Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Страницы истории. Обман большого масштаба. Как двуличный Ф. Миттеран провел и социалистов, и коммунистов

40 лет назад, 11—13 июня 1971 года, в городке Эпине-сюр-Сен под Парижем состоялся съезд Французской социалистической партии (ФСП), на котором её руководителем стал Франсуа Миттеран — политик, никогда прежде не входивший в соцпартию. Как могло такое случиться?

Александр Дробан, доктор философских наук, профессор.
2011-06-10 11:46

 

Лестница политика

СФИО — Французская секция рабочего Интернационала, которая откололась от коммунистов в 1920 году и объединяла социалистов, в конце 60-х годов переживала тяжелый кризис. Взлёт классовой борьбы трудящихся Франции в мае-июне 1968 года выявил банкротство идейно-политической линии партии. На президентских выборах 1969 года ее кандидат Гастон Деффер получил 5% голосов, тогда как коммунист Жак Дюкло — 22%. Руководство СФИО затеяло реорганизацию партии, призывая к соединению группировок всех социалистических оттенков, чтобы противостоять влиянию Французской коммунистической партии (ФКП).

В этот момент на горизонте социалистов появился Миттеран. Его политическое прошлое было пестрым. Участник режима Виши, награжденный его высшим почетным знаком, он вовремя превратился в участника Сопротивления, а затем выступил яростным противником прогрессивных реформ послевоенного периода. На протяжении существования Четвёртой республики он 11 раз был министром различных кабинетов антикоммунистического толка.

Когда военный мятеж колониальной армии в Алжире и борьба с ним открыли в мае 1958 года дорогу к власти генералу де Голлю, Миттеран выступил против государственного переворота, приведшего к созданию Пятой республики. В 1965 году он выпустил книгу «Перманентный государственный переворот» с двусмысленной критикой режима де Голля. Книга содержала нападки и на национально-патриотические позиции генерала. Однако надо заметить, что именно по инициативе де Голля было введено избрание главы Франции в Пятой республике всеобщим голосованием, тем самым он создал шансы для головокружительной карьеры таким политикам, как Миттеран. Дело не только в том, что преобразование несло в себе резкое сужение демократизма. Оно открывало возможность прихода к власти политикам, даже не обладающим авторитетом в народе: достаточно заручиться поддержкой руководства массовых партий.

На президентских выборах в декабре 1965 года благодаря поддержке коммунистов, стремившихся к консолидации всего левого электората, Миттеран вышел вместе с де Голлем во второй тур, а в нем набрал почетные 45% голосов. Обращаясь за поддержкой к ФКП, Миттеран заявлял: «Если социализм должен довольствоваться управлением капиталистическим обществом, — я не согласен с таким социализмом». Немало влиятельных людей предостерегало ФКП от двуличия и беспринципности Миттерана. В частности, автору этих строк в ноябре 1965 года довелось слышать развернутое разоблачение политической фигуры Миттерана из уст знаменитого французского философа Жана-Поля Сартра. Он предрекал, что, будучи по своей сути антикоммунистом, Миттеран рано или поздно нанесет ФКП тяжелый ущерб, так как альянс с ним ведёт к ослаблению идейного авторитета компартии в народе. Однако руководство ФКП не прислушивалось к этим предостережениям, считая, что оно всегда сумеет поставить своего временного, лишенного массовой опоры союзника на место. В тот момент компартии было важно выйти из политической изоляции.

Кто в нём нуждался

Миттеран привлекал и господствующие круги Франции. Их пугала начавшаяся в 1969 году реорганизация у социалистов. С одной стороны, они отказались от привычного имени партии — СФИО, под которым она действовала с 1905 года, и провозгласили образование социалистической партии. С другой стороны, на пост руководителя партии пришел Ален Савари, честный и принципиальный политик, не раз критиковавший ошибки однопартийцев. Он заявил о намерении сотрудничать с ФКП. Перед объединительным съездом в Эпине среди социалистов шли острые дискуссии. Многие понимали, что Миттеран сторонником социализма не является. Но глава маленькой группировки приносил в партию авторитет 45% голосов, полученных им на выборах 1965 года.

Благодаря уступкам руководства соцпартии Миттеран путем закулисных махинаций постепенно сколотил большинство из делегатов съезда. Ради получения большинства его сторонники в Эпине не стеснялись никаких махинаций. Федерацию соцпартии департамента Нор долгие годы возглавлял Огюстен Лоран, который неприязненно относился к Миттерану. Его авторитет мог повлиять на позицию части делегатов съезда. И тогда сторонники Миттерана вынудили пожилого Лорана покинуть съезд и уехать домой до голосования. В результате Миттеран сумел стать первым секретарем социалистической партии.

Разумеется, на делегатов повлияли и демагогические речи Миттерана. Борьбу за власть в партии, а затем и в стране он вёл, прикрываясь сначала антиголлизмом, а затем — обещанием разрыва с капитализмом. На съезде в Эпине он выставлял себя сторонником революционного противостояния существующему строю: «Насильственная или мирная, революция — это прежде всего разрыв. Тот, кто не принимает разрыва,.. не может быть членом социалистической партии».

Ему активно подыгрывала реформистская верхушка социалистов, спокойно воспринимавшая словесную эквилибристику. Десятилетиями защищая капитализм, она понимала, что смысл этих заверений — в стремлении обманным путём привлечь миллионы избирателей, прежде всего социалистов и коммунистов, на сторону политикана, перекрасившегося в борца за революцию. Аналитики из самой соцпартии до сих пор задаются вопросом: «Был ли он в этот момент настолько склонен к разрыву с капитализмом? Трудно ответить на этот вопрос».

Коммунисты и Миттеран

Вопрос оказался трудным и для коммунистов. Добиваясь единства действий рабочего класса и демократических сил, ФКП продолжала сотрудничество с соцпартией и оказывала поддержку Миттерану. В 1972 году было заключено программное соглашение между коммунистами и социалистами. Оно стало событием международного значения. Не случайно через несколько дней после этого акта Миттерану пришлось объясняться перед лидерами Социнтерна, решительно противившимися соглашению с коммунистами. Ловкий французский политик объяснил им, что смысл его действий в том, чтобы показать, что из пяти миллионов избирателей, голосующих за ФКП, три миллиона могут голосовать за социалистов. Примечательно, что такое понимание единства и сотрудничества левых сил осуждали за цинизм и лицемерие даже некоторые откровенные антикоммунисты из социалистической партии.

В 1981 году по спинам избирателей ФКП и ФСП Миттеран взобрался в кресло президента Франции. Теперь ему предстояло, с одной стороны, сохранить доверие антикоммунистов из Социнтерна, с другой — выполнять соглашения с ФКП. В 1981—1982 годах в соответствии с подписанной совместной программой коммунистов и социалистов Миттераном были приняты законы о сокращении рабочей недели до 39 часов, снижении пенсионного возраста до 60 лет, увеличении оплачиваемого отпуска до 5 недель. Они улучшали положение трудящихся, но не посягали на основы капиталистического строя. Что касается проведенной национализации небольшого количества предприятий, то она очень скоро была отменена. Подверглись пересмотру и осуществлённые меры социальной защиты.

Но уже в 1982—1984 годах Миттеран открыто отбросил всякие рассуждения о разрыве с капитализмом, став надежным и эффективным стражем этого строя. До получения власти, в 1970 году, Миттеран широковещательно заявлял: «Оппортунизм и предательство тяжёлым образом скомпрометировали реформизм». Придя к власти, он продемонстрировал все эти черты реформистского «социализма». Он предал и растоптал свои широковещательные обещания и заверения.

Служение крупному капиталу определяло и линию Миттерана во внешней политике. Вскоре после выборов 1981 года в Париж прилетел вице-президент США Джордж Буш-старший. Американцев беспокоило присутствие коммунистов в правительстве Франции. Миттеран заверил гостя, что он неизменно остается антикоммунистом и антисоветчиком, и прогнозировал, что факт участия ФКП в правительстве социалистов приведет к падению ее влияния в стране.

В сухом остатке

Под руководством Миттерана ФСП превратилась в партию, которая получала власть, чередуясь с правыми силами и уже поэтому проводя политику в интересах не столько трудящихся, сколько крупного капитала. Социалисты выигрывали президентские, затем парламентские выборы в 1981 и в 1988 годах. Правые силы добивались успеха на парламентских выборах в 1986 и 1993 годах и на президентских в 1995 году. Два срока президентских полномочий Миттерана в период 1981—1995 годов способствовали ослаблению и разложению социалистической партии, так как открыли широкий доступ верхушке социалистов к государственной кормушке. А это усилило прокапиталистические тенденции в её рядах. Именно из этого классового источника сейчас исходят рассуждения о том, что президентство Миттерана — один из лучших периодов в истории страны. Наглый обман до сих пор влияет на некоторых людей не только во Франции, но даже и в России.

В проигрыше оказалась и ФКП. Согласившись на поддержку Миттерана в 1965 году, коммунисты фактически приняли всю политическую систему Пятой республики, примирились с ее авторитарной конституцией, отдающей решающую власть в руки порой безответственного президента. Не случайно Миттеран заявлял: эти учреждения созданы не для меня, но вполне меня устраивают. В 1981—1984 годах коммунисты участвовали в правительстве Франции, которое компартия была вынуждена покинуть. В итоге всех этих маневров влияние и избирательные ресурсы ФКП катастрофически снизились. Миттеран переиграл и обманул руководителей ФКП. Этому способствовали, конечно, политические ошибки, идейные уступки и теоретические промахи товарищей из самой коммунистической партии.

Итогом правления Миттерана стали сохранение и укрепление капиталистического строя, дискредитация идей социализма во Франции, ослабление ФКП. Во Французской  социалистической партии сегодня идет острая борьба по поводу оценки деятельности политика. Оппортунисты торжествуют, что Миттеран вместо разрыва с капитализмом принес соцпартии «культуру государственного управления» этим самым капитализмом.

Главным результатом деятельности этого политикана и его последователей стало снижение политической активности рабочего класса и дезориентированных и разочарованных трудящихся масс Франции.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.