Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

КПРФ в Госдуме провела круглый стол на тему: «Бюджетно-налоговая политика России в период проведения СВО: проблемы и решения»

11 июля фракция КПРФ в Госдуме провела круглый стол на тему: «Бюджетно-налоговая политика России в период проведения СВО: проблемы и решения». Вел заседание круглого стола первый заместитель Руководителя фракции КПРФ в Госдуме Н.В. Коломейцев.

Kprf.ru. Фото Сергея Сергеева.
2023-07-12 12:59 (обновление: 2023-07-12 14:09)

По итогам круглого стола депутаты и эксперты выработали рекомендации. В частности, рекомендовано ввести прогрессивное налогообложение  и дополнительные налоги на роскошь. Участники круглого стола настаивают на выходе России из ВТО и полном пересмотре таможенно-налоговой политики. 

***

Круглый стол «Бюджетно-налоговая политика России в период проведения СВО: проблемы и решения»

(Москва, 11.07.2023 г.)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В последний год Россия столкнулась с серьезными вызовами в сфере бюджетной и налоговой политики.

Бюджет страны на 2023 года сформирован со следующим параметрами:

  • Доходы: 26 трлн
  • Расходы: 29 трлн
  • Дефицит: 3 трлн

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-мае 2023 года составил почти 10 трлн. рублей, что на 20% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года.

Основное снижение связано с падением нефтегазовых доходов, которые составили меньше 3 трлн. рублей, что в два раза ниже прошлогодних показателей. Сейчас уже середина года, в бюджете было заложено почти 9 трлн рублей нефтегазовых доходов, а есть только 3.

Объем расходов федерального бюджета за 5 месяцев 2023 года составил больше 13 трлн. рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 27%.

Дефицит бюджета уже сейчас составляет почти 3,5 трлн. рублей при утвержденных бюджетом 3 трлн. И это еще пока середина года.

Тяжелая ситуация сложилась и в регионах.

Мало того, что упали поступления от налога на прибыль, так еще и в результате новаций Минфина при введении единого налогового счета на счетах казначейства застряло порядка одного триллиона средств от НДФЛ.

Сейчас Государственная Дума ФС РФ в экстренном порядке принимает законопроект, который решит эту проблему. Но в итоге, в самом начале года регионы недосчитались примерно 50% своих доходов.

В этой ситуации возникает серьезный вопрос о дополнительных источниках налоговых и неналоговых доходов. Где нам взять дополнительные деньги в бюджет и как это сделать без ущерба для экономики, не увеличивая нагрузку на граждан.

Можно обозначить несколько направлений, которые позволят России изыскать новые источники доходов бюджета, причем без лишней нагрузки на экономику и граждан.

По разным оценкам в российской экономике от 20 до 45% ВВП производится в теневом секторе. Это связано не только со злым умыслом, но и с высоким налогообложением, непомерными кредитными ставками, дороговизной лицензий, высокой стоимостью энергоресурсов и аренды площадей.

В связи с вышеизложенным участники круглого стола рекомендуют органам власти обратить внимание на следующие проблемы.

Депутатам Государственной Думы и иным субъектам права законодательной инициативы при подготовке к внесению в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов":

  • Необходимо Налоговый и Бюджетный кодексы привести в соответствие с общепринятой международной практикой и национальными интересами страны, исключив из них тормозящие экономику положения:
  • Рассмотреть вопрос о значительной коррекции бюджетного правила, нефтегазовые доходы оставлять полностью в бюджете.
  • Рассмотреть вопрос об отмене понятия «профицит бюджета», как искусственное занижение расходов бюджетов всех уровней.
  • Рассмотреть вопрос об отмене налогового маневра.
  • Проанализировать возможный эффект от восстановления вывозных таможенных пошлины и отмены налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Вернуть 50%-ную инвестиционную льготу по налогу на прибыль для стимулирования инвестиционных процессов в России.
  • Развернуть принцип бюджетного федерализма в пользу регионов: увеличить долю региональных бюджетов в налоговых доходах до 50%.
  • В целях развития инициативного бюджетирования («народного бюджета») рассмотреть вопрос о расширении возможностей финансирования инициативных проектов в субъектах Российской Федерации, в том числе о поддержке из федерального бюджета субъектов Российской Федерации, реализующих данные практики.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) приводит к удорожанию отечественной продукции от 10 до 20% и делает её неконкурентоспособной, тормозит производство, развивает инфляцию и коррупцию.

В связи с этим необходимо разработать программу постепенного упразднения НДС. В 2023 бюджетном году ставку НДС сделать единой в размере 10%. Прекратить возмещение налога экспортёрам, отменить все льготы по налогу. Отменить НДС на продукцию отраслей, имеющих первостепенную  важность для импортозамещения, а также  на продукцию с высокой себестоимостью.

Налог на имущество и земельный налог с кадастровой стоимости выросли в десятки раз и стали драйверами уничтожения малого бизнеса и сельского хозяйства. Эти налоги уничтожили более миллиона предприятий и сократили в личных подворьях посевы овощей на 24%, картофеля – на 17%. Уплата налогов с кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости снижает реальные доходы населения.

Необходимо изменить порядок уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввести государственное регулирование этих налогов путем введения критериев оценки стоимости конкретных земельных участков и объектов недвижимости.  Освободить от налогообложения личные подворья граждан и их огородные земельные участки, садовые земельные участки, садовые дома и хозяйственные постройки на садовых земельных участках.

Прогрессивный НДФЛ. По данным журнала Forbes за 2022 год только 110 самых богатых людей России увеличили свои доходы на 11 трлн. рублей. За последние 3 года число долларовых миллиардеров в России выросло с 76 до 110 человек. Если, ввести прогрессивный подоходный налог с максимальной ставкой 30% то в бюджет поступит 1,3 трлн. рублей.

Государственная монополия на производство и реализацию спиртосодержащей продукции и табака даст 1,5 триллиона рублей.

Природная рента с продажи нефтегазовых ресурсов может дать еще 2 триллиона рублей.

Амортизационные отчисления – должны быть по назначению. В объёме инвестиций в основной капитал амортизационные отчисления предприятий составляют всего 22%. Этого явно недостаточно. Нецелевое использование амортизационных отчислений стало нормой, в то же время закрывается масса заводов, выработавших ресурс оборудования.

- балансовая стоимость основных фондов на многих предприятиях и система формирования амортизационных начислений не обеспечивают накопление средств, достаточных для простого воспроизводства основных фондов;

 - налоговое законодательство не стимулирует владельцев предприятий к воспроизводству основных фондов;

 - необходимо принять такое направление изменения налоговой системы, которое бы стимулировало внедрение новых технологий, модернизацию и реконструкцию предприятий, создание новых рабочих мест, а в конечном итоге – снижение себестоимости продукции и рост производительности труда.

- разрешить списывать на затраты суммы расходов на приобретение оборудования промышленных предприятий до 50 млн. рублей непосредственно в год их приобретения. С целью мобилизации средств на инновации ввести обязательные отчисления от прибыли в инвестиционные фонды предприятий. Ввести запрет на нецелевое использование амортизационных средств. При успешном выполнении производителем программы освоения продукции мирового уровня предусмотреть погашение кредита за счёт бюджетных средств.

- лицензирование не должно быть средством наживы для государства. Лицензирование должно гарантировать качество работы и услуг производителями.

 

Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе, Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам:

  • Необходимо рассмотреть вопрос о введении налогов на сверхбогатство – это и упоминавшаяся прогрессивная шкала НДФЛ и выравнивание до плоской шкалы взносов в фонды.
  • Необходимо ввести дополнительные налоги на роскошь. Сверхпотребление олигархов и чиновников неуместно в нынешней ситуации. Все, что тратится на роскошь должно быть изъято в пользу наших граждан.
  • Наконец, для обеспечения экономического и политического суверенитета мы предлагали и будем дальше настаивать на выходе из ВТО и полном пересмотре таможенно-налоговой политики.
  • Предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования для обеспечения безусловного выполнения поручения Президента Российской Федерации по предоставлению субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых превысил критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, компенсации снижения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в течение трех лет после его достижения в размере 75, 50 и 25 процентов соответственно от объема дотаций, полученных в году достижения критерия выравнивания, в целях недопущения осуществления указанной компенсации за счет сокращения дотаций другим субъектам Российской Федерации;
  • Рекомендовать Министерству финансов РФ с Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам продолжить работу по отказу от неэффективных государственных программ Российской Федерации в ходе подготовки к следующему бюджетному циклу и рассмотреть вопрос о переводе государственных программ Российской Федерации с высокой долей процессной части в состав непрограммных направлений.
  • Смягчение ограничений для бюджетов субъектов Российской Федерации в целях эффективной реализации программы предоставления за счет средств федерального бюджета бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе:
  • Установление возможности превышать ограничения размера дефицита и размера государственного долга субъекта Российской Федерации на объем инфраструктурных бюджетных кредитов;
  • Установление возможности превышать ограничение общей суммы заимствований субъекта Российской Федерации на объем остатка неиспользованных инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета;
  • Изъятие для инфраструктурных бюджетных кредитов в части запрета на размещение средств регионального бюджета на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц, субъектами Российской Федерации, получившими бюджетный кредит из федерального бюджета;
  • Необходимо реформирование системы бухгалтерского учета. Основной целью должно быть создание системы учета, которая обеспечит актуальной качественной информацией о хозяйственной деятельности компаний пользователей такой информации, но при этом не будет генерировать увеличение административной нагрузки и дополнительных финансовых и трудозатрат организаций.

 

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов:

 

  • подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие индексацию материнского (семейного) капитала на фактический уровень инфляции, и внести их на рассмотрение Государственной Думы.

Несмотря на то, что вызовы 2022 года стали серьезным тестом на прочность государственных финансов вся бюджетная система оперативно реагировала на них. Так, в течение прошлого года решались задачи:

  • выполнение всех социальных обязательств, включая выделение необходимых дополнительных средств при увеличении потребности в финансировании программы социальной поддержки граждан
  • увеличения расходов на национальные проекты (517,6 млрд. руб.) и выделения средств на инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (210,9 млрд. руб.);
  • обеспечения обороноспособности и безопасности страны, включая социальные гарантии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей;
  • финансового обеспечения Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (2,0 трлн. руб.);
  • интеграции новых субъектов Российской Федерации.

Выполнение указанных приоритетных задач возможно только за счет эффективно работающих механизмов взаимодействия всех фракций парламента с Правительством Российской Федерации.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.