Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

А.А. Ющенко: Братья, а не «однофамильцы»! Памяти воинов 219-й стрелковой ордена Красного знамени Идрицкой дивизии

Депутат-коммунист Государственной Думы А.А. Ющенко выступил на круглом столе в Уфе, посвященном 75-летию Великой Победы. Публикуем текст его выступления.

А.А. Ющенко, депутат Государственной Думы
2020-02-21 14:44 (обновление: 2020-02-22 09:12)
Ющенко Александр Андреевич
Ющенко
Александр
Андреевич
Персональная страница

Все знают надпись на Знамени Победы: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. див. 79 С.К. 3 У.А. 1 Б.Ф.». Не все, к сожалению, сегодня могут точно расшифровать эти сокращения. А они означают – «150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта».

Но была и «219-я стрелковая ордена Красного Знамени Идрицкая дивизия 3-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта».

Что же породнило две славные дивизии Красной Армии, 150-ю и 219-ю?

150-я формировалась в 1943 году в районе Старой Руссы Новгородской области из трёх отдельных стрелковых бригад.

А 219-я формировалась весной 1942 года в Башкирии, в посёлке Красноусольском, и большая часть личного состава была уроженцами Башкирской АССР. Это было второе формирование дивизии, потерявшей свой личный состав в первые месяцы Великой Отечественной войны.

И были торжественные проводы на фронт возрождённой 219-й стрелковой дивизии. Секретарь Красноусольского райкома ВКП(б) вручил от имени трудящихся района Красное знамя, перед красноармейцами выступили участники Гражданской войны, которые говорили о том, «что башкиры не раз плечом к плечу с русскими и другими народами России отстаивали честь и независимость страны. Отважно сражались башкирские воины за власть Советов против белогвардейцев и интервентов».

Первые бои дивизии были на Воронежском фронте, на Курской дуге, под Белгородом. Там стоит теперь памятник мужеству и героизму воинов 219-й дивизии. На нем надпись: «Запомни, товарищ, 2150 килограммов смертельного металла обрушил враг на каждого защитника урочища "Толстое" Ивнянского района Белгородской области. Здесь горела земля, плавился металл. Они выстояли - за ними была Родина. Поклонись им! Запомни это, современник, и передай потомкам!»

А летом 1944 года привели фронтовые пути-дороги закалённую в боях 219-ю дивизию к небольшому городку Идрица в Псковской области.

Фашисты построили там мощную оборонительную линию «Пантера», которую предстояло прорвать трём дивизиям – 219-й, 150-й, и 171-й, сформированной на Урале.

И это задание Главнокомандующего было выполнено! Два дня непрерывно ши тяжёлые бои – и «Пантера» была вспорота на 150 километров по фронту, и Красная Армию прошла на 35 километров вперёд, завладев городом и крупным железнодорожным узлом Идрица!

20 залпов из 224 орудий прогремело в Москве в честь успешной операции, а приказом товарища Сталина трём героическим дивизиям присвоено почётное наименование «Идрицких».

После этих боёв пути Идрицких дивизий разошлись – 150-я и 171-я пошли на Берлин, а 219-я начала освобождение Латвии.

Именно там, в Латвии, совершил свой подвиг старший сержант Хакимьян Ахмедгалин, уроженец села Сафар Учалинского района, призывник 219-й дивизии 1942 года, член партии большевиков с 1943 года.

Он уже был старшим сержантом, командовал взводом разведки. Он уже был награждён медалью «За боевые заслуги», двумя медалями «За отвагу», орденами Славы и Красной Звезды. 19 июля 1944 года его взвод внезапно атаковал и выбил фашистов с тактически важной «высоты 144», одной из тысяч безымянных высот, за которые насмерть сражались и наши, и немцы: кто владел высотой, тот побеждал.

Именно поэтому фашисты бросили туда сотни своих солдат, чтобы отбить высоту. Но наши воины стояли насмерть – в самом буквальном смысле слова, даже несколько раз раненые не выпускали из рук оружие, сражались до конца. Сутки держались герои-разведчики до подхода Красной Армии – и не сдали своих позиций. Десять своих погибших товарищей – и более двух сотен уничтоженных врагов увидели на высоте красноармейцы.

Всему погибшему взводу присвоено было высокое звание Героев Советского Союза – посмертно, редчайший случай на войне!

Вспомним же их поимённо, тех, кому на месте боя и подвига поставлен памятник на высоте 144 у латышской деревни Сунуплява:

Ахмедгалин Хакимьян Рахимьянович – старший сержант;

Андронов Василий Антонович – старший сержант;

Сыроежкин Пётр Константинович – сержант;

Чернов Матвей Степанович – младший сержант;

Ашмаров Фёдор Иванович – красноармеец;

Уразов Чутак – красноармеец;

Тайгараев Тукубай – красноармеец;

Абдулаев Урунбай – красноармеец;

Шакуров Яков Савельевич – красноармеец;

Шкураков Михаил Ермилович – красноармеец.

Но на войне в горячке боёв всякое бывает – тела Андронова и Абдулаева на месте боя не нашли, и записали их в погибшие. Но тяжело раненного Андронова подобрали санитары из другой части, и он выжил, а раненного и контуженного Абдулаева взяли в плен немцы, он прошёл ужас концлагерей – и только через 16 лет награда нашла его. К медали «За отвагу» прибавились ордена Ленина, Отечественной войны, и золотая звезда Героя. Из родного солнечного Узбекистана он приезжал в Латвию, на высоту 144, читал свою фамилию в списке погибших героев, в 1965 году вступил в Коммунистическую партию.

Василий Андронов после войны работал на станции Ильинская в Подмосковье, и умер в 1952 году в санатории г. Дмитрова… «Мы не от старости умрём – от старых ран умрём», как писал поэт-фронтовик Семён Гудзенко…

А тела погибших героев и их командира погребены в мемориале латышского города Лудза, где застыла Скорбящая Мать в латышском национальном костюме с лавровой ветвью – символом славы – в руках, работа замечательного советского скульптора Яниса Зариньша.





И та же материнская скорбь у женщины мемориала в Уфе – «чужого горя не бывает», как писал поэт-фронтовик Константин Симонов…

И, может быть, именно сейчас, когда в Латвии, на родине «красных стрелков», героев Гражданской и Великой Отечественной войны, вновь отравляет воздух смрадным дыханием нацистская чума, когда «героями» провозглашают эсэсовцев, гитлеровских карателей и убийц, надо на международном уровне настоять Башкирии – и всей России – на своём праве шефствовать над памятниками и мемориалами героев 219-й Идрицкой дивизии?

Тело Хакимьяна покоится в Латвии, а памятник ему – талантливо созданный по единственной фотографии в районной газете (не зря ведь в газете напечатали портрет молодого тракториста – это о многом говорит!) скульптором Зильфатом Басыровым, стоит на его родине, в селе Сафар.

И его мать, проводившая сына на войну и на подвиг в 1942 году, через 25 лет, через четверть века, увидев этот памятник, сказала:

– Сынок вернулся…

Сердце матери и талант скульптора вернули нам образ Героя – навеки!

А 219-я Идрицкая с боями прошла всю Прибалтику, и закончила войну на Дунае, под Бухарестом. 2700 воинов 219-й Идрицкой дивизии были награждены орденами и медалями, восемь – стали Героями Советского Союза.

После Победы армия сокращалась, дивизия была расформирована, воины возвращались в родную Башкирию, к мирной жизни. Но навсегда осталась память о братстве по оружию, о воинской славе, об Идрицкой дивизии – одной из трёх, заслуживших это гордое имя.

И не «однофамильцами», а воистину братьями стали советские воины трёх Идрицких дивизий – башкиры и русские, украинцы и узбеки, люди всех народов великой Советской страны.

И хотелось бы напомнить стихотворение великого советского поэта Михаила Исаковского, которое обязательно учили все дети во всех советских школах:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А родину сберег.

Запомните, детям, внукам и правнукам передайте эти слова, и эту память о славной 219-й Идрицкой дивизии и её героях!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.