«Год дегенеративного кино». Статья в газете «Правда», посвященная году российского кино
Завершился Год российского кино, объявленный указом президента РФ. Он начинался и закончился бодрыми разговорами о подъёме отрасли
Решив вернуться в сферу кинопоказа, государство изыскало
средства для строительства и реставрации 150 кинотеатров в городах с населением
100000 человек. В будущем планируется открыть ещё 450 кинотеатров, причём
рассмотрят и заявки городов с меньшим числом населения. Стремление привлечь как
можно больше зрителей и получить прибыль возымело действие: прокат отрапортовал
о восьмимиллиардном доходе. Такой суммы не было за все 25 лет рынка.
ПРАВДА, утешительные цифры на этом кончаются. Да и не так уж
они утешительны. Вспомним: в советское время ежегодно выпускалось около 200
новых художественных лент. А были ещё сотни документальных, научно-популярных,
учебных. И все они находили спрос, приносили прибыль, а главное, создавали
прекрасный творческий и нравственный климат, распространяли знания, работали на
общую культуру.
В наше время о таких цифрах и думать не приходится: в
уходящем году снято 90 художественных фильмов, выпущено на экран куда меньше.
Количество документальных и анимационных лент исчисляется единицами, о
научно-популярном и учебном кино говорить вообще не стоит. Все отечественные
фильмы пробиваются на экран в жестокой борьбе с заграничной продукцией.
Достаточно сказать, что ежегодно в прокат вбрасывается 300 иностранных
художественных лент. Министерству культуры так и не удалось ввести НДС на их
демонстрацию, было лишь подписано соглашение с прокатчиками о том, что доля
российских фильмов в кинопоказе должна быть не менее 20%. Но и эта цифра
оказалась недосягаемой. И вот почему. Кинотеатры рады бы показывать
отечественную продукцию, но у прокатчиков зачастую нет копий. Советские фильмы
выпускались большими тиражами. Даже картина, получившая 3-ю категорию, имела
800 копий. А уж фильмы 1-й категории получали 4500 копий. В настоящее время
такие тиражи кажутся фантастическими. Многие фильмы существуют в 3—4 копиях. 10
копий — это уже неплохо. А 25 копий видятся в мечтах. Не найдя отечественного
фильма у региональных прокатчиков, кинотеатры напрямую обращаются в центр. И
вот что симптоматично: в 95 случаях из 100 они просят прислать советский фильм.
«Советское кино» — это уже бренд, высокая марка. Когда
зритель намерен дать новому фильму высочайшую оценку, он говорит: «Это
советское кино». Такой похвалы удостоились в последнее время «Легенда №17» и
«28 панфиловцев», получившие самый высокий рейтинг. «Экипаж» не заслужил такой
оценки, хотя был ремейком советского фильма. Зритель разглядел его
подражательность: «американское кино». Это тоже широко известное определение,
зачастую не имеющее отношения к заокеанской продукции.
Появилось и такое понятие — «добрый фильм». Зритель тянется
к нормальным людям на экране, которые никого не преследуют и не убивают; он
соскучился по человеческой теплоте, по добрым и открытым отношениям. Он не
прочь даже получить какое-нибудь моральное поучение. Отсюда такой кассовый
успех комедии Жоры Крыжовникова «Самый лучший день» — незамысловатой истории,
давно отыгранной, скажем, в фильме «Любовь и голуби». Безалаберный, но
симпатичный инспектор ГАИ заморочил голову девушке, сделал ей предложение, а
тут появилась залётная птичка — то ли модель, то ли актриса, — инспектор не
устоял. Простит или не простит его невеста — на этом строится вся интрига.
Конечно, в новогоднюю ночь она его прощает, причём ликует по этому поводу чуть
ли не весь город, собравшийся на площади. В фильме есть острые наблюдения,
точные детали, смешные ситуации — публике нравится. О психологической
достоверности сюжета, конечно, никто не думает. Что тут лукаво мудрствовать —
посмотрели и забыли.
У таких «добрых фильмов» много поклонников. Они воспринимают
кино как развлечение, как возможность «отдохнуть» от житейских проблем. Отсюда
и нетребовательность к экрану. Зритель больше не воспринимает кино как великое
искусство. Ведь постичь его силу можно, только знакомясь с подлинно
талантливыми и содержательными произведениями, которые дают представление о
кинематографической выразительности и вместе с тем открывают мир больших
событий и чувств. Но такие фильмы сегодня не снимают.
Уж сколько раз говорилось в печати и с высоких трибун, что
кино не должно только развлекать, служить времяпрепровождению. Это могучее
средство воспитания народа в духе патриотизма, гуманизма и достоинства. Но —
как об стенку горох.
Какую воспитательную роль играет фильм Оксаны Карас «Хороший
мальчик», получивший вдруг главный приз на 27-м Российском кинофестивале
«Кинотавр»? Сюжет вертится вокруг увлечения девятиклассника учительницей
английского языка. Она приглашает его домой, угощает вином, потом целует и со
словами «я на минутку» бежит принять душ. Каково? Школьник пустился наутёк
домой. Вы подумали: смутился, испугался? Да ничего подобного, он тоже решил
помыться перед сексом. Продвинутые критики говорят, что к этому надо относиться
с юмором. Ну правда, очень смешно: парень спешно ополоснулся, а чудак-отец не
отпускает его из дома: мол, уже поздно, половина десятого. Во всём виновата
акселерация! Правда, субтильный школьник не производит впечатления акселерата,
но тем смешнее, верно?
Есть в фильме интересные персонажи: отец «хорошего мальчика»
(К. Хабенский), директор школы (М. Ефремов). Но это фигуры второго плана. А на
первом плане — класс бездумных охламонов, озабоченных только танцами и
«проблемами пола». До секса, правда, дело не доходит — дабы не шокировать
зрителей.
Честное слово, надоело уже возмущаться щедростью Фонда кино,
который перечисляет государственные деньги молодым дарованиям с фигой в
кармане. Поощряет их тем самым на создание фильмов в лучшем случае пустых и
глупых, а иногда и просто подлых, антинародных, несущих заряд ненависти и
презрения к человеку. Может быть, в своих заявках эти авторы выступают с
совершенно иными намерениями? Может, они, что называется, втирают очки
экспертам? Остаётся думать, что эксперты готовы обманываться — лишь бы не
препятствовать свободе творчества.
Молодой режиссёр И. Твердовский поставил фильм «Класс
коррекции». Видимо, в заявке он писал, что в целях гуманизма хочет посвятить
своё произведение детям с ограниченными возможностями, их учёбе, отдыху и
труду. Да мало ли чего можно написать ради денег. На деле получился
патологический фильм об отморозках. Физическое уродство тут помножено на
духовное. Ключевой эпизод в фильме: два дегенерата заманивают героиню фильма в
западню, чтобы изнасиловать, но до этого опять-таки дело не доходит — вопреки логике
событий. И хочется, и колется режиссёру опуститься ниже плинтуса, но нельзя:
сейчас не 1990-е годы. Лучше воздержаться: тут всё-таки школа.
Зато в следующем фильме «Зоология» ему удаётся проявить свои
патологические наклонности в полной мере — и опять при государственной
поддержке. Зрителю предлагается проследить за судьбой героини, у которой
неожиданно вырос длинный хвост. Работница зоопарка уподобилась животным — каков
сюжетный ход! Обидная патология поразила самую обыкновенную безобидную
тётеньку, которой предстоит сживаться со своим уродством. От хвоста, наверное,
можно было избавиться хирургическим путём, но тогда не было бы и фильма.
Режиссёра интересует, как ведёт себя несчастная в сфере
различных отношений: общественных, производственных, интимных. Будет и
эротическая сцена в клетке зоопарка. Больное авторское воображение ни перед чем
не останавливается. Зритель должен наблюдать за происходящим со смешанным
чувством нездорового любопытства, жалости и физиологического отвращения. Ради
этого стоит ходить в кино? К концу фильма зрителю предстоит понять, что у
каждого человека есть хвост — это его комплексы, которые мешают жить. Но надо ли
освобождаться от этих комплексов в угоду нивелированному «пошлому»
общепринятому мнению?
Это стремление стать в позу по отношению к «серой» массе
очень характерно для так называемых «избранников» и «творцов». Самое страшное,
что они действительно одарены способностями к творчеству и, овладев средствами
киноязыка, могут добиваться абсолютной достоверности каждого эпизода, несмотря
на фантастичность или же полную невероятность сюжета. Этот «реализм», конечно,
привлекает зрителя, заставляя его подчиняться магии экрана и верить этому
провокационному искусству.
Таковы фильмы Ю. Быкова «Майор» и «Дурак». Казалось бы, он
до мелочей знает своих героев, среду их обитания, но это знание он использует
для демонстрации человеческой низости и подлости. Зло у него многолико и
агрессивно, оно всегда побеждает добро, персонифицированное в одном слабом
человеке. Во имя чего избирается такая концепция? Уж во всяком случае не для
очищения общества — оно-то и выступает носителем зла.
Всё, что декларируется в обращениях власти к
кинематографистам, чаще всего отражается в их фильмах с точностью до наоборот.
Большие ожидания были связаны с премьерой фильма многоопытного П. Лунгина «Дама
Пик» — мнилось тут присутствие Пушкина и Чайковского, очарование театрального
мира. Но ничего этого в фильме не оказалось. Зато хватило мизантропии,
пессимизма и мифотворчества самого низкого пошиба, способного ударить по
нервам. Зрители присутствуют при двухчасовой садистской расправе режиссёра со
своими героями. Фильм просто раскультуривает человека, отвращает его от
оперного искусства, убивает в нём чувство прекрасного.
«Дамой Пик» завершились большие ожидания Года российского
кино. Пора подвести черту. Но чиновники не унимаются: правительство Москвы
решило объявить будущий год Годом московского кино. Подготовлена большая
программа, включающая премьеры, фестивали, премии.
По этому случаю хочется напомнить, что в 2014 году
правительство Москвы продало за 9,4 миллиарда рублей 39 бывших муниципальных
кинотеатров зарубежной компании ООО «Эдисонэнерго». Среди них были как
неработающие и полуразрушенные, так и успешно действующие: «Алмаз» на
Шаболовке, «Горизонт» на Комсомольском проспекте, «Прага» на Нижней Масловке.
Компания уже объявила о превращении этих кинотеатров в районные смарт-центры.
После реконструкции основными в этих смарт-центрах станут торговые площади.
Какова забота о массовом зрителе? А туда же — Год кино!