Михаил Щапов: КПРФ качественно отработала выборы в стране и в Иркутской области
Депутат Государственной Думы от КПРФ Михаил Щапов прокомментировал итоги муниципальных выборов, прошедших 10 сентября в Иркутской области.
Михаил
Викторович
"Наша
партия качественно отработала эти выборы в стране и в Иркутской области. Мы
выставили своих кандидатов в 25 районах Приангарья – 692 представителя партии
были зарегистрированы на думских выборах, и 103 – на выборах мэров и глав. Итог
достойный: 334 депутатских мандата и победа в 21 кампании глав и мэров. Уверен,
что новые главы и депутаты смогут выстроить отношения как с областной властью,
так и со вчерашними оппонентами, ведь цель у нас всех одна: процветание области
и повышение благосостояния ее жителей.
Однако
хочу отметить низкую явку на муниципальных выборах как в стране в целом, так и
в Иркутской области. Местная власть – самая близкая к людям, она должна решать
проблемы, с которыми любой избиратель сталкивается каждый день. При этом
общеизвестно, что именно на местных выборах кандидаты и партии стараются
максимально стимулировать явку избирателей. Здесь каждый кандидат вполне может
привести дополнительно 100-200 человек, которые в итоге ему и дадут победу.
Кто-то делает это не совсем законными методами и имеет дело с
правоохранительными органами, кто-то – совершенно легальными способами,
например, напоминая избирателям о необходимости выполнить свой гражданский
долг.
Нет
причин считать, что и в этот раз кандидаты отказались от стимулирования явки
избирателей. В такой ситуации средние по региону 30% означают, что на выборы и
пришли только те избиратели, которых приглашали кандидаты. Остальные избиратели
видимо в выборах решили не участвовать.
Результаты
Иркутской области еще не самые катастрофические: в Москве средняя явка ниже
15%. Это яркая характеристика того, что происходит с нашей избирательной
системой и политикой в целом.
Можно
выделить несколько причин такой явки. Первая на поверхности: недоверие к
выборам и власти. Люди устали от бесконечных обещаний, от насильственного сгона
бюджетников на голосование, от того, что независимых кандидатов снимают с
выборов по надуманным причинам.
Вторая
более глубокая: это постепенное перераспределение полномочий и доходов в пользу
федерального центра. Свободы маневра у губернаторов и мэров все меньше.
Средств, которые без противоречия с Бюджетным кодексом могут быть направлены на
развитие, очень мало. Почти каждая копейка тратится в соответствии с
федеральными правилами, а до 75% доходов и сборов проходят через федеральный
бюджет и возвращаются в виде трансфертов в регионы. В такой ситуации люди не
очень понимают, зачем им вообще голосовать за местную власть, за депутатов и
даже мэров, если они ничего не решают? Это целенаправленная деградация местного
самоуправления. Проблема в том, что чем власть ближе к людям, тем больше
ответственности в ее действиях, тем больше она работает на интересы граждан.
Если полномочия отдаляются от контроля избирателей, они отвечают тем, что
игнорируют выборы.
В
этой ситуации показательны аномальные голосования, повышенная явка. Например,
на выборах в Слюдянском районе явка превысила 40%. Там не только развернулась
настоящая борьба между действующим мэром и нашим коллегой по партии Алексеем
Шульцем, но и была понятна цена голосования избирателей: развитие туризма, как
одной из базовых отраслей экономики района; решение многочисленных проблем,
связанных с закрытием БЦБК; участие в ФЦП "Охрана озера Байкал". Это
редкий случай, когда от местной власти действительно много зависит, что
заставляет избирателей прийти на участки, сделать ответственный выбор. Алексея
Гербертовича же я поздравляю с победой, рассчитываю, что он будет работать на
интересы жителей района с максимальной отдачей.
В этой ситуации совершенно понятно, что система распределения полномочий и средств между бюджетами, а также избирательная система нуждаются в существенной реформе. По итогам этой кампании КПРФ уже готовит изменения в избирательное законодательство, направленные на возвращение доверия выборам со стороны избирателей. Нужна и реформа межбюджетных отношений, необходимо дать муниципалитетам больше доходов и полномочий для работы. Сейчас мы активно работаем в этом направлении.