Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
(Доклад председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И.Кашина на пленарном заседании 18 октября 2017 года о проекте Постановления Государственной Думы
«Об информации Министра сельского хозяйства
Российской Федерации А.Н.Ткачева о ходе проведения уборочных
сельскохозяйственных работ в Российской Федерации, национальном докладе о ходе
и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, национальном докладе
о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации»)
Рассматриваемый проект постановления Государственной
Думы подготовлен исходя из прозвучавшего в рамка «правительственного часа»
обсуждения и поступивших в Комитет в ходе работы над проектом постановления замечаний.
Нам кажется, мы смогли охватить если не весь, то широчайший спектр проблем,
которые сегодня наиболее остро стоят в управлении агропромышленным комплексом
Российской Федерации. Хотелось бы еще раз заострить внимание Палаты на самых
важных, по-нашему мнению, из них.
Первое. В проекте постановления мы, безусловно, отмечаем
проделанную Минсельхозом России большую работу достижению рекордных показателей
урожайности в крайне неблагоприятных агроклиматических условиях текущего года.
Но при этом мы должны не забывать поблагодарить, в первую очередь, российского
крестьянина, простого фермера, неутомимого труженика земли, чьим потом и
сединами достигаются выдающиеся урожаи.
И в этой связи мы просто обязаны ставить вопрос – а
насколько прозрачной и доступной является для реального сельскохозяйственного
производства, для наших малых и средних форм хозяйствования, та государственная
поддержка, о которой не устают отчитываться руководители всех уровней с
разнообразных трибун?
Мы в нашем Комитете получаем, видим и слышим сигналы с
«земли» о том, что в вопросах распределения и использования этой самой
господдержки нет, к сожалению ни справедливости, ни необходимой эффективности.
Соответствующую огласку сложившаяся ситуация получила и в рамках
«правительственного часа», поэтому сразу несколько пунктов проекта
Постановления обязывают профильное Министерство обратить особое внимание и на обоснованность
распределения средств субсидий на поддержку сельского хозяйства между
регионами, и на обеспечение равнодоступности льготных кредитов для различных
категорий сельхозтоваропроизводителей (от крупнейших холдингов до простых
крестьянско-фермерских хозяйств).
Второе. Вопрос достаточности финансирования аграрного сектора сегодня
является критически важным и в производственном аспекте, и в аспекте
социального развития села.
Со следующего года в отношении госпрограммы развития
сельского хозяйства, как и в отношении еще 4-х госпрограмм, предусматривается
переход на механизмы проектного управления с 1 января 2018 г.
В паспорт Госпрограммы до 2020 года добавляются 2
новые подпрограммы вместо 2-х федеральных целевых программ. Таким образом,
Госпрограмма будет включать в себя 9 подпрограмм. Вместе с тем, на сегодняшний
день проектом федерального бюджета предусмотрено финансирование только 8
подпрограмм, финансовое обеспечение подпрограммы «Развитие финансово-кредитной
системы агропромышленного комплекса» на 2018 – 2020 годы законопроектом не
предусмотрено.
Вцелом в следующем году Госпрограмма «потяжелеет» в
абсолютном выражении (с учетом данных Президентом РФ поручений по итогам
поездки в Воронеж на прошлой неделе - увеличить финансирование отрасли на 20
млрд. рублей). Но это не может вызывать эйфории как с учетом ранее состоявшихся
сокращений, так и с учетом существующих изъянов реализации госпрограммы (увы,
по отдельным показателям она официально оценивается как низкоэффективная, «хромает»
даже кассовое исполнение по отдельным мероприятиям, не говоря уже о достижении
целевых индикаторов), так и с учетом изъянов перспективного планирования.
Мы и в данном проекте Постановления, и в
Постановлении, принятом вместе с весенними корректировками бюджета, отмечали
необходимость приоретизации при бюджетном планировании на очередную трехлетку
наиболее востребованных форм господдержки аграрного производства - несвязанной
поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства
(погектарная поддержка), повышению продуктивности в молочном скотоводстве
(поддержка на 1 литр молока), технической и технологической модернизации
агропромышленного комплекса Российской Федерации, а также созданию комфортных
условий жизнедеятельности в сельской местности.
Но, увы, в поступившем в Государственную Думу проекте
федерального бюджета мы не увидели ни погектарной поддержки, ни поддержки на
литр молока, что касается технического перевооружения – субсидии на технику в
сравнении с текущим годом в реальном выражении «похудеют» почти на 6 млрд. Таким образом, оснащенность
сельхозпроизводителей остается на уровне, который не позволяет выполнить все
технологические операции в нормативные агротехнические сроки, что ведет к
недополучению и потерям продукции.
О какой эффективности господдержки может идти речь в
таких условиях? Уже речи не идет об опережающем развитии, а по молоку
существует риск недостижения даже откорректированных показателей Госпрограммы.
Поэтому мы еще и еще раз, и в рассматриваемом
постановлении Государственной Думы отмечаем не только нецелесообразность
снижения, но критическую необходимость наращивания уровня государственной
поддержки в сфере агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Третье, что
касается социального аспекта. У нас
95 тысяч деревень не газифицированы, 32 тысячи деревень не имеют почтовой
связи, 43 тысячи не охвачены телефонной связью. И это при том, что всего
сельских населенных пунктов у нас осталось около 160 тысяч. Более 20 тысяч
деревень ушли в небытие, 42 тысячи сел имеют не более 6 жителей.
Из ветхого жилья переселяется всего 6,5 тыс. человек в
год, а нуждаются в новом жилье на селе более 1,3 млн. человек. Такими темпами
на решение жилищных проблем на селе нам потребуется 200 лет.
В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию
объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика так называемой
«оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому
закрытию малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек,
участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличению радиуса их
доступности. Средний радиус доступности детского сада составляет 20 км, школы
-17, ФАПа - 15, больницы - 85 км.
Остро стоит проблема развития сети автомобильных
дорог. На начало 2015 г. 30,7% сельских населенных пунктов не имело связи по
дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Нормативным
требованиям не отвечало 62,9% автодорог общего пользования регионального или
межмуниципального значения и 43,2% дорог местного значения.
По нашей инициативе 7 декабря текущего года в Зале
пленарных заседаний Государственной Думы состоятся всероссийские парламентские
слушания на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских
территорий». В рамках этого мероприятия мы, в том числе, будем ставить вопрос
разработки новой государственной программы, предусматривающей строительство в
каждом муниципальном районе производственного центра, объектов социального,
культурного и бытового назначения, развитие инфраструктуры жилой среды на селе.
Четвертое. Посмотрите на состояние аграрного образования, на наши
НИИ, ВУЗы. Научные и образовательные учреждения обветшали, а те из них, кому
удалось начать реконструкцию зданий, сегодня не могут завершить строительство–
нет денег. В качестве примеров тут можно привести недостроенные корпуса
ведущего сельскохозяйственного вуза страны – Ставропольского государственного
аграрного университета, недостроенные корпуса ВСХИЗО в Балашихинском районе
Московской области, а также недостроенные 27 общеобразовательных школ в
сельской местности. Об этом мы тоже сформулировали соответствующий пункт
поручений Правительству РФ в данном постановлении.
Мы должны восстановить все, что связано с
финансированием по Государственной программе, а это минимум 320-350 млрд.
рублей, а не 240, которые мы вымучили на текущий год. В перспективе мы должны
выйти на 1 трлн. рублей, что составляет 6% расходной части федерального
бюджета!
Пятое. Бюджетное финансирование вопросов развития
агропромышленного комплекса мы должны укрепить законодательными актами,
создающими в отрасли благоприятные условия для интенсификации производства и
переработки сельскохозяйственной продукции.
К таким актам в первую очередь следует отнести уже
внесенный в Государственную Думу проект федерального закона № 19842-7 «О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». О нем
уже упоминал в своей речи Министр Ткачев. В данном законопроекте мы вышли с
инициативой снижения НДС на операции по реализации плодово-ягодной продукции и
винограда с 18% до 10%.
Напомню, что мы сегодня производим около 3 млн. тонн
плодов и ягод. Но чтобы решить задачу продовольственной безопасности мы должны
производить 15 млн. тонн. Мы закладываем 15 тыс. га новых садов, а должны
закладывать по 30 тысяч га.
Мы должны системно решать все эти вопросы, в том числе
в части питомниководства, и названный законопроект в этом плане является
серьезным шагом. Его принятие позволит существенно увеличить отечественное
производство плодово-ягодной продукции и винограда, укрепить продовольственную
безопасность, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, повысить
потребительский спрос на фрукты, произведенные в России, создать новые рабочие
места.
Другой инициативой, на которой следует сегодня заострить
особое внимание, является законопроект №206370-7 «О внесении изменений в
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроект
предлагает введение в России государственного регулирования цен на
продовольственные товары первой необходимости.
Целесообразность принятия законопроекта определяется
извращенностью системы ценообразования в России. Посмотрите - производитель
зерна в 2016 году продавал его по цене 8,8 руб. за килограмм. Мука же,
произведенная из этого зерна, продавалась уже по цене 15,9 руб./кг.
Производитель хлеба продавал свою продукцию уже по 48 руб./кг. А на прилавке,
со всеми наценками торговых сетей, хлеб лежал по цене 66,9 рублей за килограмм.
Таким образом, 7,1 руб. забирал себе производитель муки, 32,2 руб. – производитель
хлеба и 18,8 рублей забирали торговые сети.
С 2015 года цены на пшеницу и продовольственную рожь
снизились на 38-39%, а фуражный ячмень упал в цене на 53%. И на фоне столь
резкого падения цен на сырье, потребительские цены на хлеб и другие продовольственные
товары продолжали расти.
Нужно принимать срочные меры государственного
регулирования и, в первую очередь, своевременно запускать механизм
государственных закупочных интервенций!
Диспаритет в распределении прибыли от продажи
продовольственных товаров стал губительным для крестьян. Значительное число
средних и малых сельхозпредприятий, а также большая часть фермеров,
ориентированных на производство зерна, работают в сильный убыток, многие
разоряются. Латифундисты при этом получают возможность за бесценок скупать
земли разорившихся хозяйств, а торговые сети без лишних усилий еще больше
увеличить свою маржу от продажи продуктов питания.
В каком государстве это может быть? Какое
регулирование здесь применяется?
Необходимо поддерживать и другие инициативы,
являющиеся не менее актуальными. Законопроекты «Об обороте органической
продукции», «О семеноводстве», по ветеринарной безопасности и ветеринарии, «О
мелиорации земель», «О племенном животноводстве», «О землеустройстве», «О
государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», а также
по введению агрострахования объектов аквакультуры.
К числу приоритетных также следует отнести
законопроект «Об охране плодородия сельхозземель». Его мы обсудим на
парламентских слушаниях 23 октября в Малом зале, приглашаем всех к участию.
Должен отметить, что мы сделали первый шаг в
укреплении аграрных науки и образования – со следующего года существенно
увеличиться уровень подушевого финансирования наших вузов. Но мы идем дальше –
и во внесенном на прошлой неделе нами с Сереем Ивановичем Неверовым
законопроекте № 180670-7, который в первом чтении вынесем на Палату 25 октября,
мы комплексно решаем проблему государственной поддержки отраслевых науки и
образования, включая имущественный комплекс, содержания опытных станций и
учебных хозяйств.
Уважаемые товарищи!
На каждую проблему в развитии АПК у нас есть достойный
законодательный ответ, проработанный совместно с Минсельхозом, наукой и
регионами. Но эти законопроекты постоянно кто-то тормозит, видимо кому-то не
нравится перспектива укрепления нашего агропрома, его динамичное развитие.
В этой связи еще раз выражу мнение о том, что Министр
сельского хозяйства должен стать, как и раньше, заместителем председателя
Правительства. Только тогда можно будет успешно решить все накопившиеся
проблемы, в том числе межсекторальные.
На селе проживает 37 млн. граждан, а в летний период –
далеко за 50% населения страны. О них необходимо заботиться, обеспечить
доходом, комфортными условиями жизни, возможностью получить все необходимые
социальные услуги.
И больше не будет так, что находящиеся в стадии
высокой готовности законопроекты по АПК годами футболятся, как это происходит,
к примеру, с законопроектами по ветеринарии.
Это наша с вами «зона ответственности». Поэтому
сегодня прошу Вас не только поддержать проект Постановления, но и в дальнейшем
не останавливаться в работе над его реализацией и контролем за исполнением
наших рекомендаций Правительством РФ и министерствами, в первую очередь,
Минсельхозом России.
Спасибо за внимание!