Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин: Природные богатства - на службу народу

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Пленарном заседании Государственной Думы 21 июня 2017 года в рамках правительственного часа с участием Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донского

В.И. Кашин
2017-06-22 16:32
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница


Экологические вызовы


Россия – это 65% почти нетронутых территорий, ландшафты восьми природных зон, четверть лесов планеты, также четверть мировых запасов природного газа, пятая часть запасов пресных вод, уникальное биоразнообразие, и многое-многое другое.

В преддверии Года Экологии нами, при участии Министерства природных ресурсов и экологии, были приняты глубокие, системные изменения в отраслевое законодательство, сформировавшие без преувеличения экологический каркас, призванный обеспечить коренные изменения и устойчивое развитие российской экономики. Это и 219-й (об НДТ), и 458-й (о создании современной системы обращения отходов), и № 415-й (об учете и контроле перемещения заготовленной древесины), и 455-й (о защите лесов), и 218-й (усиление экологической составляющей в ответственности за лесонарушения, легализация полномочий Авиалесоохраны), и 353-й (о лесопарковом зеленом поясе) Федеральные законы.






В области охраны окружающей среды ключевыми являются 219-й и 458-й Федеральные законы. Данными законодательными актами созданы действенные стимулы к повышению экологической эффективности хозяйственной деятельности, проведению технологической модернизации экономики, решительно усовершенствована система управления отходами производства и потребления с упором на их полезное использование. Более того, усовершенствованы механизмы государственного управления и контроля – системно распределены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, поставлена на автоматизированный учет каждая труба.

Мы помним, сколько было противников экологизации российского законодательства, с каким сопротивлением столкнулись на площадке Государственной Думы и 219-й и 458-й Законы. Несмотря на это давление, верные решения все же были приняты. И сегодня наша главная задача сохранить достигнутые результаты, не допустить изменения заданного вектора развития. Но на деле, к сожалению, все складывается иначе.

За время реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» на нее было израсходовано 150 млрд. рублей из средств федерального бюджета. Экологические инвестиции в основной капитал предприятий за этот же период составили 690 млрд. рублей. Но экологическая обстановка на территории Российской Федерации в лучшую сторону не поменялась.






Так, объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в 2016 году составил 43 млрд. м3, что на 5,7% меньше аналогичного показателя 2012 года. Но при этом сохраняется на непозволительно высоком уровне объем сброса без очистки. В 2016 году было сброшено более 14 млрд. м3 таких вод. В итоге на территории России более половины поверхностных и более четверти подземных источников питьевого водоснабжения не соответствуют нормам качества, и ситуация ухудшается ежегодно.






В части охраны атмосферного воздуха, с 2012 по 2014 год объемы выбросов загрязняющих веществ действительно уменьшились на 1,2 тыс. тонн (-3,8%). Но с 2014 года показатели снова поползли вверх, прибавив 1,25%. Зато Правительство заявляет о снижении количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2,5 раза – со 126 городов в 2013 году до 50 городов в 2015 году. Другими словами, за 2 года росчерком пера (была изменена предельно-допустимая концентрация в воздухе формальдегида) у нас 34 млн. граждан стали жить в так называемых «благоприятных» экологических условиях.

Вместе с тем, формальдегид является одним из сильнейших канцерогенов для окружающей среды, и, что показательно, на пяти постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в Московской области по данному веществу фиксируются превышения ПДК.

Вопросы управления отходами производства и потребления остались наиболее острой темой и поэтому требуют к себе особого внимания.

При том, что есть богатейший международный опыт в решении этой проблемы, у нас эффективная государственная политика в этой сфере так и не сформировалась. Даже Правительство, признав свое бессилие решать проблему отходов, внесло изменения в Государственную программу и откорректировало соответствующие целевые индикаторы. Если в первоначальной редакции программы к 2020 году ставилась цель снизить объемы образования отходов до 73,4 тонны в расчете на 1 млн. руб. ВВП, то сегодня цель поставлена удержать этот показатель на уровне 81 тонны. Но достижение и этих показателей вызывает серьезные сомнения, ведь объемы образования отходов в России продолжают увеличиваться – в 2016 году было образовано еще 5,4 млрд. тонн, что на 8,7% больше чем в 2012 году. По этим же причинам уже неоднократно переносились сроки вступления в силу ключевых положений 458-го Федерального закона. В последний раз, в конце 2016 года, сроки были отодвинуты на целых 2 года. И все это мы наблюдаем в Год Экологии.

В результате на карте России появляется все больше точек экологического и социального напряжения.

Наиболее яркий пример – Московская область, которая вынуждена обеспечивать обращение отходов образующихся не только на своей территории, но также отходов Столицы. При этом в регионе эксплуатируется всего 23 полигона захоронения отходов, площадь которых превышает 460 га. На данных объектах уже размещено 70 млн. тонн отходов, что определяет исчерпание их проектной емкости через 4 года. При этом полигоны не модернизируются, впрочем, как не создаются и мощности по извлечению из отходов полезных фракций.

Жители области это прекрасно понимают и все жестче выражают свой протест. Только недавно акции протеста на экологической почве состоялись в Одинцовском районе, где жители вышли на улицу опасаясь создания на месте песчаного карьера нового полигона захоронения отходов. Жители Балашихи, живущие вблизи крупной свалки, были вынуждены обратиться за помощью в ликвидации экологического произвола к Президенту на «прямой линии».

И подобные протестные акции проходят по всей России. Калининград, Ленинградская, Свердловская области, Забайкалье, Дальний Восток…

В части перспективного законодательного регулирования следует отметить, что пристального внимания требуют вопросы развития экологического аудита и связанной с ним деятельности, как логичного продолжения выбранного вектора развития государственной политики в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности.

Одновременно с этим перспективным видится развитие системы экологического страхования, поскольку использование этого механизма позволит перспективно сократить бюджетные ассигнования на предупреждение и ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду, снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

На повестке дня также остро стоят вопросы развития правового регулирования охраны почв, как одного из стратегически важных компонентов природной среды.

Требует дальнейшего совершенствования экологическая экспертиза как один из ключевых превентивных инструментов охраны окружающей среды.

В условиях глобализации экологических проблем совершенствование правового регулирования экологической экспертизы не представляется возможным без учета международного опыта.

В частности, в российском законодательстве не предусмотрена положительно зарекомендовавшая себя в ряде развитых стран стратегическая экологическая оценка, нуждается в дальнейшем совершенствовании правового регулирования оценка воздействия на окружающей среду. Видится верным сформировать целостную систему экологической оценки намечаемой хозяйственной деятельности.


Природная рента – достояние народа


Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту нефти, природного газа, углей, железных руд, никеля, фосфатов и многих других полезных ископаемых.






По большинству позиций полезных ископаемых Российская Федерация располагает значительными запасами. И мы искренне радуемся нашим большим достижениям в приращении запасов углеводородного сырья – достаточно вспомнить открытое 2 года назад гигантское месторождение «Победа» и на днях открытое нефтегазовое месторождение на шельфе моря Лаптевых в Восточной Арктике. Это большая заслуга наших геологов и в целом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Вместе с тем, нельзя обойти вниманием тот факт, что все эти природные богатства, вопреки конституционной заповеди, работают не в полную меру во благо народа. Ярчайшим примером здесь является наше «народное достояние» Газпром, и на этом примере хочу заострить особое внимание коллег парламентариев – данная монопольная организация обеспечивает очень скромный доход федерального бюджета. Учитывая объемы наших продаж газа и сложившиеся цены можно смело говорить об удвоении названного дохода. Мы должны самым серьезным образом задуматься над тем, чтобы сменить текущую экономическую модель, которая в угоду олигархии плодит нищету соотечественников. В этой работе нельзя забывать и о том, что у нас не газифицировано более 95 тысяч сельских населенных пунктов. Природная рента должна работать в интересах народа, государства. И в этом видятся огромные резервы работы Парламента.

Без принятия правильных решений мы не сможем обеспечить эффективность работы с критическими видами полезных ископаемых — такими, как россыпные металлы платиновой группы, россыпное золото, урановые руды, свинец и ряд иных полезных ископаемых, которые в ближайшей перспективе могут быть исчерпаны.






Без правильных решений мы не сможем обеспечить также нужную динамику финансирования геологоразведочных работ, ведь доля государственных средств в общем объеме финансирования ГРР, начиная с 2014 года, сократилась с 23,6 % до 14 %

Мы считаем, что Программа воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы требует соблюдения тех параметров, которые в неё закладывались изначально. По Программе уровень финансирования на воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр на сегодняшний день должен был составлять порядка 43 млрд. рублей.

На сегодняшний день для геологоразведочных работ мы располагаем около 30 млрд. рублей, что совершенно недостаточно для того, чтобы обеспечить снятие рисков для недропользователей.






Вложение средств на геологоразведочные работы за счёт средств федерального бюджета подстёгивает инвестиции частные, и соотношение их примерно такое же, как и по оценкам западных специалистов. Например, по их оценкам, 1 доллар, вложенный в геологоразведочные работы, даёт 10 долларов в разведку месторождений. Соответственно, доллар, вложенный в разведку, даёт 10 долларов инвестиций в горную промышленность.

Но первоначальным элементом здесь является вложение средств федерального бюджета.

За 2016 год реализации Программы увеличение доходов бюджета только от поступлений разовых платежей за пользование недрами от дополнительно проведенных аукционов по месторождениям, расположенным на участках недр федерального значения составили почти 26 млрд. рублей. Таким образом, инвестиции государства окупаются уже в рамках поступления разовых платежей за пользование недрами, не говоря уже о налогах, которые будут пополнять бюджет в ходе разведки и добычи полезных ископаемых.

Мы должны обеспечить геологоразведочными работами устойчивое и сбалансированное развитие промышленности в Российской Федерации. За геологами следом приходят добычники, затем приходит промышленность, растут города, идёт развитие страны.

Необходимо развивать новые технологии разведки месторождений, уделять внимание технологическому переделу. Необходимо вводить в эксплуатацию современные методы разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе техногенных месторождений, которых в Российской Федерации накоплено более 55 млрд. тонн. Они не востребованы, хотя часть из этих техногенных образований могла бы использоваться в целях строительства, в том числе дорожного.






За время санкций удалось лишь отчасти компенсировать утрату доступа к западным технологиям.

Промышленная добыча во многом будет зависит от способностей компаний самостоятельно освоить необходимые технологии.

Зависимость от импорта составляет в электроразведке - более 70%, в отношении бурового оборудования - более 30%.

Только к 2020 году по планам Минпромторга России планируется снижение доли импорта продукции нефтегазового машиностроения до 43%.

Есть критически важные позиции, которые сложно заменить в среднесрочной перспективе. Это программный комплекс. Здесь у нас зависимость от 80% и выше. Притом что, школа советская в части обработки и интерпретации данных была достаточно сильной.

Необходимо развивать НИОКР в геологоразведке и добыче и особенно её инновационную часть, которая находится на сегодняшний день в Российской Федерации в упадке.

Ситуация критическая и требует к себе не только внимания со стороны всех ответственных органов государственной власти, но и принятия конкретных шагов по выводу отрасли на базу отечественных технологий.

При этом нам также надо повышать уровень ответственности компаний недропользователей за выполнение лицензионных обязательств. Вопрос изъятия лицензий при их невыполнении должен быть очень жёстко регламентирован нормативными и правовыми документами, потому что в случае переноса исполнения обязательств создаются условия, при которых снижается уровень ответственности как за объёмы взятых на себя обязательств в части выполнения работ, так и за объём финансирования.

И, безусловно, чрезвычайно важным является кадровое обеспечение отрасли.

Мы обязаны решить эту задачу, и если мы этого не сделаем, то обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы будет физически некому. Управленческий и профессиональный состав у нас возрастной, из года в год сокращается количество профессиональных образовательных организаций, ежегодный выпуск квалифицированных рабочих за последние 10 лет сократился почти в 2 раза.


Зеленое золото – в казну, а не в карман


Аналогичные проблемы и с лесным образованием. Ведущий московский лесной ВУЗ – Университет леса (МГУЛ) – превращен в подразделение Бауманки.

Как будто недостаточно того, что и так годы бессистемных реформ привели к снижению значимости лесного комплекса как отдельной отрасли экономики, к ослаблению правового статуса лесов, и, как следствие, к деградации лесных экосистем, возрастанию рисков чрезвычайных ситуаций природного характера, увеличению размеров причиняемого ими ущерба, резкому сокращению научного и кадрового потенциала, нарушению институциональных и экономических связей в лесном хозяйстве и лесной промышленности, разбалансированности в управлении и координации в лесном хозяйстве.






Мы неоднократно ранее говорили о том, что лес – «зеленое золото», при умелом и рачительном использовании должен приносить казне доход в 4-5 раз больше чем сейчас. А сегодня у нас лесная отрасль глубоко убыточна, и это при том, что арендаторы, получая по 450 -500 рублей с 1 кубометра древесины, отдают в бюджет в среднем 56 рублей (а при льготной аренде по приоритетным проектам – не более 20 руб.). Сегодня государство тратит значительные бюджетные средства (более 40 млрд. руб. в год) на содержание имущества (лесов), использование которого едва ли можно считать рациональным и эффективным.

Мы все знаем, что и сама система платежей требует пересмотра, и их администрирование оставляет желать лучшего (в лесном хозяйстве одна из самых крупных накопленных недоимок платежей в бюджет – около 10 млрд. руб.).

Совершенно очевидно, назрела необходимость изменения экономической модели в лесном секторе и перехода от административного установления ставок платы на основе устаревших нормативов к современной комплексной экономической оценке лесных ресурсов на основе анализа рыночного спроса и предложения не только на древесину, а также и иные лесные ресурсы.

Ведь ни для кого не секрет, что наш лесной комплекс неоправданно узко ориентирован на развитие лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности, рассматривая лесные насаждения исключительно как источник древесины.

Мы не устаем повторять, что в целях рационального и эффективного использования уникального потенциала лесов на благо нашей экономики и социальной сферы нужны первоочередные системные меры.

Какие «точки роста» мы сегодня имеем в рассматриваемом аспекте?






Приоритетом должен стать переход к «зеленой» экономике путем внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда, развития альтернативной энергетики. Лесной комплекс в силу своей специализации не только может, но и должен стать локомотивом «зеленой экономики». Для этого нам пора уходить от существующей одновекторности развития лесной отрасли.

Неоценим потенциал лесных ресурсов в развитии биоэнергетики. Кроме того, требуется обратить пристальное внимание на виды использования лесов, не связанных с заготовкой древесины. Это и заготовка и сбор пищевых и недревесных ресурсов леса, и северное оленеводство, и пчеловодство, и охотничье хозяйство, и использование рекреационного потенциала лесов.

Если повысить долю использования недревесных и пищевых ресурсов с ничтожных 1,5 % (в общей сложности) до хотя бы 10-15%, это будет и существенный вклад в экономику, и прорывной инструмент обеспечения продовольственной безопасности.

Достижение цели интенсификации использования и воспроизводства лесных ресурсов требует совершенствования структуры размещения лесопромышленного производства на территории регионов и на всей территории РФ. Для этого требуется осуществить:

- зонирование лесных участков по экономической доступности;

- создание условий формирования лесных насаждений с целевой породной и сортиментной структурой;

- стимулировать создание лесоперерабатывающих предприятий по комплексной переработке лесных ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот пищевых и недревесных лесных ресурсов, импортозамещение в целях обеспечения продовольственной безопасности;

- наконец, вылечить «хронические болезни» лесного хозяйства и обеспечить сохранение и опережающее воспроизводство лесных ресурсов.

Во-первых, следует рассмотреть вопрос об институциональной организации системы борьбы с лесными пожарами. По мнению многих специалистов, коренному изменению ситуации могло бы способствовать создание единого органа, отвечающего за борьбу не только с лесными пожарами, а с природными пожарами в целом.






Во-вторых, одной из самых актуальных для многих регионов страны остается проблема восстановления лесов. Возросли темпы уменьшения площади лесов и в связи переводом земель и созданием нелесной инфраструктуры, реализацией крупных инфраструктурных проектов. Общее уменьшение площади лесов за период с 2005 года составило около 1,3 млн. га. И это еще «цветочки» по сравнению с тем, что готовит нам так называемая «лесная амнистия». Только по официальным оценкам под угрозой вывода из лесного фонда 1,7 млн. га. Эксперты-экологи называют другие цифры, до нескольких миллионов гектар. И «зеленый свет» этому экологическому беспределу дается в год Экологии, что просто возмутительно.

При этом темпы лесовосстановления нельзя назвать удовлетворительными. Его площадь последние несколько лет неуклонно снижается, при этом искусственное лесовосстановление производится лишь на пятой части. По оценкам специалистов лесного хозяйства, сегодня в лесовосстановлении нуждаются более 1,0 млн. га лесов, пройденных лесными пожарами в последние пять лет. На первый план выходит проблема дефицита посадочного и посевного материала. Необходимо продолжить начатые в 2010 году работы по созданию сети инновационных лесных селекционно-семеноводческих центров.

В-третьих, говоря о развитии производительных сил в лесном комплексе, государство должно обратить самое пристальное внимание на стимулирование применения наилучших доступных технологий в производстве, тем более в скором времени это будет обязанностью хозяйствующих субъектов. Такое стимулирование может, в частности, предусматривать отсрочку лесных платежей на период модернизации производства.

Повышение квалификации персонала, социальные гарантии и льготы, поддержка отраслевых научных исследований и стимулирование внедрения результатов НИР также являются важными инструментами создания современной лесной промышленности.

Далее, отдельного внимания заслуживает вопрос рационального использование заброшенных земель сельскохозяйственного назначения, заросших лесом. Это огромная площадь (примерно 55 млн. га), около 14% земель сельскохозяйственного назначения. Часть из них используется для сельскохозяйственного производства, в частности, для северного оленеводства. Однако остальные земли требуют либо коренного улучшения для ведения сельского хозяйства либо организации интенсивного лесного хозяйства на этих территориях.

В каждом случае это требует тщательной оценки и анализа. Расчеты показывают, что затраты на расчистку 1 га заросших лесами земель для возвращения в сельскохозяйственный оборот составляют от 40 до 100 тысяч рублей. Однако не всегда это экономически целесообразно с учетом других факторов – инфраструктурной обеспеченности, удаленности от центров производства, переработки и сбыта продукции и т.д.

В таком случае выходом могла бы стать организация полноценного лесного хозяйства. Нужно иметь в виду, что рыночная стоимость древесины с 1 га спелых лесов составляет от 200 до 300 тысяч рублей. При этом существуют 2 варианта – осуществлять перевод таких земель в земли лесного фонда и соблюдать все лесохозяйственные нормативы (возрасты рубок, расчетная лесосека) либо сохранить их в структуре земель сельхозназначения и использовать их для внедрения прогрессивных форм лесовыращивания – создания лесных плантаций, организации целевых хозяйств для обеспечения сырьем целлюлозо-бумажной промышленности и т.п. Мировая практика показывает, что лесные плантации создаются преимущественно на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения. При этом дополнительным бонусом является увеличение площади подлежащих учету углерод-депонирующих насаждений.

Таким образом, при соблюдении вышеназванных подходов и реализации указанного комплекса мер, мы имеем вполне реальные, а не призрачные перспективы увеличения вклада лесного комплекса в экономику с позорных для самой лесной державы мира 1-1,5% до 5 % и более. При этом будет обеспечен мультипликативный эффект в социальной и экологической сферах.


Водному хозяйству – интенсивное развитие







Россия занимает 2-е место по объему водных ресурсов, располагая пятой частью мировых запасов пресных вод и 10-ой частью возобновляемых ресурсов вод. Помимо природных водных объектов, в число которых входят более 2,5 млн. рек и почти 3 млн. озер, в нашей стране создана мощная водохозяйственная инфраструктура.

Наш водохозяйственный комплекс является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км позволяет осуществлять переброску стока в объеме до 17 куб. км в год.

Для обеспечения безопасности поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод в России возведено свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты.

Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год. При этом объем ежегодно используемой в экономике воды достигает 62,5 куб. км.

Обеспечение эффективного функционирования водохозяйственного комплекса сопряжено с необходимостью решения ряда системных проблем.

В первую очередь следует обратить внимание не то, что водное хозяйство России преимущественно экстенсивно, т.е. характеризуется:

- постоянным ростом потребности в воде;

- большими водопотерями из-за неисправности различных сооружений;

- отсутствием качественного уровня очистки сточных вод;

- неудовлетворительным состоянием большого числа гидротехнических сооружений;

- отсутствием полноценного мониторинга водных объектов.

Для изменения сложившейся ситуации требуется переход на интенсивный путь развития водного хозяйства, характеризующийся применением безотходных или малоотходных технологий. При этом одним из перспективных решений видится создание законодательных и социально-экономических условий, при которых экологически ориентированные технологии окажутся выгодными для водопользователей и хозяйствующих субъектов.

Одновременно все большую актуальность приобретают вопросы экологической оптимизации стратегии хозяйственного освоения берегов водных объектов, сохранения их природных комплексов, что связано с расширяющимся проникновением в береговую зону сопряженным с избыточной антропогенной нагрузкой.

Требует оптимизации режим использования водных ресурсов водохранилищ, как одним из важнейших элементов решения задачи гарантированного обеспечения потребностей в водных ресурсах различных секторов экономики и срезки пиков половодья и паводков.


Защитить хранителей природы


Мы всегда выступали за установление дополнительных социальных гарантий для природоохранных инспекторов. Уровень их материального и социального обеспечения должен быть приближен к соответствующему уровню для сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов. Сегодня всего существует 15 видов экологического надзора, это очень разные сферы – и земельный, и лесной, и водный, и охотничий надзор, и многие-многие другие. Но, пожалуй, работу всех природоохранных инспекторов объединяет один печальный признак – они имеют «генеральский» мундир, но нищенскую зарплату. Если средняя заработная плата по экономике в 2016 году – 36,7 тыс. рублей, то у природоохранного инспектора – в среднем -20-22 тыс. рублей, а есть частные случаи – 12-15 тысяч. Уровень их материального и социального обеспечения должен быть приближен к соответствующему уровню для сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов. Просим Министерство приложить для этого максимальные усилия.


В интересах будущих поколений


И в заключение должен отметить, что решать задачу обеспечения неистощительного природопользования и охраны природы надо с учетом необходимости изменения сложившегося в обществе отношения к дарам природы как к «дармовым благам». Без упора на подготовку квалифицированных кадров, без выстраивания системы всеобщего экологического образования, экологической культуры общества, положительного результата мы не получим.

Фракция КПРФ неоднократно отмечала, что Земля-Матушка, Царица-водица являются именно теми, в первую очередь духовными ценностями, за которые наши предки проливали пот и кровь, шли на смерть, чтобы сохранить их для своих детей и внуков - для нас с вами. Именно поэтому Парламент совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, наукой, экологическим сообществом должны сообща противостоять варварству и хищничеству в природопользовании также во благо будущих поколений. В этом мы видим нашу цель и успех.

Спасибо за внимание!