Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

М.В. Щапов: «Необходимо умерить аппетиты столиц!»

16 апреля на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил член Комитета ГД по бюджету и налогам М.В. Щапов.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
2019-04-16 13:16
Щапов Михаил Викторович
Щапов
Михаил
Викторович
Персональная страница

- Уважаемые коллеги!

Сегодня, накануне отчета Правительства предлагаю обсудить одно из важнейших направлений его деятельности, а именно: вопрос межбюджетных отношений.

Мы много и часто говорим, что федеральный центр забирает деньги у регионов.

За последние 10 лет было принято больше десятка поправок в Бюджетный кодекс, перераспределяющих налоговые доходы в пользу федерального бюджета.

Один процент налога на прибыль в 2017 году, изъятие части акциза на бензин в 2011 году, перераспределение 5% ставки НДПИ на углеводороды в 2009 году, отмена в текущем, 2019, году налога на движимое имущество. Только эти меры привели к прямым потерям регионов в размере около 1 трлн рублей.

Но можно привести еще много примеров подобных решений, которые были приняты и на уровне законов, и подзаконных актов.

С одной стороны, каждый раз при принятии этих решений правительство утверждает, что компенсирует регионам выпадающие доходы тем или иным способом.

Как это происходит на деле, рассмотрим чуть ниже.

С другой стороны, вполне понятна сверхзадача, ради которой доходы изымаются.

Мы живем в очень большой стране, регионы у нас разные по своему потенциалу и уровню жизни и действительно необходим инструмент, который, с одной стороны, позволит выравнивать уровень жизни людей, с другой стороны - решать важные общегосударственные задачи.

Первостепенная важность этой задачи очевидна и бесспорна.

Поэтому вопрос не в самом принципе, а в том, получается ли у правительства найти баланс между заявленными целями и необходимостью создавать условия для развития регионов?

Давайте посмотрим на некоторые факты.

За последние десять лет доля региональных бюджетов в налоговых доходах упала с 60% до 44%, или почти в полтора раза.

То есть баланс значительно сместился в пользу интересов федерального центра.

Как я выше сказал, правительство утверждает, что выпадающие доходы регионов компенсируются дополнительной поддержкой из федерального бюджета и передачей регионам других доходов.

Давайте сначала разберемся с бюджетной поддержкой.

С 2009 года ее объем вырос не так сильно – всего на 30%.

Но куда важнее, что с 2009 по 2018 год доля трансфертов от налоговых доходов федерального бюджета сократилась с 60% до 20%, или в три раза.

То есть, федеральный бюджет теперь оставляет четыре пятых налоговых доходов для собственных нужд.

При этом, нужно понимать, что собственные налоговые доходы и трансферты – это совершенно разные сущности.

Налоговыми доходами регионы могут распоряжаться по своему усмотрению. Могут их вкладывать в социальную сферу, в капитальное строительство, инвестиционные проекты, могут даже оставить на счетах на черный день. Это все в полномочиях руководства регионов, которое избирается их жителями и перед которыми оно должны нести ответственность.

Трансферты за редкими исключениями имеют целевой характер и регионы не могут полностью самостоятельно ими распоряжаться.

При замене собственных налоговых доходов на трансферты региональные руководители становятся подотчетны не избирателям, а чиновникам на федеральном уровне.

Это и есть потеря финансовой самостоятельности и мотивации к развитию, о которой мы часто говорим.

Теперь разберемся с тезисом о том, что регионам взамен изъятых доходов передаются другие налоговые доходы.

Налоги налогам рознь.

Приведу простой пример. С 2019 года упраздняется налог на движимое имущество.

Ситуация с ним сама по себе – верх пренебрежения региональными интересами.

Напомню, как все происходило.

В 2018 году правительство повышает ставку НДС с 18% до 20%.

Бизнес возмущается, федеральное правительство идет ему навстречу и в качестве компенсации отменяет налог на движимое имущество.

Но НДС зачисляется полностью в федеральный бюджет, а налог на движимое имущество – в региональные.

То есть, федеральное правительство, чтобы успокоить бизнес, отказалось от налога, который и так не получало. Регионы лишились, минимум, 180 млрд рублей, а федеральный бюджет свои 600 млрд от повышения ставки НДС получит. За счет граждан и регионов.

Субъектам федерации при этом обещали компенсировать выпадающие доходы.

Начнем с того, что компенсация не полная. По нашим подсчетам, сумма выпадающих доходов регионов по налогу на движимое имущество занижена примерно в два с половиной раза.

Почти половина компенсации: за счет очередного трансферта на сбалансированность. Который подтвержден только в бюджете 2018 года. Есть немалый риск, что в бюджете 2019 года и в последующие годы мы его уже не увидим.

Еще четверть выпадающих доходов обеспечивается за счет передачи акциза на крепкий алкоголь.

То есть, вместо стабильного удобного для сбора налога на движимое имущество регионам предлагается либо производить больше водки, либо больше ее потреблять. А лучше и то, и другое.

Проблема в том, что у многих регионов нет производства крепкого алкоголя. Им просто не с чего собирать акциз, «щедро отданный» федеральным правительством взамен изъятых доходов.

Исходя из всего вышесказанного картина межбюджетных отношений выглядит следующим образом:

• Федеральный центр последовательно забирает собственные доходы у регионов;

• Возвращает обратно в разы меньше;

• Возвращает целевыми трансфертами и налоговыми доходами, которые трудно собрать;

• И даже эти деньги – на пару лет, не больше.

Такая политика приводит к целому ряду негативных последствий.

Во-первых, растет госдолг регионов.

В 2009 году совокупный госдолг субъектов федерации и муниципальных образований составлял 1 трлн рублей. На 1 января 2019 года – уже 2,5 трлн рублей.

Недавно правительство случайно представило нам прогноз по росту совокупного госдолга регионов в ближайшие два года еще на 50%. Правда, сейчас оно говорит, что это ошибочные данные, но в это сложно поверить.

Во-вторых, регионы сокращают бюджетные инвестиции.

Только за последние 4 года доля бюджетных инвестиций упала с 13,4% до 10,8%.

Из них почти половина - это расходы на дорожное хозяйство и систему ЖКХ. То есть, на латание дыр в дорогах и в прогнившей канализации.

Давайте будем честными: это не инвестиции.

Из остальных расходов к инвестициям можно очень условно отнести расходы на образование, здравоохранение, спорт и национальную экономику. Итого почти 30%.

Или 3% от всех расходов региональных бюджетов.

Спросите любого руководителя коммерческой компании что будет с ней, если инвестировать 3% от доходов в собственное развитие, и послушайте, что он вам на это скажет.

Все это говорит о том, что правительству не удается достичь баланса между интересами федерального бюджета и регионами.

Давайте посмотрим, как обстоят дела со справедливым распределением средств от сильных субъектов федерации к слабым?

Из 9 трлн рублей совокупных налоговых доходов регионов в 2018 году, 3 трлн - или 35% - приходятся на Москву и Санкт-Петербург с их областями.

На 10 регионов с самыми высокими налоговыми доходами приходится ПОЛОВИНА от налоговых доходов всех регионов.

На 10 регионов с самыми низкими налоговыми доходами приходится всего 1% от налоговых доходов всех регионов.

Это колоссальный разрыв между субъектами федерации.

Давайте возьмем 20 регионов с самой высокой отдачей в федеральный бюджет и сравним их с 20 регионами - лидерами по расходам бюджета на одного жителя.

Все те же Москва и Санкт-Петербург с их областями, а также нефтегазовые регионы - лидеры в обоих списках. Они дают в федеральный центр больше всего налогов, они много тратят в расчете на одного жителя, в них врачи и учителя получают очень высокую зарплату.

А вот промышленно развитых регионов, которые отдают больше всего средств в федеральный бюджет вы не увидите среди лидеров по расходам на одного жителя, зарплатам учителей и врачей.

Например, Пермский край, дает стране 260 млрд рублей налогов в год. Средняя зарплата врача в нем составляет 57 тысяч рублей, бюджетные расходы – 60 тысяч на человека.

Магаданская и Мурманская области, Чукотка и Камчатка при этом дают стране 20 млрд на всех, но зарплаты врачей здесь от 90 до 180 тысяч рублей, а бюджетная обеспеченность на одного жителя – доходит до 670 тысяч рублей. В 10 (!) раз больше чем в Пермском крае!

Сложно назвать эту ситуацию нормальной.

Однако вернемся к разнице между столицами и остальной страной.

Напомню, что Москва и Сант-Петербург с их областями – это 35% от всех налоговых доходов регионов.

Денег здесь настолько много, что их буквально некуда девать.

Чтобы хоть как-то пристроить сверхдоходы в Москве идет программа реновации пятиэтажек, которые даже не в ветхом или аварийном состоянии. И это в тот момент, когда в остальной стране 2 млн человек живут в бараках.

Еще беспрецедентными темпами строится метро. По темпам его строительства нынешняя Москва опередила сталинскую, и это подается как безусловное достижение.

Но ведь СССР, кроме строительства метро, создавало и развивало промышленную базу практически в каждом регионе. И мы этой базой пользуемся до сих пор.

В качестве вывода можно сказать, что политика правительства приводит не к справедливому распределению финансовых средств между регионами, а к совершенно другим результатам:

• К росту государственного долга субъектов федерации;

• Растущим и совершенно необоснованным диспропорциям в качестве жизни между регионами;

• Отсутствию мотивации и возможностей для дальнейшего развития.

На наш взгляд необходим баланс между интересами федерального центра и регионов.

Необходимо перераспределять налоговые доходы в пользу регионов при сохранении жесткого контроля за расходами и бюджетной политикой. Доля субъектов федерации в налоговых доходах не должна быть ниже 60%, как это было в 2009 году.

У каждого региона должен быть четкий план повышения собственных доходов не за счет федеральных трансфертов, а за счет роста налогооблагаемой базы. Только это может быть критерием для оценки деятельности губернаторов.

Для выполнения этих планов объем инвестиционных расходов в бюджетах должен быть повышен, минимум, в 5 раз.

Необходимо снизить диспропорцию между социальной сферой регионов. Зарплаты бюджетников не должны отличаться в десятки раз.

Необходимо умерить аппетиты столиц, снизить их долю в налоговых доходах, деньги направить на развитие и поддержку беднейших субъектов федерации.

Спасибо за внимание!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.