Сельскому хозяйству нашлось место в Конституции
Сегодня в Государственной Думе состоялось историческое голосование - в третьем чтении принят проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Владимир
Иванович
В
числе поправок, рекомендованных к принятию – поправка, внесенная вице-спикером
Государственной Думы Алексеем Гордеевым и Председателем Комитета
Государственной Думы по агарным вопросам Владимиром Кашиным, о включении в
пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации слов «сельское
хозяйство». Таким образом, в Конституции РФ аграрные вопросы будут напрямую
закреплены как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В
настоящее время статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации разграничены
соответственно предметы исключительного ведения Российской Федерации и
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В
соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, вне пределов
ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Таким
образом, во всех сферах деятельности и законодательства Российской Федерации,
не указанных в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации,
государственное регулирование, в том числе нормативно-правовое регулирование,
осуществляется субъектами Российской Федерации.
В
основу такого распределения Конституцией РФ заложено два критерия: предмет или
область деятельности и отраслевое законодательство. Сельскохозяйственная
деятельность или сельское хозяйство не отнесены статьями 71 и 72 Конституции РФ
ни к исключительному ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Т.е. де-юре, в соответствии со статьей 73 Конституции РФ, в отношении сельского
хозяйства субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Согласно
части 4 статьи 76 Конституции РФ вне пределов ведения РФ, совместного ведения
РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов, при этом в
случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом
субъекта РФ, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи,
действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Однако
де-факто в настоящее время аграрные отношения регулируются совокупностью
федерального и регионального законодательства.
Статьей
2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского
хозяйства» (который в настоящее время большинством теоретиков аграрного права
признается базовым, отраслеобразующим нормативным правовым актом в сфере
сельского хозяйства) предусмотрено, что правовое регулирование отношений в
сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий
осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким
образом, указанный Федеральный закон закрепил признаки правового регулирования
соответствующих правоотношений (отношений в сфере развития сельского
хозяйства), характерные для сфер общественных отношений, являющихся согласно
Конституции Российской Федерации предметами совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов.
Аналогичные
подходы заложены в настоящее время и в других федеральных законах, регулирующих
различные аспекты сельскохозяйственной деятельности и традиционно относящихся к
системе аграрного права.
По
мнению авторов поправки, поддержанному большинством голосов депутатов
Государственной Думы, предлагаемое дополнение к пункту «д» статьи 72
Конституции Российской Федерации поможет преодолеть существующие правовые
коллизии в регулировании аграрной сферы, окажет системное влияние на достижение
целей и решение задач государственной аграрной политики, а также на дальнейшее
становление и развитие аграрного права.
Авторы
«аграрной поправки» к Конституции РФ считают, что в последние годы в развитии отечественного
сельского хозяйства произошли ощутимые перемены к лучшему, что в значительной
мере явилось следствием и результатом многолетней работы, успешной реализации
приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и его
«преемницы» - государственной программы развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Однако
аграрную реформу нельзя считать оконченной или завершенной. Еще многое
предстоит сделать: вовлечь в оборот десятки миллионов гектар заброшенных
сельхозземель, полностью обеспечить продовольственную безопасность страны
абсолютно по всем показателям, возродить российское село и вернуть
крестьянскому труду заслуженное почетное место в ряду востребованных и
престижных профессий, удвоить экспорт отечественной сельхозпродукции и
завоевать новые продовольственные рынки.
Все
эти задачи смогут быть решены только объединением усилий во всех измерениях – и
в федеральном, и в региональном, и в местном. «Рассчитываем, что принятие нашей
поправки в 72 статью Конституции поможет донастроить и отладить систему взаимодействия
всех уровней государственной власти для успешной совместной реализации нашей
аграрной политики, в том числе отраслевых государственных программ.».
Владимир
Кашин напомнил об исторической роли агарного сектора в развитии страны: «Сегодня
мы, по сути, восстановили историческую справедливость, вернув слова о сельском
хозяйстве в Основной закон страны. Нормы о сельском хозяйстве, о колхозных
организациях и о личном подсобном хозяйстве содержались и в Сталинской
Конституции 1936 года, и в советской Конституции 1977 года, и в Основном законе
России, действовавшем в постперестроечный период. Мы надеемся, с принятием этой
конституционной нормы навсегда уходят в прошлое те времена, когда либеральная
фронда называла сельское хозяйство «черной дырой» и когда уничтожали кадровый
потенциал аграрного сектора, секвестируя в агарных вузах финансирование,
ликвидируя целые факультеты, которые готовят юристов, экономистов, инженеров с
учетом специфики сельского хозяйства.
То,
что сегодня мы дополняем в Конституции РФ перечень предметов совместного
ведения Федерации и регионов вопросами сельского хозяйства, не только
выстраивает единую систему управления в аграрной сфере, но и дает возможность
корректно и абсолютно легитимно с
правовой точки зрения совершенствовать, обновлять, систематизировать аграрное
законодательство. В законопроектной работе нашего Комитета эта поправка имеет
базовое, определяющее значение.
Наше предложение без каких-либо сомнений было поддержано профильным Министерством. Министр сельского хозяйства Дмитрий Николаевич Патрушев выразил полную солидарность и убежденность в необходимости закрепления в Основном законе страны роли и места сельского хозяйства в системе государственного управления. Получив одобрение и поддержку на самом высоком уровне, в лице руководства страны, мы уверены, что в истории отечественного агарного сектора сегодня появляется новая точка отсчета, новый импульс для развития и процветания. Теперь наша совместная задача – достойно продолжить реализацию двух действующих госпрограмм – развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий, в том числе подкрепив это финансированием в соответствии с изначально заложенными их паспортами объемами средств, а также обеспечить качественный прорыв в освоении земель сельскохозяйственного назначения путем принятия госпрограммы по вовлечению их в оборот и повышению почвенного плодородия».