Сергей Обухов - «Независимой газете»: «Если нейросети удастся использовать как вспомогательный инструмент на выборах, это даст большую экономию средств на пиар-специалистах»
В последнее время становится все больше доступных публике нейросетей, в том числе и отечественных. До сих пор инновации, связанные с искусственным интеллектом, почти не встречались в политической деятельности, но теперь партии задумались о том, как можно применить данный инструмент в своих интересах. Первые попытки раскрасить и удешевить агитацию делает КПРФ, ЛДПР же обещает представить свой алгоритм под названием «Жириновский». Эксперты считают, что борьба за узнаваемость и цитируемость – это нормально для оппозиции, но пока для широкого избирателя нейросети останутся экзотикой.
Новаторами в применении новых технологий, по их собственным заверениям, выступают сразу две думские партии. Но если в КПРФ думают, как использовать нейросети для агитационной работы, то ЛДПР заинтересована в приобретении именно пропагандистского инструмента. Пока все выглядит так, что не слишком обремененные ресурсами оппозиционеры просто увидели, что произошло расширение бесплатного доступа к услугам искусственного интеллекта, и решили, что вполне могут этим попользоваться или даже воспользоваться. Так что в настоящий момент можно говорить не более чем об экспериментах, как в случае с коммунистами, или неких абстрактных намерениях, если брать во внимание планы ЛДПР.
Скажем, левые протестировали одну из новых российских нейросетей для создания анимированных образов своих кандидатов в мэры Москвы и президенты России. В первом случае на свет появился мультяшный персонаж, внешне похожий на Дзержинского. Во втором случае нарисовался товарищ среднего возраста в костюме и красном галстуке, по стилистике напоминающий о плакатном образе трудовой интеллигенции советских времен.
В то же время коммунисты, похоже, пробуют, насколько нейросети подходят для применения в ходе выборов. Как сообщил руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, на встрече региональных лидеров партии из Сибири и Дальнего Востока в Якутске «обсуждали опыт борьбы и практическую работу по пяти партийным вертикалям, особенно заинтересованно – использование нейросетей в избирательных кампаниях». Как раз на этом семинаре-совещании были представлены первые попытки смоделировать образы известных партийцев под ту или иную концепцию кампаний. «Получилось спорно, но интересно. Где-то удачно поймали образ регионального лидера, где-то нет. В общем, партийные технологи осваивают новые приемы и методы», – сообщил Обухов.
Для опытов коммунисты использовали образы, к примеру, главы Хакасии Валентина Коновалова, экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко, депутата Госдумы от Бурятии Вячеслава Мархаева. Вышло местами интересно и даже забавно, но было еще раз подтверждено, что, как и всякая программа, результат работы нейросети существенно зависит от количества и качества загруженных в нее вводных и данных.
Эксперты отметили, что пока инициатива партий с нейросетями выглядит неоднозначной, она ориентирована в основном на интеллектуалов и молодежь, но вопрос о том, станет ли это рабочим инструментом, остается открытым. Однако тот же Обухов пояснил «НГ»: «Если нейросети удастся использовать как вспомогательный инструмент на выборах, то это даст большую экономию средств для партактива на пиар-специалистах, позволит более эффективно решать вопрос агитации». По его словам, юристы КПРФ сейчас прорабатывают возможности использования нейросетей, потому что пока непонятно, каков статус появляющихся из нейросетей картинок и агиток. «Мы уже привыкли к чат-ботам, а что можно делать с другой продукцией искусственного разума, пока выясняем. Тут много правовых лакун. Может, нейросеть станет таким же упрощающим работу инструментом пропаганды, как стали фотошоп и графический редактор. Но пока не ясно даже, насколько этот интеллект безопасен, ведь уже выяснилось, что нейросети могут лгать и выдавать ложь за правдивые факты», – напомнил коммунист. При этом Обухов обратил внимание на то, что, «как и в случае с ДЭГ, остаются вопросы: а кто контролирует эти ресурсы, кто распределяет большие данные и в интересах какого класса?»
Теги: Агитация, Искусственный интеллект, Нейросети, Пропаганда, Агитпроп, Новые технологии, Предвыборные кампании