Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин: Особо охраняемые территории - уголки нетронутой природы

 Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина на тему: «Развитие системы особо охраняемых природных территорий - основа сохранения биологического разнообразия России», 17 ноября 2014 года.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2014-11-20 04:58 (обновление: 2014-11-20 05:26)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

 

 

 

 

 

 

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия абсолютно для всех регионов мира все более острой становится задача согласования деятельности человека и природных факторов его существования.

 

 

 

 

 

 

Под влиянием антропогенной деятельности происходит массовое уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. По оценкам специалистов, природные экосистемы полностью изменены или уничтожены на пятой части суши. По данным Всемирного союза охраны природы с 1600 года зарегистрировано исчезновение 484 видов животных и 654 видов растений. Гибель более 75% из них связывается с деятельностью человека.

В последнее столетие под влиянием человеческой деятельности скорость вымирания видов во много раз (по разным оценкам от 100 до 1000 раз) превысила естественно-эволюционную. По оценкам ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) на сегодняшний день около 20% всех видов позвоночных находятся под угрозой сокращения численности или вымирания.

 

 

 

 

 

 

Россия на сегодняшний день играет одну из ведущих ролей в сохранении глобального биоразнообразия, имея на своей территории основную часть разнообразия экосистем и видов живых организмов крупнейшего региона планеты – Северной Евразии. 

В России представлена значительная часть экосистемного и природного ландшафтного разнообразия умеренного пояса Земли. Оно сохраняется благодаря относительно низкой нарушенности территории страны (до 65% площади страны, в основном в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке сохраняют природный режим функционирования).

Однако, около 15% территории России, на которых проживает 2/3 населения страны, характеризуются высокой степенью антропогенной нарушенности природных экосистем.

 

 

 

 

 

 

Территория Российской Федерации включает ландшафты 8 природных зон, на территории которых встречаются сотни тысяч различных представителей флоры и фауны, составляющих от 1 до 20% мирового разнообразия отдельных видов. Наиболее высоким уровнем разнообразия флоры и фауны отличаются регионы Дальнего Востока, гор юга Сибири и Северного Кавказа.

 

 

 

 

 

 

Однако, уровень и место биоразнообразия России на планете следует оценивать, в первую очередь, не с позиций видового богатства, а учитывая реальный вклад ненарушенных экосистем нашей страны в региональную и глобальную биосферную устойчивость, в выполнение глобальных «экосистемных функций» - климаторегулирующих, водорегулирующих, сохранения генетических ресурсов, поддержания глобального баланса углерода. Этот вклад существенно выше, чем доля России в площади планеты.

Наиболее адекватные, имеющие древние корни и современное выражение формы использования ресурсов биоразнообразия в России – это охота и рыболовство, использование древесины, естественных сенокосов и пастбищ, сбор лекарственных и пищевых растений.

 

 

 

 

 

 

По масштабам потребления биологических ресурсов на первом месте в России - использование ресурсов растительного мира. Оно включает в себя обеспечение древесиной и топливом, генетическими ресурсами для селекционной работы, функции «кормящего ландшафта» для местного сельского населения - постоянных и сезонных жителей сельской местности и коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Кавказа, рекреационные, эстетические и др.

Из почти 12 500 видов сосудистых растений флоры России 1363 обладают какими-либо полезными утилитарными свойствами, из которых 1100 – используются в официальной и народной медицине (200 – официально разрешены к использованию в медицинской практике), а 350 – как пищевые растения.

Среди главнейших биоресурсов для России, в которой преобладают холодные климатические сезоны и 2/3 территории относится к северным и приравненным к ним по условиям районам, можно выделить обеспечение населения древесиной и дровами.

Лес – это наше национальное богатство, символ и гордость России. Лесами покрыто в общей сложности более половины площади нашей страны. Земли под ними, несомненно, являются очень ценным имуществом, но имуществом особого рода. Леса, являясь объектом многофункционального влияния на окружающую среду, нормализуют и стабилизируют экологическую обстановку, образуют устойчивые экологические системы с высокой степенью саморегуляции. Блага, приносимые лесами, зачастую не подлежат материальной оценке.

Вторым по значимости для благосостояния местного населения ресурсом биоразнообразия России, несомненно, являются ресурсы естественных кормовых угодий. Во все времена естественные кормовые угодья нашей страны (горные и равнинные луга и степи, а для домашнего северного оленя - тундры) рассматривались как ценный стратегический ресурс.

Площадь природных кормовых угодий России составляет около 60,0 млн.га и имеет тенденцию к сокращению за счет деградации степей, зарастания лугов в границах лесной зоны и лесного пояса гор (забрасываемых сенокосов и пастбищ) лесов.

Следующим важным растительным ресурсом биоразнообразия России следует признать лекарственные растения, ягоды, орехи и традиционно приписываемые к растительным ресурсам, но не являющиеся таковыми, грибы. Биоресурсный потенциал страны по их запасам огромен.

 

 

 

 

 

 

Общие доступные запасы грибов в России могут быть оценены в 60 000 тыс. т сырого веса, ягод – около 3 000 – 5 000 тыс. т, орехов (всех, включая лещину, кедр сибирский, монгольский и кедровый стланик) – 800-1200 тыс. т., лекарственных растений (без морских водорослей) – 400 тыс. т.

Другой важный объект биоразнообразия России – морские биологические ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Фауна рыб России разнообразна. В озерах и реках страны обитают многочисленные подвиды, формы и расы, в том числе эндемичные. Фауна рыб насчитывает около 443 видов пресных водоемов и не менее 1500 морских, обитающих в прибрежной зоне страны. Это всего около 3% мирового разнообразия рыб. Среди пресноводных форм рыб высок эндемизм, особенно в Байкальском регионе и в бассейне реки Амур.

Россия - одно из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию мирового рыболовства. Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в продовольственном комплексе страны. В ряде регионов (в первую очередь прибрежных - Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.

История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила, конечно, в годы Советской власти и особенно тогда, когда наш рыболовецкий флот бороздил абсолютное большинство морей Мирового океана и вносил существенный вклад в продовольственную корзину страны почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции.

Сегодня уровень добычи водных биоресурсов фиксируется официальными источниками на уровне 4,2 млн. т. Доступная сырьевая база отечественного рыболовства ограничена величиной в 4,5 - 5 млн. тонн. На современном этапе ОДУ и запасы многих низкорентабельных видов водных биоресурсов не осваиваются в полной мере (например, сельди, сайры, кальмаров), в то же время промысловая нагрузка на ценные валютоемкие виды зачастую превышает допустимую, в том числе за счет браконьерства (краб камчатский, осетровые виды рыб).

В нашей стране пик развития товарной аквакультуры пришелся на 80-е годы прошлого столетия за счет широкого внедрения передовых технологий, принципов и систем ведения хозяйства. Ежегодное увеличение производства товарной рыбы в этот период составляло 10-15 %, что являлось одним из лучших показателей в мировой аквакультуре. Объемы выращивания товарной рыбы в 1980-х гг. доходили до 200 тыс. тонн в год.

Впоследствии, к 1996 году (по сравнению с 1989 годом) производство рыбы и других водных биоресурсов в России снизилось в 4 раза.

Сегодня производство продукции российского товарного рыбоводства колеблется на уровне 130,0 - 140,0 тыс. т., а продукция марикультуры не может преодолеть барьер в 10,0 тыс. т. И это при том, что возможности данной отрасли России оцениваются в 2,8 млн. тонн.

Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов России включает 22,5 млн. га озер, 4,3 млн. га водохранилищ, 0,96 млн. га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек. Площадь морских акваторий в Баренцевом, Белом, Азовском, Черном, Каспийском и дальневосточных морях, пригодная для развития марикультуры, составляет порядка 0,38 млн. км2.

Именно эта часть ресурсного потенциала биоразнообразия России - рыба пресноводных водоемов - во все времена оставалась важным элементом питания, поддерживающей, а в отдельные сезоны для некоторых групп населения (например, для малочисленных народов Севера и крестьян прибрежных районов Европейского Севера) – основной диетой. Промысловая фауна и биоресурсы морских и пресных водоемов – всегда были важным для благосостояния населения ресурсом биоразнообразия в России.

Пресноводные водоемы осваиваются в России крайне неравномерно. Если практически все крупные и средние реки страны постепенно теряют свое рыбопромысловое значение из-за гидростроительства, загрязнения, то малые реки в староосвоенных регионах либо исчезли совсем, либо полностью потеряли свое значение как рыбохозяйственных водоемов. В то же время в малоосвоенных регионах многие водоемы по-прежнему сохраняют высокую рыбопродуктивность и способны удовлетворить запросы любительского лова, промыслово-рекреационного использования водоема, личного потребления или мелкотоварного семейного бизнеса.

По оценке Росохотрыболовсоюза в России около 20 млн. рыболовов-любителей, а объем любительской и профессиональной добычи рыбы без учета товарного выращивания в пресных водоемах страны дает по 60 тыс. т в год соответственно.

Несмотря на мнение о второстепенности этого вида рыболовства и доминирующую ориентацию только на коммерческий промысел, любительское и спортивное рыболовство способно играть более весомую роль в создании социального фона в регионах страны.

Ежегодный вылов водных биоресурсов рыболовами-любителями во внутренних водных объектах сопоставим по объему с уловами промышленного рыболовства, а в ряде регионов даже значительно его превышает.

Данный вид рыболовства занимает важное место в обеспечении населения высококачественными продуктами питания и создает здоровую альтернативу многим социальным порокам, в том числе и браконьерству.

Сложно переоценить значение любительского и спортивного рыболовства в деле сохранения окружающей среды и водных биоресурсов в частности. Приобщение к рыболовству вовлекает людей во взаимодействие с природной средой. Приходит понимание, что стабильность хорошей рыбалки невозможна без бережного отношения к рыбным ресурсам и окружающей среде.

В этой связи можно смело утверждать, что биологическое разнообразие - главный природный ресурс России обеспечивающий возможность ее устойчивого развития. Это - непреходящая ценность, имеющая ключевое экологическое, социальное, экономическое и эстетическое значение. Для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия важное значение имеют, создаваемые для этих целей особо охраняемые природные территории – это территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники.

 

 

 

 

 

 

Уже более 100 лет на территории России формируется система государственной охраны живой природы, покровительственной охраны редких видов, устойчивого использования биоресурсов и развитие сети особо охраняемых природных территорий, охватывающей все природные зоны и основные горные массивы. Всего природные экосистемы России и их биологическое разнообразие сохраняются в около 13 000 особо охраняемых природных территориях разного статуса (включая 102 федеральных заповедника и 45 национальных парков), занимающих около 12% площади страны.

 

 

 

 

 

 

12 особо охраняемых природных территорий, в том числе 5 заповедников, 2 национальных парка, 6 федеральных заказников непосредственно примыкают к побережью Байкала. Кроме них на территории Байкальской природной территории расположено еще более 20 крупных ООПТ федерального и регионального значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий в границах Байкальской природной территории - более 4 млн. га.

Экосистема озера Байкал представляет собой сложнейшее образование, состоящее из множества живых подсистем.

Бассейн Байкала – один из самых значительных центров видообразования: большинство видов и разновидностей байкальских животных и растений, а именно 2/3 всего количества, возникли здесь и больше нигде в мире не встречаются. В нем проживает 2500 видов и подвидов животных. Среди них эндемики составляют более 60%. Уникальная экосистема озера обеспечивает постоянное воспроизводство чистой пресной воды. Природные ландшафты побережья озера богаты термальными и минеральными источниками, имеют особую гуманитарную, эстетическую и рекреационную ценность.

Современное законодательство России и система государственного управления в области охраны окружающей среды в целом позволяет решать возникающие проблемы в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в соответствии с национальными приоритетами и возможностями.

Российская фундаментальная (Российская академия наук) и отраслевая (лесная, природоохранная, аграрная, охотничья, рыбохозяйственная) науки создали условия для организации сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, его идентификации, оценки состояния и мониторинга. Россия обладает огромным потенциалом специалистов высокого класса в области биологии, таксономии, экологии, лесоведения, географии (т.е. тех областей знаний, которые необходимы для реализации стратегии сохранения биоразнообразия). Россия имеет многие предпосылки для того, чтобы стать одной из стран с организованной системой сохранения и устойчивого использования биоразнообразия.

Однако, динамика социально-экономического развития России в настоящее время сказывается на процессах сохранения и устойчивого использования биоразнообразия. В области эффективного использования и охраны ООПТ, а также сохранения биологического разнообразия имеется ряд не решенных проблем, в том числе правового характера.

Основной причиной, ставшей препятствием для более обширного развития системы ООПТ является сохраняющаяся в настоящее время ориентация экономики на расширение эксплуатации природных ресурсов, в первую очередь, нефти и газа, а также их экспорт без глубокой переработки внутри страны, что, в свою очередь, формирует тенденцию увеличения природно-ресурсной емкости экономики. С сожалением приходится говорить о том, что в настоящее время минерально-сырьевой сектор занимает ведущее место в экономике России.

 

 

 

 

 

 

Не уважительное отношение к лесным богатствам, также негативно сказывается на развитии страны. Сегодня проблемы, накопившиеся в лесной отрасли, беспокоят не только профессиональное сообщество, но каждого гражданина нашей страны, потому что состояние наших лесов во многом определяет качество нашей жизни. Внимание общества сфокусировано на самых острых проблемах: у всех на слуху лесные пожары, нашествия вредителей, бесчинства «черных лесорубов».

Согласно анализу статистической отчетности за период с 1990 по 2013 годы в лесах, расположенных на землях лесного фонда, было зарегистрировано более полумиллиона лесных пожаров, огнем пройдено около 30 млн. га лесных земель.

Также наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов не только от пожаров, но и от вредителей и болезней. Согласно официальным прогнозам, при сохранении существующих тенденций, площадь пораженных болезнями и вредителями российских лесов к 2020 году может удвоиться! Также к негативным фактором можно отнести незаконные рубки. На сегодняшний день Россия входит в число стран-лидеров по незаконным рубкам леса. Количество нарушений лесного законодательства не уменьшается, степень латентности (невыявленности) таких противоправных деяний остается весьма высокой – по разным оценкам, 70-90%.

Такое положение дел превращается в катастрофу в малолесных регионах России. Ухудшение состояния лесных экосистем негативно отражается на благосостоянии местного населения таких регионов, к тому же в последнее время остро зависящего от ресурсов топливной древесины. Росту зависимости населения от возможности заготовок дров в окрестных лесах способствует рост цен в России на электроэнергию, газ и другие энергоносители.

Варварское отношение к лесным ресурсам лишает нас не только древесины, но и пищевых ресурсов.

В Советское время урожай ягод (морошка, голубика, клюква, брусника, дикая смородина, шиповник, барбарис обыкновенный, черника, малина, земляника и др.) в природных экосистемах России были доступны для рекреационного и промыслового освоения в огромном количестве.

Однако, в связи с бесконтрольными рубками лесов и их гибели от пожаров и вредителей произошла трансформация и болотных экосистем, в связи с чем в ряде районов произошло снижение запасов и утрата промыслового значения участков ягодников. К примеру, заготовка клюквы местным населением Республики Карелия, Архангельской, Ленинградской, Новгородской областей на продажу совсем недавно было существенным дополнением к бюджету тысяч семей из деревень, поселков и малых городов.

 

 

 

 

 

 

В области сохранения водных биологических ресурсов отрасли мы также наблюдаем серьезные проблемы. Современное состояние ряда видов рыб и их отдельных стад на территории нашей страны вызывает серьезные опасения. Существенно изменилась фауна рыб рек Волга, Кама, нижнего течения реки Обь и других водоемов. Основные причины деградации - загрязнение воды, строительство гидротехнических сооружений - плотин, ирригационных систем, инвазии чужеродных видов, браконьерство. В России сосредоточены основные мировые запасы осетровых, значительная часть запасов лососевых и карповых рыб, но широкое развитие браконьерства может существенно снизить их запасы на реках Волга и Урал, на Камчатке, Сахалине и в реках Дальнего Востока.

Кроме того, загрязнение водоемов, хищнический лов рыбы компаниями и браконьерство значительно сокращают возможности местного населения и малого бизнеса для использования ресурсов пресных водоемов.

 

 

 

 

 

 

В ближайшей перспективе, как и в настоящее время, основную часть российской сырьевой базы будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны. Однако чрезмерная эксплуатация внутренних ресурсов может резко сократить собственные рыбные запасы. Наибольшей опасности перелова подвергаются высокорентабельные виды биоресурсов, пользующиеся спросом на внешнем рынке, - крабы, креветки, треска, минтай. Это требует введения более строгих мер по регулированию и контролю промысла в традиционных районах лова в Японском, Охотском, Баренцевом и Беринговом морях с учетом действующих норм международного права.

Таким образом, последние 20 лет было большой ошибкой считать, что задачу увеличения дохода от эксплуатации важнейших природных ресурсов можно решить через увеличение площадей и объемов изъятия природных ресурсов. Подавляющее большинство лиц, принимающих решения в сфере государственного управления и экономического развития, по-прежнему оценивают живую природу исключительно с потребительской точки зрения – как источник продукции, которую можно продать (лес, рыба, морепродукты, пушнина и т.п.). Основная часть ценности природных систем – их средообразующая (биосферная) функция и экосистемные услуги – учитывается не в полной мере. Опасная диспропорция между истинной важностью живой природы для обеспечения устойчивого развития страны, и реальным к ней отношением, нарастает. Учитывая наметившуюся тенденцию к переориентированию экономики страны на развитие сельского хозяйства, внедрения механизмов направленных на импортозамещение, мы должны в первую очередь думать сохранении уникальных природных ресурсов, биологического разнообразия страны. Развитие системы ООПТ всех уровней станет залогом сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, тем самым сохраняя наш экологический каркас.

Поэтому в первую очередь необходимо имеющиеся проблемы в отраслях нашей экономики: лесной, рыбной, водной. Без решения этих проблем мы не сможем устойчиво и рационально использовать природные ресурсы и сохранить и основная нагрузка в области экологии и продовольственной безопасности ляжет биологическое разнообразие, сохранившееся в границах ООПТ.

Что касается совершенствования системы ООПТ. Ее развитию будут способствовать следующие комплексные меры организационного, управленческого и правового характера.

Современная сеть ООПТ федерального значения охватывает территорию России неравномерно: в основном они сосредоточены в европейской части, на юге Сибири и Дальнего Востока. Репрезентативность ООПТ федерального значения явно недостаточна.

Неоднозначная ситуация с развитием и управлением ООПТ сложилась и в субъектах Российской Федерации. В некоторых регионах создание ООПТ рассматривается как способ вывода природных ресурсов из хозяйственного использования, что приводит к различного рода негативным последствиям. Так как федеральные ООПТ не могут решить вопроса оптимизации природопользования в регионах, основная нагрузка в этой сфере ложится на региональные ООПТ.

В этой части обратил бы внимание Министерства природных ресурсов и экологии России на необходимость расширения существующей системы ООПТ федерального значения, позволяющей обеспечить достаточную охрану более половины видов краснокнижных растений и животных.

Также не способствуют эффективной охране и использованию ООПТ федерального значения имеющиеся проблемы в органах государственного управления.

В настоящее время управление системой ООПТ федерального уровня осуществляют различные ведомства: Минприроды России, Минсельхоз России, Российская академия наук, Министерство образования и науки Российской Федерации. Считаем, что эффективное управление федеральными ООПТ возможно обеспечить только под управлением единого уполномоченного органа исполнительной власти.

Необходимо повышать численность инспекторского состава и их материальное обеспечение.

В государственных природных заповедниках и национальных парках, подведомственных Минприроды России, работают 4279 государственных инспекторов (всех категорий).

 

 

 

 

 

 

Среднемесячная заработная плата государственных инспекторов заповедников и национальных парков составляет всего 15,7 тыс. рублей, что почти в 2 раза ниже общероссийского уровня. И это при том, что государственные инспектора обязаны выполнять работу по выявлению и пресечению экологических правонарушений в сложных географических и климатических условиях, сопряженную с физическими лишениями, психологическими конфликтами, связанную с профессиональным риском. Фактически работа госинспекторов аналогична работе полицейских. При этом по статистическим данным среднемесячная заработная плата полицейского в Российской Федерации составляет 35,0 тыс. рублей.

Недопустимо низкий уровень оплаты труда уже привел к кадровому голоду, отсутствию материальных стимулов работы, подбору и расстановке кадров с невысокой профессиональной квалификацией.

На этом направлении необходима совместная работа нашего Комитета и Министерства природных ресурсов. Проблема недостатков кадров и малая заработная плата имеется, к сожалению, во многих структурных подразделениях профильного Министерства и по всей вертикали. Но мы уже имеем опыт в этом направлении и целенаправленными усилиями мы добьемся повышения уровня материального социального благополучия работников ООПТ.

Не достаточное финансирование особо охраняемых природных территорий может привести к распаду всей создаваемой на протяжении 100 лет системы ООПТ. К сожалению, сегодня уровень финансирования, например, федеральных ООПТ не превышает половины от потребности. Таким образом, наши, как мы их называем, «природные сокровищницы», поставлены на грань выживания. При таких условиях трудно говорить о развитии еще и научной и научно-исследовательской деятельности, которые традиционно являются еще одной гранью и одной из основных задач наших природоохранных учреждений.

Требуют решения и проблемы правового характера, препятствующие развитию ООПТ.

В правовом поле основной, я бы сказал, главенствующей проблемой является нерешенный «земельный вопрос», решив его, мы устраним целый пласт проблем.

 

 

 

 

 

 

Режим охраны ООПТ, представляя собой перечень мер ограничивающих хозяйственную деятельность на ООПТ, нередко нарушается, причем делается это на законных основаниях. И виним мы в этом, в первую очередь, несовершенство действующего земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.

По сложившейся практике ООПТ чаще всего располагаются не на землях категории ООПТ, которая предусматривает жесткий правовой режим охраны, а на иных категориях, таких как земли лесного фонда и земли сельхозназначения. На таких категориях действует хоть и достаточно серьезный правовой режим охраны, но все же не достаточно жесткий, не позволяющий в достаточной мере ограничить влияние человека на уникальные экосистемы.

Нахождение ООПТ на иных категориях земель осложняет также и постановку земельных участков в границах ООПТ на кадастровый учет и регистрацию права собственности на такие земельные участки за Российской Федерацией. Не зарегистрированные в установленном порядке земельные участки часто используются не по целевому назначению, что также губительно влияет на состояние экологических систем.

Кроме того, не редко в границах ООПТ располагаются населенные пункты и земельные участки, ранее предоставленные физическим и юридическим лицам. Режим охраны ООПТ, ограничивающий хозяйственную деятельность на ООПТ не позволяет в достаточной мере развиваться таким населенным пунктам, в следствие чего возникает некоторая напряженность в отношениях между жителями населенных пунктов, включенных в границы ООПТ или их охранных зон и руководством ООПТ.

Мы в Комитете совместно с Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, Комитетом по земельным отношениям и строительству, а также с профильными министерствами и ведомствами ведем активную работу над подготовкой законодательной инициативы, направленной на решение указанных правовых проблем.

Также хотел бы отметить, что правовой сфере уже есть некоторые изменения.

Мы в Комитете проводим активную законотворческую работу. За последние 2,5 года свет увидели около 15 законодательных инициативы, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды и охраны ее компонентов.

Одними из последних были приняты:

- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в соответствие с действующим законодательством);

- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования правового регулирования учета заготовленной древесины);

- Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу Байкальской природной территории)»;

- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не дожидаясь негативных последствий, мы откликнулись на ваши обращения о необходимости расширения перечня должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, совершенных на ООПТ и внесли соответствующие изменения в законодательство. Нас поддержали все заинтересованные органы государственной власти и 387 депутатов Государственной Думы:

- Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 348435-5) (в части устранения внутреннего противоречия, а также расширения перечня должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, совершенных на ООПТ). Принят Государственной Думой 12 ноября 2014 года.

 

 

 

 

 

 

Продолжающийся процесс реформирования законодательства в области особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды, также имеет ключевое значение для системы охраны живой природы и состояния биоразнообразия на территории страны.

 

 

 

 

 

 

В портфеле Комитета имеется ряд приоритетных законопроектов:

1) № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами». В настоящее время Комитет ожидает внесения поправок Правительства Российской Федерации, отсутствие которых сегодня является единственным сдерживающим фактором в его принятии;

2) № 113176-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации» (в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод);

 

 

 

 

 

 

3) № 200303-6 «О любительском рыболовстве»;

4) № 390481-6 «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения к единообразию сроков, на которые заключаются охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона на право заключения таких соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями);

5) № 392898-6 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (о плате за размещение отходов производства и потребления);

6) № 392898-6 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (о плате за размещение отходов производства и потребления);

7) № 600511-6 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море»;

8) № 630746-6 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования территорий государственных природных заказников).

Я уверен, что совместными усилиями мы сможет добиться положительных успехов в деле борьбы за благоприятную экологию, сохранение уникальных природных ресурсов страны, и в целом за наше светлое будущее.

В заключении также хотел бы отметить важность и актуальность проводимого в настоящее время 6 – ого Всемирного конгресса по ООПТ в Австралии. Состав делегации от России очень серьезный, презентовать нашу «отечественную» сеть особо охраняемых природных территорий будет Министр природных ресурсов и экологии С.Е. Донской.

 

 

 

 

 

 

Спасибо за внимание.