Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

А.В. Куринный: «Лекарства поистине изменили жизнь человечества»

3 июля на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил член Комитета ГД по охране здоровья А.В. Куринный.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
2018-07-03 13:45
Куринный Алексей Владимирович
Куринный
Алексей
Владимирович
Персональная страница

- Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит рассмотреть на "правительственном часе" весьма интересную тему, связанную с лекарственным обеспечением. Дело в том, что лекарства поистине изменили жизнь человечества, я напомню вам, вакцины, антибиотики, изобретение инсулина позволило сегодня жить десяткам, сотням миллионов наших граждан, ну и жителям всей в принципе нашей планеты. Основная часть медицинской помощи сегодня, эффективность медицинской помощи зависит от современных лекарственных препаратов, от их возможности получить, от их доступности, естественно, и от их качества.

О доступности и качестве медицинской помощи, о доступности и качестве лекарств, в частности, сегодня будет говорить Вероника Игоревна. Поэтому в преддверии её выступления, в преддверии её данных мы всё-таки расскажем о некоторых моментах, которые, на наш взгляд, требуют особого внимания всей Государственной Думы.

В частности, продолжительность жизни, смертность, показатели качества жизни поставлены одними из условий (я прошу внимания) в указе президента, майском указе президента, и выполнить их сегодня без современного лекарственного обеспечения будет практически нереально.

С другой стороны, проблема лекарственного обеспечения - это проблема национальной безопасности. Если современное государство не способно на своей территории, своими силами, силами своих организаций обеспечить производство самых необходимых лекарственных препаратов, оно не может считаться независимым в полной мере, оно не может считаться современным.

Что касается качества лекарственных препаратов, можно сказать, что здесь Министерство здравоохранения сделало большой шаг вперёд. Мы говорим и о вопросах регистрации препаратов, мы говорим о вопросе маркировки (сегодня будет об этом Вероника Игоревна говорить), которая введена с 1 января 2020 года. Мы говорим о вопросе регулирования цен на ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), и здесь всё относительно благоприятно. Тоже касается и контроля качества. Лаборатории в последнее время построены.

Но если мы будем говорить о доступности лекарственных препаратов, то здесь, к сожалению, похвастаться особенно нечем. Только один из шести сегодня больных с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистыми получает современную, эффективную медикаментозную терапию в Российской Федерации. Только 20 процентов наших больных онкологическими заболеваниями, нуждающихся в получении таргетных лекарственных препаратов, их получают. Только 2 процента современного рынка лекарственных препаратов в Российской Федерации составляют новейшие и, скажем так, инновационные лекарственные препараты, в то время как в современных странах Европы это 15 процентов (это весьма важно).

В части востребованности лекарственного обеспечения 50 процентов наших граждан старше 50 лет получают сегодня... должны получать сегодня системно, регулярно лекарственную терапию. После 65 лет этот процент повышается до 90 процентов. То есть девять из десяти граждан, достигших возраста 65 лет, должны получать регулярно, системно современную лекарственную терапию для того, чтобы достигнуть соответствующих показателей.

Если мы говорим о причинах этой низкой доступности, первое, это доходы. Безусловно, 3-4 тысячи это минимально необходимый на сегодня набор лекарств стандартный при сердечно-сосудистых заболеваниях, и пенсия 12-14 тысяч это несопоставимые вещи и, естественно, не все себе могут позволить эти самые лекарственные препараты.

Второе. Льготное лекарственное обеспечение - это, собственно, наши уже полномочия государственные. Я обращаю ваше внимание, что по 178 федеральному закону, это ветераны-инвалиды, официально признанный дефицит составляет 30 миллиардов рублей. По 890-му постановлению, это региональные льготники, официально признанный дефицит 50 миллиардов рублей. Если мы сюда еще возьмем "7 высокозатратных нозологий", если мы сюда еще возьмем ВИЧ, если мы сюда возьмем лекарственно устойчивые формы туберкулеза, то общий дефицит официальный 90-95 миллиардов рублей это только в федеральном бюджете.

Еще сложнее ситуация в стационарном сегодня звене. Выполнение, необходимость выполнения указов президента привела к тому, что часть средств, которые предназначались ранее на лекарства и на расходные материалы, сегодня ушла на зарплату, и практически все лечебные заведения испытывают с этим сложность, особенно тяжело районным больницам. 

Я думаю ни для кого не секрет, что 90-95 процентов всех заработанных средств больницами сегодня центральными и районными уходят на оплату заработной платы, соответственно, на лекарства, на расходники ничего не остается и даже крупные больницы, вот у нас Ульяновская областная клиническая больница, центральная больница, главная больница региона 4 месяца работает без лекарств. Больные вынуждены приобретать все за свой счет и причина этому вот недофинансирование и то, что сегодня заработная плата съедает огромную часть, ну и еще и долги растут дополнительно, потому что все равно вынуждены покупать.

В части контроля, который сегодня отсутствует, по большому счету, со стороны и Министерства здравоохранения, и соответствующих региональных органов, сколько же реально не хватает? Вот эти все цифры, которые я называю, они идут в неких таких вот "темных отчетах", которые региональные власти отдельными письмами Министерству здравоохранения поставляют, но, к большому сожалению, Министерство здравоохранения должным образом не реагирует.

Сколько не хватает в стационарном звене, мы на сегодня не знаем, хотя все возможности есть. Практически все больницы сегодня подключены к единой системе и вычленить, сколько не хватает до стандарта и сколько реально используется вполне реально, но эти цифры, к сожалению, не озвучиваются. Я думаю, это будут колоссальные цифры, а без них невозможно принимать нормальных управленческих решений. Я думаю, это может привести вполне к новой волне оптимизаций, потому что, к большому сожалению, указы президента выполнять надо, это требуют, а вот как всю остальную деятельность осуществлять, никто не говорит.

Второе - это причины, которые сложились, почему же доступность такая низкая. Первое - конечно, мало средств, мы об этом говорим неоднократно. 4 процента от ВВП на здравоохранение это очень мало, это крайне мало, и даже те 66 миллиардов, которые собираются добавить, они ситуацию в корне не изменят.

Второе - это дефицит региональных программ государственных гарантий. Сегодня 35 регионов не выполняют федеральные нормативы, и, к сожалению, Минфин на это смотрит с закрытыми глазами, так же как и прокуратура. По 2 миллиарда, по 3 миллиарда, по 4 миллиарда, по 6 миллиардов не докладывают регионы в свою обязанную финансировать... которую они обязаны финансировать по закону, государственную медицинскую помощь, и никто на это не реагирует, абсолютно никак не реагирует, а в итоге крайними остаются люди.

Второй момент. Я думаю, всё-таки Вероника Игоревна будет говорить об орфанных препаратах, будет говорить о новой программе. Она всё-таки будет реализовываться централизованно. Тот закон, который мы с вами провалили, точнее, вы провалили, в любом случае будет реализован, только немножко в другом варианте, централизованные закупки будут при орфанных заболеваниях.

Вторая причина низкой доступности - это неэффективность использования тех средств, которые мы имеем. Ну, бардак с государственными закупками откровенный лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Цены закупочные различаются в разы в разных регионах, министерство выстраивает на сегодня и уже подготовило к вводу соответствующую систему, но, к сожалению, система, действующая система сегодня дает огромные сбои.

Я просто проинформирую вас, 5 дней назад в моей родной Ульяновской области были арестованы сразу министр здравоохранения региональный, председатель комитета по социальной политике Законодательного Собрания и два крупных чиновника как раз за реализацию вот этих вот коррупционных схем. Всего за 3 года через эти схемы прошло 3,5 миллиарда рублей, 300 миллионов прямой ущерб бюджета, ну и там обналичено уже несколько десятков миллионов рублей. Министерство здравоохранения находится в стороне от этих процессов, с одной стороны. С другой стороны, ФОМС, который территориальный фонд, говорит, мы деньги отдали, ничего не знаем. 2 года мы добивали эту проблему, находящуюся у всех, по сути, на виду, и только сейчас было возбуждено уголовное дело, и я надеюсь, все виновные понесут соответствующую ответственность.

Здесь очень важно в том плане вот эти закупки, в том плане, что централизовать закупки сегодня крайне необходимо. Вероника Игоревна сегодня будет рассказывать про то, что удалось сделать благодаря централизации по всем высокозатратным нозологиям, по ещё ряду заболеваний. Российская Федерация сэкономила, я ещё раз повторяю, сэкономила за последние годы порядка 10 миллиардов рублей, это только вот на официальной части закупок, 20 человек честных людей, которые работали в одной структуре при Министерстве здравоохранения, сумели для страны сэкономить колоссальные средства.

Если то же самое будет применено на уровне закупок важнейших лекарственных препаратов через специальную структуру - будь это Минздрав, будь это Минпромторг - это позволит сэкономить ещё десятки миллиардов рублей. И такая практика есть, когда герцептин, например, Египет закупает централизованно в 3 раза дешевле, чем закупает Российская Федерация, когда противовирусные препараты Индия, благодаря государственной программе, закупает в 5 раз дешевле, чем закупает Российская Федерация, а это, повторяю, тысячи, десятки тысяч спасённых жизней. И эту программу сегодня необходимо вводить, её необходимо реализовывать, про централизацию.

Ну, и наконец, собственное производство - это ещё один вариант экономии. Если мы не имеем собственного производства, если мы не имеем полного цикла производства лекарственных препаратов, то говорить о снижении цены не приходится. Нам будут поставлять по повышенным, завышенным, сверхзавышенным ценам, и мы вынуждены будем это делать.

Поэтому нужно определить перечень тех лекарственных препаратов на уровне министерства, которые должны быть локализованы, которые должны производиться на территории нашей страны. Это вопрос и национальной безопасности, вопрос суверенитета, это вопрос независимости, и это должно быть сделано, эти предприятия должны быть с государственным участием, мы это прекрасно понимаем.

И наконец, самый важный вопрос - вопрос так называемой нечестности или, скажем так, несправедливости в части доступности лекарственных препаратов для всех. Мы абсолютно убеждены, что лекарственное страхование - это не какое-то там далёкое будущее, это необходимая вещь, которую необходимо внедрять в ближайшие годы. В противном случае страна уже разделилась на регионы, которые могут обеспечить своих больных, а их всего три, и те, которые этого сделать не могут, те регионы, в которых больные имеют право на жизнь и сохранение здоровья, и те регионы, в которых этого права нет.

Ставить сегодня зависимость жизни, зависимость получения здоровья, зависимость качества жизни от места проживания или от доходов человека неправильно. Поэтому программа лекарственного страхования должна быть реализована в ближайшее время, несмотря на все сложности, несмотря на все препятствия, и я думаю, Министерство здравоохранения должно этим заняться в самые сжатые сроки.

Спасибо.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.