Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
В первое время после разгрома "четверки" левацкие ошибки не были полностью выправлены. В 1977 и 1978 годах Китай находился на перепутье. Это продолжалось вплоть до конца 1978 года, до 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, который со всей серьезностью, тщательно обобщил тридцатилетний опыт со времени образования КНР. На этой основе мы выдвинули проводимые ныне политические установки, главным содержанием которых являются реформы и расширение связей. Последнее включает расширение связей внутри страны и расширение сношений с внешним миром. Выдвинутая нами генеральная линия требует перенести центр тяжести работы на дело строительства и, устраняя все и всякие помехи, всем сердцем и всеми помыслами, решительно и непоколебимо осуществлять социалистическую модернизацию. Для осуществления модернизации в четырех областях, успешного проведения реформ и расширения связей необходима политическая обстановка стабильности и сплоченности внутри страны и мирная обстановка в международном плане. В связи с этим мы проводим внешнюю политику, направленную против гегемонизма, за сохранение мира во всем мире.
Факты последних восьми-девяти лет показывают, что наши дела идут успешно, положение в общем благоприятное. Однако нельзя сказать, что не существует помех. Нелегко выправить практиковавшиеся в течение десятилетий левацкие взгляды, которые стали привычными. Борьба с левачеством является нашей главной задачей. В Китае сейчас мало кто выступает против реформ, но в ходе разработки и проведения в жизнь конкретных политических установок то и дело чувствуется тяготение к прошлому и сила привычки дает о себе знать.
В то же время имеются помехи и справа, они, коротко говоря, сводятся к требованию всесторонней европеизации и стремлению под флагом политики расширения сношений с внешним миром и реформ увести Китай на путь капитализма. Сторонники этих правых взглядов фактически выступают не за политику реформ и расширения сношений с внешним миром, а за изменение характера нашего общества. В случае осуществления всесторонней европеизации и капитализма нам не видать никакой модернизации в четырех областях. Китаю предстоит разрешить проблему бедности миллиардного населения, проблему его развития. В случае развития капитализма разбогатеет лишь несколько процентов населения, а свыше 90 процентов людей будут длительное время прозябать в нищете, и тогда для подавляющего большинства людей в Китае возникнет вопрос о свершении революции. Только опираясь на социализм, а не на капитализм, можно осуществить модернизацию Китая. В прошлом были попытки осуществить в Китае капитализм, по все они терпели крах. В ходе строительства социализма хотя у нас и были ошибки, но в общем-то облик Китая изменился. Сейчас помехи есть как слева, так и справа, но самая большая опасность слева. Нелегко изменить силу привычки и взгляды людей. Молодым надо быть особенно бдительными в отношении опасности справа, ведь они ясно не представляют, что такое капитализм и что такое социализм, и нуждаются в воспитании.
В ходе осуществления модернизации, проведения реформ и расширения связей мы еще столкнемся с риском и трудностями, да и сами можем допустить ошибки. В такой большой стране, как Китай, мы вершим дела, которые были неведомы нашим предшественникам. У Китая есть свои особенности, и мы должны исходить из реального положения страны, чужой опыт можно заимствовать, но нельзя копировать. Проведение реформ для нас совершенно новое дело, ошибки неизбежны, и тут не надо пасовать, нельзя останавливаться на полпути, боясь совершить ошибки. Надо быть смелыми, без смелости не осуществить модернизации в четырех областях. Однако при разрешении конкретных вопросов следует проявлять осмотрительность, своевременно обобщать опыт. Небольшие ошибки неизбежны, но больших промахов надо постараться избежать.
УСКОРИТЬ ШАГИ РЕФОРМЫ.
Из беседы
с членом Президиума ЦК
Союза коммунистов
Югославии
Стефаном Корошецем
12 июня 1987 года.
После восстановления отношений между нашими двумя партиями наши отношения стали очень тесными. Товарищ Тито первым нанес визит в Китай и открыл новую страницу в истории наших межпартийных отношений. В то время председателем ЦК КПК был товарищ Хуа Гофэн 87. Я же встретился с товарищем Тито как ветеран революции. Мы очень неплохо побеседовали и пришли к взаимопониманию. Мы договорились поставить на прошлом точку и во всем смотреть вперед. В партийных и государственных отношениях с другими странами Восточной Европы мы придерживаемся сейчас такого же подхода. Мы берем сегодняшний день за новую исходную точку в целях серьезного развития отношений дружбы и сотрудничества между нами. Что касается прошлого опыта, то его стоит обобщить. Самое важное, по-моему, в том, чтобы все партии - как крупные, средние, так и малые - взаимно уважали выбор и опыт другой стороны, чтобы они не указывали на все пальцем другим партиям и другим странам. Это относится как к правящим, так и к неправящим партиям. Возьмем Французскую и Итальянскую компартии. Мы раньше с ними тоже говорили об этом, о том, что нужно уважать их опыт, их выбор. Если они ошиблись, то пусть сами поправляют себя. Точно таким же образом они должны относиться и к нам, разрешая нам ошибаться и самим исправлять допущенные ошибки. Ведь у каждой страны и у каждой партии свой жизненный опыт, разница в условиях огромная. Мы вообще против того, чтобы какие-либо партии ставили себя в положение "партии-отца". Выступая против этого, мы поступили правильно. Мы также против всяких "центров". Однако мы сами в какой-то мере тоже указывали людям и тем самым в какой-то мере тоже допустили ошибку. Накопленный опыт подвел нас к установлению новых отношений между партиями, и мы выдвинули принципы разрешения межпартийных отношений. Я уверен, что основа для дружбы и сотрудничества между нами станет таким образом более прочной и долговременной. Отношения между нашими партиями и странами будут на такой основе непрерывно развиваться.
Сейчас у нас идет реформа. Я за реформу, потому что без нее нет выхода из положения. Старая практика, как показывает опыт, накопленный не за одно десятилетие, к успеху не приводит. Механически заимствуя чужие модели, мы задержали развитие производительных сил, вызвали окостенение мысли, помешали народу и низовым звеньям проявить активность. Вдобавок мы совершили и другие ошибки, такие, как "большой скачок" и "культурная революция", а это уже не заимствование чужих моделей. Можно сказать, что с 1957 года нашей главной ошибкой было левачество, а "культурная революция" явилась ультралевачеством. Длительное время, то есть в течение 20 лет, с 1958 по 1978 год, китайское общество фактически находилось в состоянии застоя, топталось на месте, в экономике страны и жизни народа не произошло каких-либо заметных сдвигов и улучшений. А при таких обстоятельствах можно ли без реформы? Поэтому в 1978 году на 3-м пленуме ЦК нашей партии 11-го созыва мы наметили себе коренную политическую линию и поставили в качестве центральной, доминирующей задачи осуществление четырех модернизаций, всемерное развитие общественных производительных сил. На этой основе был разработан целый ряд новых курсов и установок, главным образом относительно реформы и расширения сношений. Будучи глобальной, реформа включает перестройку хозяйственной системы, политической структуры и соответствующие преобразования во всех других областях. Расширение же сношений подразумевает расширение как внешних, так и внутренних связей. Мы расширяем внешние сношения со всеми странами мира, с государствами всех типов. Мы расширяем также и внутренние сношения. Оживление экономики внутри страны и есть расширение внутренних сношений.
Реформу и расширение сношений мы начали с экономики и прежде всего с деревни. Почему мы начали с деревни? Потому что в деревне у нас проживает 80 процентов населения. Без ее стабильности не стабилизируется и вся политическая ситуация в целом. А если крестьянство не избавится постепенно от нужды, то это значит, что не избавится от нужды абсолютное большинство нашего народа. Поэтому на 3-м пленуме ЦК KПK 11-го созыва мы решили провести в деревне реформу, дать крестьянам и низовым звеньям право на самостоятельность. Таким образом мы сразу же мобилизовали активность как тех, так и других. Переход сельского хозяйства к многоотраслевому хозяйству не только значительно увеличил производство зерна, но и обеспечил весьма быстрый рост производства технических культур. Реформа и деревне, чего мы не предполагали, чрезвычайно быстро дала свои результаты. Откровенно говоря, до реформы большинство крестьян жило в невероятной нужде, им было немыслимо трудно с одеждой, питанием, жильем и передвижением. Реформа же намного подняла активность крестьян. Они стали вести хозяйство применительно к местным условиям. Там, где можно сеять зерновые, они стали сеять зерновые, а там, где можно сеять технические культуры, они стали сеять технические культуры. Право на самостоятельность сразу изменило их облик. Во многих местах результаты стали заметны уже через год. Доходы намного увеличились, возросли в два, а то и в четыре раза. Разумеется, не все одобряют реформу. Вначале две провинции показали пример в перестройке. Одна - это провинция Сычуань, моя родина. Там руководил товарищ Чжао Цзыян. Другая - это провинция Аньхой, где руководил товарищ Вань Ли. Он сейчас исполняет обязанности нашего премьера. Курсы и установки на реформу мы разработали именно на основе опыта, накопленного этими двумя провинциями. После провозглашения этих курсов и установок некоторые провинции топтались на месте, их одолевали сомнения. Некоторые из них присоединились лишь через год выжидания, а некоторые лишь через два. Курс ЦК состоял тогда в том, чтобы ждать их, чтобы убедить их на фактах.
Реформа на селе идет в общем быстро, крестьяне активизировались. Совершенно неожиданно для нас она дала наибольший результат в развитии волостных и поселковых предприятий 88. Нежданно-негаданно появилось многоотраслевое товарное хозяйство, словно из-под земли выросли небольшие предприятия разных типов. И это заслуга не нашего ЦК. Вот уже несколько лет, вплоть до сегодняшнего дня, ежегодный прирост продукции волостных и поселковых предприятий превышает 20 процентов. А за истекшие пять месяцев нынешнего года прирост производства еще больше увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года, далеко превзойдя 20 процентов. Развитие волостных и поселковых предприятий, преимущественно промышленных, а также и всех других, сняло проблему трудоустройства для 50 процентов свободных рабочих рук на селе. Излишняя рабочая сила деревни перестала мигрировать в город, она разместилась в целом ряде созданных для нее небольших поселков нового типа. Если здесь и есть какая-либо заслуга ЦК, то она состоит в том, что он взял верный курс на оживление экономики. По столь неплохим результатам взятого курса мы знаем, что сделали весьма хорошее дело. Ни я, ни многие другие товарищи не предполагали такого результата, совсем не ожидали. Словом, реформа на селе дала весьма быстрый и весьма
заметный результат. Разумеется, это не значит, что все проблемы на селе уже получили разрешение.
Успех реформы на селе прибавил нам уверенности, и мы стали применять накопленный в ней опыт в реформе городской экономической системы. И хотя городская экономическая реформа гораздо сложнее сельской, но и здесь мы достигли заметных результатов.
Наряду с этим мы получили ожидаемые результаты в расширении внешних сношений. Здесь мы пошли на многообразные формы, включая создание особых экономических районов и открытие 14 приморских городов. Везде, где проводится курс на расширение сношений, достигнуты заметные результаты. Вначале мы создали особый экономический район Шэньчжэнь. Вообще, создавать особые районы предложили сначала гуандунцы. Я согласился с ними, оговорившись, что называть их надо особыми экономическими районами, так как учреждать особые политические районы было бы нецелесообразно. Мы решили создать тогда четыре таких района, то есть кроме Шэньчжэньского еще Чжухайский, Шаньтоуский и Сямыньский. Сямыньский находится в провинции Фуцзянь, а первые три - в провинции Гуандун. Я ездил в Шэньчжэнь, там действительно картина процветания. У меня попросили тогда автограф, и я написал: "Развитие и опыт Шэньчжэня подтверждают правильность нашей политики создания особых экономических районов". В то время кое-кто у нас в партии относился к этому скептически. Скептически смотрели на это и представители сянганской общественности, как те, которые были против нас, так и те, которые одобряли нас. Они не верили в нашу правоту. За семь-восемь лет Шэньчжэнь добился огромных успехов. Но поскольку речь идет о совершенно новых вещах, то, разумеется, нельзя требовать, чтобы не совершалось ошибок. Ошибки были, но весьма незначительные. Обобщив свой опыт, шэньчжэньцы решили переориентироваться с внутреннего рынка на внешний, то есть сделать свой район промышленной базой и пробиться на международный рынок. Ясно определив себе цель, они за какие-нибудь два-три года изменили облик района. Как сказали мне шэньчжэньские товарищи, у них вывозится свыше 50 процентов промышленной продукции и обеспечивается баланс между притоком и расходом инвалюты. Теперь я могу смело сказать, что наше решение о создании особых экономических районов явилось не только правильным, но и привело к успеху. Рассеялись все и всякие сомнения. Недавно один товарищ сообщил мне, что Сямыньский особый экономический район развивается еще быстрее, чем Шэньчжэньский. В 1984 году, когда я ездил туда, там ничего не было, если не считать единственного аэродрома. Теперь же там произошли огромные перемены. Сейчас у нас создается более крупная специальная зона - Хайнаньский особый экономический район. Остров Хайнань занимает примерно такую же площадь, что и остров Тайвань. На Хайнане много полезных ископаемых, таких, как железная руда и нефть. Там, кроме того, выращивают каучуконосные и другие тропические и субтропические культуры. Развитие Хайнаня сыграет огромную роль.
Словом, практическая работа нескольких лет показала, что мы поступили правильно, встав на путь реформы и расширения сношений. Хотя в каждой сфере деятельности все еще немало проблем, но их со временем будет нетрудно разрешить. Поэтому нам нельзя отказываться от политики перестройки и расширения сношений, нельзя даже замедлять их ход. Сейчас вопрос об ускорении и замедлении в числе тех, которые мы обсуждаем, ибо реформа и расширение сношений сопряжены с риском. Мы должны стараться действовать наверняка, но когда "наверняка" превращается в топтание на месте, то это уже плохо. В последнее время наш ЦК думает над тем, чтобы на основе обобщения опыта несколько ускорить темпы реформы и расширения связей. Это о перестройке хозяйственной системы.
Сейчас мы выдвинули новый вопрос, иначе говоря, поставили на очередь перестройку политической структуры. Она станет одной из главных частей повестки дня XIII съезда партии, который откроется в октябре этого года. Это очень сложный вопрос. Каждая мера политической перестройки затрагивает миллионы и десятки миллионов людей, главным образом кадровых работников, притом не только нас, стариков. Когда говорят о политической реформе вообще, то говорят о демократизации. Но что имеется в виду под демократизацией, не очень ясно. Демократия, которая осуществляется в капиталистическом обществе, является буржуазной, а фактически демократией монополистического капитала. Это не что иное, как борьба партий во время предвыборной кампании, разделение законодательной, исполнительной и
судебной власти. Допустимо ли для нас разделение власти? У нас институт собраний народных представителей, народная демократия, осуществляемая под руководством компартии. Самое большое преимущество социалистического государства в том, что все, что решено сделать, немедленно исполняется после принятого решения без каких-либо преград. Мы призвали к реформе хозяйственной системы, и страна сразу же взялась за дело. Мы решили учредить особые экономические районы, и они стали моментально создаваться. Все это происходило без каких-либо осложнений, без взаимного возведения преград. Не было безрезультатных обсуждений. Не было постановлений, которые потом не исполнялись. На этом уровне эффективность у нас высокая. Нам нельзя перенимать у Запада так называемую демократию и разделение власти, нам нужно осуществлять социалистическую демократию и гарантировать преимущества социализма. Я говорю не об эффективности хозяйственного и административного управления, а об общей эффективности. В общей эффективности наше преимущество, и мы должны его сохранять. Что касается эффективности хозяйственного и административного управления, то она в капиталистических странах во многом выше нашей. Бюрократизма у нас действительно хоть отбавляй. Возьмем, к примеру, кадровую систему. Боюсь, что общей проблемой для социалистических стран является старение кадровых рядов и косность их мышления. Прежде всего это проявляется во взглядах. То же самое наблюдается и в организационном отношении. Поэтому мы считаем, что при перестройке нельзя идти на заимствование западной системы, нельзя перетаскивать к себе капиталистическую систему Запада. Нам нужно на основе практической деятельности самих социалистических государств, на основе своих собственных условий определять содержание реформы и шаги ее осуществления. Притом реформа в каждом данном социалистическом государстве, в свою очередь, является не такой, как в другом социалистическом государстве, реформы стран Восточной Европы отличаются друг от друга. При разном прошлом, разном опыте и разных условиях стран реформа не может быть одинаковой. Если взять Китай, то мы мыслим себе этот вопрос не так, как вы. Однако общее у нас с вами в том, чтобы сохранить свои преимущества и не дать появиться изъянам и порокам капиталистического общества.
Какую цель ставит перед собой наша реформа? Ее общая цель состоит в том, чтобы все делалось на благо упрочения социалистического строя, укрепления партийного руководства, развития производительных сил в условиях социализма и при наличии руководства со стороны партии. А самому Китаю нужно еще, чтобы все делалось в интересах реализации целого ряда линий, курсов и установок, намеченных нашей партией со времени 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва. В целях обеспечения этого нужно, по моему личному убеждению, проделать следующее: во-первых, усилить жизнедеятельность партийных и административных органов, а также всего государственного механизма в целом. Иначе говоря, избавиться от косности мысли и относиться ко всему новому, вооружившись новым мышлением. Во-вторых, действительно повысить эффективность. И, в-третьих, полностью мобилизовать активность народа, всех отраслей экономики, низовых звеньев.
Об усилении жизнедеятельности. Если иметь в виду главное содержание этой работы, то самой крупной теперь проблемой является омоложение кадровых рядов. Старение кадровых рядов и косность их мышления в Китае серьезнее, чем у вас. Так, средний возраст членов нашего ЦК, вероятно, выше, чем в партиях других стран мира. Высок средний возраст членов Политбюро, Постоянного комитета Политбюро и Секретариата нашего ЦК. В момент создания КНР у нас в партии не стояла эта проблема. Тогда руководители были относительно молодыми. Старение руководящих органов началось у нас с XI съезда партии, причем для этого имелись объективные причины. Большая группа старых кадров, свергнутая в годы "культурной революции", была освобождена и затем вновь вернулась на руководящие посты. Поэтому-то возраст и оказался высоким. Возьмем, к примеру, меня. Во время VIII съезда мне было всего 52 года, в 1976 году, когда закончилась "культурная революция",- 72 года, в 1977 году, во время XI съезда,- 73 года, а во время XIII съезда мне уже будет 83 года. Хотя есть товарищи моложе меня, но они моложе всего на несколько лет и все равно старики. Поэтому у руководящих органов всех ступеней, у руководящих органов всех отраслей экономики налицо проблема старения. Эта проблема - наиболее специфичная проблема Китая. Вообще говоря, у старых людей сильнее сила привычки. Их общая особенность в том, что они рассматривают все с точки зрения своего собственного опыта. А мир развивается сейчас стремительными темпами, тем более наука и техника. У нас в Китае есть старинное выражение: "Каждый день и каждый месяц приносит новое". Это действительно так. Нам нужно догнать эпоху, и в этом цель нашей реформы. Предстоит твердо держать курс на омоложение кадровых рядов, но шаги предпринимать надо взвешенно. Продвигаться вперед можно лишь постепенно. При выдвижении кадров полагается учитывать не только возраст, но и моральные и деловые качества. Притом в руководящий состав нужно включать многоопытных товарищей, хорошо знающих обстановку, и тем самым создавать эшелонированную структуру. Препятствий здесь немало. Не преодолеть их нельзя, но чтобы преодолеть, нужна большая работа.
О повышении эффективности, преодолении бюрократизма. Оно включает сокращение аппарата и многое другое.
О мобилизации активности. Самое главное тут - спустить права. Наша реформа на селе принесла успех именно потому, что мы дали крестьянам больше прав на самостоятельность и мобилизовали их активность. Теперь мы используем приобретенный опыт во всех других отраслях экономики для мобилизации активности всех и каждого. Мобилизация активности - самая широкая демократия.
Реформа нашей политической структуры преследует три названные мною цели. Демократия - одно из важных средств нашей перестройки, но как ее осуществлять - проблема все-таки новая. Возьмем всеобщие выборы. Они проводятся у нас в низах, на уровне уездов и внутригородских районов. На уровне же провинций, городов центрального подчинения и высших, органов государственной власти осуществляются косвенные выборы. В такой большой стране, как наша, где столь многочисленное население, где региональное развитие протекает неравномерно и где вдобавок так много национальностей, условия для перехода к прямым выборам на верхнем уровне теперь еще не созрели и прежде всего ввиду недостаточной культурности. Мы продолжаем осуществлять институт собраний народных представителей, основанный на демократическом централизме. Двухпалатная и многопартийная парламентарная система Запада нам не подходит. У нас тоже есть демократические партии, но все они принимают руководство со стороны коммунистической партии, и у нас осуществляется многопартийная консультативная система. Насчет этого многие представители западной общественности тоже считают, что без руководящего ядра в такой большой стране, как Китай, во многом пришлось бы трудно, и в первую очередь ей не удалось бы справиться с проблемой питания. В нашей реформе нельзя отходить от социалистического пути и отказаться от руководства со стороны компартии. Оба эти момента взаимообусловлены и составляют единое целое. Без руководства со стороны компартии не может быть и речи о социалистическом пути. К широкой демократии времен "культурной революции" нам нельзя возвращаться. По существу это был анархизм.
Словом, курс, политика и шаги реформы хозяйственной системы уже намечены. Теперь все дело в том, чтобы ее ускорить. Перестройка политической структуры и ее цели сейчас обсуждаются. До XIII съезда предстоит наметить порядок ее реализации, а на XIII съезде начать ее осуществление. Реформа хозяйственной системы на селе дала эффект через три года. А для того чтобы городская экономическая реформа дала ожидаемые от нее заметные результаты, понадобится минимум от трех до пяти лет. Перестройка же политической структуры сложнее. Как предполагается, кое в чем она даст эффект через три-четыре года или пять лет, а кое в чем даже лет через десять.
ДЭН СЯОПИН.
Краткая биографическая справка.
Дэн Сяопин родился 22 августа 1904 г. в провинции Сычуань.
В 1922 г. вступил в Социалистический союз молодежи Китая, в 1924 г.- в члены Коммунистической партии Китая.
С 1920 г. работал и учился во Франции. В 1926 г. учился в Советском Союзе.
В 1927-1937 гг.- политкомиссар корпуса Рабоче-Крестьянской Красной армии Китая, начальник политотдела армейской группы, заместитель начальника Главного политуправления Красной армии, участник Великого похода - героического марша вооруженных сил Компартии Китая на Северо-Запад в 1934-1935 гг.
В 1937-1945 гг.- политкомиссар 129-й дивизии 8-й полевой армии, секретарь бюро ЦК КПК района Шаньси - Хэбэй - Шань-дун - Хэнань.
С 1945 г.- член ЦК КПК. В 1950-1954 гг.- первый секретарь Юго-Западного бюро ЦК КПК, в 1948-1952 гг. - политкомиссар 2-й полевой армии и военного округа Юго-Западного Китая.
В 1952-1954 гг.- заместитель премьера Государственного административного совета КНР, с 1954 г.- заместитель премьера Госсовета КНР.
В 1954-1956 гг.- начальник канцелярии Секретариата ЦК КПК,
С 1955 г.- член Политбюро ЦК КПК.
В 1956-1967 гг. - Генеральный секретарь ЦК КПК и член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
В 1967 г. отстранен от занимаемых постов.
В 1973-1980 гг.- заместитель премьера Госсовета КНР.
В 1974-1987 гг.- член Политбюро и Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, в 1977- 1982 гг.- заместитель председателя ЦК КПК, в 1982-1987 гг.- председатель Центральной комиссии советников КПК.
В 1978-1980 гг.- председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая.
С 1981 г.- председатель Военного совета ЦК КПК, с 1983 г.- председатель Центрального военного совета КНР.
Депутат Всекитайского собрания народных представителей ряда созывов.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1 Центральная комиссия советников КПК - ЦКС создана на XII съезде КПК в 1982 г. Избирается на Всекитайском съезде КПК на такой же срок, как и ЦК КПК. В состав избранной на XIII съезде КПК ЦКС вошло 200 членов из числа ветеранов партии, имеющих не менее чем 40-летний партийный стаж. ЦКС, согласно Уставу КПК, является "политическим помощником и консультантом ЦК", на нее возложены функции внесения предложении и консультации но вопросам разработки и проведения курса и политики КПК.
2 Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины- образована на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва в 1978 г. По принятому позже Уставу партии, избирается на Всекитайском съезде партии и на такой же срок, как ЦК. К основным задачам комиссии относятся: обеспечение соблюдения Устава партии, помощь парткомам в упорядочении стиля, проверка претворения в жизнь линии, курса, политических установок и решений партии.
3 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва - состоялся 18-22 декабря 1978 т. Пленум обобщил опыт предшествующего периода и осудил левацкие ошибки, допущенные во время "культурной революции" и до нее. Был сделан вывод о том, что центр тяжести всей работы следует перенести на осуществление социалистической модернизации Китая. Пленум разработал идеологические и политические установки, легшие в основу последующей линии КПК в области внутренней и внешней политики КНР.
4 Демократические партии Китая - кроме Коммунистической партии Китая (КПК) в стране существует восемь других политических партий, объединяющих в основном представителей интеллигенции, деятелей культуры, образования, науки и техники, и др. Все эти партии наряду с КПК, профсоюзами и другими общественными организациями входят в состав Единого патриотического фронта страны, руководимого КПК. Организационной формой Единого фронта является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК).
5 Увеличение валового национального продукта в четыре раза - такова цель экономического развития Китая с 1981 г. до конца нынешнего столетия, выдвинутая XII съездом КПК (1982 г.). Иными словами, предстоит добиться увеличения годового производства промышленной и сельскохозяйственной продукции с 710 миллиардов юаней в 1980 г. до 2800 миллиардов юаней в 2000 г.
6 Не Жунчжэнь (род. в 1899 г.) - военный и политической деятель КНР, маршал, в прошлом был членом Политбюро ЦК КПК, заместителем премьера Госсовета КНР и одновременно председателем Государственного комитета по науке и технике, председателем Комитета по оборонной науке и технике.
7 Цзинь - 500 граммов.
8 Районы экономического сотрудничества - региональные, зональные хозяйственные объединения, создаваемые в КНР в соответствии с идеей об активном развитии в стране горизонтальных хозяйственных связей. Примером является образование экономического района (зоны) Восточного Китая с городом Шанхаем в качестве его центра.
9 Освободительная война - борьба народных вооруженных сил под руководством КПК против гоминьдановского режима, развязавшего гражданскую войну 1946-1949 гг.
10 Политика "питания из общего котла" - политика, в основе которой преобладали принципы уравнительности в области оплаты труда и распределения.
11 Гоминьдан (Национальная партия) - создан в 1912 г. китайским революционером-демократом Сунь Ятсеном (1866-1925). До 1927 г. играл прогрессивную роль, затем превратился в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, связанную с иностранным империализмом. Власть Гоминьдана была свергнута китайским народом в 1949 г. С 1949 г. остатки гоминьдановского режима обосновались на китайском острове Тайвань.
12 Города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.
13 "Объединение Китая на основе трех народных принципов" - формула нынешних тайваньских властей в ответ на предложения правительства КНР по объединению страны. Фактически означает объединение на основе существующего на Тайване капиталистического строя, называемого правящей там партией Гоминьдан строем "трех народных принципов" (дословно - "национализм, народовластие, народное благосостояние").
14 Установить третье по счету сотрудничество КПК и Гоминьдана - имеется в виду сотрудничество в интересах решения проблемы объединения страны по аналогии с имевшим место в истории Китая сотрудничеством КПК и Гоминьдана в 1924-1927 гг., послужившим основой Единого национального антиимпериалистического фронта, и сотрудничеством двух партий в 1937-1945 гг., послужившим основой Единого национального антияпонского фронта.
15 Е Цзяньин (1897-1986) - государственный и военный деятель КНР, маршал, являлся председателем Постоянного комитета ВСНП, членом Политбюро ЦК КПК, заместителем председателя ЦК КПК.
16 30 сентября 1981 г, председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Е Цзяньин в интервью корреспонденту агентства Синьхуа дал разъяснение политики и курса относительно возвращения Тайваня в лоно Родины и мирного объединения страны. Он изложил девять пунктов: 1) Для того чтобы как можно скорое положить конец печальному состоянию раскола китайской нации, предлагалось провести переговоры между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом на паритетных началах, совместными силами завершить объединение Китая. Переговорам может предшествовать обстоятельный обмен мнениями между представителями обеих сторон. 2) Народы страны по обеим сторонам Тайваньского пролива страстно желают общения друг с другом, встреч со своими родными, развития торговли и углубления понимания. Поэтому предлагалось, чтобы обе стороны совместно способствовали установлению почтово-телеграфных и торговых связей, использованию водного и воздушного транспорта для посещения родных и совершения туристских поездок, а также развитию научного, культурного, спортивного обмена и достигли в этом плане соответствующих соглашений. 3) После объединения страны Тайвань может сохранить за собой право на высокую степень самоуправления как особого административного района, может сохранить также свои вооруженные силы. Центральное правительство не будет вмешиваться в местные дела Тайваня. 4) Существующий на Тайване общественно-экономический строй, образ жизни населения, а также экономические и культурные связи Тайваня с зарубежными странами останутся без изменения. Признаются неприкосновенными право собственности на имущество, дома, землю и предприятия, право наследования в соответствии с законом, а также иностранные инвестиции. 5) Представители тайваньских властей и тайваньской общественности могут занимать руководящие посты во всекитайских политических органах и принимать участие в управлении государством. 6) В случае возникновения местных финансовых затруднений тайваньские власти могут рассчитывать на помощь Центрального правительства сообразно с обстоятельствами. 7) Проживающим на Тайване лицам, желающим приехать на континентальную часть Китая на постоянное жительство, гарантируется, что они будут надлежащим образом устроены, не будут подвергаться дискриминации и будут пользоваться свободой проезда на материк и обратно. 8) Мы приветствуем, сказал Е Цзяньин. инвестирование тайваньскими промышленниками и торговцами предприятий и других хозяйственных дел в континентальной части родины и гарантируем им законные права и прибыль. 9) Воссоединение родины - долг каждого китайца. Поэтому заслуживает искреннего приветствия инициатива людей всех национальностей, деятелей всех кругов и общественных организации Тайваня, выступающих через различные каналы и в различных формах с предложенными и советами но общегосударственным делам.
17 Дэн Инчао (род. в 1904 г.) - вдова Чжоу Эньлая. Председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), в прошлом член ЦК КПК, член Политбюро ЦККПК.
18 4 июня 1983 г. во вступительной речи на пленарном заседании 1-й сессии Всекитайского комитета НПКСК 6-го созыва Дэн Инчао отметила: "Осуществление мирного объединения Родины является общим чаянием всех народов страны, славной миссией, возложенной историей на наше поколение". "Мы уважаем историю и реальность. Мы в полной мере учитываем чаяния многонационального населения на Тайване и положение тайваньских властей. Мы принимаем в расчет не только настоящее, но и будущее. После объединения Родины будет осуществляться долговременное сотрудничество между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом Китая, длительное сосуществование и взаимный контроль между ними. Тогда Тайвань, как особый административный район Китая, будет осуществлять у себя систему, отличающуюся от континентальной части страны, чтобы взаимно дополнять и поддерживать друг друга. Только при подлинном объединении, основанном на реальной почве, можно добиться могущества государства и процветания нации. Стоять за объединение Родины - значит быть патриотом. При условии объединения можно договориться по всем вопросам, добиться их справедливого и целесообразного разрешения. Мы искренне надеемся, что соотечественники на Тайване, соотечественники, проживающие в Сянгане, Аомыне и за границей, совместно с народами континентальной части Родины будут продолжать вносить предложения в целях мирного объединения Родины, совместно обсуждать вопросы государственной политики. Тайваньский вопрос является внутренним делом нашей страны, и недопустимо никакое иностранное вмешательство".
19 Чан Кайши (Цзян Цзеши) (1887-1975) - с 1927 г. глава гоминьдаиовского режима, свергнутого в результате народной революции в Китае в 1949 г. С остатками войск укрылся на острове Тайвань, где закрепился при поддержке США.
20 Сын Чан Кайши - Цзян Цзинго (род. в 1910г.) - с апреля 1975 г. является председателем ЦК Гоминьдана, с 1978 г.- глава тайваньского правительства.
21 Упорядочение партии - сложившаяся в КПК форма партийного строительства, предполагающая проведение время от времени комплекса мероприятий по идейно-политическому и организационному укреплению партийных рядов.
22 Десятилетняя смута - имеется в виду "культурная революция" - политическая кампания, продолжавшаяся с мая 1966 г. по октябрь 1976 г. "Культурная революция" нанесла серьезный ущерб КПК и китайскому народу.
23 Люди трех категорий - это те, кто во время "культурной революции" поддерживали Линь Бяо и Цзян Цин, занимались групповщиной, устраивали погромы.
24 "Нормы внутрипартийной политической жизни" - приняты 5-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва (февраль 1980 г.). Действуют наряду с Уставом КПК.
25 Четыре основных принципа - сформулированы в марте 1979 г. Это требования "твердо придерживаться социалистического пути, твердо придерживаться диктатуры пролетариата, то есть демократической диктатуры народа, твердо придерживаться руководства со стороны партии, твердо придерживаться марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна".
26 Сянган (Гонконг) - владение Великобритании на территории Юго-Восточного Китая. Общая площадь - 1062 км2, население - свыше 5,5 млн человек. В 1997 г. КНР полностью восстановит свой суверенитет над этой территорией.
27 Курс на "расцвет ста цветов и соперничество ста школ" - курс КПК на развитие науки, литературы и искусства, впервые выдвинутый в 1956 г.
28 Работа Мао Цзэдуна "Против либерализма" написана 7 сентября 1937 г.
29 Особые экономические районы - известны также как специальные экономические зоны (СЭЗ). Образованы, согласно решению правительства КНР, в 1980 г. на юге страны: в провинции Гуандун - зоны Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и в провинции Фуцзянь - зона Сямынь (всего 4 зоны). Самая крупная - Шэньчжэнь занимает территорию 327,5 км2 с населением свыше 400 тыс. человек. СЭЗ наделены особым статусом, их создание и условия функционирования рассчитаны на экономическое строительство с привлечением иностранных инвестиций и передовой технологии, главным образом из Сянгана и развитых капиталистических стран...