"Уроки киевского майдана". Статья депутата-коммуниста Д.Н. Вороненкова о проблеме коррупции в России
Вот уже полгода украинский кризис является главным событием среди всех новостей радио, телевидения и печати России. И, судя по всему, он обнажил огромный пласт важнейших проблем как в Украине, так и в России, требующих серьёзного осмысления, в первую очередь, со стороны власти.
К примеру, рано утром 11 марта этого года жители самого западного российского областного центра – города Калининграда – могли наблюдать весьма любопытную картину: над зданием Калининградского управления ФСБ развевался флаг Федеративной Республики Германии. Как сообщили спустя некоторое время ряд СМИ, его водрузили три местных жителя в качестве символа необходимости выхода Калининградской области из состава России и присоединения её к Европейскому Союзу. За это они были арестованы калининградскими правоохранителями и обвинены в экстремизме.
У некоторых граждан нашего «самого западного гарнизона» возник вполне правомерный вопрос: не станет ли Калининград очередной «горячей точкой» России, этаким «Крымом наоборот»? Ведь что греха таить – если провести в российском западном анклаве референдум по вопросу о вхождении в Европу, найдётся немало желающих вернуть бывший Кенигсберг в его «немецкую гавань», а заодно и самим «поплыть» в том же направлении.
И здесь важен ещё один момент: сможет ли власть умно и эффективно предупредить такое развитие ситуации, в том числе и попытки реального воплощения этого лозунга. Ведь если самая «грозная» структура, призванная обеспечивать безопасность государства, оказалась не в состоянии обеспечить надлежащую охрану собственного здания от проникновения не спецназа БНД, а далёкого от шпионских «штучек» местного писателя Михаила Фельдмана и двух его совсем не «крутых» соратников, то как на неё, да и на власть в целом, можно полагаться в значительно более ответственном деле?
Такие сомнения возникают не на пустом месте. Одним из подтверждений этому послужила апрельская прямая линия Президента Владимира Путина с российским народом, вернее, его ответы на вопросы по Украине.
Судя по высказываниям главы государства, Россия, и он в том числе, вообще не предполагала такое развитие событий на Украине. Кстати, в аналогичном «интересном» положении оказался и думский Комитет по безопасности, ни сном, ни духом не ведавший об угрозах этой самой безопасности, исходящих с берегов Днепра. Я уж не говорю о Правительстве России и его главе Д.Медведевым, не получившем, судя по всему, не то что какого-либо доклада, но даже СМС-сообщения на эту тему.
Спрашивается - где же были наши многочисленные аналитические, разведывательные, внешнеполитические и иные специальные службы, толпящиеся у властной кормушки «многомудрые» центры и институты? Почему они не смогли получить достоверную информацию об обстановке в соседней стране, провести её квалифицированный анализ и прогнозирование развития ситуации, сделать объективные выводы, выработать реальные предложения и довести их до руководства России? А ведь на их содержание тратятся немалые деньги.
И второй, связанный с предыдущим, вопрос. Как известно, и В.Путин это подтвердил, за многие годы в Украину вкладывались огромные российские средства. По словам Президента, помощь, которую Россия оказывала Украине «в течение многих-многих лет», выражается, если переводить это всё в денежную форму, в сотнях миллиардов долларов (по данным некоторых СМИ, речь идёт о 250 млрд. долл.). Для наглядности: это примерно 60 годовых бюджетов Нижегородской области, от которой я избран в Государственную Думу.
И потом - куда же подевались эти деньги, если до народа Украины они так и не дошли? Ведь, по всем имеющимся данным, он как жил, так и до сих пор живёт в бедности. Но до кого-то они всё-таки дошли. Кто из российских и украинских «эффективных менеджеров» столь умело направил нескончаемые газовые и финансовые потоки в свой карман? И кто ответит за это?
Сейчас у всех на слуху напоминающий «борьбу нанайских мальчиков» газовый спор между Россией и Украиной, в котором задолжавший гигантскую сумму Киев мало того, что не желает оплачивать долг, так ещё и шантажирует угрозами судебных разбирательств. А Россия в этой ситуации занимает оправдательную позицию, демонстрируя необъяснимую беспомощность.
На кого же тогда работает наше «национальное достояние» - Газпром? Может, над его главным зданием тоже давно пора вывесить флаг другой страны – например, украинский?
Российская власть не даёт ответов на эти и другие неудобные для неё вопросы. Ведь тогда нужно откровенно признать, что политика руководства России в отношении Украины и русскоязычного населения в этой некогда братской стране в течение многих лет проводилась неквалифицированно, имела сумбурный характер, и была направлена в основном на обеспечение любой ценой и любыми способами транзита нашего газа в Европу. Именно поэтому она, несмотря на огромные затраченные материальные и финансовые средства, фактически провалилась, даже с учётом крымской «виктории».
Ведь, несмотря на успех операции в Крыму, в стратегическом плане достижение одной из главных целей российской внешней политики на постсоветском пространстве - воссоединение братских восточнославянских народов – отодвинулось на столь неопределённое время, что может стать в конечном счёте невозможным.
К тому же, есть очень серьёзные опасения в том, что из случившегося на Украине будут сделаны серьёзные и нужные выводы. Воссоединение Крыма с Россией породило как «космический» взлёт рейтингов Президента В.Путина и бравурные комментарии прокремлёвских политиков и СМИ, так и большие надежды на перемены к лучшему. Причём не только у крымчан, но и у жителей остальной России, миллионы которых находятся не в лучшем, по сравнению с населением присоединённого полуострова, а зачастую в худшем положении.
И это возлагает большую ответственность на российскую власть. Способна ли она в её нынешнем виде и качестве оправдать эти ожидания? Есть ли у неё эффективная «прививка» от украинской «холеры»? Не ощутят ли и «новые», и «старые» россияне на себе всё те же взяточничество и бюрократизм во властных структурах, продажность правоохранителей и судов, не столкнутся ли с российскими жуликами, выдающими себя за «эффективных менеджеров» и «капитанов бизнеса». И не придут ли со временем жители Крыма к выводу, что поменяли они «шило на мыло»?
На мой взгляд, такое вовсе не исключено.
Сейчас российские политики и СМИ наперебой заговорили о приведших к кризису пороках украинской власти: о гигантской коррупции, о несправедливости в судах, о шкурничестве власти и олигархов, о резком расслоении общества на богатых и бедных, о неустойчивости политической системы, и т.д., и т.п.
Но если России повнимательнее и без розовых кремлёвских очков присмотреться к себе, то она увидит мелькающие тут и там на её просторах тени Майдана.
Взять хотя бы всё ту же борьбу с коррупцией, которая, если судить по докладам наших чиновников и правоохранителей, в современной России набирает обороты с каждым годом. Вспомним закон «О противодействии коррупции», принятый «на ура» Госдумой в 2010 году. По этому закону в каждом госучреждении страны должны быть созданы комиссии «по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». В апреле этого года Президент утвердил очередной, уже четвёртый по счёту, Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 год. В декабре 2013 года В.Путин создал в своей администрации управление по борьбе с коррупцией. В числе полномочий новой структуры -давать советы Президенту, проверять законы на коррупциогенность, проверять чистоту вновь назначаемых чиновников, анализировать антикоррупционную правоприменительную практику, учить чиновников методам борьбы со взятничеством, не допускать коррупции в самой Администрации Президента. В общем, антикоррупционная деятельность «бурлит».
Только, если оторваться от бумажных отчётов и окунуться в реальную жизнь, сразу можно определить, что обороты набирает именно коррупция, а не борьба с ней.
В конце прошлого года международная организация Transparency International опубликовала всемирный рейтинг коррупции. В этом своеобразном конкурсе «Чистые руки» участвовало 177 стран, и Россия заняла в нём 127 место, оказавшись в одном ряду с Пакистаном, Никарагуа, Мали, Ливаном… Поистине, есть повод для «гордости» – Россия развила коррупцию до азиатско-африканских высот!
По информации МВД, средний размер взятки в России в прошлом году составил 145 тысяч рублей. По сравнению с 2012 годом этот показатель вырос в два раза. Одновременно на 18% увеличилось и число установленных фактов взяточничества в стране; в особо крупном размере – в 1,5 раза.
В стране создана самая благоприятная почва для расцвета коррупции, которая стала основой системы управления. В любом городе, начиная с районного масштаба, среди самых богатых людей – глава администрации, представляющий, как правило, «партию власти», начальник полиции, судья и прокурор, а также их родственники и друзья. Фактически устранён общественный контроль за деятельностью чиновников и их ответственность перед народом за результаты работы, во власть привлекаются только «свои люди» не по деловым и профессиональным качествам, а по принципам семейственности, кумовства, личной преданности и услужливости. При этом вопиющей стала круговая порука во властной «вертикали», безнаказанность высокопоставленных должностных лиц, допускающих громкие провалы и злоупотребления в работе.
Очень «красиво» смотрятся усилия российской власти по борьбе с коррупцией на примере увлекательного детектива «Сердюков + «Оборонсервис» и правосудие». Дело ещё не рассмотрено в суде, а уже стало ясно, что реальная халатность власти и стражей закона намного выше «халатности» экс-министра обороны, придуманной ими для увода Сердюкова от реальной ответственности за совершённые преступления. Больше того – вчерашний жулик стал вдруг секретным «героем» - его амнистировали как человека, оказавшего неоценимые услуги государству. Осталось только неизвестным, какому именно государству. Уж не тому ли, в интересах которого он разваливал российскую армию.
И это далеко не единичный пример бессилия закона по отношению к высшим чиновникам федерального и регионального уровней, сотрудникам правоохранительных, прокурорских и судебных органов. Так, два года назад российские СМИ были полны криминальными подробностями «крышевания» работниками прокуратуры подпольных казино в Подмосковье. Однако чуть более трёх месяцев назад, выступая в Госдуме, Генеральный прокурор Ю.Чайка разъяснил депутатам: никакого «крышевания» со стороны его подчинённых не было. Возникают вполне резонные вопросы: кому тогда платили «за крышу» организаторы подпольных игорных заведений? Почему они оплачивали дорогостоящие поездки за границу прокурорских семей, ресторанные кутежи высокопоставленных стражей закона? И потом – если всё это ложь и клевета, то где обращения потерпевших в суд и наказание клеветников? Ответов на эти и другие вопросы нет. Но такое развитие событий вполне устроило как парламентариев, так и всех других представителей высшей российской власти.
По мнениям экспертов, коррупция как системное явление стала реальным тормозом на пути экономического развития России, функционирования её политической, правоохранительной и судебной систем. Она является острейшей проблемой и серьёзной угрозой национальной безопасности государства, риском № 1 для стабильного развития и независимости страны.
Какое же место в борьбе с коррупцией занимаем мы, парламентарии? Чем нам нужно заниматься в первую очередь, чтобы предотвратить майданный сценарий в России?
На мой взгляд, высший законодательный орган должен незамедлительно ратифицировать ключевую статью 20 Конвенции ООН против коррупции, предусматривающую ответственность должностных лиц за незаконное обогащение. Законопроект фракции КПРФ и более 100 тысяч подписей граждан в поддержку этой инициативы находятся в Думе больше года, а воз и ныне там. Аналогичные законопроекты предлагались и в прошлом созыве. Но парламентское большинство саботирует их принятие.
Необходимо также восстановить в полном объёме институт конфискации имущества и денежных средств, нажитых преступным путём. Мировая практика и советский опыт показывают, что это эффективная и отрезвляющая мера для коррупционеров.
Не менее важно разобраться с проблемой выплаты многомиллионных зарплат и премий в министерствах, ведомствах, федеральных и региональных госструктурах, госкорпорациях, компаниях с государственным участием. Принятые недавно поправки в Трудовой кодекс РФ об ограничении размера так называемых «золотых парашютов» для топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций тремя среднемесячными зарплатами не изменили опасной тенденции к увеличению социальной поляризации российского общества. Так, по данным российской редакции журнала «Форбс», глава «Роснефти» И.Сечин заработал за 2013 год на своём посту 50 млн. долларов, президент ВТБ А.Костин – 35 млн. долларов, глава «Газпрома» А.Миллер – 25 млн. долларов. Общий заработок 13-ти руководителей компаний, которыми владеет государство, составил в прошлом году 226 млн. долларов. Средняя зарплата в госкорпорациях превышает 400 тысяч рублей в месяц. Не меньше она - в Администрации Президента, в Аппарате Правительства, в некоторых министерствах и ведомствах.
И этот «пир во время чумы» происходит в условиях, когда большинство граждан страны еле-еле сводят концы с концами. Правительство признаёт шестнадцатикратный разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Независимые исследователи утверждают, что реальный разрыв вдвое больше. Положение миллионов семей осложняется ростом тарифов на услуги ЖКХ, цен на продовольствие, горючее и лекарства. О каком социальном мире или взаимном доверии в российском обществе можно говорить? Пропасть социального нераувенства только углубляется, и в конечном счёте страна может в неё рухнуть.
Государственная Дума должна также установить жёсткий парламентский контроль за расходами бюджетных средств для недопущения их хищений, а также за самим процессом принятия решений о целесообразности их выделения. Почему бы, например, не начать эту работу с парламентского расследования по тем 250 миллиардам долларов, напрасно потраченным на поддержку воровской украинской власти. Выяснить, кто, на каком основании и кому конкретно выделял эти средства, куда они подевались. Почему парламент - главный контролёр государственного бюджета - был отстранён от принятия каких-либо решений по расходованию таких огромных средств?
Уверен, что если бы удалось приподнять завесу секретности над этой темой – открылось бы много интересного. Ведь Россия ежегодно продаёт за рубеж сырья на 16 триллионов рублей, но госбюджет получает из этой суммы лишь около 6 триллионов. Остальное становится добычей российских и зарубежных олигархов. Такая откровенно хищническая эксплуатация природных богатств России в корне противоречит её национальным интересам.
Ещё одна важнейшая и актуальнейшая для России проблема, угрожающая существованию страны - отсутствие реальной конкуренции в выборной борьбе за власть. Дело в том, что раздражение и ненависть граждан вызывает не власть сама по себе, а злоупотребление властью, использование её в корыстных, узкоэгоистических интересах правящих группировок, кровно заинтересованных в своей несменяемости. Поэтому необходимо сделать выборы чистыми и прозрачными, вывести избиркомы, правоохранительные органы и суды из под влияния властных структур. Немаловажную роль в решении этой задачи должен сыграть парламент.
Главный барьер на пути к таким положительным изменениям - страх нынешней власти перед разоблачением и ответственностью за содеянное. Именно для этого Государственной Думой в лице «Единой России» принимаются законы, имеющие целью максимально ограничить деятельность оппозиции и затруднить процесс смены тех, кто стоит сейчас у власти. Губернаторы у нас то избираются, то назначаются, депутаты выбираются то по партийным спискам, то по одномандатным округам, партии то лишаются регистрации, то размножаются в срочном порядке. Не говоря уже о том, с какими грубейшими нарушениями проводится голосование и считаются голоса. Цель этих законодательных шараханий всё та же – чтобы вполне определённые политики и партии как можно дольше оставались у власти. Причём формально всё совершается якобы по закону и решению суда, но на самом деле это глумление над законностью и правом.
Мы убедились в этом, когда пытались добиться привлечения к ответственности представителей властных структур города Арзамаса Нижегородской области, внедривших «подставных» членов избирательных комиссий и наблюдателей якобы от КПРФ на выборах Президента России 2012 года. Правоохранительные органы и Следственный комитет Нижегородской области, проявив профессиональную слабость, неквалифицированность и зависимость от власти, так и не смогли разобраться в этом деле. Дошло до того, что прокуратура Нижегородской области подтвердила факт участия в работе избирательных комиссий подставных лиц, но заявила, что никаких нарушений законодательства в этом нет. А судебные органы, вплоть до Верховного Суда России, обеспечили им своего рода «юридическое прикрытие», безосновательно заявив о том, что КПРФ как партия не имеет права отстаивать в суде интересы своих представителей, не допущенных к осуществлению контроля за ходом голосования. Такая антигосударственная (а если называть вещи своими именами – преступная) смычка представителей власти и «блюстителей закона» создаёт им комфортные условия для борьбы с оппозицией, процветания коррупции и криминала. И это же формирует протестные настроения у обманутых избирателей, провоцирует социальную нестабильность и волнения.
А если повнимательнее присмотреться к ежегодной эпидемии досрочных отставок российских губернаторов, настигающей их как по заказу в преддверии очередного единого дня голосования? Наблюдаем благостную картину в телеящике о беседе В.Путина с одним из губернаторов. Он сначала долго рассказывает Президенту о своих успехах, а потом просит об отставке по собственному желанию, хотя до истечения срока его пребывания в должности остаётся почти полтора года. Глава государства отмечает положительные итоги работы собеседника, отмечает «обнадёживающие тенденции», принимает его отставку, назначает временно исполняющим те же обязанности и желает успеха на выборах.
Самое интересное, что наши законы это позволяют и даже фактически поощряют. Каждый губернатор, просидевший в своём кресле не менее года и ушедший в отставку по собственному желанию, может, с согласия Президента, выдвигаться кандидатом на выборах на эту же должность, даже если выборы назначены в связи с досрочным прекращением его полномочий по его же собственному желанию!!!
Парадокс или шизофрения? Ничего подобного – это циничные реалии российской политической жизни. По состоянию на конец мая текущего года уже восемь глав российских регионов получили разрешение Президента досрочно уйти в отставку, чтобы участвовать в выборах 14 сентября. По старой российской традиции, временно исполняющий обязанности губернатора получает значительное преимущество перед другими кандидатами благодаря административному ресурсу и поддержке Президента.
Глядя, как лицемерят губернаторы, стараясь всеми силами остаться в своём кресле, и как им содействует в этом Президент, невольно вспоминаются картинки с киевского Майдана и возникает мысль: даже это ничему российскую власть не научило. По-прежнему у неё в ходу мошеннические технологии удержания себя, любимых, и особо преданных ей персон во власти. Правда, забывается, что это не только технология удержания власти, но и технология воспроизводства «майданов» российского розлива.
События в Украине должны послужить серьёзным предупреждением России и ещё в одном вопросе. При нынешнем финансово-экономическом курсе мы будем и дальше уязвимы, поскольку страна потеряла две трети промышленного потенциала и оказалась отброшена далеко назад. На её долю сегодня приходится лишь 2% мирового экономического потенциала. Представители правительства неоднократно декларировали намерения диверсифицировать экономику, обещали сделать её менее зависимой от экспорта природных ресурсов. И что мы имеем? Около 70% доходов бюджета занимают поступления от нефтегазового сектора. Вместо «экономики развития» продолжает господствовать «экономика трубы», «экономика нефтяной иглы».
Проводимая российской властью экономическая политика сформировала опасную для существования страны промышленную и технологическую зависимость от Запада, в том числе в таких стратегически важных отраслях, как авиастроение, судостроение, оборонно-промышленный комплекс. При осуществляемой в России научно-образовательной политике мы не сумеем ответить на вызовы времени и обеспечить научно-технический прогресс. При ущербной социальной политике, когда больше половины жителей страны находится за чертой бедности, мы не в состоянии создать условия для нормальной жизни людей труда, инвалидов, ветеранов и подрастающего поколения.
Ставшие известными факты о результатах деятельности обанкротившегося украинского правительства, а также примеры непрофессиональной работы российского Кабинета министров наглядно показывают, какой тяжелейший урон для конкретных отраслей и всей страны приносит назначение дилетантов на ответственные посты. Причём как на Украине, так и в нынешней России, это - не единичные случаи, а целая система управления разными отраслями при посредстве некомпетентных лиц.
Результаты их деятельности проявились в обеих странах в полной мере. Разрушен производственный и сельскохозяйственный потенциал, развалена социальная сфера, нанесён страшный удар по образованию, науке и культуре. Разгул коррупции достиг небывалых размеров. Суды либо бездействуют, либо откровенно провозглашают право сильного. Национальное богатство перераспределяется в пользу олигархов, чиновников и сросшегося с ними криминала. Вопиющее экономическое неравенство граждан и дифференциация в доходах превысили всякие границы социального терпения. Вследствие вступления Украины и России в ВТО они фактически становятся колониями Запада. Не вызывает сомнения, что Россия сейчас сталкивается с угрозой самому её существованию.
Поэтому нужен новый курс, новая политика. Мы должны вспомнить завет Сталина о том, что в этом мире считаются только с сильными, умными и образованными. Первый же серьёзный конфликт российских и западных интересов показал, что Запад нам никакой не партнёр, и уж тем более не друг, а самый настоящий и жестокий противник. И если сегодня натовские самолёты не бомбят российские города, то это заслуга не либеральных «реформаторов» и демагогов, а ракетно-ядерного потенциала, доставшегося от Советского Союза. Этот кризис чётко прояснил, что нам надо делать в военном, экономическом, финансовом, информационном направлениях, чтобы обеспечить реальный суверенитет России. Поэтому очень важно и жизненно необходимо укреплять экономику, социальную сферу и оборону страны, оснащать Вооружённые Силы новейшим оружием и боевой техникой. Для этого нужна команда профессиональных, грамотных министров, способных решать стоящие перед страной острейшие проблемы.
В свою очередь, депутаты Госдумы просто обязаны по долгу службы принимать разумное законодательство во всех сферах жизни страны, которое бы стимулировало нормальное развитие России, предотвращало угрозы её национальной безопасности, а не применялось в угоду коррупционного чиновничества и оффшорно-олигархической плутократии.
Именно этим, на мой взгляд, и должен заниматься российский парламент. Для чего необходимо срочно внести изменения в программу законотворческой деятельности.
Однако законодатели предпочитают заниматься другим. Они создают синекуру для отдельных лиц в Совете Федерации, приняв закон о сенаторах-назначенцах от Президента, травят оппозицию, ищут внутренних врагов, регулируют Интернет, одевают молодёжь в школьную форму, защищают религиозные чувства, борются с курением и русским матом. Они подстраивают законодательство под нужды самой оберегаемой в России части населения – чиновников и олигархов.
Есть, конечно, и другие подобные «свершения» российского парламента, которые в небольшой статье не рассмотришь. Главное же в деятельности Госдумы шестого созыва, на мой взгляд, то, что парламентское большинство, принадлежащее «Единой России», не нацелено на реальное противодействие коррупции, проведение честных выборов, обеспечение независимости правосудия и решение насущных жизненных проблем российских граждан, на развитие экономики, повышение обороноспособности и в целом на возрождение страны. С такими «патриотами Отечества» и до российского Майдана недалеко.
Почти два века назад русский философ Петр Чаадаев писал: «Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать... Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам». За эти слова император Александр I повелел объявить Чаадаева сумасшедшим.
Сбудутся ли пророчества великого «безумца» через два столетия – зависит от каждого из нас. Пришло наше время действовать.
Депутат Государственной Думы ФС РФ
Член Комитета по безопасности
и противодействию коррупции
Д.Н. Вороненков.