Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Сергей Обухов: Минпросвещения не видит проблемы в росте числа детей-сирот без жилья

Именно так можно охарактеризовать ответ, полученный депутатом Госдумы Сергеем Обуховым из Министерства просвещения Российской Федерации.

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Обухов
Сергей
Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Персональная страница

Ранее мы уже рассказывали о том, как хитро и незаметно для жителей нашей страны сокращаются расходы на  одни из самых уязвимых слоев населения – инвалидов и детей-сирот

О ситуации с последними из них – детьми-сиротами хотелось бы рассказать поподробнее.

По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), количество детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2019 году составляло 175 тыс. человек, в 2020 – 191 тыс., в 2021 – 201 тыс., а в недавно прошедшем 2022 – 208 тыс. человек. 

Таким образом, мы видим т.н. нарастающий итог – увеличение количества необеспеченных жильем детей-сирот.

Стоит отметить, что на проблему ещё в 2020 году указывала и аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, отметившая, что на начало года около 60% из нуждающихся - это дети-сироты старше 18 лет – т.е. те, кто уже вынужден самостоятельно думать над тем, где ему проживать в ожидании положенной квартиры.

Вариантами решения проблемы обеспечения детей-сирот жильем от  Счетной палаты Российской Федерации, как мы уже рассказывали ранее, могли бы стать:

  - активное использование механизмов компенсации расходов на аренду и коммунальные платежи для детей-сирот, которые не получили своевременно положенное им жилье, либо предоставление им на время ожидания жилых помещений безвозмездно;

- введение жилищного сертификата, который дает право детям-сиротам старше 23 лет самостоятельно покупать жилье.

Депутат Сергей Обухов поддержал эти предложения, направив депутатский запрос в Минпросвещения с требованием рассмотрения этих инициатив.

В своем ответе Минпросвещения сообщило, что поддерживает идею предоставления детям-сиротам жилищных сертификатов, однако, как выяснилось, видит её несколько иначе, чем депутат.

В ходе беседы с помощником депутата Сергея Обухова представитель Минпросвещения, готовивший ответ, сообщил, что жилищный сертификат -крайне востребованный инструмент у детей-сирот.

Основание для данного вывода – обращение сирот за сертификатами.

При этом, представителем ведомства были почему-то проигнорированы причинно-следственные связи между востребованностью существующей системы сертификатов и отсутствием других возможностей приобрести жилье (срок ожидания квартиры в очереди, например, в 2022 году – от 15 до 25 лет, а инициативу по оплате детям-сиротам аренды жилья на это время, по словам представителя ведомства, власти не поддерживают).

Кроме того, как стало известно из беседы с представителем министерства, самостоятельный мониторинг соотношения суммы сертификата с рыночной стоимостью жилья Министерством не ведется.

Приведем пример из столичной практики – в 2016 году департамент городского имущества Москвы не смог использовать средства федеральной субсидии на покупку жилья для детей-сирот, что лишило департамент права на субсидии в 2017 и 2018 годах.

Причина – закупочная стоимость квартиры, которую Минпросвещения, на основании данных Минстроя, определило в 3 млн. рублей, при минимальной рыночной стоимости квартиры в Москве в 4 млн.

Итог – деньги, выделенные на эти цели, остались не востребованы, что создает предпосылки для снижения расходов на эти цели. Ведь, действительно, зачем предоставлять сиротам жилье, когда можно в угоду банковскому сектору «втюхать» сироте ипотечный кредит под маской жилищного сертификата?

Таким образом, мы видим фактическое искажение позитивной идеи – жилищных сертификатов, покрывающих всю стоимость жилья, которая и была поддержана депутатов Сергеем Обуховым, в пользу ипотечного рабства, завернутого в фантик «новых мер социальной поддержки сирот».

Стоит заметить, что к таким же мерам сводятся и новые предложения Минпросвещения, заявленные в ответе ведомства.

Согласно предлагаемому Министерством законопроекту, предусматривается предоставление выплаты на покупку квартиры для социально адаптированных детей-сирот старше 23 лет.

При этом, сумму выплаты будет снова определять Минстрой, причем не на основании рыночной стоимости квартиры, а на основании каких-то, известных только специалистам этого ведомства, формул.

Результат, разумеется, будет такой же, как и в случае с Москвой, т.е. денег на квартиру сироте хватать не будет, что вынудит его обращаться за ипотекой.

Как пояснил представитель министерства, этот момент был учтен Минпросвещения, поэтому в предлагаемом ведомством законопроекте речь идет о только платежеспособных (социально адаптированных) сиротах. Вот такая вот подмена понятий.

Что же касается отказа от сокращения выплат на единовременные пособия семьям, воспитывающим детей-сирот, то тут Минпросвещения, ответственное за данное направление, заявило о том, что оно не имеет отношения к решению этого вопроса, однако само обращаться никуда не собирается, предложив сделать это депутату самостоятельно! Фактически, такой ответ можно расценить как одобрение отказа от поддержки семей, воспитывающих детей-сирот.

В настоящий момент депутат Сергей Обухов намерен направить депутатский запрос в адрес Правительства Российской Федерации, в котором будет поднят вопрос об организации мониторинга Минпросвещением и Минстроем рыночных цен на жилье с целью оперативной корректировки закупочной стоимости квартир для детей-сирот, а также отражения рыночных цен при определении суммы сертификата, предоставляемого детям-сиротам для покупки квартиры.

Реализация данных мер позволит значительно улучшить ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот и избавить их от необходимости брать ипотеку в рамках использования жилищного сертификата.

Кроме того, Сергей Обухов не намерен бросать вопрос о сокращении единовременных пособий для семей, воспитывающих детей-сирот, а, напротив, продолжит поднимать его на самых высоких уровнях с целью пересмотра решения об уменьшении бюджетных расходов на данное социально-значимое направление. 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.