О.А. Лебедев, С.Г. Левченко и О.А. Михайлов выступили перед журналистами в Госдуме
15 июня, предваряя пленарное заседание Государственной Думы, перед журналистами выступили депутаты фракции КПРФ О.А. Лебедев, С.Г. Левченко и О.А. Михайлов.
О.А. Лебедев:
- Добрый день!
Сегодня в Думе в рамках «Правительственного часа» выступает министр природных ресурсов и экологии. Тема очень важная: это развитие нашей минерально-сырьевой базы, которая является основным фундаментом для дальнейшего укрепления страны.
Как известно, Россия обладает огромным количеством разнообразных полезных ископаемых. И хочу сразу отметить, что мы до сих пор пользуемся тем заделом, той базой, которая была сформирована при Советской власти. Ведь тогда государство уделяло очень большое внимание геологоразведке, развитию минерально-сырьевого комплекса. И сегодня страна продолжает на этом жить.
Тем не менее, мы уже сталкиваемся с проблемой трудноизвлекаемости месторождений. Есть уже и выработанные месторождения. И поэтому необходимо серьезно усилить внимание государства к данной проблеме и увеличить финансирование. Прежде всего, это необходимо для разработки современных технологий, потому что мы не можем зависеть от импорта в столь важном вопросе. Также необходимо наращивать геологоразведку новых месторождений.
Но для этого необходимы новые кадры. Потому что не секрет, что у нас сегодня выпускники профильных учебных заведений далеко не всегда работают по специальности. И поэтому престиж профессии геолога необходимо повышать. Также требуется опереться на нашу передовую науку, приоритет которой признается во всем мире. И мы должны в нынешних непростых условиях, с учетом тех вызовов, с которыми столкнулись, придавать этой сфере особенно большое значение.
Хочу отметить, что правильным и своевременным представляется принятое решение о том, что добычей полезных ископаемых в стране теперь будут заниматься только компании, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Потому что минерально-сырьевая база должна работать на нашу страну.
Но фракция КПРФ неоднократно предлагала пойти дальше и вносила соответствующие законопроекты. То есть, надо сделать так, чтобы минерально-сырьевая база находилась в государственной собственности и работала на каждого гражданина.
И в завершение хочу подчеркнуть, что разведка и добыча полезных ископаемых сопряжена с определенными рисками для экологии. И на это надо обращать внимание. Здесь и попутный газ, возникающий при добыче нефти, и разливы нефти на нефтепроводах, и другие проблемы. Поэтому, вопросы надо решать в комплексе и на строго научной основе. Только так мы сможем усилить динамику развития нашей страны в данной сфере.
С.Г. Левченко:
- Уважаемые коллеги!
Как уже было сказано, сегодня в Думе выступает министр природных ресурсов и экологии. Тема очень важная, и депутаты нашей фракции, конечно, будут задавать вопросы, связанные с широким спектром полномочий данного министерства.
Но мы должны хорошо понимать, что разведка и добыча природных ресурсов с последующей отправкой их за рубеж - это совершенно неправильная политика. Наоборот, основные добытые минерально-сырьевые ресурсы должны оставаться на территории Российской Федерации. Так что не надо радоваться тому, что мы отправляем за рубеж большое количество сырья. Не знаю, как вы, а я, честно говоря, от этого особой радости не испытываю.
Мы также будем задавать вопросы, касающиеся твердых бытовых отходов, мусора и многого другого. Я уже несколько раз выступал на пленарных заседаниях Государственной Думы, говоря о том, что Российская Федерация еще в 1996 году попросила ЮНЕСКО, чтобы она включила озеро Байкал и еще одиннадцать природных объектов в список Всемирного наследия. Но после этого, к сожалению, начались процессы, за которые мне, лично, стыдно.
Например, начиная с 2019 года, сорвано шесть сроков по выполнению поручения президента, касающегося утилизации шламоотвалов Байкальского ЦБК. Эта утилизация так и не началась. Несмотря на то, что до 2013 года финансирование шло из федеральных источников. А ведь в озере Байкал сосредоточено 25% мировых запасов пресной воды.
Между тем, средства на организацию работ выделяются заранее и в стопроцентном объеме. Но контроль за тем, как были потрачены эти деньги, полностью отсутствует. То есть, осуществляется совершенно непонятная политика в отношении одного из самых крупных природных объектов.
То же самое касается и включенного в природоохранную зону Байкала города Усолье, откуда показывают только бодрые картинки. То есть, разрушаются уже полуразрушенные здания, и на всю страну транслируется, что при этом идет утилизация отходов. Но не решается самая главная проблема, связанная с тем, что ртуть уже проникла на десять метров в землю и отравляет подземные источники.
Сегодня любят ссылаться на то, что нам мешают санкции. Как будто, без заграницы, которая должна нам помочь, мы сами ничего не умеем!
О.А. Михайлов:
- Уважаемые коллеги!
В связи с разведкой и добычей полезных ископаемых возникает ряд экологических проблем. В частности, это нефтеразливы. И уровень аварийности на промысловых нефтепроводах остается в последние десятилетия неприемлемо высоким. Что, естественно, приводит к тому, что нефть попадает в окружающую среду, попадает в водоемы, загрязняя их. В результате разрушается биосфера и нарушается здоровье человека.
Например, в моей родной Республике Коми ежегодно происходит от 500 до 1000 нефтеразливов. Вдумайтесь, это порядка одного, двух, а то и трех нефтеразливов в сутки. Аналогичная ситуация и в других регионах Российской Федерации, в которых добывают нефть. А в целом в нашей стране происходит от восьми до тринадцати тысяч нефтеразливов ежегодно.
Подавляющее большинство, до 96% этих нефтеразливов, происходит по причине коррозии. То есть, трубы старые и ржавые.
Согласно данным экспертов в этой области, гарантированный срок эксплуатации промыслового нефтепровода составляет от десяти до двадцати пяти лет в зависимости от условий эксплуатации и типа нефтепровода. Однако на сегодняшний момент в законодательстве Российской Федерации нет ограничений по срокам эксплуатации промысловых нефтепроводов. Существует, конечно, экспертиза промышленной безопасности, которую они периодически проходят. Но я хочу сказать, что большинство нефтеразливов происходит на промысловых нефтепроводах, уже прошедших соответствующую экспертизу.
Поэтому считаю необходимым законодательно закрепить ограничения сроков эксплуатации промысловых нефтепроводов, в том числе, ограничения по количеству прохождений экспертизы промышленной безопасности. Таким образом, мы сможем существенно понизить количество нефтеразливов, сохранить природу и безопасно добывать нефть.
Вторая проблема связана с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). На сегодняшний момент не существует законодательных возможностей для того, чтобы производить на этих территориях добычу полезных ископаемых. И, естественно, нет возможности изъять их из разряда ООПТ для промышленного освоения. Однако периодически возникают попытки это сделать. К чему они могут привести? В качестве примера назову национальный парк Югыд ва, являющийся объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. На его территории находится месторождение «Чудное». Оно очень привлекает промышленников, потому что там есть запасы золота, платины, редкоземельных металлов. И, более того, на разработку данного месторождения существует лицензия. Так что единственное, что спасает от разрушения этот уникальный природный объект - статус национального парка, из которого нельзя изъять территории для промышленного освоения.
Считаю, что в Российской Федерации достаточно территорий для того, чтобы производить добычу полезных ископаемых, развивать экономику и строить промышленные объекты. Ведь всего лишь 13% нашей страны заняты под ООПТ. Вся остальная территория может служить развитию российской экономики.
Природное достояние оставлено нам нашими предками. И мы должны передать его своим детям в первозданном виде!