Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Юрий Афонин: Машиностроению России еще очень далеко до советского уровня, притом что возрождение этой отрасли – важнейшее условие суверенитета

Популярный в левой среде телеграм-канал «Равенство.Медиа» на основании данных Росстата сделал вывод о том, что российское машиностроение в 2024 году наконец превзошло по объему производства уровень 1990 года. Факты говорят, что это не так, считает первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2024-10-04 21:09 (обновление: 2024-10-04 23:58)
Афонин Юрий Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Афонин
Юрий
Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Персональная страница

«Равенство.Медиа», конечно, трактует свой вывод о достижении показателей 1990 года в пользу социализма: 34 года понадобилось российскому капитализму, чтобы достигнуть уровня производства в машиностроении, который мы имели в РСФСР. Однако на самом деле взгляд «Равенство.Медиа» на нынешнее состояние российского машиностроения еще слишком оптимистичный. Факты говорят о том, что никакого уровня производства 1990 года мы и близко не имеем.

Телеграм-канал оперирует данными Росстата, из которых следует, что машиностроительное производство в России в январе-августе 2024 года выросло на 17%. И если такие темпы сохранятся в течение всего года, то по его итогам российское машиностроение, хоть и микроскопически (на 0,7%), но превысит уровень производства в РСФСР в далеком 1990 году. Однако надо понимать: в данном случае речь идет о финансовых показателях, то есть о производстве продукции машиностроения, измеренном в рублях. Чтобы сравнить этот показатель с 1990 годом, надо учесть разницу цен. Здесь и коренится ошибка. Ведь, чтобы провести это сравнение, надо принять на веру все официальные данные об инфляции за 30 с лишним лет капитализма!

А какой здравомыслящий человек готов это сделать? Кто может поверить, что в 90-е годы, когда имела место гиперинфляция, «реформаторы» рисовали абсолютно честные цифры роста цен? Да и в последнее время мы зачастую видим рост цен на многие товары на десятки процентов за год, а по итогам года Росстат предлагает нам поверить в инфляцию в 5-10%.

Накопленная ошибка в оценке роста цен (а точнее будет сказать – накопленная фальсификация) за последние 30 лет так велика, что сравнивать любые нынешние показатели, измеренные в рублях, с показателями советской эпохи надо крайне осторожно. Тут надо всегда поверять финансовые показатели натуральными.

Давайте и посмотрим на натуральные показатели российского машиностроения в сравнении с советскими показателями (советские показатели – в границах только РСФСР, а не всего СССР, конечно).

Например, производство металлорежущих станков в 2023 году в 6,5 раз меньше, чем в 1990 году. А ведь собственные станки – важнейшая основа технологического суверенитета страны. Это база для всего остального машиностроения, в том числе для оборонно-промышленного комплекса.

Следующий пример – производство легковых автомобилей. Оно в 2023 году оказалось в 2 раза меньше показателей конца советской эпохи. Причина известна: при капитализме в страну были допущены западные автоконцерны, которые наладили «отверточную» сборку своих моделей. Большая часть комплектующих завозилась из-за рубежа. Конечно, после введения западных санкций производство легковых автомобилей резко обрушилось.

Еще больше – в 4 раза – мы отстаем от советского времени в производстве грузовиков. А производство тракторов в сравнении с концом советской эпохи упало в 20 раз!

Тяжелый упадок пережила при капитализме авиационная отрасль. В 2023 году выпуск пассажирских авиалайнеров в России оказался в 18 раз меньше, чем в РСФСР в 1990 году. В результате резкого сокращения производства самолетов при капитализме у нас сложилась сегодня очень тревожная ситуация с нашим авиапарком. На начало 2024 года 16 российских авиаперевозчиков имели 730 лайнеров. Из них 600 – западного производства (то есть более 80%) и только 130 отечественных. Причем отечественные лайнеры – только ближнемагистральные: это «Сухие Суперджеты» и совсем старые Ан-24, некоторым из которых уже более 50 лет. А средне- и дальнемагистральные лайнеры – все западные. В совокупной пассажировместимости доля западных самолетов – более 90%.

«Сухой Суперджет» в том виде, как он производился до введения санкций, на 70% состоял из западных комплектующих. Понятно, что в результате санкций его производство катастрофически обрушилось.

Или возьмем ситуацию в ракетно-космическом машиностроении. Число космических запусков в 2023 году оказалось в 4,2 раза меньше, чем в 1990 году (19 запусков против 79). Для чистоты сравнения давайте исключим из числа советских запусков 1990 года ракеты-носители, произведенные в Украинской ССР (в Днепропетровске), и возьмем только ракеты-носители, произведенные на территории РСФСР (в Москве, Куйбышеве и Омске). И в этом случае разница все равно останется очень большой – в 3,4 раза в пользу советской эпохи.

Нет нужды подробно говорить о том, какое это имеет значение в ситуации, когда ход специальной военной операции во многом зависит от космической разведки и спутниковой связи.

Итак, мы взяли данные о производстве главных видов продукции в самых разных отраслях машиностроения – станкостроении, автомобилестроении, тракторостроении, авиастроении, ракетостроении, и везде имеет место многократное превосходство РСФСР над нынешней Российской Федерацией. Да и почти по всем доступным в статистике данным о производстве машин и оборудования мы увидим то же самое. Поэтому вывод о том, что российское машиностроение якобы вышло на уровень 1990 года, к сожалению, совершенно ошибочен.

Конечно, производство машин – это, в том числе, и производство машин военного назначения. Их выпуск в период специальной военной операции существенно вырос. А большая часть данных об этом производстве по понятным причинам не является открытой. Но даже с учетом этого фактора невозможно считать нынешнее машиностроение равным по объему производства машиностроительной отрасли 1990 года. Ведь и в советское время производство в оборонно-промышленном комплексе также было весьма значительным.

Для косвенной оценки уровней военного производства в советское время и сейчас можно сопоставить данные международных военных справочников об оснащении основными видами военной техники Советской Армии 1990 года и Российской Армии накануне начала СВО. Возьмем такой авторитетный справочник, как Military Balance, который с 1959 года выпускается на английском языке Международным институтом стратегических исследований в Лондоне. По его данным получается, что Советская Армия 1990 года превосходила Российскую Армию начала 2022 года по числу танков – в 18 раз, по числу артиллерийских систем – в 11 раз, боевых самолетов – в 5 раз, подводных лодок – в 6 раз, крупных надводных кораблей (от фрегата и крупнее) – в 7 раз.

Конечно, в ходе СВО наше военное производство значительно увеличилось, но возможности этого роста ограничены состоянием промышленности в целом. Состоянием, которое после 30 лет капитализма, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому, конечно, невозможно поверить, что по выпуску основных видов военной продукции мы уже опередили советскую эпоху.

Таким образом, объем производства ни в гражданском, ни в военном машиностроении, безусловно, еще не может сравниться с советской эпохой.

Между тем возрождение отечественного машиностроения – это важнейшее условие успешного развития нашей страны в XXI веке. Сильное машиностроение – это наш технологический суверенитет. Это залог победы на фронте и будущей крепкой обороноспособности. Это транспортная связанность нашей самой большой в мире страны.

Нужно хорошо понимать следующее: автомобили, тракторы, самолеты, ракеты, то есть конечная продукция машиностроения – это вершина технологической пирамиды. На каждое рабочее место на предприятии, которое их производит, приходится 9-10 рабочих мест на предприятиях-смежниках. Таким образом, восстановив уровень производства продукции машиностроения хотя бы до советских показателей более чем 30-летней давности, мы создадим многие миллионы высокотехнологичных рабочих мест, мы модернизируем всю страну.

Печальные итоги развития машиностроения при капитализме говорят о невозможности его полноценного возрождения без коренного изменения социально-экономического курса. Без этого поворота, без возвращения в руки государства олигархической собственности мы просто не найдем средств на новую высокотехнологичную индустриализацию XXI века. Положение дел в машиностроении еще раз доказывает: нет альтернативы программе КПРФ и возвращению на социалистический путь развития.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.