Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Одним президентским законом проблема не будет решена». Валерий Рашкин о декриминализации репостов

18 декабря Государственная Дума рассмотрит во втором чтении президентские поправки о декриминализации статьи 282 УК РФ – ту самую, по которой сажают за лайки и репосты.

Пресс-служба МГК КПРФ
2018-12-12 12:57
Рашкин Валерий Фёдорович
Рашкин
Валерий
Фёдорович
Персональная страница

Это изменение законодательства является важным шагом, но недостаточным. Обвинительная машина ломает гражданам судьбы за репосты т.н. мемов, набирающие лайки в социальных сетях, за обозначение проблем и осуждение пороков институтов власти и общества, наконец, за открытое выражение мнений и убеждений. Создается впечатление, что работает обвинительный конвейер: СМИ сообщают об однотипных заявлениях двух студенток, у которых изображения якобы «вызвали ненависть и неприязнь». Запуганных молодых людей и девушек не без давления склоняют к даче признательных показаний.

11 ноября в Госдуме прошёл круглый стол по теме «Проблема-282»: декриминализация лайков, репостов и иных общественно неопасных действий в сети «Интернет». С вступительным словом выступил депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин.

- Рад приветствовать собравшихся. Актуальность темы, полагаю, более чем очевидна. Тысячи уголовных дел возбуждены по указанной статье за последние годы. Множество из них являются, по меньшей мере, сомнительными с точки зрения обоснованности уголовного преследования, а некоторые – откровенно абсурдными.

Присутствующие сегодня представители СМИ могут подтвердить, как сложно найти издание, которое не сообщало хотя бы об одном из этих бесконечных случаев заключения граждан под стражу за репосты т.н. «мемов». За обозначение проблем и осуждение пороков институтов и представителей власти и общества. Наконец, за открытое выражение мнений и убеждений, на самом деле вовсе не являющихся экстремистскими.

Представители адвокатского сообщества и правозащитники, которые не понаслышке знают о таких абсурдных уголовных делах, а также депутаты, постоянно поддерживающие связь с избирателями, и эксперты в обозначенной сфере приведут сегодня яркие примеры соответствующих уголовных дел.

Особую признательность за участие в мероприятии хотелось бы выразить представителям Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Нам удается выстраивать все более эффективное взаимодействие по самым разным вопросам, касающимся защиты прав человека и гражданина.

Уже удалось помочь множеству беженцев и ополченцев с Украины, начиная от их размещения и обеспечения достойных условий в существовавших тогда ПВР и заканчивая спасением от депортации на Украину и легализацией в России Николая Трегуба, Олега Андрушевича и многих других. [В настоящее время мы надеемся решить проблемы супругов Мармазовых (ранее уже спасенных от депортации), а также Максима Шадрова, Михаила Мухина, Филиппа Венедиктова и Сергея Михайличенко, которым грозит выдворение].

Отдельно необходимо отметить помощь Татьяны Николаевны Москальковой в освобождении из колонии политического заключенного Сергея Резникова – члена ТИК от КПРФ, которому подбросили наркотики после того, как он вскрыл цепочку фальсификаций на выборах.

Надеюсь, наше взаимодействие в области защиты граждан от незаконного и необоснованного преследования по статье 282 УК РФ также будет эффективным.

С момента объявления о проведении этого круглого стола мне стали задавать вопрос о том, какова его цель, если президентским законопроектом предлагается декриминализировать соответствующие действия.

Напомню, соответствующий законопроект был внесен после обращения моего коллеги к президенту России Владимиру Путину (надеюсь, он сам об этом подробней расскажет, как и об альтернативном проекте депутатов КПРФ).

Президентские поправки предусматривают применение уголовной ответственности только в том случае, если в течение одного года перед этим соответствующее лицо было привлечено к административной ответственности за аналогичное деяние, либо имеются квалифицирующие признаки, указанные в части второй статьи 282 УК РФ.

Законопроект действительно является первым значимым шагом на пути к решению проблемы статьи 282 УК РФ. Однако необходимо подчеркнуть, что существуют объективные трудности для ее полного преодоления исключительно на законодательном уровне.

Сказанное связано, прежде всего, с тем, что попытки защитить законом всех невиновных граждан одновременно крайне осложняют доказывание вины и привлечение к ответственности лиц, которые действительно совершают в высокой мере общественно опасные действия, реально возбуждающие ненависть, вражду и унижающие человеческое достоинство.

А такие действия имеют место быть, в т.ч. в сети «Интернет». Мы прекрасно отдаем себе отчет в этом. И даже обсуждая как один из возможных вариантов полную декриминализацию действий в интернете в этих стенах, мы понимаем, что это нельзя рассматривать иначе, как экстренную и временную меру, связанную с массовым привлечением к уголовной ответственности лиц, в действиях которых не имеется общественной опасности либо она ничтожно мала.

Мы прекрасно видим опасность групп в тех же социальных сетях, откровенно пропагандирующих нацизм. Мы сами боремся с ними, как и с колумбайн-сообществами, и группами, пропагандирующими подростковый суицид.

Проблема корректного противостояния преступлениям в интернете, в частности, предусмотренным статьей 282 УК РФ, без необоснованного нарушения свободы слова и права на распространение информации – одна из наиболее важных и сложных проблем современности.

Одним президентским законом, к сожалению, она не будет решена. Несколько забегая вперед, я отмечу, что сегодня многое упирается именно в правоприменительную практику.

Анализ данных Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации свидетельствует о том, что с 2015 года доля оправдательных приговоров по части первой статьи 282 УК РФ составляет примерно четыре десятых процента.

Выступающие сегодня покажут, как против граждан сегодня действует страшная обвинительная машина. Как перед правоохранителями ставится некий план по возбуждению уголовных дел. Как граждан привлекают по доносам, для статистики. Как преследуют за политические взгляды и общественную активность.

Все это свидетельствует о том, что даже после принятия поправок к статье 282 УК РФ, сам по себе никуда не денется обвинительный уклон, как и необходимость поддерживать статистику выявления экстремистских преступлений и преследовать инакомыслящих…

Возможно, именно из-за этих вопросов, обозначенных мною еще в приглашении, представители правоохранительных органов запросили итоговую резолюцию круглого стола, но сами предпочли в мероприятии не участвовать.

Что ж, мы самостоятельно попытаемся обсудить все это и даже сформулировать некоторые ответы по результатам круглого стола.

Отдельно необходимо отметить еще одну причину проведения сегодняшнего мероприятия: декриминализация определенных действий сама по себе не освобождает лиц, привлеченных к уголовной ответственности за их совершение, от наказания. Она лишь дает право на пересмотр дела.

Чтобы приговор был пересмотрен, осужденному необходимо подать заявление в суд, который рассмотрит вопрос об освобождении от наказания. Это наиболее благоприятный, но не самый простой путь.

Необходимо исходить из того, что не каждый осужденный имеет возможность самостоятельно корректно инициировать пересмотр своего уголовного дела, а для лиц, приговоренных к лишению свободы за практически общественно не опасное деяние, каждый день, проведенный в колонии, является несправедливым наказанием, не соответствующим установленным законом целям.

В этой связи, в честь 70-летия Всеобщей декларации прав человека, которое отмечалось вчера, и в преддверии 25-летия Конституции Российской Федерации, закрепляющих свободу мысли и слова, а также право на свободное распространение информации, мы объявляем о разработке проекта полномасштабной амнистии.

В первую очередь, речь идет об освобождении от наказания граждан, привлеченных к ответственности по статье 282 УК РФ. Однако само собой, амнистия должна касаться целого ряда составов, по которым сегодня все чаще незаслуженно привлекают лиц к суровой ответственности.

Сегодняшние выступления докладчиков и дискуссия обещают быть крайне интересными и содержательными.

Ориентировочная продолжительность мероприятия – 2 часа, в том числе для выступления докладчиков и общей дискуссии.

Трансляция настоящего круглого стола производится не только на сайте Госдумы, в каждом кабинете депутатов и членов Совета Федерации, но и в Администрации Президента Российской Федерации, правительстве.

Кроме того, по итогам мероприятия будет подготовлена итоговая резолюция круглого стола с выработанными в ходе дискуссии предложениями. Ее проект уже предоставлен для ознакомления присутствующим. Документ будет направлен в органы государственной власти Российской Федерации и целому ряду заинтересованных в решении проблемы статьи 282 УК РФ лиц.

По итогам круглого стола были предложены различные меры, в том числе:

1. Дальнейшее совершенствование положений статьи 282 УК РФ, направленное на декриминализацию действий, не имеющих реальной общественной опасности, особенно совершаемых в сети «Интернет», а также ограничение мер уголовно-правового воздействия на лиц, их предпринимающих.

2. Разработка проекта Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об объявлении амнистии в целях освобождения от наказания лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, а также снятия судимости с лиц, отбывших наказание.

3. Преодоление правоохранительными органами недостатков т.н. «палочной системы».

4. Совершенствование механизмов обеспечения применения судами разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, в частности, Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

В рамках деятельности Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации предлагается уделять особое внимание вопросу соблюдения судьями Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

5. Преодоление недопустимо резкого обвинительного уклона в деятельности следователей, экспертов и судей.

6. Повышение роли независимой экспертизы в уголовном производстве, особенно по делам экстремистской направленности.

7. Выявление и своевременное реагирование на конкретные случаи необоснованного и неоправданного преследования граждан по ст. 282 УК РФ.

Важную роль для отстаивания свободы слова, права граждан на совершение действий, не имеющих реальной общественной опасности, в т.ч. в сети «Интернет», отводится журналистской, правозащитной и адвокатской деятельности, равно как и корректной работе органов государственной власти, обязанных принимать меры против «перегибов на местах».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.