Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Проект механизации тяжёлого крестьянского труда В. Путин обнародовал ещё 12 лет назад, когда принимал бразды правления Россией от прежнего президента Бориса Ельцина. И вот, взойдя в 2000-м на трон, новоиспечённый президент решил претворить в жизнь свои посулы.
Но кому доверить реализацию проекта-обещания? По совету Ельцина вышел на свердловского губернатора Эдуарда Росселя. Тот чуть ли не на другой день отправил депешу в Кремль: «Проект под кодовым названием «Уральский трактор» включён в программу самого мощного предприятия ОПК в моём регионе — ОАО НПК «Уралвагонзавод». В скором времени к его основной номенклатуре — вагонам и бронетехнике, добавится ещё одна позиция — универсально-пропашной трактор РТМ-160 (российский трактор модернизированный-160). Выполнение заказа взято под личный контроль. Россель».
Почему глава Среднего Урала столь активно поддержал проект Путина? Появлялась возможность, во-первых, загрузить мощности УВЗ (на тот момент у него отсутствовал гособоронзаказ), во-вторых, резко ослабить зависимость аграриев от импортной техники. Ну и, конечно, надеялся, что его как автора такой услуги ВВП не забудет.
И работа закипела. Чтобы не изобретать велосипед, на предприятии за основу взяли модель Липецкого тракторного завода, а комплектующие должны были поставлять отечественные смежники. Уже в 2004 году в Нижнем Тагиле началось серийное производство РТМ-160. В его рекламе были задействованы ведущие СМИ: «Энергонасыщенный модуль, позволяющий использовать несколько широкозахватных комбинированных агрегатов одновременно, навешивая их спереди и сзади, чтобы осуществлять несколько операций с использованием передовых агротехнологий». К числу достоинств относились и «все четыре колеса»: их одинаковый размер обеспечивал высокую маневренность трактора и бережное отношение к пашне с посевами.
Короче, мечта, а не машина!
Что же крестьяне? Их знакомство с чудо-агрегатом, если перефразировать известную поговорку, выглядело так: «ожидали — веселились, получили — прослезились».
Первый звонок раздался из Ирбитского района. Тамошние хозяйства потребовали от вагоностроителей забрать свою технику и вернуть деньги. Те стали в позу: вы, мол, не разобрались с нюансами эксплуатации, с вашим интеллектом только кобылой управлять. Неучам пришлось обращаться в арбитражный суд.
Но подлинный конфуз с детищем УВЗ случился в совхозе «Шумихинский» Пригородного района Нижнего Тагила. Подчеркнём, хозяйство расположено практически под боком у завода-поставщика. Несколько лет назад шумихинские фермеры под давлением областного правительства и лично Эдуарда Росселя (а то Путин скажет: выпуск наладил, а где рынок?) приобрели в лизинг РТМ-160. При этом селяне рассчитывали не только на гарантии областного Минсельхоза в оплате аренды, но и на поддержку при закупке минского Т-150. Поскольку белорусская техника была давно проверенной и надёжной для зоны рискованного земледелия.
Приоритету приобретения изделий братьев-славян способствовала и финансовая выгода: белорусы за единицу марки МТЗ просили 1,2 миллиона рублей, а соседи за свой РТМ на 150 тысяч больше. С учётом же арендных обязательств последний обходился ещё дороже — в каждый квартал приходилось выплачивать без малого 65 тысяч рублей.
Не могли шумихинцы отказаться и от второго трактора производства УВЗ, который в 2008 году областные власти «впарили» им в виде премии. Хорошо ещё, что правительство выделило под «приз» живые деньги — полтора миллиона. Но и этой суммы крестьянам не хватило: к тому времени «вагонка» своё ноу-хау оценивала уже в 1 млн. 840 тысяч рублей. Недостающую сумму хозяйство взяло из собственных оборотных средств.
Как же распорядились «подарком» крестьяне? В совхозном гараже трактор больше года простоял без дела. Почему? Однажды обжегшись, вторую машину решили кому-нибудь перепродать в «первозданном» виде. И спустя почти два года, в 2010-м, по бартерной системе её удалось обменять на минеральные удобрения.
— Я вам покажу лишь один узел РТМ, который мы были вынуждены «модернизировать», — говорит главный инженер совхоза Николай Карпухин и, подойдя к первому «экземпляру», демонстрирует фундаментальную железобетонную плиту, прикреплённую над кабиной. Масса трактора совсем мала, из-за чего он вязнет в снегу и грязи. Придумали такую вот навеску. И кардан слабенький, два раза меняли. А поставщик, даром что рядом, наши просьбы о ремонте не слышит.
Неужели конструкторам, технологам, специалистам УВЗ, создающим бронемашины, не по зубам оказалось даже не создать, а лишь скопировать модель, которая десятилетиями сходит с конвейера липецких сельхозмашиностроителей? Послушаем на этот счёт мнение экспертов.
— Года два мы плотно работали с заводом, ездили туда с потребителями, которые просили наладить качественное сервисное обслуживание, — рассказывает Сергей Шарапов, начальник отдела энергосбережения, технической политики и охраны труда Минсельхоза Свердловской области. — Но сервисный центр приказал долго жить, а вместе с ним, можно сказать, и сам трактор. Сегодня УВЗ разрабатывает план передачи «недоношенного» образца Челябинскому тракторному заводу. Я искренне сожалею, что не удалось реализовать крайне востребованный проект в нашем регионе.
По большому счёту, брать на себя столь масштабную проблему следовало бы государству, ведь до сих пор в России нет отечественного модульного трактора, в котором давно нуждаются и коллективные, и фермерские хозяйства.
Почему у нынешних «хозяев» всё валится из рук, даже на таком вроде бы крупном предприятии, как «Уралвагонзавод», даже при достаточном, казалось бы, финансировании? Сколько же при сегодняшних «порядках» понадобится лет, чтобы произведённый в Отечестве современный трактор выкатился за заводские ворота и нормально работал? А став членом ВТО, сможет ли Россия конкурировать по надёжности, цене, универсальности агрегата с зарубежными аналогами? Вопрос риторический.