Юрий Афонин: «Требование агробаронов и пищевиков отменить скидки и акции в продуктовых магазинах – за гранью добра и зла»
Несколько ассоциаций, объединяющих сельскохозяйственные предприятия и производителей продуктов, обратились в федеральное правительство с требованием ввести мораторий на акции и скидки в торговых сетях, которые «снижают их доходность». Ситуацию комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.
Юрий
Вячеславович
Похоже, крупный бизнес продолжает
политику шантажа государства и граждан России. Буквально на днях прозвучал
ультиматум от фармкомпаний, которые заявили о намерении прекратить выпуск
дешёвых и самых востребованных лекарств. А теперь ещё и крупные капиталисты в
сфере агропрома и пищевой промышленности выдвигают власти целый ряд требований,
среди которых – введение моратория на акции и скидки в крупных продуктовых
магазинах. Мол, испытываем серьёзные трудности в связи с распространением
коронавирусной инфекции и падением рубля. Можно подумать, покупатели в
магазинах их не испытывают.
Исследовательская компания Neilsen
приводит такие цифры: в 2017 году доля россиян, которые предпочитали
приобретать товары по акционным скидкам, составляла 45%, в 2018 году – уже
50,6%. 83% стиральных порошков, 82% кондиционеров для белья, 79% шоколада, 69%
гелей для душа и кофе продаются как раз по таким акциям. Всё это товары
повседневного спроса. Та же исследовательская организация в IVквартале прошлого года отмечала: до 70%
россиян заявляют о вынужденной необходимости экономить, 56% переключились на
более дешёвую еду. Всё это было ещё до нынешних экономических катаклизмов.
А в ходе опроса НТЦ «Перспектива»,
проведённого с 26 февраля по 3 марта, выяснилось, что почти две трети россиян
(63,6%) вообще не имеют накоплений. Ещё 21,2% респондентов заявили, что их
сбережений хватит, чтобы прожить не более одного месяца.
При этом, в отличие от многих других
отраслей, пищевики пока серьёзных потерь от кризиса не понесли. Напротив, неплохо
наварились, когда напуганные российские граждане в марте бросились на последние
деньги скупать продукты длительного хранения. А Минсельхоз в своём свежем
сообщении бодро рапортует: «Потребности России в основных продуктах питания
полностью обеспечиваются даже в условиях повышенного спроса. Предприятия
отрасли работают бесперебойно, что исключает возможность дефицита каких-либо
групп продовольствия». Так почему же пищевые капиталисты требуют себе мер
поддержки ЗА СЧЁТ нищающего населения?
Тем временем россияне
продолжают беднеть и экономить. По данным апрельского исследования BCG и «Ромира»,
в Москве 44% респондентов чувствуют свою финансовую незащищённость, в регионах
этот показатель достигает уже 47%.
В период
тяжёлого кризиса, в который вползает российский капитализм, россияне, конечно,
значительно сократят свои расходы на досуг и отдых, на рестораны и кинотеатры,
на электронику и бытовую технику, даже на одежду. Но без еды и лекарств не
прожить. Понимая это, крупные игроки фармацевтического и продовольственного
рынков, видимо, решили окончательно «отбросить химеру совести» и выжать из
нищающих сограждан последнее.
Очевидно, что
такие действия крупных капиталистов в период кризиса направлены также на
передел рынка. Крупные агрохолдинги все последние годы разоряют мелких
фермеров, которые вынуждены под давлением новоявленных латифундистов и властей
продавать по дешёвке землю и другие активы. В ходе нынешнего кризиса рискуют
окончательно кануть в небытие и фермеры, и небольшие предприятия и цеха по переработке
и производству продуктов.
Убеждён, что
государство не имеет права идти на поводу у шантажистов. Сегодня власть обязана
искать рычаги, которые позволят сохранить более или менее приемлемые цены на
продукты питания для стремительно нищающего населения. Это наращивание объёмов
сельхозпроизводства. Это защита малого и среднего бизнеса в агропроме,
небольших продуктовых магазинов и павильонов шаговой доступности, которые в
условиях самоизоляции становятся буквально спасением для миллионов людей. Обеспечить
население доступными продуктами – важнейшая задача. Ведь миллионы россиян
сегодня сидят дома на «минималке» или вообще без доходов, растягивая бутылку
молока на три дня, а десяток яиц – на неделю.
Конечно,
государство сегодня должно внимательно следить и за поведением крупных торговых
сетей. КПРФ давно указывала, что их наценки в большинстве случаев являются
чрезмерными. В период кризиса рассуждения, что «рынок сам всё урегулирует»
выглядят особенно неуместно. Государство обязано административными методами
подталкивать ритейлеров к снижению величины наценок.
В кризисных условиях нужно решительно отказаться от патентной системы налогообложения дачников, огородников и владельцев приусадебных хозяйств. Напротив, сейчас нужно создать максимально комфортные условия для россиян, которые готовы трудиться на земле, обеспечивая продуктами себя и сограждан. Государству стоит подумать об оперативном создании системы приёма и сбыта продуктов питания от мелких производителей. Это позволит создать конкуренцию обнаглевшим агрохолдингам. Сегодня это стратегический вопрос.