«Правда»: «Чёрные дыры» госкорпораций
Как выясняется госкорпорации – идеальное средство для бесследного исчезновения бюджетных средств. И что самое удивительное, к ответу их за это не привлечёшь.
Бесследное исчезновение громадных объемов бюджетных средств и государственных резервов вновь привлекло внимание к роли так называемых госкорпораций в этих махинациях.
Пожурили и... отпустили
Недавно Генпрокуратура опубликовала на своем сайте результаты проверки в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Они оказались настолько ошеломляющими, что мгновенно разлетелись по всем СМИ: аппарат госкорпорации численностью 97 человек потратил на свое содержание в прошлом году 340 млн. рублей, из них почти 235 млн. рублей — только на зарплату! Невзирая на кризис, руководство начисляло себе жирные бонусы: общая сумма годовых вознаграждений членам правления составила 55 млн. рублей. Для сравнения: на такую же примерно сумму в Томской области отремонтировали 77 многоквартирных домов общей площадью 121,5 тыс. кв. метров. Директор фонда Константин Цицин не постеснялся начислить себе 16,5 млн. рублей — это в несколько раз больше официальной зарплаты президента и премьера страны.
И что же, последуют серьезные санкции? Ничуть не бывало! Всё, что смогла предъявить Генпрокуратура,— это нарушение чисто декларативной 34-й статьи Бюджетного кодекса, где говорится, по сути, лишь то, что бюджетные средства должны использоваться эффективно. И ни одной статьи Уголовного кодекса, никакого наказания! Это примерно то же самое, если бы пойманного с поличным вора пожурили за несоответствие его деяний библейским заповедям и отпустили на все четыре стороны.
Эти факты наглядно демонстрируют, что под громким именем “госкорпорация” создана организационно-правовая форма, совершенно уникальная по потенциалу разворовывания бюджетных денег. Твори, что хочешь, а предъявить ничего нельзя!
Более того, госкорпорации уникальны и по степени закрытости своей деятельности. Контрольные полномочия государства по отношению к этому своему детищу сведены до совершенно неприличного минимума. “Вольности” в фонде господина Цицина всплыли на поверхность, скорее всего, только потому, что у него нет достаточно мощной “крыши” в коридорах власти. А о том, что творится в более могуще-ственных госкорпорациях, не известно практически ничего.
Как устроены “чёрные дыры”
При создании госкорпораций декларировалось, что они обеспечат рывок на стратегических направлениях развития, станут “локомотивами всей экономики”. Само словосочетание “государственная корпорация” после 15 лет полного произвола частников звучало для россиян чуть ли не музыкой. Однако законодательство о госкорпорациях недвусмысленно говорит: имущество, переданное Российской Федерацией госкорпорации, перестает быть собственностью государства и становится собственностью госкорпорации. Именно по этой причине финансово-хозяйственная деятельность госкорпораций неподконтрольна даже Счетной палате РФ: ведь она следит только за государственным имуществом и финансами. Сотни миллиардов из бюджета недоступны для надзорных органов — словно их затянуло в “чёрную дыру”!
Но это еще не всё! Бесплатно получив из казны огромную собственность, госкорпорации (а точнее — их менеджмент) могут приватизировать это имущество без решения государственных органов. На фоне такой схемы даже Чубайсова приватизация 90-х годов прошлого столетия покажется образцом прозрачности и законности!
Личная империя Путина?
Первая госкорпорация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — появилась в 2003 году. О деятельности АСВ немногое известно, но свой кусок бюджетного пирога оно, не сомневайтесь, все эти годы исправно откусывало. Временем масштабного создания новых гигантов стал последний год президентства Путина. Есть версия, что он таким образом укреплял свои позиции перед уходом в премьеры: поскольку госкорпорации подконтрольны только правительству, будущий премьер приобретал невиданную доселе сферу прямого влияния. В 2007 году появились Фонд содействия реформированию ЖКХ, “Ростехнологии”, “Роснанотех”, “Росатом”, “Олимпстрой” и Банк развития и внешнеэкономиче-ской деятельности (ВЭБ). Тогда же, в 2007 году, в корпорации было закачано 640 млрд. рублей.
“Ростехнологии”, созданные на базе “Рособоронэкспорта”, получили в собственность 420 предприятий — целую промышленную империю! “Росатом” — всю гражданскую атомную энергетику. И этими стратегическими объектами теперь распоряжается не государство, а менеджмент корпораций. Представьте, например, чем чревата продажа атомной электростанции!
Ладно, “Ростехнологии” и “Росатом” что-то производят, “Олимпстрой”, ясное дело, строит в Сочи олимпийские объекты, ВЭБ выплачивает долги российских компаний западным банкам (заметим: государственными деньгами) и санирует полуразорившиеся банки. Но что делают Фонд ЖКХ и “Роснанотех”, кому-нибудь известно? Фонд вроде бы должен финансировать ремонт ветхого и аварийного жилья. При том, что такое жилье надо бы не ремонтировать, а расселять и строить новое. Но Фонд ЖКХ создавался не для этого. Регионам пообещали по 8 млрд. рублей, но предупредили: давать будут только тем, кто выполнил план по переводу системы ЖКХ в частные руки. Вот в этом и заключается “содействие реформе”: этакая морковка для губернаторов, чтобы побыстрее распродавали “коммуналку” — освобождали федеральный бюджет от трат на содержание жилищного фонда. И на это “содействие” госкорпорации было выделено 240 млрд. рублей. На эти деньги можно было заменить тысячи километров изношенных до крайности труб! Но на это у правительства, как всегда, денег нет.
У “Роснанотех” под руковод-ством непотопляемого Чубайса, конечно, отличная “отмазка”: мол, вся их деятельность проходит в микромире и невооруженным глазом не видна. Зато кучу денег, отпущенных на микропроекты, можно было бы увидеть из космоса (если обналичить). Целых 130 млрд. рублей досталось чубайсовским Левшам от щедрот правительства. Предъявить реализованные проекты никто не спешит. Да помилуйте, какие нанотехнологии почти в деиндустриализованной стране? Поддержали бы умирающее машиностроение, авиа- и автопром, вложили в разоренное сельское хозяйство. Но нет — надо чем-то занять деятельный ум нашего самого “эффективного” менеджера.
Новые “кормушки”
Что еще показательно: огромные деньги были выделены госкорпорациям сразу, а не по мере необходимости, что было бы логично. В результате у них образовались “временно свободные средства”. Как они ими распоряжаются? Как привыкли: обращают их в ценные бумаги, преимущественно западные. То есть выводят из отечественной экономики. Что осталось от этих “искусно вложенных” на Западе средств во время кризиса? Может быть, мы когда-нибудь об этом узнаем, если Генеральная прокуратура всерьез возьмется за проверку госкорпораций.
То, что во всех госкорпорациях ситуация с выплатами гигантских зарплаты и бонусов топ-менеджменту такая же, как и в Фонде ЖКХ,— даже не вопрос. Мне, к примеру, стало известно, что в “Роснано” замдиректора получает порядка полутора миллионов рублей в месяц! Какая же зарплата у Чубайса?
На днях принят в первом чтении закон о создании еще одной госкорпорации — “Росавтодор”. Ей будет передано 16700 км федеральных автодорог. Одной из целей вновь созданной структуры называют перевод части дорог в платные. А еще она будет распоряжаться придорожными территориями, то есть выдавать разрешения автозаправкам, кафе, гостиницам и т.п. Нетрудно представить себе взяткоёмкость такого проекта, не говоря уж о том, что на содержании автодорог без должного контроля (а бесконтрольность — родовая черта госкорпораций) можно великолепно навариться!
В фазе обсуждения еще один суперпроект — финансовой госкорпорации. Ей предполагается отдать в распоряжение фонды — резервный (4 трлн. рублей), национального благосостояния (2,5 трлн. рублей) и пенсионный (350 млрд. рублей). Почти 7 трлн. рублей — эквивалент доходной части годового бюджета РФ! Напомню, что министр финансов Кудрин недавно заявил, что уже в следующем году государство Российское прибегнет к внешним заимствованиям. То есть фактически признался, что с собственными госнакоплениями к этому времени будет в основном покончено. Очевидно, что передача права распоряжения государственными фондами практически бесконтрольной госкорпорации поможет ликвидировать всё нажитое страной за последние 10 лет с максимальной выгодой для чиновничьих кланов.
Что принесли “госкорпорации” Южной Корее?
Госкорпорации часто сравнивают с южнокорейскими чеболями. В 60—70-е годы прошлого столетия Южная Корея сделала ставку на массированную государственную поддержку нескольких крупных производителей, объединяя их в мегакорпорации. Так выросли супергиганты “Самсунг”, “Дэу”, “Хёндай” и другие. Но близость крупного бизнеса и власти неминуемо привела к чудовищной коррупции. В 1995 году Корею потрясло “дело президентов”: бывших военных диктаторов Чон Ду Хвана и Ро Дэ У судили за получение многомиллионных взяток от чеболей, приговорили к большим срокам, правда, затем амнистировали. В коррупционных скандалах с участием чеболей оказались замешаны и последующие президенты Южной Кореи. Процессы над главами корпораций в стране практически не прекращаются: за последние несколько лет под судом побывали первые лица “Самсунга”, “Дэу”, “Хёндай”. Обвинения стандартны для всех: уклонение от уплаты налогов, взятки государственным деятелям. Огромное количество коррупционных процессов (около 4 тысяч в год) говорит о том, что в Южной Корее с коррупцией хоть и с переменным успехом, но борются. В российской же насквозь прогнившей бюрократической системе коррупционные скандалы — большая редкость. И ни один из них пока не был связан с госкорпорациями — самыми коррупциогенными структурами — в силу своей полной непрозрачно-сти и бесконтрольности. Очевидно, что это — священные коровы, настолько близкие власти, что на них никто никогда не покусится.
Итак, что же получается? Вместо “локомотивов экономики” власть насоздавала монстров, закрыла “железным занавесом” от любопытных глаз, бесплатно снабдила их государственными активами и посоветовала ни в чем себе не отказывать. Они и не отказывают.
Таким образом, создание госкорпораций не имеет ничего общего с национализацией ключевых отраслей промышленности, на которой настаивает КПРФ.
Я убежден: такая организационно-правовая форма хозяйствования, как госкорпорации в их сегодняшнем виде, предназначена исключительно для разворовывания госсредств и народной собственности в особо крупных масштабах, поэтому должна быть ликвидирована. Переданные госкорпорациям активы нужно вернуть государству. А сами гос-корпорации — преобразовать в ФГУПы или ОАО с госучастием, с нормальной системой отчетности и контроля. Особенно необходима такая мера в эпоху кризиса и в условиях жесточайшего бюджетного дефицита.
А пока госкорпорации существуют, депутатам Госдумы от КПРФ целесообразно потребовать парламентской проверки их деятельности.