Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

МиГ должен возродиться! KPRF.RU публикует материалы парламентских слушаний о судьбе российского истребителя

С самого начала работы в Комитете Государственной Думы по обороне мы с товарищами по фракции КПРФ стали уделять пристальное внимание наиболее острым проблемам Вооружённых Сил и обороноспособности России. Одна их ключевых – «султан» Сердюков со своим «гаремом», в течение нескольких лет руководившие разграблением армии, - с огромными усилиями фракции КПРФ во главе с Г.А.Зюгановым, Комитета по обороне под руководством адмирала В.П.Комоедова, других болеющих за судьбу страны депутатов, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, всё таки устранена. Но за 20 лет российского капитализма в Вооружённых Силах страны накопилось немало и других важных вопросов, требующих скорейшего разрешения. Один из них – состояние противоракетной и противовоздушной обороны страны, которую в последние годы стали называть воздушно-космической обороной (ВКО).

Депутат Государственной Думы Александр Тарнаев
2013-04-23 14:32 (обновление: 2013-04-23 15:07)

Ранее для ведения разведки и уничтожения противника в космосе были  предназначены войска ракетно-космической обороны, а затем Космические войска. Для уничтожения противника в воздушной сфере существовали и существуют, правда, в значительно меньшем составе, силы и средства ПВО в военных округах и Военно-воздушных силах.

Но наш потенциальный противник – блок НАТО – активно работает над созданием новых средств вооружения – они уже разрабатываются и испытываются. В их числе - гиперзвуковые летательные аппараты, высокоточные ракеты, космические самолёты. Фактически они могут переходить, выполняя боевые задачи, из космоса в воздушное пространство, и снова подниматься в космос, при этом действовать  на очень высоких скоростях и высотах.

В случае ведения военных действий против России Северо-Атлантический альянс может использовать средства воздушного нападения в пределах воздушного пространства, такие, как самолёты стратегической, бомбардировочной, тактической авиации, крылатые ракеты морского и воздушного базирования, беспилотные летательные аппараты. Их превосходство на этом направлении – более чем в три раза. Кроме того, при развязывании ядерной войны противник может использовать межконтинентальные баллистические ракеты, а также крылатые ракеты в ядерном снаряжении.

И хотя по российской военной доктрине потенциальный «супостат» чётко не обозначен, однако примеры Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии, Египта и других стран, ставших объектами американо-натовской агрессии, продемонстрировали объективную необходимость «держать порох сухим». Поэтому и потребовалось объединить в единую систему все силы и средства ракетно-космической обороны, противовоздушной обороны, Космических войск. На основании решения Президента РФ с 1 декабря 2011 года был создан новый род войск – Войска Воздушно-космической обороны.

Однако мало создать войска, нужно ведь создать и оборону. А вот с этим у России в настоящее время полный провал. Системы Противоракетной и Противовоздушной обороны носят лишь очаговый характер, большая часть территории страны вообще не охватывается радиолокационным контролем. И в самом незавидном положении оказалась истребительная авиация ПВО, укомплектованная в основном знаменитыми перехватчиками МиГ-31 и оставшаяся в подчинении Военно-воздушных сил. Бравые генералы ВВС стали фактически ликвидировать оказавшиеся вдруг «ненужными» МиГи (только за последний год из штатного состава выбыло 130 самолётов). Из состоявших на вооружении свыше 500 машин всего в войсках осталось чуть больше сотни МиГов. Дальнейшее их производство в середине 90-х годов не без влияния заокеанских «друзей» Б.Ельцина было свёрнуто.

В то же время уникальные лётные качества и боевые возможности этого самолета отмечают многие авиационные специалисты. Этот всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия в его новейших версиях по своим тактико-техническим параметрам до сих пор превосходит и в ближайшие 10 лет будет превосходить современные зарубежные аналоги.

По мнению многих военных экспертов, только боевые авиационные комплексы на основе модернизированных типов самолёта МИГ-31 могут закрыть зияющие «бреши» воздушно - космической границы страны, особенно на Севере, Северо-Востоке страны, в Сибири, где расположены ключевые для экономики энергокомплексы, нефте- и газопромыслы, а также в Арктической зоне. Других средств, способных выполнить эту задачу, в настоящий момент у России нет и в обозримом будущем не будет.

Именно поэтому с начала текущей весенней сессии Государственной Думы я со своими товарищами вплотную занимаюсь проблемой возрождения уникального истребителя-перехватчика, который до середины 90-х годов производился на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол». Мы выезжали на этот завод и другие предприятия оборонно-промышленного комплекса, задействованные в модернизации и ремонте самолетов данного типа и двигателей к ним (Правдинский радиозавод в Нижегородской области, КБ «Авиадвигатель» и Пермский моторный завод в Пермском крае, ряд предприятий в Москве и Московской области), провели встречи с лётчиками, учёными, конструкторами и военными экспертами.

В результате проведённой работы выяснилось, что распространявшиеся противниками возрождения МиГ данные об отсутствии двигателей для них не соответствуют действительности – в ремфонде хранится свыше 600 таких двигателей, которые после восстановительного ремонта могут быть установлены на боевых самолетах. На авиастроительных предприятиях ещё сохранились производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав опытных специалистов и документация, необходимые для возобновления работ по производству и модернизации самолётов. По мнению экспертов, это более чем на треть может снизить общие производственные затраты.

11 апреля 2013 года в Государственной Думе по инициативе фракции КПРФ и Комитета Госдумы по обороне, состоялись парламентские слушания по вопросам использования боевых авиационных комплексов на основе самолёта МИГ-31 в обеспечении Воздушно-космической обороны страны и необходимости их дальнейшего производства. В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители ВПК при Правительстве РФ, Совета Безопасности, Министерства обороны, иных государственных органов и оборонно-промышленного комплекса.

В процессе активной дискуссии абсолютное большинство участников слушаний пришли к выводу о чрезвычайной важности проблемы сохранения и увеличения группировки истребителей-перехватчиков дальнего действия для обеспечения надёжной защиты воздушно-космических границ России.

Не согласными с такой позицией оказались представители ВВС, которые как раз и оставили от группировки МиГов «рожки да ножки». Особенно удивила присутствующих тирада Главкома ВВС генерал-лейтенанта В.Н.Бондарева: «поверьте мне, как Главкому, ни одна страна в мире - ни Соединенные Штаты Америки, ни Китай, ни Россия, не сможет защитить себя от внешних угроз, от нападения такого же примерно противника как и мы, или превосходящего». По такой логике, если невозможно защититься, то и незачем укреплять оборону. Наверняка с российским генералом не согласятся США и Китай, которые предпринимают активные меры для защиты своих рубежей. Я надеюсь, что эта точка зрения не возобладает и в руководстве России.

Участниками слушаний приняты рекомендации Правительству Российской Федерации, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, Министерству обороны, Министерству промышленности и торговли, существо которых сводится к следующему:

- рассмотреть вопрос о передаче группировки истребителей-перехватчиков МиГ-31 в непосредственное подчинение командованию войск ВКО с соответствующими полномочиями для участия в формировании Государственного оборонного заказа;

- прекратить утилизацию и выведение за штат самолётов данного типа;

- продолжить плановую модернизацию истребителей-перехватчиков МиГ-31;

- сформировать при Правительстве РФ комиссию с привлечением представителей Минобороны, Минпромторга и предприятий ОПК для изучения вопросов о техническом состоянии имеющихся в наличии самолётов данного типа и двигателей к ним, об их потребности для выполнения задач войск ВКО, о целесообразности расширения их модернизации либо возобновления производства на российских оборонных предприятиях, о сроках выполнения этих работ, прогнозируемых финансовых затратах и мерах по оптимизации расходов, а также для выработки конкретных предложений руководству страны.

- начать проведение опытно-конструкторской работы с целью создания на базе самолёта МиГ-31 перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата с новыми лётными качествами и боевыми возможностями, способного обнаруживать и уничтожать современные и прогнозируемые средства воздушно-космического нападения.

- внести необходимые коррективы в Государственную программу вооружения на 2011-2020 годы, в  Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года», в проекты Государственного оборонного заказа на 2014 и последующие годы, в проект Государственной программы вооружения на 2016-2025 годы и в закрытую часть Государственной программы «Социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2014-2025 годы».

По результатам парламентских слушаний нами направлены письменные обращения Президенту России В.В.Путину, Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву, Председателю Государственной Думы С.Е.Нарышкину, Министру обороны С.К.Шойгу, Начальнику Генерального Штаба Вооружённых Сил РФ В.В.Герасимову.

Публикуя материалы парламентских слушаний, мы надеемся на дальнейшую поддержку нашей инициативы со стороны офицеров, генералов и служащих Министерства обороны, представителей иных государственных органов, лётчиков, конструкторов, учёных и других людей, заинтересованных в укреплении обороноспособности нашей страны. Полагаем, что наша совместная работа поможет обеспечить поставку в Вооружённые Силы уникального боевого авиационного комплекса для выполнения задач ВКО и других войск.

У России должен быть непревзойденный многофункциональный самолёт дальнего перехвата, которому не будет равных в мире, а возродившийся МиГ будет вызывать чувство гордости за нашу Великую страну, её Вооружённые Силы, Советскую и Российскую науку и промышленность.

Свою позицию по данной теме прошу сообщить на мой сайт www.tarnaev.ru либо на e-mail: tarnaev952@mail.ru, а также на сайт КПРФ.

 

Выдержки из стенограммы

парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по обороне

на тему: "Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы" 

Здание Государственной Думы. Малый зал. 11 апреля 2013 года. 11 часов.

Председательствует председатель Комитета по обороне В.П.Комоедов.

Г.А. Зюганов, руководитель фракции КПРФ:

- Уважаемые участники наших слушаний! Хочу вас поблагодарить за то, что дружно собрались на рассмотрение одного из самых важнейших и принципиальных вопросов, за которым стоит реальная модернизация страны.

Хочу вам напомнить, что одна из самых эффективных модернизаций в истории нашего государства была при Петре Великом, когда только те, кто воспитывался на заводах в Туле, уехал на Урал. Построили почти две сотни заводов и нашу страну вывели в ведущие державы по производству металла, и промышленность развивалась десятикратными темпами.

В ходе сталинской индустриализации мы за десять лет построили шесть тысяч на ту пору лучших заводов, которые и обеспечили Крылья Родины. Объединение "Сокол", которое выпускало МиГ-31, только оно дало каждый третий истребитель на фронты Великой Отечественной войны.

Следующая модернизация прошла под руководством Брежнева и Косыгина и за 15 лет создала главную энергетическую базу страны, позволила обеспечить ракетно-ядерный паритет и уберегла мир от большой войны. Много из того, что сегодня используется, в том числе и наполняет наш бюджет, заложено было в те годы.

Мы создали авиационную базу одну из лучших. На 15 авиационных заводах в своё время производили 1,5 тысячи летательных аппаратов. В целом наша истребительная авиация никому не уступала в мире, а образцом этой авиации был МиГ-31.

Эта проблема сегодня вышла на первый план не только потому, что крайне важно развивать нашу отечественную авиацию, а потому, что крайне важно сохранить многие технологические цепочки, без которых невозможен прорыв в будущее.

Современные двигатели могут изготавливать всего 5 стран мира. Исключительно важно нам не только сохранить это лучшее, но и его приумножить.

И я очень хотел бы, чтобы обсуждение этой проблемы на наших слушаниях дало новый толчок поддержки авиации и реализации той программы, которую обещает запустить на поток президент, направив на эти цели 5 триллионов рублей. Мы максимально будем способствовать этому процессу, но крайне заинтересованы в том, чтобы с этими деньгами не случилось то, что случилось с огромными ресурсами, которые мы "вкачивали" в военно-промышленный комплекс под руководством Сердюкова.

В.П. Комоедов, Председатель Комитета Госдумы по обороне:

- Комитет Государственной Думы по обороне продолжает проведение серии парламентских слушаний и заседаний комитета, посвящённых вопросам законодательного обеспечения обороноспособности нашего государства. Их целью является выработка рекомендаций и предложений по принятию симметричных нестандартных и эффективных мер с минимальными экономическими и финансовыми затратами для парирования потенциальных угроз.

События последних двух десятилетий указывают на то, что мир стоит на пороге радикальных перемен. Россия после 2012 года может оказаться в центре ожесточённой борьбы за природные богатства. Внешние военные угрозы для России становятся всё более реальными и ощутимыми. Война вновь стала средством проведения политики.

После 1945 года Соединенные Штаты Америки более 300 раз прибегали к военной силе, в том числе около 200 раз совершали прямую вооруженную агрессию на территориях других стран, чтобы разрешить проблемные ситуации, отвечающие американским политическим и экономическим интересам.

Основной силой, потенциально способной создать угрозу безопасности России, остается Североатлантический союз во главе с Соединенными Штатами Америки. Соединенные Штаты и НАТО в настоящее время планируют и активно готовятся к войне на всех континентах. Они разработали в 2008 году стратегию модернизации армии.

На нас готово обрушиться около 5 тысяч ракет морского базирования, которые способны охватить территорию европейскую и дальневосточную до 80 процентов, и нанести поражение нашему оборонно-промышленному комплексу до 60-65 процентов.

Если к морской группировке добавить сухопутную, то только по самолетам на Западе ожидает нас более 4,5 тысяч самолетов, на Востоке - около 5,5 тысяч.

Я провел небольшой анализ возможностей внешних угроз, которые при определенных условиях могут быть использованы против нашей страны. Но есть еще и внутренние угрозы.

Промышленное производство в России только достигло по добыче угля на данный момент уровня 1957 года, по грузовым автомобилям производство 1937 года, комбайнов 1933, тракторов 1931, обуви, мы спустились с дореволюционных времен, 1900 год, и вагонов и ткани 1910 год. Так, конечно, Россия, наверное, низко не падала.

На парламентских слушаниях сегодня мы рассматриваем вопрос: как защитить нашу страну от средств воздушного нападения противника с наиболее вероятных направлений. Не упустить господство в воздухе хотя бы над своей территорией и на подступах к своей стране.

В общей сложности ВВС России насчитывают 80 стратегических бомбардировщиков, 150 дальних бомбардировщиков и 953 машины истребительной авиации. Общий состав боевой авиации (по данным открытых источников) - соотношение сил один к трем не в нашу пользу.

Вывод: России нужна современная авиация для воздушно-космической обороны. Возобновление производства самолета-перехватчика МиГ-31 - это не конкуренция Су-35С, а дополнение достоинств и устранение недостатков двух наших непревзойденных самолетов.

Учитывая важность вопроса, членами Комитета Госдумы по обороне, проведено глубокое изучение этой проблемы с выездом в действующие войсковые части и на предприятия ОПК.

В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что в относительно короткие сроки можно восстановить производство уникального авиационного комплекса для выполнения задач воздушно-космической обороны. Вооруженные Силы России будут иметь на долгие годы многофункциональный непревзойденный самолет дальнего действия, которому не будет равных в мире.

А.Н. Квочур, заслуженный лётчик-испытатель, Герой России:

- Трудно жить по правде в наше время. Мы для того здесь и собрались, так много нас, различных людей, чтобы каждый высказал свою точку зрения, поэтому немножко об этом уникальном самолете.

Что такое самолет МиГ-31М? Это глубокая модификация была самолета МиГ-31, и без того очень неплохого самолета.

1988-1989 годы. Испытание на летно-тактические характеристики боевого комплекса самолета МиГ-31М, в которых достигнуты максимальные параметры: 2,83 Маха с шестью ракетами К-37, и даже с десятью ракетами, они назывались Р-37, и две средней дальности, то есть десять ракет, общая масса порядка 4 тонн.

1994 год. Поздравление Б.Н.Ельцина в КБ имени Микояна по случаю первого и невероятного по тем временам, да и сегодня, уничтожения малогабаритной мишени на дальности пуска 300 километров. После этого было, насколько я знаю, прекращение работ, и самолеты эти поставлены «к забору», где и стоят до сих пор.   

Надо понимать, что большинство самолетов, которые сегодня находятся в эксплуатации, имеют предельный или запредельный износ по планеру, по двигателям, по комплектующим изделиям. По всем этим самолетам, так же как и по МиГ-23 в значительной степени утеряна или  сильно сжалась кооперация, которая делает агрегаты, комплектующие изделия, оборудование и так далее. 

Что же делать в этих условиях? Те производства, которые есть, например, Нижегородский - это уникальный завод, я бывал там много раз, когда забирали мы машины вот эти новые "07" и "05", нужно восстанавливать быстрее и раскручивать в них работу.

Предлагаю подумать и принять вот такое решение: можно объединить модернизацию по оборудованию, по оружию самолета БМ, МиГ-31БМ и вот этой вот 05 машины МиГ-31М. Всё это будет единая кооперация по всему, но будет иной самолет, с точки зрения летно-тактических характеристик.

М.И. Каштан, член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ:

- Я хотел бы сразу поблагодарить Комитет Государственной Думы по обороне за столь большое внимание, которое он уделяет развитию боевой авиации в Российской Федерации. Сегодня мы рассматриваем перспективы развития истребительной авиации, в частности самолета МиГ-31БМ. Я думаю, в этом зале нет людей, которые не понимают, что это уникальный самолет. Именно, потому что он уникален, он до сих пор находится в боевом составе Военно-воздушных сил, активно эксплуатируется и включен в государственную программу вооружения в целях модернизации 60 экземпляров этого самолета.

К сожалению, на мой взгляд, направление модернизации, которое сейчас осуществляется, продвигается несколько не в том направлении по следующей причине. В свое время, когда были объединены Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны страны, истребительная авиация, перехватчики, включая самолеты, и части, вооруженные самолетом МиГ-31, были объединены с Военно-воздушными силами. Естественно, Военно-воздушные силы в целом решают не только задачи перехвата воздушных целей на всех высотах, включая космические цели, они решают задачи по поражению наземных и морских объектов. Одним из направлений модернизации самолетов сейчас является придание ему функции фронтового бомбардировщика, включая возможность бомбометания с применением управляемых авиационных бомб.

На мой взгляд, необходимо сохранить направление развития самолета МиГ-31 в качестве сверхзвукового дальнего истребителя перехватчика, способного перехватывать воздушные цели как на малых высотах, так и космические аппараты, которые входят в атмосферу на гиперзвуковых скоростях.

Именно это направление - дальнейшее развитие самолета должно стать перспективным. И я ни на секунду не сомневаюсь, что и в следующей программе "Вооружения" мы продолжим модернизацию парка самолетов МиГ-31БМ, учитывая вот то направление, о котором я только что сказал.

Необходимо на первом этапе восстановить летную годность всех имеющихся воздушных судов МиГ-31, всех, которые есть, а это примерно около 300 самолетов, по моей оценке, может быть чуть больше, чуть меньше, здесь нужно рассматривать каждый самолет, возможность, по отдельности.

В дальнейшем, конечно, нам такой самолет обязательно нужен, поскольку те вызовы и угрозы, которые были изложены в докладе, которые мы прекрасно все знаем, возможность нанесения удара из космоса, американский челнок космический летает в космосе годами, входит в атмосферу, выходит из атмосферы, и противодействие по нему, конечно, необходимо иметь, в том числе и со стороны истребительной авиации.

Кроме того, на мой взгляд, необходимо посмотреть, с учетом развития войск воздушно-космической обороны, возможность передачи обратно ей каких-то подразделений и частей истребительной авиации, когда они будут целенаправленно в единой системе огневого поражения воздушных и космических целей осуществлять перехват этих целей на всех высотах, включая стратосферу, поскольку только один этот самолет способен выполнять эти боевые задачи в настоящее время.

И третье. Сейчас эта работа в Министерстве обороны развернута, это создание специально и новых видов вооружения для этих и других самолетов.

Вот по этому пути модернизации, если мы пойдем сейчас на первом этапе в рамках государственной программы "Вооружения-2020", и первого этапа, может быть, государственной программы "Вооружения-2025", мы сохраним парк самолетов МиГ-31, придадим ему новые боевые свойства, и обеспечим выполнение тех задач по перехвату воздушных космических целей, которые стоят перед Военно-воздушными силами.

Новой программе, государственной программе "Вооружение", конечно же, необходимо начинать работы по созданию нового самолета, имеющего гораздо лучшие свойства, чем самолет МиГ-31.

В.Н. Бондарев, Главнокомандующий ВВС:

- Я хочу в начале своего выступления сразу сказать: этот самолет нужен Военно-воздушным силам, летчики его любят и летают с удовольствием на этом самолете. Возможности у него огромные. Но, к сожалению, как и все мы, здесь сидящие, и всё остальное в этом мире, имеет тенденцию к старению.

По предварительным данным (мы прорабатывали этот вопрос - воспроизводство данного самолета), двигателисты просят 15 миллиардов рублей (это только на завод), самолетчики - 10 миллиардов рублей, вся кооперация - 198 самолетов.

Чтобы довести этот самолет до уровня современного, необходимо провести ОКР, в котором заменить то оборудование, которое на нем стоит, прежде всего, это навигационное оборудование устарело морально и физически, систему вооружения, станцию. Уже сейчас самолеты, которые выходят у нас, Су-35, Т-50 их станция позволяет в два раза дальше видеть и распознавать цели и работать по ним, по сравнению с МиГ-31. Далее. Так вот, на этот ОКР тоже примерно ещё 25 миллиардов рублей - это минимум. Итого получается, по предварительным подсчетам, 50 миллиардов рублей.

И поверьте мне как главкому, ни одна страна в мире - ни Соединенные Штаты Америки, ни Китай, ни Россия, не сможет защитить себя от внешних угроз, от нападения такого же примерно противника как и мы, или превосходящего.

У нас Север открыт не потому, что там МиГ-31 нет, у нас Север открыт из-за того, что там нет радиотехнических войск, по одной простой причине, что армия у нас всего-навсего 1 миллион человек. Чтобы закрыть всё это дело, давайте увеличим до 2 миллионов, если есть силы и средства.

Я хочу сказать некоторые цифры.

Вот те 2,83 Маха, которые выдавал этот самолет, ограничены, он уже летает не 2,83 маха, он летает всего-навсего полтора Маха, по одной простой причине - не выдерживает стекло. Стекла у нас в России мы, оказывается, не можем произвести. Это первое.

Второе. Бортовая цифровая вычислительная машина, которая на нем стоит, элементная база 60-х годов. Поменять программу невозможно. Улучшить характеристики невозможно. Она уже устарела. Другую надо ставить, только через ОКР.

Далее. Сотовые наполнители, аналогичным образом, идут микротрещины. Вы знаете, хранение всех самолетов у нас на открытой площадке, идет вспухание обшивки, и так далее и тому подобное.

Но мы, тем не менее, эксплуатируем, мы боремся и держимся за этот самолет, и будем модернизировать его в том варианте, какой он нужен Военно-воздушным силам, и то, что он помимо своих истребительных задач еще решает задачи по земле, да честь и хвала этому самолету. И тут не надо в укор ставить. Слава Богу, что наши конструктора сделали и эту еще ему задачу. И все будут знать, что если он ракеты кинул, вернее, выпустил, то он еще и бомбой может кого-нибудь удивить.

А.А. Иноземцев, Управляющий директор - Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель»:

- Очень много циркулирует информации, мягко говоря, недостоверной, поэтому моя задача, чтобы вы получили эту информацию для принятия уже последующих решений - либо возобновления производства, либо модернизации парка МиГ-31-х, и так далее.

Я должен сказать, чтобы все поняли уникальность двигателя этого самолета. Он существенно мощнее двигателей, которые стоят и на Су-27, почти в полтора раза на семействе Су-27, и почти в два раза мощнее, чем на МиГ-29, у него тяга 15,5 тонн, более мощные двигатели только на Ту-160, стратегическом бомбардировщике.

Этот двигатель имеет экономичность на 60 процентов лучше, чем его предшественник Р-15-Б-300 на самолете МиГ-25.

Кроме этого, двигатель должен разогнать самолет на 2,83. Он же должен обеспечить максимальную скорость полета у земли, мах 1,23, то есть сверхзвук для преодоления у земли средств ПВО.

Статический потолок самолета 24 километра. Динамический  - 35 километров. И всё это один и тот же двигатель должен обеспечить работу.

Ничего подобного в мире до сих пор нет, хотя самолет, двигатель стоит на вооружении очень давно, ничего подобного нет. По отдельным параметрам другие двигатели имеют такие же характеристики, но в сочетании - уникальность этой машины.

Мы совместно с представителями Минобороны, с ремонтными заводами, проанализировали весь парк имеющихся сегодня двигателей, всего их было выпущено 1497 штук. Наш анализ показал, что сегодня в ремфонде, в наличии, 1231 двигатель

Значит, вот такой огромный ремфонд существует сегодня, и он находится в очень хорошем состоянии по выработке ресурса благодаря тому, что практически последние 20 лет самолет очень мало летал.

Не нужно для этого никаких 15 миллиардов, для этого нужно порядка 1 миллиарда рублей и полностью программа капитальных ремонтов будет для военных обеспечена. У двигателя огромный модернизационный потенциал.

Говорилось здесь и о самолете МиГ-37М, мы для него двигатель уже сделали, успели до разрухи. Более облегченная версия этого двигателя летает на "Беркуте" - на экспериментальном самолете Сухого, доказывая свою работоспособность для маневренного самолета-истребителя. Модернизация этого двигателя летает на высотном самолете-разведчике М-17, который в противовес У-2 был создан.

Ну и, если не понадобится для обороны Родины, мы с Газпромом сейчас на базе этого двигателя запускаем великолепную машину для газоперекачки электроэнергии производства, порядка 40 мегаватт мощности.

С.С. Коротков. Генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации "МиГ":

- Напомню вам, что середина 70-х годов - это был Советский Союз, была доктрина, был определен вероятный противник, были поставлены задачи всем, работала вся промышленность, работали научно-исследовательские институты, разрабатывались новые материалы, разрабатывались колеи, профиля, прокаты, ну всё, что нужно было, для решения этой задачи. То есть над решением этой задачи работала вся страна.

Мы говорим сегодня о самолете МиГ-31. На самом деле МиГ-31 имеет много лиц. Первый объём самолетов, который был выпущен, это период 1976-1988 год, их было выпушено 349 штук. Дальше была модификация этого самолёта, он называется сегодня МиГ-31ДЗ, выпускался с 1988 по 1990 год, их выпущено было 101 самолёт. После этого разработан был самолёт МиГ-31Б, и выпущено их было 69 самолётов.

Сегодня Министерством обороны принято совершенно правильно решение о модернизации этих самолётов, и такой контракт заключён с авиастроительной корпорацией "МиГ", и мы сегодня его выполняем. На сегодняшний день у нас в соответствии с контрактом модернизировано 50 самолётов порядка на базе самолётов МиГ-31Б, которые превращены в самолёт МиГ-31БМ.

Модернизация системы управления вооружения С-800, которая позволяет обнаружить воздушные цели на удалении там 300 километров. Также самолёт оснащён комплексом, который обеспечивает комплексную регистрацию обработки всей полётной информации, что раньше не делалось. Проходит модернизация бортовой цифровой вычислительной системы. У этого самолёта появился мобильный комплекс обслуживания повышения автономного его применения. Также корпорация ведёт работу по увеличению назначенного срока службы самолёта с 20 лет до 28-ми.

У нас составлен подробный перечень предприятий, которые на сегодня прекратили производство тех или иных комплектующих изделий. Это и радиоприбор - антенно-фидерная система, и "Саратов", автомат форсажной тяги. Это и "Маяк" (город Москва), блок противопропажной системы "Левсий" (город Киров), "Респиратор" (Орехово-Зуево), Новосибирск "Электросигнал", Новосибирский завод имени Чкалова, Раменский приборостроительный завод и так дальше.

Поэтому мы проделали работу и посчитали, сколько нужно денег. Их действительно нужно достаточно много, от 30 до 50 миллиардов рублей, которые требуются для восстановления производства самолёта МиГ-31 в том понимании, о котором мы сегодня говорим.

Ю.И. Белый, Генеральный директор Научно-исследовательского института приборостроения:

- Так исторически получилось, что система "Заслон" истребителя "МиГ-31" была, в общем-то, родоначальником целой серии, целого семейства локационных систем. Но система "Заслон", это не один локатор. Это система управления вооружением, которая включает в себя локаторы с электронным сканированием луча, теплопеленгатор 8-ТК, прицельно-пилотажный индикатор, система госопознавания.

Нет производства СВЧ приборов для передатчиков. Элементная база, которая заложена, есть общего применения, есть микросборки, которые разрабатывались специально для этой системы, было специальное производство, которое на сегодня отсутствует. Воспроизводить на новой элементной базе - это та же самая новая ОКР со всеми вытекающими финансовыми и временными потерями.

Р.П. Таскаев, заслуженный лётчик-испытатель, Герой России:

- В 1987 году проводились командующим авиацией и ПВО Владимиром Ивановичем Андреевым учения, в которых принимали участие два опытных самолёта Су-27 Б, оборудованный дозаправкой и МиГ-31, оборудованный дозаправкой. Эти работы проводили в Баренцевом море в совместном полете. В разведывательно-ударную группировку входил самолет А-50, самолет-танкер и два этих самолета. Они выполняли барражирование в Баренцевом море вплоть до Серверного полюса и выполняли перехваты самолетов, которые изображали нападение вероятного противника.

При этом работа происходила таким образом, что А-50, с его возможностями, обнаруживал далеко идущие цели, давал цели указание по радиолинии на самолет МиГ-31, самолет МиГ-31 выполнял сверхзвуковой бросок и на дальних рубежах выполнял сверхзвуковой перехват идущих целей. После этого он уходил на дозаправку, а прорвавшихся противников добивал самолет Су-27, выполняя вокруг Ту-95 петли, имитируя воздушный бой. И дальше мы, после дозаправки, уходили с посадкой на ледовый аэродром на Земле Франца Иосифа.

Два этих самолета прекрасно дополняют друг друга, и говорить о том, что какой-то самолет может выполнить функции другого, нельзя. Только вот в такой совокупности, что самолет, не важно, он там Су-27, Су-35 или ... это высокоманевренный самолет, он не сможет выполнить того, что выполняет самолет МиГ-31, так же как и самолет МиГ-31 не сможет выполнить высокоманевренный воздушный бой. То есть эти две тематики обязаны существовать совместно.

Поэтому споры о том, какой самолет лучше или хуже, они бессмысленны. Самолету МиГ-31 необходимо жить в совокупности с этими самолетами.

Характеристики этого самолета действительно уникальны. Вообще в мире существовало два самолета, способных выполнять перехват на этих режимах. Это высоты до 20-ти километров со скоростями до 3 тысяч километров в час. Это самолет МиГ-31 и его старший товарищ, самолет МиГ-25. Больше в мире нету.

Хотелось бы сказать по Нижегородскому заводу: на "Соколе" прекрасное конструкторское бюро, которое помогало нам дорабатывать эти самолеты и технологичность их производства, хорошая производственная база. Прекратив производство этих самолетов, мы превращаем этот очень нужный завод и всю его базу в ранг агрегатного цеха. Это не по государственному. Поскольку на заводе сохранилась оснастка возможностей и самое главное - сохранились технологии поддержания и создания таких машин.

Сама платформа самолёта МиГ-31, его особенности МиГ-31М с двигателем изделия 64, это я вам скажу, как лётчик, это "песня".

А.В. Карезин, Генеральный директор Нижегородского авиационного завода "Сокол":

- Авиастроительный завод "Сокол", который я представляю здесь, это единственный изготовитель этого самолёта. Мощности на заводе сейчас развиваются, идёт модернизация и реконструкция производства. Технологические цепочки, которые способны воспроизводить самолёт МиГ-31, сохранены. При определённых временных и финансовых затратах мы при поставленных задачах будем способны производить данную авиационную технику.

П.С. Дорохин, член Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, зампредседателя Комитета Государственной Думы по промышленности:

- При 5 триллионах средств, заложенных на модернизацию и поставки в войска современной техники даже 50 миллиардов - это 1 процент. Если на чашу весов класть две составляющие, то есть весь комплекс всех видов самолётов боевой техники, которая находится в авиации в войсках, то один из главных выводов о том, что развитие этого комплекса истребителей-перехватчиков МиГ-31, я имею в виду, естественно, его модернизационный вариант, о котором сейчас все говорили, он перевешивает все остальные.

Сердце любой машины - это двигатель. Двигатель МиГ, как в тексте говорилось, в настоящее время намного мощнее, чем двигатель любого другого военно-воздушного аппарата. Он работает в тех условиях, где не могут работать и другие. Ни один двигатель не может делать то, что делает он. Он уникален по настоящее время.

За 20 лет, действительно мы годы эти называем 20 потерянных лет, потому что если бы была другая политическая воля, другой политический курс, эти вопросы были бы решены, взаимосвязи, смежники и так далее, намного раньше. Может быть, как в советское время была бы более конкурентной среда внутри конструкторских бюро. При создании одной монополии не были бы порушены наработки в других конструкторских бюро. Но мы сейчас выходим на то, что мы имеем.

Ещё раз хотел бы напомнить об основных преимуществах МиГ-31 над другими самолётами-истребителями мира.

Первое. Тяжёлые ракеты воздух-воздух, имеют самую большую дальность полёта после пуска именно с этого самолета. Подвеска указанных ракет на МиГ-31 М полу-утоплена и практически не ухудшает аэродинамику самолёта, что позволяет достигать максимальную расчётную скорость в 3 тысячи километров в час и высоту, как уже говорилось, 20-25 километров. В дуэльной ситуации это обуславливает возможность уничтожать самолёты противника без риска собственного поражения за счёт досягаемости ракет, запущенной с большой высоты и с большей скоростью.

Количество этих фактов перевешивает всё сказанное предыдущими ораторами, в том числе и Главкомом ВВС.

Также давайте вспомним опыт Югославии. Удары НАТО тоже были точными и в целом всем известно, были склады боеприпасов, оружия уничтожены, атакам подверглось 958 объектов, уничтожено 527. Это о чем говорит? Использовалось точечное оружие, которое будет использовано в современной войне. И, надо сказать, тем не менее, натовские пилоты боялись югославских, сербских летчиков, которые летали на устаревших самолетах МиГ-21. То есть сам вот этот символ – МиГ - который мы восстанавливаем и который мы хотим усилить, будет играть колоссальную роль.

Действительно для отражения всего комплекса ударов с воздуха, прежде всего, крылатых ракет и плюс контроля нашей территории со стороны космоса, в космическом пространстве, может решать только вот этот комплекс МиГ-31 или какую следующую модификацию мы ему присвоим. Тех 122 машин, что у нас есть, недостаточно. Модернизации их недостаточно. Значит, с учетом того, что на складах находятся двигатели, которые срок годности ещё и, кстати, их выработка ресурса достаточная, ещё как минимум 200 машин, 150-200.

То есть мы говорим не о каких-то непонятных заоблачных полетах. Мы говорим о конкретном вопросе, который может и должен быть проработан. И я призываю представителей военно-промышленной комиссии, правительства к этому прислушаться, Давайте двигаться вперед.

С.Е. Савицкая, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне, дважды Герой Советского Союза:

- Самолет МиГ-31 - это даже не самолет, это авиационный комплекс. И он создавался именно для войск ПВО. И назначение его было именно перехват воздушных целей.

Хочу также заметить, что МиГ-31 создавал не РСК "МиГ", а создавало ОКБ "Микоян" и ММЗ "Зенит", если я не ошибаюсь. И я думаю, что РСК "МиГ" сейчас имеет неплохую возможность проявить себя, Не говорить о том, что одно невозможно, другое невозможно, а проявить себя и создать новую машину на основе МиГ-31. Я как раз поддерживаю то, о чём было сказано представителем приборостроителей, о том, что это должна быть машина, но с новой "начинкой". Но говорить о том, что это так сложно и что огромные средства будут затрачены, это совершенно неправильно.

Вот тут Главком ВВС сказал про стёкла и ограничение по сверхзвуку. Ну есть ограничение. А почему вы не заказывали эти стёкла, вы, заказчики? Почему вы не заказали эти стёкла и не поменяли? А завод есть, который заказывают. Ну понятно, что бомбить проще по земле. Я понимаю, что ВВС, это не ПВО. Так надо было заказывать, а не говорить, что ничего нельзя. Это один такой пример.

Не надо рассказывать нам о том, что сейчас ничего невозможно восстановить. Да, что-то осталось за границей. А у нас в аэрокосмической отрасли, что, не осталось? У нас там было больше производство, в ракетно-космической отрасли. На Украине было очень много. Ну и что? Всё здесь восстановили, делали здесь, что-то по кооперации продолжаем делать. Не надо говорить, что этого нельзя, основываясь на том, что всё потеряно. Наоборот, я думаю, что представители промышленности, конечно, обязаны просто сделать всё для того, чтобы не просто модернизировать, а, взяв за базу, как правильно было сказано, фюзеляж, который есть, двигатели уникальные, которые есть. Электроника есть. Можно делать машину с новой начинкой.

Фюзеляж уникальный. Не забудьте, что на нём было при создании этих фюзеляжей "25-й", МиГ-31, титановый корпус, решена проблема теплового барьера. Это правильно было, ещё раз подчёркиваю сказанное, что это технология для перехода на гиперзвук. А гиперзвуком сейчас занимаются все авиационно-развитые страны.

А если мы сейчас будем говорить, что не надо восстанавливать, возьмём только старые корпуса МиГ-31, модернизируем, начиним, а не будем возрождать производство, ну что, ну потеряем мы на заводе "Сокол" эту линию. У нас в комитете есть информация, что уже имеются какие-то бумаги для того, чтобы линия по производству "31-го" фюзеляжа была ликвидирована.

Теперь дальше. Необходимо приостановить утилизацию существующих самолётов МиГ-31, а утилизация идёт. А там есть комплектующие, которые можно снять и использовать и в модернизации, и в производстве нового. Складывается впечатление, что есть силы, которые имеют рычаги управления в авиапромышленности, особенно в боевой, которые так подспудно делает всё, чтобы это производство высокотехнологичное, лучшие в мире самолёты вот эти, не возобновились. И когда нам рассказывают, что вот у нас будет Т-50, Су-35, но это же разные машины. Одно дело, фронтовой бомбардировщик, другое дело, авиационный комплекс, перехватчик.

Дальность пуска какая у МиГ-31? Минимум 240, а у Су-35, извините, какая? 40 километров. Вопросы есть? Я неправа, командующий ВВС? Ну значит, Вы не знаете, на таких машинах не летали, поэтому и не знаете. А лётчики-испытатели, которые знакомы с машиной, знают.

Машина МиГ-31 - это не машина для нынешних ВВС. Это машина для Войск Воздушно-космической обороны, она должна решать задачи именно воздушно-космической обороны. Эти войска созданы и существуют.

МиГ-31 у нас до сих пор не участвовал в военно-техническом сотрудничестве, до сих пор не экспортировался. Мы всегда делали машины, которые можно было продавать с более упрощённой, несекретной комплектацией по вооружению и по начинке, это большой потенциал для военно-технического сотрудничества, и у нас его будут покупать с удовольствием.

Вопрос о возобновлении производства на заводе "Сокол", вопрос о запрещении ликвидации этой технологической линии, это самый главный вопрос на сегодняшний момент. Надо его ставить вопрос перед правительством.

У нас, в авиапромышленности, никогда раньше не было мысли, что мы не можем сделать, никогда не придумывали поводов, что мы почему-то не можем. Всегда смотрели, что надо сделать, и делали. И кто бы нам ни мешал, я думаю, что мы этот вопрос всё равно будем решать и добиваться возобновления производства и с новой начинкой этой машины. Может быть, через 50 лет сделают другую, ради бога. Пусть у нас ОАК закладывает машину, равной этой, и начинает делать лет через 15, может быть, сделает, хотя сомневаюсь.

Председательствующий.

Светлана Евгеньевна, спасибо вам большое.

Я как раз в подтверждение ваших слов хочу, вот здесь нам письменная поддержка поступила от заместителя Министра обороны Российской Федерации генерал-полковника Остапенко, который недавно был Главкомом в ВКО: «вопрос использования боевых авиационных комплексов МиГ-31 в интересах воздушно-космической обороны и других родов войск в настоящее время для Росси актуален».

Н.А. Гусев, Генеральный директор МКБ "Вымпел":

- Я представляю тактическое ракетное вооружение. Если вы помните, когда в 1976 году впервые на этот комплекс, на ракетный комплекс были поставлены ракеты, были ракеты 40, 60 и 33, которые сегодня фактически уже сняты с производства. И сегодня мы фактически вместе с МиГом разрабатываем уже новый комплекс - он фактически в три раза превышает те комплексы, которые существовали ещё в те годы, когда в 1976 году его ставили на вооружение.

Надо реально смотреть на те вещи, с которыми сегодня сталкиваются предприятия промышленности. Нужно помочь этим предприятиям, потому что сегодня практически 80 процентов предприятий - это частные предприятия, которые невозможно заставить, чтобы они делали те или соответствующие комплектующие. И здесь надо смотреть в комплексе на эту проблему.

В.Н. Тетекин, член Комитета Госдумы по обороне:

- Я думаю, что проблема, которую мы сегодня обсуждаем, имеет три составляющих:

Первое. Техническая.

Вторая. Военная.

Третья. Политическая или военно-стратегическая проблема.

Техническую обсудили самым подробнейшим образом. Ни у кого здесь нет сомнений в том, что МиГ-31 - это уникальный авиационный комплекс, который нуждается в сохранении.

С точки зрения военной необходимости, мы должны исходить из понимания задачи, которые перед ним стоит. Вот сегодня наш Север не прикрыт, с точки зрения противовоздушной обороны. Если зайдет пара американских ударных подводных лодок, у каждой по 154 "Томагавка" на борту, и выпустят, их расстреляют, жизнедеятельность в нашей стране остановится. Достаточно уничтожить Сургутскую ГРЭС для этого. Можно буквально одной ракетой приостановить весь процесс. Одной ракетой. Ибо вся жизнедеятельность строится на этом.

Чем прикрыта Сургутская ГРЭС, которая входит в перечень 12-ти стратегических целей, обозначенных американскими учеными достаточными для ликвидации жизни в России. Там нет системы ПВО вообще. Вся надежда только на МиГ-31.

Так что решать проблему защиты северного стратегического направления от удара основных средств воздушно-космического нападения, имеется в виду крылатые ракеты воздушного и морского базирования, способен нынче только самолет МиГ-31. И, когда говорят, что у нас есть определенное количество этих самолетов, их явно недостаточно, потому что закрывать нужно не только северное направление, но и дальневосточное в котором существуют колоссальные радиолокационные дыры и которые ничем не прикрыты. Там тоже несколько комплексов стоит, так сказать, 300, 400, но они не способны решать задачу борьбы с крылатыми ракетами так, как может решать её только МиГ-31.     

Необходимо иметь в виду, что спасать нужно не самолет МиГ-31, спасать нужно военное авиастроение вообще. Мы с вами сейчас являемся свидетелями ликвидации фактически гражданского авиационного строения.

Наше военное авиастроение, которое ещё до сих пор было на плаву, начинает загибаться. То есть спасение завода "Сокол" и корпорации "МиГ" - это стратегическая задача. Мы должны сохранить наши производственные мощности. Мы должны сохранить мобилизационные мощности и, что ещё более важно, нужно сохранить научно-технический и производственный потенциалы. Если мы лишимся завода "Сокол" в Нижнем Новгороде, если РСК "МиГ" не будет получать заказов, так как её держали на голодном пайке всё это время, мы лишимся одной из мощнейших авиастроительных фирм.

Но нас почему-то лишают этой конкуренции. Всё суживается сейчас всё больше и больше в рамках единственной авиастроительной корпорации. Нормально ли это, когда у нас нет конкуренции в этой области?

Поэтому спасение и начало производства самолёта МиГ-31 на новой основе, я абсолютно согласен с представителем военно-промышленной комиссии в том, что нужно сейчас начинать не просто воспроизводство того самолета, который был раньше. Нужно создавать новый самолет. Но уже сейчас нужно заниматься опытно-конструкторскими работами. Необходимо финансирование под это дело. Давайте создавать новый самолет на основе уникального МиГ-31. Давайте спасём МиГ-31, давайте спасём отечественную военную науку и промышленность.

Ф.А. Клинцевич, заместитель председателя Комитета по обороне:

- Я хотел всех поблагодарить, прежде всего, за этот содержательный, серьезный разговор, который сегодня был, кто беспокоится за безопасность нашей страны. Но хотел бы сориентировать немножко в другом направлении и объяснить некоторые вещи, на мой взгляд.

Владимир Петрович, когда мы были в Новосибирске, я считаю, это было уникальное выездное заседание комитета, мы рассматривали, в том числе, и вот эти важные, очень серьёзные вопросы, о которых мы сегодня говорим. В том числе, с участием передовой науки, которая есть. И там достаточно подробно нам было сказано и про гиперзвук, и про тенденцию и развитие. Но, мне кажется, мы сегодня после Новосибирска значительно снизили свой потенциал и перевели сегодняшний разговор в плоскость узких специалистов. Сегодня надо создать условия, чтобы те научные наработки, которые были, были использованы, и наука продвигалась, и создавался новый объект.

Сегодня по Конституции так, что перевооружение относится к сфере деятельности Правительства и Министерства обороны, а не Государственной Думы. Мы обеспечиваем эти все важные моменты. Но разговор всё равно получился, на мой взгляд, очень важный. Мы привлекаем в общественность, даём возможность людям, которые представляют науку и производство, прийти, сказать о своих проблемах. И, конечно, на сегодняшних парламентских слушаниях, в комитете будут вынесены какие-то решения, которые позволят двигаться вперёд и помогать.

Наша с вами задача - создать условия, при которых все виды и рода войск Вооруженных Сил России развивались бы полноценно, обеспечивая законодательное и финансовое обеспечение этой деятельности. На что сегодня плодотворно работает комитет. Я вам всем спасибо хотел сказать за вот эту серьезную, основательную работу.

Рекомендации парламентских слушаний

"Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы"

Рассмотрев вопросы, связанные с современным состоянием группировки  истребителей-перехватчиков МиГ-31 ВВС Российской Федерации, а также с их модернизацией и возможным возобновлением производства, участники парламентских слушаний отмечают:

МиГ-31 предназначен для использования в системе ПВО и ВКО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолётами и высотными гиперзвуковыми летательными аппаратами, стратегическими бомбардировщиками, низкоорбитальными спутниками и космическими аппаратами) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении РЭБ;

МиГ-31 - практически единственный самолёт, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты, летящие на предельно малых высотах;

целевое оборудование позволяет использовать истpебитель-пеpехватчик  МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолётов или в качестве самолёта-лидеpа для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование ( МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-35);

высокая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырёх МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией и целенаведением в составе группы. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолётов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Цифровая система закрытой связи обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолётов МиГ-31, удалённых друг от друга на расстояние до 200 км. Цифровая закрытая линия обмена данными обеспечивает взаимодействие с наземным командным пунктом;

ряд модификаций МиГ-31 оснащен системой дозаправки топливом в воздухе;

характеристики американских высотных стратегических самолётов-разведчиков Lockheed SR-71, делавшие раньше эти крайне дорогостоящие самолёты неуязвимыми от истребителей ПВО, не обеспечили их выживаемость при атаках МиГ-31, что стало одной из основных причин снятия SR-71 c вооружения в конце 1989 года;

на сегодняшний день отечественных и зарубежных аналогов МиГ-31 не существует, он продолжает оставаться одним из уникальных самолетов мира;

высокий модернизационный потенциал МиГ-31 связан с уникальными характеристиками планера и двигателей, что позволяет не только наращивать тяговооружённость, скорость и ударную мощь самолета, но и значительно увеличивать возможности размещённой на нём радиоэлектронной аппаратуры (увеличение дальности бортового локатора до 600 км, обнаружение целей по всем направлениям).

Участники парламентских слушаний основывались на том, что в современных условиях, несмотря на значительные средства, выделенные на перевооружение армии и флота, наше государство не может поддерживать военно-стратегический и военно-технический паритет с ведущими мировыми державами на соразмерной финансовой и технологической основе, особенно в области неядерных вооружений. В связи с этим они отмечают важность принятия "ассиметричных" эффективных мер с минимальными экономическими и финансовыми затратами для парирования потенциальных военных угроз безопасности государства и оптимизации военных расходов.

Особое внимание участники парламентских слушаний обращают на чётко обозначенную в последнее время тенденцию выделения воздушно-космического оружия в качестве первоочередного и наиважнейшего как в существующих, так и перспективных формах и способах ведения вооруженной борьбы. Благодаря такому оружию вероятный противник получает возможность наносить скоординированные по времени и в пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России. Одновременно им предпринимаются меры, направленные на исключение возможности применения против него ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

Это подтверждают необходимость противопоставить системе воздушно-космического нападения вероятного противника надёжную систему воздушно-космической обороны нашего государства с эффективно функционирующей авиационной составляющей.

По мнению участников парламентских слушаний, одним из важнейших элементов, способным занять достойное место в системе воздушно-космической обороны, может быть использование боевых авиационных комплексов на основе глубоко модернизированных самолётов МиГ-31. Всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 при грамотно проведенной модернизации по своим тактико-техническим параметрам ещё минимум 10-15 лет будет превосходить современные отечественные и зарубежные аналоги.

Участники парламентских слушаний констатируют, что данному типу самолетов будет отсутствовать конкуренция по следующим направлениям боевого применения:

перехват и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией, стратегических летательных аппаратов-разведчиков;

обнаружение низколетящих целей (беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет и др.);

оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;

возможность контролировать воздушное пространство по широкому фронту небольшим количеством самолетов;

эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;

сопровождение и прикрытие авиационной и морской составляющих ядерных сил;

уничтожение низкоорбитальных спутников противника, а также оперативный вывод спутников и их группировок массой каждого до 200 кг на орбиты 200-800 км.

В настоящее время МиГ-31 является единственным боевым самолетом, способным обеспечить прикрытие воздушного пространства Российской Федерации в Арктической зоне, в том числе объектов нефте- и газодобывающей промышленности и систем транспортировки энергоресурсов.

Следует отметить, что технология производства самолетов МиГ-31 является основой для создания отечественных гиперзвуковых летательных аппаратов.

Существенным преимуществом является большая боевая нагрузка (более девяти тонн) и два человека в составе экипажа. Кроме того, накоплен большой опыт несения боевого дежурства самолётами данного типа в тяжелых климатических условиях.

В связи с этим участники парламентских слушаний выражают обеспокоенность тем фактом, что, несмотря на отсутствие в составе Военно-Воздушных Сил самолетов, способных решать весь спектр задач, возлагаемых на МиГ-31, их производство фактически прекращено под различными предлогами. С 1994 года, после завершения серийного производства, утрачены кооперационные связи со значительным количеством предприятий-поставщиков комплектующих изделий. Элементная база системы управления вооружением устарела. Кроме того, планируется ликвидация технологической и иной инфраструктуры, необходимой для возможного возобновления работ. Следует отметить, что оснований для принятия такого решения нет.

В то же время, данные об отсутствии двигателей для этих самолетов не соответствуют действительности (в наличии 244 двигателя «на крыле» и около 700 двигателей в ремфонде).

В связи с изложенным, в целях обеспечения надёжной защиты важнейших объектов Российской Федерации от воздушного нападения и повышения готовности Вооружённых Сил  к отражению ударов средств ВКН, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. Создать комиссию с привлечением представителей Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, заводов-изготовителей с целью:

- проведения проверки технического состояния всех имеющихся в наличии самолетов МиГ-31 для их дальнейшей модернизации;

- детальной проработки возможности воспроизводства самолетов МиГ-31 с учетом задела двигателей в случае потребности в данном типе самолетов у Минобороны России  большей, чем существующий авиапарк;

2. Предусмотреть включение в  Федеральную целевую программу "Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года" раздела "Техническое перевооружение предприятий авиационной промышленности для модернизации и производства самолетов МиГ-31" в случае определения Минобороны России потребности в дополнительном  количестве самолетов МиГ-31;

3. Предусмотреть возможность включения части затрат в закрытую часть Государственной программы "Социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2014-2025 годы".

Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации:

1. В случае определения Минобороны России потребности в дополнительном  количестве самолетов МиГ-31:

- определить ресурсы, необходимые для возобновления производства и модернизации МиГ-31, включая модернизацию и технологическое перевооружение производственных мощностей, наличие подготовленных кадров;

- определить необходимые объёмы финансирования и сроки реализации производственных программ на подготовку производства и строительство модернизированных МиГ-31.

2. Определить объёмы финансирования и сроки, необходимые для модернизации  МиГ-31, находящихся в авиачастях и на консервации.

Министерству обороны  Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о передаче группировки истребителей-перехватчиков в непосредственное подчинение командованию войск ВКО;

- прекратить утилизацию самолетов МиГ-31;

- уточнить угрозы национальной безопасности Российской Федерации и степень надёжности прикрытия её воздушных границ, установить потребность в дополнительных силах и средствах, привлекаемых для обеспечения воздушно-космической обороны страны;

- определить необходимое количество самолетов данного типа, достаточное для выполнения задач по обеспечению обороноспособности государства, в том числе в Арктической зоне;

- модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 (с учетом заштатных) до принятия на вооружения новых летательных аппаратов с характеристиками, схожими или лучшими, чем характеристики самолета МиГ-31;

- определить роль, место и технический облик перспективного истребителя-перехватчика – аналога МиГ-31М для решения задач ВКО и возможность создания на его основе авиационной системы, предназначенной для уничтожения крылатых ракет до рубежа их пуска;

- сформировать тактико-техническое задание на научно-исследовательскую работу и опытно-конструкторскую работу по замене системы управления вооружением (бортовой радиолокационной системы, теплопеленгатора, прицельно-пилотажного индикатора и запросчика госопознавания), замену радиопрозрачного обтекателя на современные образцы с целью повышения возможностей обнаружения целей с малой эффективной поверхностью и выполненных по стелстехнологии;

- внести изменения в Государственную программу вооружения на период 2011-2020 г.г., а также на новый программный период, предусматривающие модернизацию системы управления вооружением всех оставшихся самолетов, средств наземного контроля, а также системы подвески для применения новых и разрабатываемых образцов крылатых ракет и других видов оружия;

- внести в Государственную программу вооружения на период 2011-2020 г.г. с 2014 года раздел НИР, в котором обосновать роль, место и тактико-технические характеристики перспективного авиационного комплекса – аналога самолета МиГ-31 для решения задач ВКО;

- разработать оптимальную инфраструктуру базирования истребителей-перехватчиков, исходя из угроз нанесения ударов по территории России крылатыми ракетами морского и воздушного базирования,  беспилотными ударными комплексами, гиперзвуковыми летательными аппаратами, самолетами стратегической и тактической авиации;

- организовать подготовку летного и инженерно-технического состава для эксплуатации и боевого применения МиГ-31.

- Совместно с Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации предусмотреть при формировании Государственной программы вооружения на 2016-2025 г.г. разработку перспективного летательного аппарата для замены самолета МиГ-31 и включить раздел "ОКР по созданию перспективного самолета комплекса дальнего перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО"; с 2019 года приступить к его серийному производству в количестве не менее 100 единиц.

- Совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проработать вопрос, связанный с продлением сроков эксплуатации самолетов МиГ-31, в целях поддержания их группировки на уровне, достаточном для решения стоящих задач;

- Совместно с Минпромторгом России и Сибирским отделением Российской академии наук продолжить работы по созданию летательных аппаратов на основе гиперзвуковых технологий, в том числе аэробаллистических;

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

- провести работу по восстановлению критических для модернизации МиГ-31 технологий, таких, как остекление кабины пилотов, возобновление производства комплектующих для ремонта двигателя, блок управления двигателями, носовой обтекатель и др. по согласованию с разработчиком и производителем самолета;

- остановить ликвидацию технологической и иной инфраструктуры, необходимой для возможного возобновления работ, до определения позиции Министерства обороны Российской Федерации в потребном количестве самолетов данного типа или принятия на вооружение нужного количества летательных аппаратов с характеристиками схожими или лучшими, чем характеристики самолета МиГ-31.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.