Владимир Кашин: Закон об органическом сельском хозяйстве адаптирует научно-обоснованнные системы земледелия к производственной практике
На телеканале ОТР в рубрике «Экологические итоги» Вера Серебровская провела беседу с Председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиром Кашиным о законе об органическом земледелии и итогах работы Госдумы в весеннюю сессию.
Сегодня Государственная Дума приняла в окончательном – третьем – чтении Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответствующий законопроект был разработан Правительством РФ в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г., (Перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых кругов Ярославской области № Пр-937).
Мы считаем, это важный, серьезный и очень актуальный Закон, который является отраслеобразующим для целого сегмента аграрного производства и рынка пищевых продуктов.
С самого начала верным будет немного раскрыть саму суть системы органического сельского хозяйства. Плодородие почвы – это неизменный краеугольный камень органического земледелия, потому что основным принципом органического сельскохозяйственного производства является неприменение синтетических веществ для восстановления и повышения плодородия почв.
Бытует мнение, что это некие новые, модные течения, направления в аграрном производстве. Я склонен с этим не согласиться. Скорее, мы возвращаемся к забытому старому. То есть речь идет о внедрении ландшафтных, адаптивных, природоподобных технологий, о возврате к научно обоснованным системам земледелия, к севооборотам, к применению сидеральных паров, занятых паров, черных паров, к использованию органических и других природных удобрений.
Данный Закон адаптирует научно обоснованные системы, которые разработаны и разрабатываются непосредственно сегодня, в производство, в практику.
Органическое сельское хозяйство использует индивидуальный подход к землепользованию, когда упор делается на сохранении природной экосистемы сельскохозяйственных угодий при сниженном энергопотреблении и уменьшении рисков загрязнения, характерных для привычных сельскохозяйственных подходов. Органическое сельскохозяйственное производство способно повысить содержание органических веществ в почве, усиливая ее способность по удержанию влаги и сдерживанию циркуляции загрязнителей. Кроме того, органические методы противостоят эрозии почвы, ведь при этом используются натуральные удобрения и сохраняется в неизменном состоянии почвенный покров, так что даже истощенные почвы быстро восстанавливаются.
В нашем национальном законе, который сегодня принят, мы дали правовое определение органического сельского хозяйства, согласно которому это совокупность видов сельскохозяйственного производства, при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.
Необходимо коротко остановиться на основных положениях, которые были внесены в проект закона ко второму чтению, для этого наш Комитет провел глубокую и системную работу по его доработке.
В сферу действия Закона включена продукция, полученная в результате сбора
и переработки дикорастущих растений, плодов, ягод и грибов. На этих
направлениях Россия традиционно имеет конкурентные преимущества на мировом
рынке, располагая значительными ресурсами даров леса. Наши эксплуатационные
запасы только самых распространенных ягод и грибов составляют 7,4 млн. т, а
биологические запасы- 13,4 млн. т. Общая продуцирующая грибоносная площадь в
России составляет 81,8 млн. га, биологический запас - 4,3 млн. т.
При этом можно отметить, что не меньшим потенциалом в части производства органической продукции обладает наш водный фонд. Россия является второй мировой державой по речному стоку. Только одно направление по аквакультуре имеет потенциал, которой оценивается в 1 млн. тонн товарной продукции.
Мы установили полный запрет использования в производстве органической продукции синтетических удобрений, антибиотиков, гормональных препаратов (за исключением веществ, допустимых к использованию национальными, межгосударственными и международными стандартами в этой сфере);
Мы гармонизировали текст Закона с требованиями действующих в Российской Федерации национальных, межгосударственных и международных стандартов в этой сфере, в том числе, включили требования, связанные с особенностями содержания, откорма животных и поддержания их здоровья, с особенностями упаковки, транспортировки и хранения органической продукции, требования, касающиеся ограничения использования пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса и других подобных веществ;
Детально проработан механизм подтверждения соответствия производства органической продукции с точки зрения защиты интересов потенциальных потребителей органической продукции, маркировки такой продукции, а также ответственности за ее использование теми производителями, которые не соответствуют требованиям Закона и документов стандартизации. При этом положения о маркировке органической продукции охватывают не только требования к графическому изображению, но и к надписи, использованию для продвижения товара термина «органический»;
Мы предусмотрели переходный период к органическому сельскому хозяйству и органическому производству, в течение которого хозяйствами будут внедряться соответствующие методы и способы органического производства;
Мы интегрировали производство органической продукции в действующую систему мер государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, предусмотрев в Законе необходимые изменения Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
Следует также отметить, что решение о вступлении Федерального закона в силу с 1 января 2020 года исходит из необходимости принятия большого количества необходимых для реализации Закона подзаконных актов, а также разработки и внедрения информационной системы- Единого реестра производителей органической продукции.
Но есть еще и другие, сопутствующие реализации Закона задачи.
Необходимо выделить местному самоуправлению и регионам земли, которые пригодны для ведения органического сельского хозяйства, эти территории должны быть обособлены. Применяемые технологии должны быть прозрачны. Таким образом, впереди много работы.
Мы возлагаем
на Закон «Об органической продукции» большие надежды и не только
экологического, но также экономического характера, ведь мировой тренд на этом
направлении динамично развивается.
Под органическое сельское хозяйство отводится все больше площадей. Объем рынка соответствующей продукции приближается к сотне миллиардов долларов.
Крупнейшие национальные рынки – это США (более $36 млрд. в год), Германия – около $11 млрд. и Франция - $7 млрд. Самый высокий объем потребления органических продуктов на душу населения – в европейских странах. Рынок этих стран должен стать целевым для поставок российских органических продуктов питания.
Мы убеждены,
что принятие Закона предоставит нашей стране все возможности занять лидирующие
позиции, как на внутреннем, так и на внешних рынках органической продукции. Это
видится тем более актуальным в связи с тем, что многочисленные независимые
исследования показывают, что абсолютное большинство россиян хотят получать
действительно натуральную и качественную продукцию.
У нас сегодня, конечно, организаций много, болеетысячи, которые позволяют себе писать на своей продукции «био», «зеленая», «чистая продукция», «экологически чистая продукция».
Они это делают без всякого, по существу, основания, не используя всерьез ни национальные стандарты, ни международные стандарты (которые, кстати также приняты и вступили в силу в Российской Федерации).
Принятый закон ставит законодательный барьер таким недобросовестным поставщикам. Мы предусмотрели, что продукция, которая позиционируется как органическая, должна соответствовать всей системетребованийкак закона, так и стандартов (кстати, весьма жестких с точки зрения экологичности производства и чистоты самой продукции), это должно быть документально подтверждено.
Есть вопрос и с ценообразованием. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что органическую продукцию можно производить по себестоимости не дороже, чем традиционную продукцию, когда используются и ядохимикаты, и минеральные удобрения, и антибиотики, и гормональные препараты.
Имея опыт руководства крупными сельскохозяйственными предприятиями, могу привести пример из практики: например, если урожай люцерны хороший – 250 центнеров зеленой массы, второй укос, безусловно, будет на уровне 150. Его необходимо использовать как сидерат. На следующий год можно смело рассчитывать на урожай на уровне 1200–1300 центнеров с гектара овощной продукции в виде капусты, корнеплодов -свеклы или моркови. То есть и без химических удобрений можно решать проблему повышения урожайности. Наши классические семипольные или девятипольные севообороты, которые используют сидераты, также могут успешно конкурировать с любой другой интенсивной системой в растениеводстве.
Ну и
конечно, сегодня завышенная цена на так называемую органик-продукцию, скорее
всего, образуется не за счет того, что производитель ее такую поставил на
прилавке. Сегодня, когда мы анализируем, например, цены на зерновую продукцию
(а ведь 250 видов различных продуктов питания изготавливается из зерна), мы
видим: до 5 рублей снизилась стоимость пшеницы, а хлеб ни на рубль, ни на
копейку не стал дешевле, даже наоборот. К сожалению, сегодня в стоимости хлебобулочных
изделий лишь 10% составляет оценка труда крестьянина. Это же безобразие, с
которым мы также пытаемся активно бороться.
В весеннюю сессию мы также приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока). То есть мы вводим запрет возврата сельскохозяйственной продукции торговыми сетями, ведь нигде в мире больше нет такой практики. Импортную продукцию мы не возвращаем, а своего товаропроизводителя гробим...
Окончательное принятие этого законопроекта, которое планируется в осеннюю сессию 2018 года - это большое облегчение для производителей, в стоимостном выражении совокупно около 200 млрд. рублей.
Поэтому еще раз хочу сказать: мы будем поддерживать и органическое производство, и органическое сельское хозяйство. В Законе «Об органической продукции» прописаны не только субсидии, но и информационная поддержка. Кроме этого, регионы и муниципальные образования обязаны позаботиться и о доступе на рынок этой продукции, и о рекламе, и о других формах продвижения.
Убежден, что доход можно получить за счет наведения порядка в регулировании рыночной стоимости органической продукции. И тогда с учетом увеличения спроса можно найти баланс между заинтересованностью потребителя и доходностью производства такой продукции. Это позволит положительно повлиять на здоровье людей, по крайней мере, в той части, которая связана с потреблением качественных продуктов и здорового питания.
Наукой давно доказана прямая связь между потреблением здоровых, экологически чистых, полезных продуктов и продолжительностью жизни. Так, к примеру, Финляндия уже 10 лет внедряет программу «Рожь Финляндии», в результате которой увеличено внутреннее производство и потребление органических продуктов из ржаной муки, в том числе грубого помола. Мониторинг результатов программы показал, что она сыграла ключевую роль в выходе Финляндии в число стран-лидеров по продолжительности жизни, которая увеличилась с 75 до 82 лет!
Убежден, что состоявшееся принятие Закона позитивно повлияет и на развитие культуры здорового питания у российского населения. Когда потребитель будет уверен в качестве приобретаемой продукции, соответствующей стандартам органического производства. При этом очень важным будет обеспечить надлежащий контроль и обеспечить доверие населения к соответствующей маркировке органических продуктов.