовлетворить потребности населения в образовании и запрос специалистов для нашей экономики. Однако школа, службы занятости, центры профориентации слабо влияют на выбор будущей профессии школьников, о чём свидетельствуют данные соцопросов. И в этом направлении надо активнее работать, заметил депутат.
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина затронула проблему подготовки кадров мастеров производственного обучения. К депутатам не раз обращались руководители предприятий с просьбой: дайте нам возможность на производстве готовить мастеров производственного обучения, которые уже имеют опыт и будут передавать его молодёжи. Обращались они и в министерство просвещения, и в Рособрнадзор. Особенно эта проблема оголилась с начала СВО. Но за это время так и не появилось ни одного нормативного документа. Что нужно сделать для того, чтобы эту идею реализовать? — спросила депутат министра.
В рамках лишь производства это сложно сделать, считает Сергей Кравцов. У мастера производственного обучения должна быть квалификация и производственника, и педагога.
От фракции КПРФ на «правительственном часе» выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
Подытожил обсуждение заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко. Он выразил поддержку следующим предложениям, которые были выдвинуты участниками «правительственного часа». Восстановить начальное профессиональное образование для подготовки высококвалифицированных рабочих под актуальные задачи развития нашей страны. В рамках подготовки Стратегии образования проработать вопрос сдачи ОГЭ и ЕГЭ для абитуриентов и СПО, упростив порядок поступления в организации СПО. Обеспечивать учащихся общежитиями, стипендиями, питанием, спецодеждой и оплачиваемой практикой. Сократить сроки подготовки новых экспресс-программ по самым востребованным для нашей страны профессиям, прежде всего для предприятий ОПК. Пересмотреть перечень профессий и специальностей 2000 года для приведения его в соответствие с современными требованиями рынка труда. Поддержать регионы, особенно с профицитными бюджетами, в направлении средств на ремонт и восстановление организаций СПО, рассмотрев одновременно вопрос софинансирования из федерального бюджета. Расширить преференции по лизингу для предприятий, помогающих оснастить колледжи технологичным оборудованием. Проработать с регионами проблему доступности бесплатного профобразования, пересмотреть контрольные цифры приёма в организации СПО на основании кадрового прогноза. Развивать систему целевого обучения. Оказать господдержку центрам опережающей профессиональной подготовки, работающим в рамках проекта «Профессионалитет». Расширить поддержку участников СВО в вопросах получения среднего профобразования и трудоустройства.
Судя по всему, разговор оказался полезным.
Выступление от фракции КПРФ Олега СМОЛИНА на «правительственном часе» в Госдуме 27 ноября
По данным Эльвиры Набиуллиной, 73% российских предприятий испытывают кадровый дефицит. По официальным данным, он составляет 2,5 миллиона человек, по экспертным — 4—5 миллионов. В промышленности больше всего не хватает инженеров и квалифицированных рабочих, в сельском хозяйстве — механизаторов. Причин много. Назову три.
Первая. Деиндустриализация страны. В настоящее время, например, мы выпускаем тракторов в 50 раз меньше, чем было в своё время.
Вторая. Низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание её роста от заработной платы. С 2015 по 2023 год производительность труда выросла на 11%, зарплаты, по данным ФНПР, — более чем в два с половиной раза.
Президент России заметил, что мы сильно отстаём по внедрению робототехники. В Южной Корее до пандемии на 10 тысяч работников приходилось 710 роботов, в России — 4. После пандемии в Южной Корее — 1012, в России — 11, то есть в 100 раз меньше. Одна из причин — слишком дешёвая рабочая сила. Только сейчас, когда она резко подорожала, бизнес стал проявлять интерес к роботизации.
Третья причина — диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих, ИТР и механизаторов. В 2000 году суммарное количество учреждений начального и среднего профобразования составляло 6,5 тысячи, сейчас — 3200. Сокращение более чем вдвое. В своё время техникумы и колледжи финансировались из федерального бюджета, но в 2012-м были переданы в регионы, несмотря на наши категорические протесты и возражения министерства образования. С тех пор и началось их массовое сокращение.
Мы видим и ценим усилия министерств, направленные на решение кадровых проблем. Программа «Профессионалитет» укрепила интеграцию промышленности и профобразования. В некоторых колледжах новое оборудование позволило расширить демонстрационный экзамен, который показывает реальную квалификацию выпускников. Издан единый учебник истории для колледжей, который в несколько раз дешевле прежних учебников.
Не только школа, но и профобразование поворачиваются лицом к воспитанию. Кураторы групп получают выплаты за счёт федерального бюджета. Кстати, именно это мы предлагали ещё 13 лет назад в законопроекте о народном образовании. Идея реализована, спасибо президенту Российской Федерации.
За последние годы вдвое увеличилось число инвалидов в учреждениях СПО, а движение «Абилимпикс» стало поистине массовым. Но, при всём уважении к присутствующим, проблема системная и для её решения требуются усилия всего правительства и парламента.
Первое. В советский период из тех, кто шёл в ПТУ и колледжи, две трети учащихся готовились стать рабочими, одна треть — специалистами среднего звена. Сейчас ситуация противоположная: по рабочим специальностям и на механизаторов учатся только 18,5%. 60% девятиклассников, которые идут в профобразование во многом потому, что они не хотят сдавать ЕГЭ, никак не помогают нам решить проблему рабочих кадров.
Второе. Согласно 43-й статье Конституции, среднее профобразование общедоступно и бесплатно. Не берусь судить, кто и в каком состоянии писал эту статью, поскольку на самом деле в СССР общедоступным всегда было именно начальное профобразование, то есть подготовка рабочих кадров.
В техникумы, то есть в СПО, всегда отбирали по конкурсу. Фактически сейчас 43% всех студентов СПО учатся за деньги, в том числе около 8% тех, кто получает образование по рабочим специальностям.
Но главный вопрос, почему так распространилось платное профобразование? Ответ очевиден: колледжи и техникумы хронически недофинансируются и зарабатывают деньги как могут.
Третье. Когда Федеральным законом №273 была ликвидирована система начального профобразования и всё профобразование было объявлено средним, это привело к сокращению подготовки по рабочим и аграрным специальностям. Тогда мы говорили, что теперь никто никого не будет обзывать пэтэушниками, хотя так называемыми пэтэушниками были, например, Юрий Гагарин и Виктор Черномырдин. Под шумок была ликвидирована большая часть социальных гарантий для начального профобразования, которых не было в техникумах. Например, стипендия в ПТУ была на уровне вузовской — 80% от прожиточного минимума, сейчас норматив расчётной стипендии около 4%. Учащиеся системы ПТУ имели бесплатные питание и обмундирование. В большинстве объединённых колледжей то и другое ликвидировано. По оценкам экс-министра образования академика Ткаченко, государство сэкономило на этом около 100 миллиардов тех рублей, сейчас было бы 250 миллиардов.
Напоминаю, что мы выступали категорически против ликвидации системы начального профобразования, в том числе в рамках законопроекта о народном образовании.
Перехожу к предложениям. Первое. Увеличить приём в организации СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и механизаторов и обеспечить по всем таким специальностям бесплатное образование. Поддерживаю председателя Государственной думы: давайте следовать Конституции хотя бы в этой части.
Второе. Восстановить для тех, кто учится по рабочим и аграрным специальностям, хотя бы часть дополнительных гарантий, которые имели учащиеся ПТУ в советский период. Например, более высокую стипендию и бесплатное питание.
Третье. Обеспечить более широкие возможности переподготовки по таким специальностям на бюджетной основе.
Четвёртое. Ввести реальные льготы при поступлении в организации СПО для инвалидов в случае возникновения конкурса. В настоящее время таких льгот практически нет, хотя правительство в распоряжении 2401-р рассматривает инвалидов как важный ресурс уменьшения дефицита работников.
Пятое. Выделить регионам на поддержку СПО, прежде всего по рабочим и аграрным специальностям, дополнительные субвенции из федерального бюджета, за исключением регионов-доноров.
Шестое. Расширить систему налоговых льгот для предприятий, которые инвестируют средства в систему СПО.
Седьмое. Записать нормой прямого действия обязанности предприятий по обеспечению возможности прохождения практики студентами СПО.
Восьмое. Рассмотреть возможность возвращения финансирования из федерального бюджета организаций СПО, обеспечивающих подготовку рабочих как минимум для оборонно-промышленного комплекса.
Девятое. Способствовать формированию положительного образа квалифицированных рабочих в общественном сознании, используя государственные и иные средства массовой информации.
Десятое. Поднять зарплату педагогов и мастеров производственного обучения по указу №597 при работе на одну ставку.
Мы готовы конструктивно работать с правительством для решения кадровых проблем нашей страны.