Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на правительственном часе в Госдуме с участием руководителя «Роскосмоса» Ю.И. Борисова

3 июля в Госдуме состоялся правительственный час с участием Генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Ю.И. Борисова. Вопросы задали и выступили по его докладу депутаты КПРФ.

Kprf.ru.
2024-07-04 14:30

Борисов Ю. И., Генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос":

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Ракетно-космическая отрасль всегда и будет оставаться неотъемлемой частью культурного кода и наследия нашей великой страны.

Это не только романтика покорения космоса, сегодня ракетно-космическая отрасль напрямую связана с обеспечением национальной безопасности государства, технологического суверенитета и развития фундаментальной и прикладной науки и в целом с социально-экономическим развитием страны.

Уважаемые коллеги, помимо презентации мы приготовили для вас коротких два видеоролика, где, собственно, точно пытались донести все основные смыслы и цели, стоящие сегодня перед отраслью.

На сегодняшний день в ракетно-космической отрасли созданы и функционируют 14 интегрированных структур, в которых трудится около 165 с половиной тысяч человек, средний возраст составляет порядка 45 лет.

Несколько слов о состоянии ракетно-космической отрасли. Предприятия космической отрасли работают более чем в 20 регионах нашей страны. Приведу несколько показателей работы отрасли. Суммарная производственная мощность организаций-изготовителей космической техники составляет до 30 ракет-носителей различного класса и до 40 космических аппаратов различного назначения в год. Совокупная выручка в 2023 году составила около 413 миллиардов рублей. Средняя производительность труда - 2,3 миллиона рублей на человека.

В целом, несмотря на негативные последствия беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран, можно сказать, что отрасль функционирует относительно стабильно, об этом свидетельствуют основные плановые финансово-экономические показатели. Так в 2023 году выручка по сравнению с 2022 годом выросла на 7 процентов благодаря мероприятиям по оптимизации деятельности организации удалось сократить убытки, они планировались в 2022 и в 2023 годах, более чем в три раза по сравнению с               плановыми показателями, достичь роста производительности труда на 6 процентов по сравнению с 2022 годом. Некоторые предприятия пострадали особенно сильно в результате санкций, и их поддержке мы уделяли особое значение, используя, в том числе все существующие меры государственной поддержки.

Но как я уже говорил, санкции бесследно не проходят. У нас сократилось очень сильно участие в международных проектах с, так называемыми, недружественными странами. Мы потеряли контракты и, как следствие, внебюджетная выручка снизилась в два раза по сравнению с прежними временами.

Поэтому в настоящее время одной из ключевых задач госкорпорации "Роскосмос" стала адаптация ее международной деятельности к существующей геополитической обстановке. Это повлекло значительные изменения в приоритетах сотрудничества. До начала специальной военной операции ключевыми партнерами госкорпорации "Роскосмос" в рамках международного сотрудничества были страны с высоким уровнем технологического развития и платежеспособностью: США, Франция, Германия, Япония и другие страны.

Однако ведение агрессивной антироссийской политики вынуждает нас вести сотрудничество с ними на минимально необходимом уровне, практически оно свелось только в рамках работы международного проекта "Международной космической станции". 

Вместе с тем госкорпорация "Роскосмос" и ее организации находят для себя доступные зарубежные рынки. За последние годы география сотрудничества госкорпорации сильно изменилась, произошла переориентация в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.

Значительно поменялась          структура           экспорта госкорпорации "Роскосмос" и ее организации. Ранее большая часть экспортной выручки формировалась за счет поставок жидкостных ракетных двигателей и оказания пусковых услуг.

В настоящее время формирование более 70 процентов экспортной выручки идет за счет создания космических систем в интересах иностранных заказчиков. Нами обсуждаются вопросы создания спутниковых группировок и космических ракетных комплексов в интересах иностранных партнеров с использованием их территориальных расположений, как правило, это те страны, которые близки к экватору.

Однако нельзя не отметить, что страны при неизменном интересе к космосу не имеют стабильного бюджетного финансирования своих космических программ, что в значительной мере усложняет процесс ведения к необходимости поиска льготного кредитования финансирования проектов с иностранными заказчиками. 

Эту работу мы ведем совместно с Правительством Российской Федерации.

Хотелось бы сказать и о некоторых значимых результатах деятельности отрасли.

В частности обеспечена безаварийность пусков отечественных космических ракет в течение последних пяти лет, что является лучшим в мире показателем надежности средств выведения. 125 пусков безаварийных.

Ну для сравнения, значит, все остальные пуски, которые проводили другие страны, у них было 44 аварии за этот период.

Состав российской орбитальной группировки увеличен на 52 космических аппарата со 192 по итогам работы 2022 года до 244-х в текущий момент. Это говорит о преодолении стагнации в развитии многоспутниковости.

Успешно начаты летные испытания перспективного космического ракетного комплекса тяжелого класса на космодроме "Восточный" с ракетой- носителем "Амур...", "Ангара-А5".

Впервые в мире развернута орбитальная группировка в составе двух космических   аппаратов               "Арктика"           высокоэллиптической

гидрометеорологической космической системы для мониторинга арктического региона, в том числе Северного морского пути.

Впервые в современной истории России развернута в полном составе орбитальная группировка геостационарной гидрометеорологической космической системы в составе трех космических аппаратов "Электро-Л".

Выполняются в полном объеме обязательства Российской Федерации по международной программе поиска терпящих бедствие и спасения "Коспас-Сарсат".

Обеспечена беспе ребойная реализация пилотируемой программы.

Поддерживается функционирование орбитальной группировки ГЛОНАСС, основные ее характеристики, на конкурентоспособном уровне, погрешность определения местонахождения на территории Российской Федерации составляет 2,9 метра.

Проведены успешные летные испытания космического аппарата широкополосного доступа в интернет "Скиф" в рамках создания орбитальной группировки "Сфера".

Однако при определенных успехах мы понимаем, что есть достаточно много нерешенных проблемных вопросов.

Остановлюсь на состоянии орбитальной группировки.

Сегодня на орбите, как я уже сказал 244 аппарата.

Мировая орбитальная группировка включает сегодня десять с половиной действующих космических аппаратов. При этом на долю США приходится около 70 процентов от общего количества. Доля китайских космических аппаратов составляет 9 процентов, Великобритании - 7. Мы на 4 месте, 2, примерно, и 4 десятых процента.

Мы сильно отстаём от лидеров в темпах восполнения существующих орбитальных средств и создания новых. Такая ситуация во многом объясняется тем, что в настоящее время по объёму затрат на космическую деятельность мы уступаем Соединённым Штатам более чем в 20 раз, Китаю больше чем в 4 раза.

По затратам на развитие космической отрасли Россия находится на 5 месте в мире. При этом только три страны, включая Россию, США, Китай и Россия, и одно космическое агентство европейское - ЕКА, обладают всем спектром функционирования космических аппаратов, имеют свои космодромы пуска, наземные сегменты управления спутниковой группировкой, приёмы и обработки космической информации. Другие же страны, показанные на слайде, не имеют такого потенциала. Тем не менее Россия остаётся в четвёрке лучших по составу орбитальной группировки, имея в виду её функциональные возможности, а не количественный состав, и в тройке лидеров по динамике роста её состава.

Развитие наземной космической инфраструктуры, а также системы средств выведения - ещё одна из важнейших задач. На сегодняшний день у нас три площадки: Плесецк, Восточный и Байконур. Они обеспечивают гарантированный доступ России в космическое пространство со всей территории.

На этих космодромах в настоящее время эксплуатируется пять разновидностей новых ракет. Два, три, вернее, вида "Союза-2", два вида "Ангары", завершается эксплуатация ракеты "Протон-М".

Кроме того, ведутся разработки новых перспективных средств выведения "Ангары А-5М", "Амур-СПГ", "Союз-5", "Иркута". И также мы ещё продолжаем работы над сверхтяжёлым носителем.

Всё это свидетельствует о высоком потенциале отрасли в ракетостроении и о том, что мы удерживаем твёрдое 3 место в мировом рейтинге космических держав по этому направлению.

Ну, для сравнения. Китай ведёт семь перспективных разработок ракетоносителей, США - шесть.

Ракетоносители, эксплуатируемые на трёх космодромах, приведены на слайдах.

Сегодня мы активно работаем над снижением стоимости выведения полезной нагрузки. Это очень важный показатель, который влияет на стоимость спутниковой группировки и на оказание, и стоимости услуг в целом.

Благодаря реализации в новых комплексах с ракетами "Иркут" и "Амур" конструктивность ... технологическими решениями будет обеспечено снижение удельной стоимости выведения полезных нагрузок и стоимости примерно в 3-4 раза за счёт многоразовости.

Пилотируемая программа. Россия со времён Советского Союза сохраняет лидирующие позиции в области пилотируемых космических полётов, обеспечивая статус великой космической державы.

Как вы знаете, в настоящее время продолжается программа Международной космической станции. В прошлом году в ноябре мы праздновали 25 лет. Но, так или иначе, на рубеже 2030 года придётся уходить с МКС.

Поэтому для обеспечения непрерывности и независимости российской пилотируемой программы был разработан и в этом году утверждён Правительством Российской Федерации федеральный проект "Создание космического комплекса российской орбитальной станции". Создание

российской орбитальной станции необходимо не только по причине объективного физического устаревания и износа модуля МКС, но и по многим другим причинам, включая политические.

Возможность видеть не менее 12 процентов территории России, а все 100, наблюдать за Северным морским путём 16 раз в сутки, выйти на совершенно иной уровень научных экспериментов, решать задачи в сфере национальной безопасности - это лишь короткий перечень причин, по которым Россия нуждается в собственной орбитальной станции. А перерыв пилотируемых космических полётов неминуемо приведёт к потере накопленного научно-технического потенциала и утрате завоёванных лидерских позиций в этой сфере. Россия не может этого допустить.

Для программы реализации и пилотируемой программы требуется осуществлять подготовку космонавтов. В России с 1960 года главным учреждением по их подготовке является Центр подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Г агарина. Сейчас в российском отряде космонавтов 26 человек. Четвёртый открытый отбор в отряд космонавтов проходил 10 июля 2023 года.

В ходе него центр рассмотрел 296 заявлений, 80 из них были поданы женщинами.

Кроме подготовки российских космонавтов, центр организует подготовку иностранных космонавтов и экипажи посещения по специальным программам. Постоянно проводятся работы по созданию и модернизации технических средств подготовки космонавтов как для МКС, так и для полётов на перспективную пилотируемую российскую орбитальную станцию. Я специально несколько слов сказал про ЦПК. Хотелось бы ещё раз отметить и поблагодарить депутатов Г осударственной Думы, по инициативе которых и лично Вячеслава Викторовича Володина и Валентины Владимировны Терешковой на модернизацию ЦПК было выделено 5 миллиардов рублей. Это существенно поможет нам нарастить потенциал центра для использования его по назначению.

На этом слайде "Факторы приоритета развития отрасли" подробно останавливаться не буду. Мы уже озвучили, что на сегодняшний день у нас перестройка международного сотрудничества. Имеет место недостаточность финансирования отрасли и всех программ развития, но и никуда не деться от того, что у нас сильно устаревшие производственные мощности. Это все проблемы, требующие нашего пристального внимания и быстрого решения.

Теперь позвольте перейти к ранее затронутому вопросу в части необходимости наращивания отечественной орбитальной спутниковой группировки. Ведётся работа по уже утверждённым федеральным проектам "Сфера". Утвердили проект развития частной группировки "Перспективные космические системы и сервисы". Я должен поблагодарить Андрея Рэмовича Белоусова, он практически в течение полутора лет вместе с нами работал над этим проектом, и он утверждён был в апреле. Если реализуем все намеченные в программах мероприятия, к 2036 году российская многоспутниковая орбитальная группировка связи и дистанционного зондирования Земли увеличится до 2600 космических аппаратов, из которых 35 процентов составят коммерческие спутники. Во всяком случае мы очень

на это надеемся.

Запланированный состав орбитальной группировки обеспечит требуемую независимость российских потребителей от космических сервисов и услуг иностранных операторов. В части дистанционного зондирования Земли насыщенность рынка отечественными решениями вырастит от сегодняшних 40 процентов до 100 к 2030 году, а в части спутниковой связи примерно до 95.

Нам необходимо в кратчайшие сроки переходить на конвейерное производство спутников, мы должны уйти от стапельной сборки и наладить потоковый выпуск космических аппаратов.

Я хотел бы, чтобы вы посмотрели ещё один ролик, который мы вам подготовили.

Коллеги, я специально акцентировался на этом моменте, потому что считаю, что сегодня предоставление в нужном объеме космических услуг за счет создания многоспутниковых группировок - основной приоритет отрасли.

И мы, к сожалению, к нему сегодня не готовы в производственном, технологическом и в кадровом вопросах. И это для нас вызов и это наша работа в ближайшее время.

Просто чтобы вы понимали, производственные мощности Соединенных Штатов сегодня - около 3 тысяч аппаратов в год, в Китае семь заводов, о которых вы слышали, это приближается к 2 тысячам, Европа тоже в этом плане не спит, у нас - 40.

Значит, нам надо кардинально перестроить всю индустрию отрасли, нацеленной на конвейерное массовое производство.

Поверьте, это непростая задача. Это стандартизация, унификация, это совершенно другие отношения с поставщиками по кооперации. Но мы обязаны это сделать и обязательно это сделаем, потому что другого пути у России просто-напросто нет.

Надо отметить, что само по себе наращивание орбитальной группировки не является целью. Цель - это формирование космических услуг и сервисов, которыми будут пользоваться потребители.

Текущий состав отечественной орбитальной группировки и возможности российских операторов не позволяют в полном объёме удовлетворить спрос потребителей в космических услугах и сервисах. Мы обеспечиваем интегрально около 30 процентов.

Потребительские характеристики российских космических систем дистанционного зондирования отстают от зарубежных более чем в два раза по разрешению снимков и на порядок по частоте съемки. Потребительские характеристики услуг спутников связи отстают от зарубежных по скорости доступа в Интернет более чем в шесть раз, а персональная спутниковая связь "трубка-трубка" в отечественных системах отсутствует напрочь.

Наиболее благоприятная ситуация в части обеспечения гидрометеорологическими данными. Именно с целью сокращения такого разрыва между спросом на услуги и возможностью группировки направлен проект по созданию конвейерного производства. Реализация планов позволит уже к 2030 году обеспечивать формирование устойчивого отечественного рынка космических услуг и сервисов. Уровень удовлетворённости заказчика и потребителя мы хотим довести до 70-100 процентов по различным видам услуг.

Существенно ограничивающим фактором в развитии космических услуг и сервисов является текущая модель взаимодействия с потребителями,

которыми до настоящего времени выступают преимущественно органы власти различных уровней. Все данные дистанционного зондирования Земли они получают бесплатно.

Мы по поручению президента вместе с вами, уважаемые депутаты, приняли достаточно важный закон о платности предоставляемых данных ДЗЗ. Сейчас отрабатываем необходимые подзаконные акты, которые позволяют закону работать с 2025 года. Что это нам даст?

Во-первых, это формирование рынка дистанционного зондирования Земли с пониманием его объёмов.

Во-вторых, рынок подразумевает новых участников. Мы надеемся привлечь частных инвесторов в создании орбитальных группировок, в финансировании создания группировок не только за счёт федерального бюджета, но и с привлечением средств из других источников - собственных, банковских, заёмных.

При этом есть понимание, что указанная модель начнёт функционировать в полной мере только через 3-5 лет. Мы понимаем, что единовременно на неё перейти очень сложно.

Но что бы хотелось, и в том числе поддержку от вас?

Этот переход на монетизацию услуг должен идти последовательно, без всяких исключений. Как только мы начнём исключать какие-то ведомства, значит, этот процесс уйдёт на нет, и будем мы работать только на одном Минсельхозе, на нём космос не вытянем.

Взаимодействие с Государственной Думой в части законотворчества.

Все наши планы упираются всегда в необходимость правового регулирования и регламентирования. Я хочу сказать огромное спасибо, у нас на сегодняшний день очень конструктивно сложена работа со всеми профильными комитетами Государственной Думы, на которых коллеги подробно и внимательно обсуждают все инициативы корпорации. Депутаты погружены в проблемы отрасли. Мы получаем всестороннюю поддержку в части работы по принятию законов, касающихся космической деятельности. В период с 2022 по 2024 годы Думой принято 14 федеральных законов, регулирующих те или иные вопросы развития отрасли.

Я выше уже говорил, и повторюсь, передаю слова благодарности от нашего отряда космонавтов за ваше внимание Центру подготовки, где в прошлом году мы встречали делегацию депутатов во главе с Вячеславом 

Викторовичем Володиным. Они своими глазами увидели состояние дел в ЦПК, который занимается решением уникальных задач в части подготовки космонавтов, помогли изыскать финансирование в размере 5 миллиардов рублей на цели капитакьного строительства и ремонта необходимых инфраструктурных объектов центра. Ещё раз низкий поклон вам за это. Это, может быть, отрасль и не спасло, но ЦПК точно спасёт.

Уважаемые депутаты, благодарю за внимание. Всегда чувствую вашу поддержку. Готов ответить на все ваши вопросы.

Арефьев Н. В., фракция КПРФ:

- Юрий Иванович, вопрос такой. В последнее время мы не находим известий о том, чтобы "Роскосмос" исследовал дальний космос.

Что касается ближнего космоса, то Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика форсируют научные исследования в области космической энергетики. Их ученые уже создают опытные образцы приемных станций космической энергии, в России же институт МИРЭА занимается этим вопросом самостоятельно без всякой государственной помощи.

Не согласитесь ли вы поддержать вопрос включения в государственную программу исследований разработку проекта космической энергетики как инновационной и перспективной темы?

Спасибо.

Борисов Ю. И.:

- Спасибо за вопрос.

Что касается исследований дальнего космоса, нельзя сказать, что мы совсем свернули эту работу, хотя в условиях СВО мы резко сократили ассигнования на этом направлении.

По поручению президента мы обязаны тратить на него порядка 12¬14 миллиардов в год, сегодня тратим меньше - 7-8. Конечно, это временный период. И нам хотелось бы в ближайшем будущем наверстать эту ситуацию. Ну, наверное, причины понятны. Не надо вам рассказывать о них.

Тем не менее мы имеем лунную программу, мы имеем программу исследования Венеры, в тесном взаимодействии с Академией наук формируем необходимые мероприятия.

Вы затронули вопрос по энергетике. Действительно, одним солнечным преобразованием энергии не обойтись. Предположим, полёты на Луну, они требуют, там длинная ночь, 14 земных суток, и поэтому отсутствие Солнца не позволит питать и вырабатывать необходимый уровень электроэнергии, а без этого нельзя думать даже о создании какой-то инопланетной станции. Поэтому мы в частности с китайскими коллегами ведём сегодня работу над созданием энергетической установки.

Что касается работ, о которых вы упомянули, в МИРЭА, мы с удовольствием познакомимся, и если это всё имеет место быть, обязательно включим в мероприятия по этому важному направлению.

Куринный А. В., фракция КПРФ:

- Спасибо, Александр Дмитриевич.

Уважаемый Юрий Иванович. Практические, может быть, от дальнего космоса вопросы, мы их уже задавали на фракции. Перспективы, сроки формирования низкоорбитальной группировки. Связь, широкополосный Интернет, то, что на сегодня бурно развивается и востребовано не только в гражданской, но, как видим, и в военной сфере. Потому что отстанем здесь - отстанем навсегда.

И второй вопрос, кадры, вы тоже его частично коснулись. Средний возраст, средняя зарплата, перспективы, задачи, четкие по годам, как вы планируете омолаживать, привлекать? Потому что без кадров все прочие задачи, они нерешаемые.

Борисов Ю. И.:

- Что касается многоспутниковости я уже сказал, что для нас это сегодня основной приоритет и основной вызов, и мы будем активно работать по наращиванию наших производственных возможностей, технологических и кадровых, без этого вопрос не решим.

Мы собираемся поэтапно к 2026, к 2028 году кратно нарастить количество спутников, которые можем разрабатывать. В тесном контакте, подчеркну, с частными компаниями, которые мы пытаемся сегодня всячески, так сказать, привлекать к нашим проблемам, позиционируем их, а не пытаемся устраивать конкуренцию, слишком много проблем, чтобы, так сказать, конкурировать, надо их позиционировать по рынку космических услуг, и нам это удается. Это отдельный вопрос с частными компаниями, их надо поддерживать, потому что сегодня такая ситуация, что любые усилия по созданию группировки, их нужно принимать, слишком мы запустили этот вопрос.

Что касается подготовки кадров. Средняя зарплата в отрасли - около 88 тысяч рублей. Для примера, в IT - около 200, в "Росатоме" - свыше 115, то есть вы видите, что у нас в этом плане разрыв очень серьезный, что стимулирует переток кадров, мы много очень потеряли кадров вот за последнее время и в том числе в частные компании, они же забирают лучших.

Ну, значит, я дум аю, что здесь проблема эта общая, её нужно решать, решать её нужно комплексно, это социальные вопросы для молодых специалистов, это и, безусловно, зарплаты достойные и, конечно же, значит, интересная работа.

Но вот мои контакты... мы кадры ведь начинаем готовить со школ, 160 космических классов у нас по стране, и очень активно работаем с нашими ведущими вузами. Вот здесь вот присутствуют у нас коллеги из ведущих вузов, МАИ университета, университета Баумана и Самарского университета, которые поставляют нам основной контингент специалистов ежегодно.

Вот они, наверное, присоединятся, что мы... к тому, что мы за последние два года подняли уровень взаимоотношений с вузами, мы с ними периодически встречаемся, обсуждаем все актуальные вопросы и привлекаем их к решению насущных проблем. 

Если вы позволите, каждому из них, значит, хотя бы там по несколько слов, они с удовольствием расскажут.

Председательствующий. Да, пожалуйста. Правительственная трибуна.

Погосян М. А., ректор Московского авиационного института:

- Спасибо большое.

Я хочу сказать, что действительно взаимодействие между вузами и системой "Роскосмоса" вышло на качественно новый уровень.

Надо сказать, что сегодня мы ежегодно принимаем на бюджетные места по подготовке специалистов для космической отрасли (я ректор Московского авиационного института) более 600 человек. В этом году мы планируем принять около 170 человек по программам целевой подготовки.

Важная задача, которая стоит перед нами, - это повышение эффективности системы подготовки кадров. И в этом плане мы нацелены на то, чтобы готовить не просто владеют базовыми знаниями, практическими навыками, но и специалистов, которые могут спроектировать и участвовать в разработке новых систем. И в этом плане такие программы, как "Сфера", программа российской орбитальной станции - это те направления, в которых мы взаимодействуем. И надо сказать, что это взаимодействие выходит за рамки только подготовки студентов, но и большой комплекс программ дополнительного профессионального образования мы сегодня реализуем с коллегами из "Роскосмоса", это касается и акционерного общества "РЕШЕТНЁВ", и НПО Лавочкина и целого ряда других проектов.

Я думаю, что важной такой задачей повышения квалификации и повышения эффективности подготовки кадров является активное участие и вовлечение как раз университетов в научно-исследовательские работы, которые проводятся по перспективным направлениям реализации космических программ.

Гордин М. В., ректор МГТУ им. Баумана:

- Добрый день! Меня зовут Михаил Гордин, ректор МГТУ имени Баумана.

У нас сегодня по целевой подготовке учится больше тысячи студентов. В этом году выпускаются 230 студентов, причем 205 из них уже работают на предприятиях "Роскосмоса". Мы вообще очень практикуем, когда старшекурсники работают на предприятиях того места, в целях предприятия которого они готовятся.

В этом году, да, порядка 200 по целевому. Я согласен с Михаилом Аслановичем, конечно, намного больше студентов и выпускников, не только целевики пойдут работать на предприятия "Роскосмоса".

Мы действительно очень плотно взаимодействуем. Я считаю, что вот совсем недавно, год-два назад "Роскосмос" осуществил очень правильные шаги по централизации работы с выпускниками. Это на самом деле очень правильно, когда не каждое отдельное предприятие работает с выпускниками особенно ведущих вузов, а это вещь централизованная, потому что молодые люди сегодня, когда выпускаются, они очень хотят иметь выбор какой-то. И когда они идут работать на целую госкорпорацию, а не на отдельное предприятие, для них это намного более приемлемый путь в жизни, потому что появляется за ними присмотр уже с уровня госкорпорации.

Ну и, конечно, с госкорпорацией у нас организована передовая инженерная школа, сегодня Владимир Владимирович Гутенев говорил об этом проекте, о том, что надо расширять эту практику. В рамках этого проекта мы углубляем, еще более углубляем подготовку, ведём много научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ с госкорпорацией, запускаем собственные спутники с помощью госкорпорации. И в целом очень активно участвуем в исследовательской и в конструкторской повестке. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста.

Богатырёв В. Д., Ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва:

- Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые товарищи! Ректор Самарского университета имени Королёва Богатырёв Владимир.

Я хотел бы добавить к словам коллег то, что мы очень плотно работаем с "Роскосмосом". И на текущий момент наш университет является автономной организацией. У нас орган управления - это наблюдательный совет, из 11 человек в наблюдательный совет входят два человека от "Роскосмоса".

Во-вторых, уже говорили про передовые инженерные школы. В Самаре открыта передовая инженерная аэрокосмическая школа, и мы как раз занимаемся решением фронтирной задачи по массовому, серийному производству спутников, именно то, о чём вам был показан сегодня ролик.

В-третьих, я хотел бы сказать о тех программах, которые рассчитаны на школьников, такие как "Space-pi", например, или на студентов "УниверСат". С помощью этих программ мы можем создавать малогабаритные спутники и осуществлять эксперименты, в которых участвуют и школьники, и студенты.

Ну и, в-четвёртых, конечно же, это общие научно-исследовательские работы, которые производятся в университете. На текущий момент у нас порядка 200 миллионов рублей ежегодно, когда университет является, по

сути, поставщиком и производит то или иное оборудование, те или иные комплектующие. Наверное, всё, спасибо.

Парфёнов Д. А., фракция КПРФ:

- Уважаемый Юрий Иванович, по информации базы данных ЮСЭС на начало прошлого года в космосе было почти 7 тысяч спутников, в том числе 4 с половиной тысячи у США, почти по 600 у Китая и Великобритании, а у России пока только в планах на ближайшее время увеличение числа спутников до 300. Отставание налицо.

По прогнозам, мировая спутниковая группировка, как вы сказали, к 30¬му году может достигнуть 100 тысяч спутников, а Россия к этому времени, к сожалению, имеет шансы откатиться с четвёртого на седьмое место по доле мирового рынка космических услуг, если не увеличит темпы производства многоспутниковых группировок.

На финансирование космических программ в текущем году заложено немногим более 1 триллиона рублей. Насколько выделенные средства позволяют сократить это отставание, ведь в своё время СССР был явным мировым лидером по освоению космического пространства? Что нужно для того, чтобы обеспечить выход России на передовые позиции в уже новой космической гонке? Спасибо.

Борисов Ю. И:

- Конечно, увеличение бюджета - это самое простое решение вопроса и объективно оно требуется.

Здесь не только увеличение бюджета. Это и привлечение внебюджетных средств, как я уже сказал, за счёт перехода к монетизации. И самое главное - это перестройка индустрии отрасли, потому что, подчёркиваю, что сегодня мы находимся на переходном периоде. Сегодня производственные возможности наших основных спутникостроителей не в состоянии обеспечивать тот необходимый темп разработки спутников, который нам необходим. Мы должны выйти на рубеже 2026 - 2028 годов минимум вместе с частниками. Мы 250 примерно, это только многоспутниковость там ещё, так называемые опорные спутники около 30¬40, и плюс частные компании. Вот если мы выйдем на темп 400 спутников в год, тогда у нас все получится.

Ну, вот это комплексная задача. Она, конечно, требует и увеличения бюджетных средств, и мы будем добиваться их. Но теперь, как говорится, насколько нам удастся убедить наших коллег из финансово-экономического блока.

Савицкая С. Е., фракция КПРФ:

- Уважаемые депутаты Государственной Думы! Около 40 лет назад во время "звёздных войн" тогдашний директор ЦРУ заявил, что кто владеет космосом, тот владеет миром. И, наверное, поэтому тогда, в конце 1991 года поставленный Ельциным руководить правительством РСФСР Егор Гайдар первым делом запретил всем банкам России финансировать все предприятия ракетно-космической отрасли. Но нам тогда удалось через пару дней отменить этот запрет, но это факт. На кого он работал?

В 1992 году после развала Союза руководство отрасли смогло добиться создания Российского космического агентства и закона "О космической деятельности", что, в общем-то, позволило космонавтике избежать участи сознательно разрушаемого авиапрома. С тех пор статус космического агентства не раз менялся, пока не пришли к нынешней госкорпорации "Роскосмос".

Вот в 2015 году вот здесь вот, в зале тогда вице-премьер Рогозин с энтузиазмом убеждал нас, что для отрасли это будет лучшая структура, создаваемая по образу "Росатома", коммерчески успешного. Приходится сегодня признать, что таким самодостаточным как "Росатом" "Роскосмос" не стал. Ну и, прежде всего, из-за резкого сокращения коммерческих пусков.

Поэтому космонавтика базируется сегодня, прежде всего, на бюджетных средствах. Хотя и тогда, когда еще были заказчики коммерческих запусков иностранных спутников, была создана сегодняшняя ситуация, на которую жалуются участники СВО, ведь запущенные нами тогда чужие спутники были перенаправлены их хозяевами на обслуживание ВСУ в интересах нашего противника.

Надо сказать, что разговоры о том, что это не наша собственность, и мы ничего с этим сделать не можем, показывают только недальновидность тех, кто ранее заключал эти контракты. Надо впредь оговаривать, что при использовании спутника в ущерб нашей безопасности мы имеем право ликвидировать его, а как - это дело техники, это можно сделать.

Не надо забывать, что огромная доля задач "Роскосмоса" - это оборонзаказ, что крайне важно в условиях СВО. И с этим отрасль очень прилично, хорошо справляется, так как удалось сохранить предприятия и конструкторские коллективы, которые создают к тому же ещё и одну из составляющих нашей ядерной триады - средства доставки. И разработка, и недавние успешные испытания ракета-носителя "Ангара-А5", и все линейки этих носителей служат и этой задаче.

За прошедшие годы значительно снизилась аварийность в отрасли благодаря жёстким мерам по соблюдению технологической дисциплины. Однако в решении задач обороны у нас есть слабое место - это производство спутников, необходимых для решения задач на поле боя. Их явно не хватает, и наладить их производство - это архисложная задача, о чём и говорил Юрий Иванович. Представляется, что в нынешних условиях, может быть, будет дешевле и быстрее построить новое современное предприятие по их выпуску, чем пытаться модернизировать старые, не предназначенные для массового выпуска спутников заводы. Понятно, что данным... главным противником этого будет, как всегда, Минфин, с которым у оборонки и у "Роскосмоса" в последние тридцать лет идёт борьба за выживание, но пора уже этому ведомству встать и на реально патриотические позиции.

Теперь о самой космонавтике и, прежде всего, о пилотируемых космических полётах.

Мы являемся одной из трёх стран, которые способны осуществлять пилотируемые полёты. Мы были первыми в этом деле, и сегодня не последние. Кстати, пилотируемая космонавтика долго была ... "Роскосмоса" за счёт запуска иностранцев на коммерческой основе, но сегодня это не так. Американцы за это время создали уже два пилотируемых корабля взамен шаттлов, и в наших услугах не нуждаются. А мы летаем на старых, добрых, надёжных "Союзах" и ракетах, созданных ещё при Королёве, хотя и глубоко модернизированных.

Вот только что утверждён запуск пилотируемых кораблей, о чём говорилось, но есть основания, к сожалению, сомневаться в его реальности, ведь решение строить новый корабль, называемый сейчас ПТК, было принято в 2008 году взамен ранее разрекламированного "Клипера", наверное, помните, это название было, "Клипер".

Заявляли, что это будет быстрее и дешевле. Ракетой-носителем определили "Ангара-А5М". Дата запуска была 2021 год. Потом первый запуск должен был быть в 2023 году, что сорвано. Сегодня монополист пилотируемой космонавтики НПО "Энергия" имени Королева заявляет, что запустит корабль в 2027 году, но при условии, что если "Роскосмос" даст им ещё 20 миллиардов рублей, деньги умеют высасывать. Похожая история, к сожалению, может сложиться и с созданием новой станции. Учитывая всю предысторию, велики риски срыва и этих сроков, и мы можем оказаться без пилотируемых полётов на неопределённое время, ведь принято решение уйти с международной станции в 2028 году уже. Ну представляется, что причина здесь не только в отсутствии денег, я имею в виду корабль, а больше в том, что королёвской фирмой, к сожалению, стал руководить очередной эффективный менеджер так называемый, перед этим удалённый, кстати, из авиапрома.

Пилотируемые корабли выводят ракеты, оснащённые двигателями фирмы "Энергомаш" имени Валентина Глушко. Именно двигатели "Энергомаш", продаваемые США, долго давали коммерческий доход "Роскосмосу" и позволяли "Энергомашу" успешно работать над новыми уникальными проектами. Сегодня этого дохода нет. И "Роскосмос", и мы как депутаты должны сделать вс ё, чтобы сохранить это уникальное предприятие, ведь именно ракетам "Ангара-А5М" с их двигателями должны будут запускаться и новый корабль , и модули новой станции, на которых будут летать экипажи "Роскосмоса", подготовленные в центре подготовке космонавтов. В связи с этим считаем очень верным осуществлённую несколько лет назад передачу ЦПК в ведение "Роскосмоса", это позволило прекратить многолетнюю межведомственную борьбу и конкуренцию при формировании экипажей и программ полёта.

У "Роскосмоса" сегодня много проблем и задач, решение которых зависит, прежде всего, от руководства корпорации. И очень правильно, что сегодня сегодня корпорацией руководит человек, имеющий большой опыт работы в промышленности и не только руководителем, но и военпредом на предприятиях оборонки.

Это служит гарантией, на мой взгляд, того, что Роскосмос ради пиара больше не будет раскрашивать ракеты под "Гжель" и не будет тратить государственные средства на запуск в космос актеров, чем весьма возмущались очень многие наши избиратели.

Роскосмос и вы, уважаемый Юрий Иванович, можете рассчитывать всегда на поддержку нашей фракции во всех вопросах для сохранения лидирующих позиций отечественной космонавтики. Удачи вам и всем нам! (Аплодисменты.)

Борисов Ю. И:

- Вячеслав Викторович, спасибо большое.

Я хочу просто обратиться с глубокой благодарностью ко всем депутатам Государственной Думы, мы практически 10 дней с вами очень подробно разбирали проблемные вопросы, требующие решения, во всех фракциях, с комитетами с профильными работали у нас в Центре управления полетов.

Я поражен вашим неравнодушием к проблемам отрасли, желанием помочь, желанием подставить свое плечо, я это чувствую, и все мои коллеги благодарны вам за это.

Вы знаете, на мне и на всех сотрудниках Роскосмоса лежит громадная моральная ответственность. Я, например, ее очень хорошо чувствую.

Всё, что было создано нашими предшественниками: знаменитыми генеральными конструкторами, героями-космонавтами первопроходцами - это всё является достоянием и предметом реальной гордости всех россиян. И, конечно, опустить этот уровень, по сути дела, потерять все эти компетенции, ну это можно войти в историю, как Герострат, что не хотелось бы.

Россия обязана держать очень высокий уровень компетенции в области всех космических направлений, и мы для этого имеем всё. Мы имеем космодромы, мы можем проектировать и выпускать ракетоносители любых классов. Мы имеем серьёзные компетенции в области спутникостроения. Мы, пожалуй, лучше всех в мире знаем, как готовить космонавтов и что делать на орбите. Они все учились у нас. Все. И американцы, и китайцы, все учились у нас.

И, безусловно, нам нужно продолжать исследование дальнего космоса, потому что это мечта всего человечества.

Я бы, обращаясь к вам вот в последнем этом слове, попросил бы, наверное, одно, давайте как-то изменим отношение вообще к российскому космосу, вот, что хотелось бы.

Меня часто спрашивают: ну вот чем помочь, чем помочь? Да нет здесь единого рецепта, это комплекс взаимоувязанных серьёзных проблемных

вопросов, которые надо решать. Ценообразование, выход на внешние рынки, создание новой индустрии производства, внедрение современных технологий и, безусловно, кадровые вопросы - всё это в совокупности даст серьёзный толчок для развития отрасли. Россия без космоса жить не может и не должна. А уж если она должна (быть, с космосом жить, то она должна быть современным конкурентоспособным космосом. Вот, собственно, что я хотел обратиться к вам. (Аплодисменты.)

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.