Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на отчете Председателя Центрального банка России
16 ноября в Госдуме с докладом выступила Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина. Тема ее доклада: «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов». Ей задали вопросы и выступили после ее доклада депутаты КПРФ.
Набиуллина Э. С., Председатель Центрального банка Российской Федерации:
- Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Готовясь к этому заседанию, я и мои заместители провели встречи со всеми фракциями по разным вопросам, но круг тем был очень похожим - это повышение ключевой ставки и доступность кредитов, влияние денежно - кредитной политики на развитие экономики и на благосостояние людей. Много вопросов было о курсе рубля. Это, конечно, говорит о том, что эти темы беспокоят и наших граждан, избирателей. И перед тем как перейти к основному вопросу, я хотела бы поблагодарить Государственную Думу за поддержку развития финансового рынка и защиту прав потребителей финансовых услуг.
Назову только некоторые законы, которые был приняты в минувшую весеннюю сессию. Это закон, который усиливает ответственность банков за защиту средств граждан от мошенников, закон о бесплатных переводах между своими счетами в разных банках, законы о программе долгосрочных сбережений, о постоянном механизме кредитных каникул, о партнёрском финансировании, о цифровом рубле. Не буду всё перечислять, скажу только, что принятые законы очень важны, для того чтобы граждане могли использовать все возможности финансового рынка.
Возвращаясь к денежно-кредитной политике, мы понимаем, что многие озабочены повышением ключевой ставки. Но, поверьте, все расчёты и весь наш опыт показывают, что если бы мы этого не сделали, если бы вовремя не отреагировали, то потери от этого и для граждан, и для бизнеса, и для государства были бы гораздо больше.
Мы повысили ключевую ставку соразмерно тому инфляционному давлению, которое возникло в середине года. Давайте посмотрим, из чего оно сложилось.
Все уже не раз отмечали, что экономика восстановилась после кризиса гораздо быстрее всех прогнозов и продолжает расти. Это касается и производства, и потребления, и инвестиций в основной капитал. Впервые за много лет быстро растёт обрабатывающая промышленность. Вы видите, что в добыче восстановление ограничено, потому что экспорт сырья из-за санкций снизился, но в целом ситуация в экономике позитивная.
Чтобы поддержать её восстановление, мы в прошлом году достаточно быстро снизили ключевую ставку с 20 до 7 с половиной процентов и держали её неизменной до июля этого года. Всё это время кредит был очень доступным. Кредитование и населения, и бизнеса росло темпами около 20 процентов и даже более, если считать год к году. Такое в последний раз было более 10 лет назад в начале 2010-х годов.
Посмотрим, как развивалось корпоративное кредитование. Темпы под 20 процентов в 2023 году - это четвёртый год подряд ускорение кредита предприятиям. Это прирост корпоративного кредитного портфеля на 11 триллионов рублей за последние 12 месяцев. Предприятия активно
занимали для финансирования инвестиции, для строительства жилья, исполнения госзаказа, для сделок по покупке бизнеса у уходящих иностранных компаний. Также шло и замещение валютных долгов рублёвыми кредитами.
О чём говорят эти цифры? О том, что разговоры о недоступности кредита, мягко говоря, преувеличены. Оценивая же доступность финансирования экономики в целом, надо иметь в виду, что с конца прошлого года прибыль компаний тоже возобновила рост. За первые восемь месяцев текущего года финансовый результат уже выше, чем за весь 2019 год перед пандемией, а за год может превысить его в два раза при текущих трендах, если компании продолжат зарабатывать по 2 с половиной - 3 триллиона рублей в месяц.
И в этом случае он будет близок к показателю 2021 года, когда финансовый результат компаний был рекордным за всю историю.
Это говорит о чём? Это говорит о том, что прибыли компаний могут и должны быть значимым источником инвестиций и роста. Это видно по тому, что оптимизм бизнеса по разным замерам остаётся высоким, несмотря на то, что стоимость заёмных денег повысилась. Собственные средства всегда являются основным источником роста бизнеса, а кредит - это лишь дополнительное плечо, которое позволяет сделать ещё более значительный рывок.
Кредитование населения также растёт, особенно в ипотеке. Здесь очень высокие темпы роста - плюс 32 процента в годовом выражении, то есть за 12 месяцев ипотечный портфель вырос на треть.
Нас, конечно, не может не беспокоить, что этот рост сопровождается увеличением цен на жильё и снижением качества кредитов за счёт выдачи ипотеки заёмщикам с уже высокой долговой нагрузкой. В будущем это может обернуться большими рисками и для банков, и главное - для самих заёмщиков.
Проблемы в том, что застройщики не могут быстро увеличить объём строящегося жилья, и взрывной рост ипотеки в значительной степени уходит
в рост цен. В среднем п о стране цены на новостройки за три года выросли на 90 процентов, то есть практически удвоились. Это в два раза больше, чем рост средней зарплаты за те же три года.
Если, например, в 2020 году разрыв между ценами на новостройки и на вторичное жильё был около 10 процентов, то после запуска льготной ипотеки он кратно вырос, сейчас он уже 42 процента. Это нельзя объяснить естественной разницей между качеством старого и нового жилья. Так, если вы покупаете у застройщика квартиру, скажем, за 10 миллионов, то продать её сможете в среднем уже только за 7 миллионов. Это кричащий дисбаланс, в некоторых регионах этот дисбаланс выше, не буду называть, у нас данные все есть.
И совершенно, на мой взгляд, очевидно, что экономия граждан за счёт льготной ставки по ипотеке не должна быть нивелирована ростом стоимости жилья.
Широкие льготные программы, они, конечно, очень полезны как временная антикризисная мера, если спрос резко снижается. Но в перспективе целесообразно перейти к адресным программам льготной ипотеки или, как минимум, дифференцировать их по регионам, где низкие темпы жилищного строительства и низкая обеспеченность жильём.
Помимо кредита спрос в экономике создавали и возросшие расходы бюджета и через госзаказ, через инвестиции, через выплаты. Подчеркну, это был очень важный фактор для быстрого восстановления экономики. Но когда экономика перешагнула докризисный уровень, стало быстро нарастать инфляционное давление, потому что спрос разгонялся дальше, он поддерживался и ростом доходов, и кредитной активностью, и бюджетными расходами, а возможностей для быстрого расширения производства напротив становилось всё меньше.
И здесь мы подходим к тому вопросу, который мы много обсуждали на встречах с фракциями и на рабочих группах в Государственной Думе. Как так может быть, что расширять производство становится сложно даже при дешёвом кредите, доступном кредите? И здесь важно понять, что деньги далеко не всегда играют решающую роль. Они дают возможность оплаты необходимых для производства ресурсов, но сами по себе они не являются
физическим ресурсом, из которого или при помощи которого можно изготовить какую-то вещь или выполнить какую-то работу.
Мы видим, что растут ограничения в доступности именно физических ресурсов, прежде всего, недостаток рабочей силы. И именно о нём как о главной и всё более острой проблеме заявляют сами предприятия, которых мы опрашиваем ежемесячно, и у нас очень большая выборка по всей стране.
И мы видели, что деньги у бизнеса есть, со спросом проблем нет, но чтобы быстро нарастить производство, нужно еще и оборудование, и люди. Вы можете переманить сотрудников с соседнего предприятия, но тогда у вашего соседа производство будет снижаться. В масштабах экономики конкуренция за одни и те же рабочие руки приводит к тому, что зарплаты растут быстрее производительности труда. И растущие издержки при этом предприятиям легче перекладывать на потребителя, так как его доходы тоже растут.
Еще легче, если ставки умеренные, а инфляционные ожидания высокие, и люди торопятся потратить деньги, чтобы не обесценились их сбережения.
Это ровно та ситуация, которая разворачивалась летом, но к ней еще добавилось ослабление рубля, которое всех встревожило. Курс рубля определяется прежде всего торговыми потоками, сколько валюты пришло за экспорт, сколько ушло за импорт. Когда поступления за экспорт растут, импорт сокращается, то рубль укрепляется. Так было в прошлом году, когда курс доллара снижался на пике даже ниже 60 рублей. Но за год, и вы это видите на слайде, экспорт сократился почти на четверть, а импорт, напротив, возрос. Курс рубля закономерно снижался по мере этих изменений.
Распространенное мнение, что причиной разгона инфляции в середине года стало усилившееся ослабление рубля. Но надо сказать, что причинно-следственная связь здесь взаимная и, скорее, даже обратная. Чем выше инфляция, чем больше инфляцию ждут на будущее, тем слабее курс. То ослабление курса, которое началось в середине года, было прямым следствием того, что повышенный внутренний спрос в силу ограничений же внутреннего производства приводил к росту спроса на импорт. Но почеркну, что спрос на импорт рос именно в рублях, а вот валюты, экспортной выручки больше не стало.
Что происходит, когда рублевый спрос на импорт растет, а поток валюты от экспорта остается примерно на том же уровне? Курс рубля идет вниз. То есть ослабление рубля, которое началось в июле-августе, уже не было следствием как в первой половине этого года сокращения экспорта, оно отражало в первую очередь устойчивое внутреннее инфляционное давление и усиление ожиданий девальвации.
И ошибочно думать, что в этой ситуации можно было бы не повышать ключевую ставку и тогда кредиты остались бы такими же доступными как и раньше. Банки не будут кредитовать себе в убыток по ставкам ниже инфляции, потому что за их спиной стоят вкладчики.
Кроме того, ключевая ставка влияет только на короткий кредит, а условия по ипотеке, по инвестиционным кредитам больше зависят от ожиданий по инфляции.
Если идет рост цен, а мы под лозунгом "доступных кредитов" сидим сложа руки, то банки будущую высокую инфляцию все больше и больше будут закладывать в стоимость длинных кредитов и банки это будут делать, не чтобы увеличить свою прибыль, а просто, потому что вкладчики тоже будут хотеть получать более высокие проценты, опасаясь будущей инфляции.
Мы должны были действовать решительно, чтобы не дать раскрутиться инфляционной спирали, чтобы не подорвать рост реальных доходов населения, потому что рост инфляции напрямую влияет на реальные доходы населения.
Повышая в октябре ставку до 15 процентов, мы также учли новые параметры бюджетной политики, они предполагают более стимулирующую бюджетную политику и это требует противовеса в виде более жесткой денежно-кредитной политики. То есть ужесточение денежно-кредитной политики, оно не вычитает из будущего роста, который возможен для экономики, оно лишь не дает бюджетному стимулу, что называется, "уйти в свисток", в инфляцию.
Здесь я еще должна остановиться на том, как мы оцениваем инфляционное давление, тоже было много вопросов на наших встречах. Нас
иногда упрекают, что мы избыточно подняли ставку, что она более, чем в два раза выше текущей инфляции.
Начну с того, что годовая инфляция последовательно растет, начиная с июня, сейчас уже больше 7 процентов и в сравнении с нашей целью 4 процента, это превышение, ну, нельзя назвать безобидным.
Во-вторых, мы часто приводим такую аналогию, что годовая инфляция, именно в годовом выражении - это как зеркало заднего вида. То есть мы видим спуски, подъемы, которые проехали, но зеркало мало вам говорит о том, что впереди, так и в годовом показателе сейчас сидит очень низкая инфляция конца прошлого и начала этого года.
Принимая решение по ставке, мы смотрим на текущую инфляцию, на то, как месяц за месяцем растут цены. Вот на графике, может быть он немного сложный, я поясню, эти месячные приросты показаны розовой областью, именно она показывает ту инфляцию, которую в конкретный момент ощущает население и бизнес, то, на что они ориентируются, когда принимают свои решения,
и видно, что она с лета находится сильно выше показателя годовой инфляции, это вот красная линия.
И на октябрьском заседании, когда мы принимали последнее решение, у нас были данные за III квартал, и они показывали следующее, что в пересчете на год текущие темпы роста уже превышают 12 процентов. Годовые показатели были меньше 7, но текущие на данный момент уже превышали 12 процентов.
В октябре они немного замедлились, но всё еще крайне высокие, и будут тянуть показатель годовой инфляции вверх.
Конечно, хочется, чтобы эффект от повышения ключевой ставки был мгновенным, но этого не бывает, цепочка длинная - от трех до шести кварталов, потому что банки вслед за повышением ключевой ставки пересматривают ставки по кредитным депозитам, это происходит постепенно, граждане и компании также далеко не сразу реагируют на новые ставки.
Но первые эффекты мы уже видим.
Первое. Кредитная активность становится более сбалансированной, прежде всего, по потребительским, необеспеченным кредитам.
Корпоративное кредитование продолжает расти высокими темами.
Потребительское кредитование, мы видим, что уже начало снижаться. Но там были очень высокие темпы.
Импорт начал снижаться.
Давление на курс также снижается.
Более высокая ставка при всех прочих равных означает более крепкий
курс.
Произошел очень важный перелом в поведении граждан, они стали возвращать наличные в банки. За сентябрь-октябрь на депозиты вернулись 200 миллиардов рублей.
Вы помните, весной и осенью прошлого года были большие оттоки из банковских вкладов, люди предпочитали держать сбережения при себе, но сейчас все понимают, что депозиты под 13, 14 и даже 15 процентов - это выгодно, и это тот результат, который мы ожидали, повышая ключевую ставку. Рост депозитов, по нашей оценке, продолжится и в ближайшие месяцы.
Это работает на сохранность, на прирост покупательной способности и сбережений наших граждан.
Почему еще это важно? Банки же кредитуют не на свои деньги, а на деньги вкладчиков. И устойчивый рост депозитов - это как раз важное
условие для доступности инвестиционного кредитования.
Понятно, что ставки больше всего беспокоят малый и средний бизнес. Мы отдельно внимательно следим за этой ситуацией. Важно, что для малого и среднего бизнеса действуют льготные программы.
Одну из них мы реализуем вместе с правительством - это так называемая комбо-программа, сейчас по ней малый бизнес может получить кредиты под 9 процентов, средний - под 7 с половиной, и было принято нами решение совместно с правительством, она будет продлена до 2030 года. И мы со следующего года именно на ней сконцентрируем свои ресурсы, которые банк выделяет, Банк России выделяет на поддержку малого и среднего бизнеса.
Чтобы поддержать кредитование наиболее важных для экономики проектов, в июне этого года, недавно, мы ввели стимулирующее банковское регулирование по так называемой таксономии. Теперь банки могут существенно, в несколько раз, иногда в 2-3 раза снизить нагрузку на капитал по кредитам на проекты, которые важны для импортозамещения, для технологического развития. И критерии этих проектов определены правительством.
В реестр таких проектов, которые входят в ВЭБ, входят проекты по производству аккумуляторов для электромобилей, вагонов метро, кораблестроения и прочее, прочее, прочее.
На начало октября их объём составил 210 миллиардов рублей, но это только начало. Я уже сказала, что в июне этого года было принято изменение в регулирование. Это немного, но банкам нужно время, чтобы освоить новое
регулирование. И мы рассчитываем, что таких проектов будет становиться больше.
Конечно, одних стимулов мало, прежде всего... для банков мало. Прежде всего, нужны сами проекты качественные, экономически эффективные, которые банки смогут кредитовать без избыточных рисков для своих вкладчиков и кредиторов.
И, почти в заключение, о нашем прогнозе. Наш базовый сценарий показывает, что в следующем году мы вернём инфляцию к цели на уровне 4 процентов и, соответственно, сможем начать снижать ставку.
Но некоторое время, которое нужно, чтобы затормозился маховик инфляции, чтобы экономика переварила рекордный объём уже созданного за последние 12 месяцев кредита, ключевая ставка некоторое время будет высокая. Но хочу вас заверить, что это залог нормального, стабильного развития в будущем.
Назову одну цифру, которая показывает, насколько болезненна инфляция для граждан. Остатков на рублёвых счетах, вкладах граждан и наличных в обращении
на сегодня чуть меньше 60 триллионов рублей. Это значит, что цена каждого упущенного процента инфляции за год, то есть если мы допускаем на 1 процент инфляции больше, это 600 миллиардов рублей из кармана людей. Повышение ключевой ставки и связанный с ним рост депозитных ставок позволяет компенсировать гражданам эти потери, сгладить последствия инфляции для благосостояния.
Отдельно подчеркну, что то, что ключевая ставка какое-то время будет высокая, не означает, что кредитование остановится. Оно будет расти, и корпоративное, и ипотека, и потребительский кредит, пусть и более умеренными, но сбалансированными темпами, которые не будут приводить к инфляции.
Мы подготовили также и альтернативные сценарии, прогнозы, где просчитывали риски усиления санкций, сокращения спроса на наши основные экспортные товары, мирового финансового кризиса для того, чтобы быть готовыми к любому развитию ситуации. В этих двух сценариях мы вернём инфляцию к цели на год позже, в 2025 году, и для этого может потребоваться более жёсткая денежно-кредитная политика.
И буквально в завершение скажу о наших некоторых задачах на ближайшее время. Кроме снижения инфляции, очень важно развитие рынка
капитала. Кредит - это не единственный способ привлечения денег на развитие бизнеса и не всегда возможный, потому что закредитованная компания это также плохо для экономики, для компании, как для человека. Мы с вами много говорили о закредитованности граждан, и закредитованность граждан проходила красной нитью на всех наших обсуждениях. И надо, конечно, компаниям более активно привлекать деньги в капиталы, выходить на IPO, на рынок облигаций. Это гораздо сложнее, чем просто взять кредит. Нужно раскрывать информацию о компании, понимая все и санкционные риски, и чувствительность информации (чувствительная информация, кстати, закрыта), выстраивать корпоративное управление, но это открывает гораздо больше возможностей и для бизнеса, и для экономики в целом.
И нужно прежде всего создавать инструменты для долгосрочных
инвестиций граждан, для их сбережения,
и поэтому я ещё раз возвращаюсь к важности того закона, который был принят весной этого года. И, кстати, в декабре на парламентских слушаниях мы будем обсуждать и развитие финансового рынка и рынка капитала, и меры, которые нужно принять для того, чтобы задействовать этот ещё незадействованный источник развития.
Второе - это повышение доверия на финансовом рынке. Это доступность информации для инвесторов, это наши собственные национальные рейтинги, рыночные индикаторы, защита прав инвесторов, акционеров. И всё это связано с рынком капитала и включает в том числе и борьбу с мошенниками на рынке, потому что мошенники подрывают доверие к финансовому рынку. Например, поэтому мы считаем очень важным законопроект и все его поддерживают, о самозапрете на кредиты, который сейчас рассматривает Государственная Дума.
Развитие системы международных платежей и расчётов, суперважная тема, для того, чтобы бизнес выходил на новые экспортные рынки, чтобы импорт был, тот, который необходим для модернизации, тоже доступный. Это целый клубок проблем, и нам нужно здесь быть очень гибкими, изобретательными, чтобы его распутать.
Цифровой рубль - это та тема, которую мы активно обсуждали во фракциях, это один из наших ключевых проектов. Это форма денег в дополнение к наличным и безналичным. Все три формы будут равны между собой. Но хочу подчеркнуть, что выбор, чем платить - наличными, безналичными, картой или цифровыми рублями, всегда должен быть за человеком. Для граждан при этом мы предполагаем, что все переводы в цифровых рублях будут абсолютно бесплатными.
Это только некоторые темы, которыми мы занимаемся и которые, помимо денежно-кредитной политики, влияют на развитие экономики, на благосостояние граждан, и мы, конечно, будем обсуждать и все законодательные инициативы, связанные с продвижением этих идей, вместе с вами.
Хочу ещё раз поблагодарить всех депутатов за конструктивный, открытый диалог, мы тоже со своей стороны очень в нём заинтересованы и готовы.
Спасибо большое за внимание.
Бабич И. Н., фракция КПРФ:
- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, наибольшие дискуссии сейчас вызывает запредельная ключевая ставка. Как вы считаете, не получим ли мы все обратный эффект, если все экономические субъекты будут вести себя одинаково и загрузят повышение кредитов, вызванное повышением ставки, в цену своей продукции? Не получим ли мы увеличения инфляции и банкротства некоторых субъектов, не справляющихся с высокой долговой нагрузкой?
И второе. Основная проблема сегодняшней инфляции - отсутствие рабочих рук, отсутствие товаров и сверхвысокий спрос при отсутствии предложения, это примерная цитата ЦБ. Предприятия не хотят под ставку 19¬20 процентов покупать импортные средства производства. Как, на ваш взгляд, такая ставка поможет модернизировать производства и увеличить КПД предприятий, который они бы могли получить, заменяя ручной труд, тем самым нарастив всё то, чего как раз не хватает?
Спасибо.
Набиуллина Э. С.:
- Спасибо.
Что касается первого вопроса про увеличение стоимости обслуживания долга у предприятий, когда ставка растёт. Ну, действительно, такое влияние есть, но мы смотрим на ситуации, и надо сказать, что гораздо больший эффект, на предприятия влияние оказывает даже не рост стоимости обслуживания долга, но рост стоимости сырья, материалов. Предприятия на это жалуются. А это прямое следствие инфляции.
И то же самое связано с тем, могут ли предприятия переносить это потом в цены. При мягкой денежно-кредитной политике могут переносить, и делать это не за счёт повышения эффективности, повышения своей рентабельности, а именно за счёт того, что будут переносить на потребителя, на гражданина этой возросшей издержки.
При этом мы видим, что, я уже говорила, прибыль у компаний есть. Она действительно разная по секторам, разная внутри предприятий. Но, конечно, здесь есть поле для того, чтобы не переносить выросшие издержки от обслуживания долга в цены предприятий.
Надо сказать, что в целом доля процентных расходов предприятий, она не такая значительная часть расходов предприятий в целом.
И, конечно, есть закредитованные предприятия. Для закредитованных предприятий это чувствительно. Но они набрали кредиты в предыдущие периоды. Те предприятия, которые ответственно относятся к своей долговой нагрузке, а я напомню, наше государство относится ответственно к нашей долговой нагрузке и не наращивает долги свыше того, что может обслужить. Но для таких предприятий, конечно, проблемы есть, им нужна реструктуризация.
Второй очень важный вопрос, который вы задали, что да, вот есть и нехватка рабочей силы, нужна модернизация, нужны инвестиции в модернизацию, и для этого нужны деньги. Это, безусловно, так. И действительно, если труд становится дороже, то, соответственно, стимулы для автоматизации, для повышения эффективности, они возрастают. И для этого есть ресурсы, и кредиты в том числе. Я вот уже говорила, кредиты корпоративные растут 20 процентов в год. Это во много раз выше, чем растёт экономика. Это положительный, явно положительный вклад кредита в экономику.
И нам нужно, чтобы они направлялись, прежде всего, на инвестиции. Вот здесь вот наше банковское регулирование, о котором я говорила, таксономия, которая позволяет вот этот кредитный ресурс, который есть у банков, направлять, прежде всего, на цели инвестиций, импортозамещения, технологического суверенитета.
Спасибо.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ:
- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вопрос такой. Вот у предприятий России более 97 триллионов рублей общая задолженность перед банками, прибыль предприятий, согласно данных бюджета, составляет 49 триллионов рублей. Долги предприятий в два раза превышают их доходы.
У граждан 38 триллионов рублей составляет фонд оплаты труда, долги перед банками составляют 32 триллиона рублей, то есть на 16 процентов долги превышают... зарплата превышает долги.
Могут ли при планируемой жёсткой денежно-кредитной политике выжить экономика и граждане России? И можно ли получить импульс развития экономики в условиях, если проводится спецоперация? По проектировкам пока не видно. Спасибо.
Набиуллина Э. С.:
- Спасибо, уважаемый Николай Васильевич.
Действительно, тема долговой нагрузки в экономике, как по отношению к предприятиям, гражданам, вот я про государство говорила, - это очень важно. То есть долговая нагрузка не должна... рост долговой нагрузки, а это кредитование, да, не должно вести к подрыву финансовой устойчивости. Безусловно.
Ну вот говоря про те цифры, которые вы назвали, просто их, наверное, нельзя так в лоб сравнивать, например, долг компании и годовую прибыль. Но мы знаем, что долги не платятся все в один год, ну так же и по гражданам: берётся ипотека и она оплачивается в течение нескольких лет. Не в течение фонда оплаты труда одного года. Поэтому, конечно, нужно смотреть на эти показатели.
И мы сейчас видим, что прибыль у финансового сектора есть, возможность оплачивать долги есть.
Доля затрат на обслуживание долга в целом в расходах не является самой значительной. И когда мы сравниваем с прибылью, то надо понимать, что это прибыль уже после того, как уплачена там значительная часть процентов.
При этом, конечно, есть некоторое количество предприятий с долговой нагрузкой, которым сложно, так же как и гражданам, о которых мы говорим, закредитованные граждане, вот просто одно и то же, закредитованные граждане, которые не могут больше брать кредитов. И если компании в предыдущие периоды набрали кредитов по не очень высокой ставке, то, конечно, для них это может быть чувствительным.
И здесь вот, кстати, по гражданам у нас есть инструменты, когда мы предотвращаем накопление долгов граждан, которые уже перекредитованы, в том числе, например, показатель долговой нагрузки. Банкам невыгодно выдавать кредиты людям, которые уже набрали много кредитов. У нас таких мер регулирования нет по корпоративному сектору, но, надо сказать, в некоторых странах это есть для того, чтобы предотвращать здесь вот как раз накопление рискованных кредитов в корпоративном секторе.
Но в большинстве своём, хочу заверить вас, нефинансовый сектор, предприятия, которые развивают производство, расширяют производство, у нас растёт экономика, вполне могут обслуживать сейчас кредиты, и это видно по тому, что даже после повышения нашей ключевой ставки темпы роста корпоративного кредита пока не снижаются. Они высокими держатся на уровне 20 процентов.
Кумин В. В., фракция КПРФ:
- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас есть финансово-экономический блок Правительства Российской Федерации. К слову, идеология представителей этого блока практически не меняется за 30 лет так называемой новой России, да? Значит, я не буду говорить обо всех инициативах, нечего говорить о приватизации, монетизации льгот. Я вот перечислю вкратце инициативы последнего десятилетия.
Например, бюджетное правило. Что такое бюджетное правило? Это изъятие так называемых лишних денег из экономики. Результат этого известен. 300 миллиардов рублей, те, которые предназначались для экономики, санировано, выведено за границу и там арестовано у нас.
Дальше. Налоговый маневр. Значит, он заключался в том, что нужно снизить до нуля экспортную пошлину на нефть за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых.
Итог. Значит, стало однозначно выгодней любым образом нефть в трубу и на экспорт, таким образом, мы создали дефицит на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Дальше. Обратный акциз - это прямые выплаты нефтяным компаниям, прямые выплаты за их обещания модернизировать производство нефтепродуктов. Обещания не выполнены. Солярка и бензин у нас сейчас на самом высоком уровне за всю историю - 70 рублей. При этом производятся прямые выплаты бюджета в адрес нефтяных компаний.
Отказ полный от защиты национальной валюты. Значит, после введения Центральным банком обязательной продажи валютной выручки, было от этого отказано. Правительство выступило за, значит, понижение курса рубля по отношению к доллару, об этом прямо говорил министр Решетников. В итоге мы имеем 100 рублей.
Таксономия очень интересная инициатива. Пока еще рано, цыплят, как говорится, по осени считают, но это просто классификатор, дорогие друзья, это классификатор проектов. И предложено Центральному банку поговорить с банками, чтобы было регулирование и чтобы можно было финансировать.
Это, например, вместо того, чтобы сделать комитет по реформам и развитию, как в КНР, который сам макропланирует возможности, где и как производить и что производить, а дальше под это подбираются финансы.
Нет, дорогие друзья, это просто классификатор и ничего больше.
Вот такие вот инициативы и такая реализация, они отвлекают, так сказать, нас, внимание, расстраивают всех, и граждане теряют доверие к таким инициативам и вообще ко всем инициативам, включая позитивные, такие как: национальные проекты, цифровизация, импортозамещение. Никто уже особо в это не верит, потому что вот такие инициативы и такой результат, они приводят к полному уже практически отсутствию доверия населения к финансовой политике.
А дальше то, что мы видим сейчас в единых направлениях денежно-кредитной политики -
это отражение, это зеркало вот этой вот бюджетной и налоговой политике государств.
Как говорится, на зеркало пенять особо нечего, потому что реакция банка на эти действия, на разгон инфляции, на ошибки в налоговой политике, на прямые выводы, так сказать, из-за отсутствия защиты курса, это повышение ставки, потому что дальше, если это не будет, не случилось, мы получим с вами Аргентину, огромную инфляцию и всё остальное.
Поэтому еще раз хочу сказать, что это общие ошибки государственно-финансовой политики, которую мы всё время призывали менять, она должна была быть давно уже изменена.
В итоге мы имеем с вами за десять лет в среднем 0,9 процента рост, всего, против среднемировых 2,5-3.
Мы имеем снижение доходов населения, реальное снижение доходов населения.
Вот что мы имеем в результате такой политики.
Мы считаем, что ее нужно менять, эту политику, и тогда и будет падать ставка, тогда будет падать инфляция, когда изменится налогообложение, изменятся, так сказать, приоритеты государства, и государство подумает о настоящих приоритетах.
Далее я хотел бы коснуться взаимодействия ЦБ и финансового блока правительства.
Вот на рабочей группе опять поднялся вопрос, и опять представитель Минфина Чебесков говорит - мы ведем дискуссии с Центральным банком относительно государственных гарантий.
Дискуссии ведутся полтора-два года. Мы с вами об этом говорили здесь четыре или пять раз уже. Воз и ныне там, ничего не решилось, потому что там не дискуссия, там принципиально разные позиции.
Центральный банк говорит - это должна быть безусловная гарантия, а государство хочет ее сделать условной. Что такое условная гарантия, я не понимаю. Я думаю, вы тоже не понимаете.
Поэтому государственного у нас гарантийного фонда нет, который бы позволял гарантировать банкам кредиты и, соответственно, кредиты были бы гораздо дешевле. Этого ничего не сделано.
Далее я хотел бы еще раз вернуться к роли ВЭБа, потому что у нас с вами нет вот, так сказать, Vanguard, у нас нет BlackRock, да, у нас нет Fidelity, нет таких фондов, у нас есть государственный фонд, который называется "ВЭБ".
Вместо того, чтобы заниматься инвестициями в нормальные сектора, ВЭБ занимается четвертой, по-моему, реорганизацией за последние три года.
Четыре раза происходит реорганизация. Их не видно в экономике. Их роль ничтожно мала, нашего с вами ВЭБа Российской Федерации.
Для сравнения. Вот Иван Иванович Мельников возглавляет комиссию с Китаем, общество дружбы, общество дружбы российско-китайской. Его коллега с китайской стороны - это многолетний председатель Банка развития Китая.
Вот Банк развития Китая - очень уважаемый человек, гуру, этот Банк развития Китая построил весь Китай. Он профинансировал практически все инфраструктурные проекты КНР. Что профинансировал наш ВЭБ за последние пять лет? Крохи, копейки.
Я ещё раз хочу вам сказать, дорогие друзья, что государственная денежная кредитная политика должна быть другой. Она должна преследовать настоящие цели, вот которые я уже перечислил, позитивные цели: национальные проекты, цифровизация, импортозамещение, выход на уровень среднемировых темпов роста, а, может быть, выше, повышение реальных доходов населения, и, соответственно, научно-технический прогресс, технологическое развитие Российской Федерации.
Вот за такую денежную кредитную политику мы бы с удовольствием подписались и приняли в ней участие. То, что сейчас я назвал вам последние 10 лет инициатив нашего финансово-экономического блока правительства, мы имеем вот такие вот результаты. Имеем прогноз, что у нас будет год 15 процентов ставка и рост - полтора-два процента. Это отражение налоговой и финансовой политики. Спасибо. (Аплодисменты.)
Набиуллина Э. С.:
- Спасибо большое.
Для нас представление Основных направлений денежно-кредитной политики и дискуссия подробная заинтересованная - это очень важный этап,
который мы проходим каждый год. И поверьте, мы к этому не относимся формально. Мы действительно хотим с вами обсуждать.
Первое. Мы получаем обратную связь. Мы понимаем, что за вами стоят избиратели, и темы, которые вы поднимаете, они беспокоят людей.
И второе. Мы пытаемся объяснить логику наших действий.
Поэтому спасибо за эту дискуссию. Не все согласны, но у нас есть возможность откровенно обсудить все вопросы.
Единственное, наверное, я не буду долго отвечать на многие вопросы, мы их отработаем все с вами вместе, будем работать, я и мои коллеги. И то, что касается закредитованности, все практически фракции поднимали этот вопрос, все, и более адресную нацеленность ипотеки тоже важно, я думаю, мы все заинтересованы в доступности жилья для наших граждан, и другие.
Я бы только хотела сказать, что вот понимаете, борьба с инфляцией, с повышением инфляции, которую мы ведем, - это борьба за реальные доходы людей и за длинные деньги в экономике, именно за это. Вот даже экономика, мы же когда говорим о росте экономики, мы все заинтересованы, это не экономика, не рост экономики для конкретных предприятий или бизнесов, это нужно для повышения реальных доходов людей уровня жизни. И не может у нас экономический рост быть только
за счет того, что это будет из кармана людей и за счет ускорения инфляции реальных доходов. Мы поэтому действительно стоим на страже того, чтобы цены не росли высоко и у нас есть все ресурсы в стране для того, чтобы обеспечивать поступательное развитие и рост экономики. Спасибо большое.
Председательствующий:
- Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 38 мин. 59 сек.)
Проголосовало за 316 чел 70,2 %
Проголосовало против 78 чел 17,3 %
Голосовало 394 чел.
Не голосовало 56 чел 12,4 %
Результат: принято
Проект постановления принят. Постановление.
Давайте поблагодарим Эльвиру Сахипзадовну и всех ее заместителей. (Аплодисменты.)