РассветТВ и РУСО: "Источники развития природы и общества"
Телеканал "РассветТВ" и общественная организация "РУСО" предствляют очередную видеолекцию из цикла "Начала марксизма-ленинизма". Лекция члена Президиума ЦС РУСО, автора книги "Азбука коммуниста", биолога и журналиста Алексея Брагина.
Каковы источники развития (двигатели прогресса) природы и
общества? Этой теме посвящена наша статья. Мы неслучайно объединили природу и
общество. Поскольку в основе дарвиновского учения об эволюции природы и в
основе марксистского учения о развитии общества лежат одни и те же законы
диалектики.
Но для начала разберемся в диалектическом учении. В чем его
суть? Это учение немецкого философа Гегеля. Простыми словами: внутри всякой
развивающейся (!) системы обязательно есть две противоположности. По
отдельности эти противоположности не способны дать развития. Но, когда эти
противоположности взаимодействуют друг с другом – происходит развитие. Причем,
для такого развития характерен прогресс (от простого к сложному).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ
Английский биолог Чарлз Дарвин применил учение Гегеля к
живой природе и создал на его основе эволюционное учение. Развитие
органического мира можно представить в виде спирали или дерева. У его подножия
– самые простейшие организмы. Но чем выше – тем жизнь усложняется. От момента,
когда появилась самая простейшая форма жизни до человека, прошли даже не сотни,
не тысячи, и даже не миллионы, а миллиарды лет (3,7-4,1 млрд лет назад). К
слову сказать, современному человеку – около 75-100 тысяч лет.
Дарвин был верующим человеком, в молодости он даже хотел
стать богословом. И до конца жизни оставался таким. Когда он сделал свое
научное открытие, он около 20 лет не решался его опубликовать. Дарвин понимал,
что своим учением он подрывает основы религиозного мифа о сотворении мира. Но в
итоге в нем все-таки победил ученый.
Наследственность и
изменчивость
По Дарвину, есть две противоположности, которые
взаимодействуя друг с другом, служат источником развития природы. Это
наследственность и изменчивость. Если бы в природе существовала только одна
наследственность, то тогда бы потомство полностью копировало своих родителей. И
мир был бы неизменен.
Если бы в природе существовала только одна изменчивость, то
тогда бы потомство не было похоже на своих родителей. Но хаотичные мутации
(изменения) также не способны привести к развитию.
И только во взаимодействии наследственности и изменчивости
начинают включаться такие механизмы, как борьба за существование и естественный
отбор. Изменчивость приводит к мутациям, а наследственность значимые для
эволюции мутации закрепляет. В итоге органическая система развивается в сторону
прогресса (усложнения).
Доказательства
эволюции природы
Из школьного курса «Биологии» нам известно множество
доказательств эволюции природы.
Ученые нашли ископаемые останки переходных форм организмов:
архиоптерикса – промежуточного звена между пресмыкающимися и птицами. В 1938
году в Индийском океане была выловлена латимерия, принадлежащая к кистеперым
рыбам, которые долгое время считались вымершими. Латимерия – переходное звено
между рыбами и земноводными.
Из курса «Биологии» нам известен основной биогенетический
закон: «Онтогенез – краткое повторение филогенеза». Каждый организм в своём
эмбриональном развитии повторяет взрослые формы более примитивных животных.
Так, развитие человека начинается с одной (!) оплодотворенной клетки. У
человеческого эмбриона на разных стадиях проявляются характерные признаки наших
далеких предков. Например, зачаточные жабры (это свидетельствует, что нашими
далекими предками были рыбы), у зародыша человека также есть хвост.
Известны случаи атавизмов у человека. Это проявление
признаков, свойственных отдалённым предкам. Например, известны случаи рождения
хвостатых людей или со сплошным волосяным покровом на теле.
У каждого человека есть рудименты - органы, утратившие своё
основное значение в процессе эволюционного развития организма. Например, копчик
– 4-5 сросшихся позвонков (рудимент хвоста). Сохранились рудиментированные
мышцы ушей, следовательно, наши далекие предки могли двигать ушами. Рудиментом
считается небольшой отросток на человеческом кишечнике (аппендикс). У человека
он утратил свое значение, а у животных, питающихся грубой растительной пищей,
этот орган более развит и участвует в пищеварении.
Зарождение первой
жизни
Где и при каких условиях зародилась первая жизнь? Сразу
отметим, что свойство живой материи – это обмен веществ (т.е. способность к
питанию и воспроизводству). Этим живая материя отличается от неживой материи.
Тогда, 4 млрд лет назад, атмосфера на Земле состояла из
аммиака, паров воды и углекислого газа. Под воздействием атмосферного
электричества образовались органические соединения, которые положили начало
нуклеиновым кислотам и белкам, генам и клеткам. Наибольшим успехом теории
Опарина—Холдейна стал эксперимент, проведенный в 1953 году американским
аспирантом Миллером. Он спроектировал специальный аппарат и на нем провел
эксперимент. Он взял смесь газов, соответствующую представлениям о составе
атмосферы ранней Земли и пропустил через неё электрические разряды. Первичный
анализ показал наличие в конечной смеси 5 аминокислот. Однако более точный
повторный анализ, опубликованный в 2008 году, показал, что эксперимент привёл к
образованию 22 аминокислот.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Известно много примеров проявления сообразительности
животными. Например, зубр в зоологическом парке в Кингстон Хиллс отличался
скверным нравом, в его нос было вдето кольцо, к которому крепилась цепь. На
свободном конце цепи находилось кольцо. Когда животное паслось, цепь свободно
волочилась по земле, в опасной близости от копыт. Стоило животному наступить на
это кольцо, оно испытало бы весьма сильную боль. Оно нашло весьма остроумный
способ избавиться от подобного неудобства, надев цепь на рог. Умное животное
проделывало этот трюк, сначала осторожно продевая рог в отверстие, потом тряся
головой, пока кольцо надёжно не встанет на место.
Труд создал самого
человека
Но как бы ни были сообразительны животные, самостоятельно
изготовить орудия труда они не способны. Принципиальное отличие человека от
животного: человек способен изготавливать орудия труда. Животные пассивно
приспосабливаются к природным условиям, а человек сам производит необходимые
ему материальные блага.
Общественно-трудовая жизнь человека, труд, а затем и вместе
с ним речь – вот решающие факторы, под воздействием которых совершенствовался
человеческий мозг, развивалась способность к мышлению. Известна фраза Энгельса:
«Труд создал самого человека».
Известны редкие случаи, когда человеческих младенцев
воспитывали животные. Такие «люди-маугли» отставали в своем развитии. Это
свидетельствует о том, что формирование человеческой личности происходит
непременно в обществе.
Кто же наши предки? Современные обезьяны – наши
родственники. Прямые предки: питекантроп, потом неандерталец.
Формационное учение
В отношении человеческого общество учение Гегеля применил
Маркс и разработал формационное учение. По Марксу, в человеческом обществе есть
две противоположности. Это производительные силы (орудия труда и сам человек с
его профессиональными качествами). И это производственные отношения. Их
называют также экономическими, имущественными отношениями, так как их характер
зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства.
Каждому общественному устройству соответствует определенный
уровень развития орудий труда:
Когда был каменный топор – был первобытнообщинный строй.
Потому что в одиночку тогда было не выжить. Смысла не было в рабстве. Поэтому,
если в междуусобицах брали пленных, то не для того, чтобы обратить их в рабов.
Если чужак не приживался в новом племени, то его съедали. Каннибализм - для
того времени обычное явление.
Когда появились медные орудия, земледелие, домашний скот –
человечество перешло к рабовладению.
Растет культура земледелия, растет мастерство ремесленников,
люди научились делать орудия труда из железа. Рабский труд малоэффективен,
поэтому на смену рабовладельческому строю приходит феодальный.
С появлением мануфактур наступает время капитализма. Но и
капитализм тоже не вечен. Его противоречия проявляются через безработицу,
нищету, через экономические кризисы, которые периодически сотрясают основы
капитала. На смену капитализму неизбежно приходит коммунистическое общество.
Коммунизм позволяет покончить с анархией производства и
эксплуатацией человека человеком.
Соотношение биологических и общественно-исторических законов
С появлением труда биологические источники развития для
человечества уходят на задний план. На первый план выходят
общественно-исторические законы.
Но не надо забывать, что Человек разумный (Homo sapiens) –
это часть природы, один из биологических видов. Поэтому биологические законы
вовсе не отменяются.
Статистика неумолима: с каждым годом количество детей,
рожденных с патологиями, только растет. Такая тенденция не может сильно
радовать, ведь больной ребенок – это колоссальная нагрузка на родителей и
государство.
Этот факт дал основание ряду ученых заявить о генном
вырождении человечества. Как это ни парадоксально звучит, но к этому приводит
дальнейшее развитие медицины (снижение детской смертности и снижение роли
естественного отбора). Безусловно, негативную роль играют общее ухудшение
экологии и генно-модифицированные продукты.
Изменился ли человек за последние 1000 лет? Доспехи
средневековых рыцарей подойдут для современного шестиклассника. Средний рост
корейцев в Южной Корее (питание гамбургерами) выше, чем у корейцев в Северной
Корее (питание традиционное).
Но тут вопрос спорный: эти изменения на генетическом уровне
или фенотипические (ненаследственные), возникшие под действием факторов внешней
среды и не затронувшие генотип?
Тема клонирования человека по-прежнему остается спорной. Но
эта технология позволила бы человечеству применить искусственный отбор против
генного вырождения. Но эксперименты в этой области, безусловно, являются
большим риском.
Борьба за
существование и классовая борьба
В природе основное противоречие проявляется в борьбе за существование
и естественном отборе. В человеческом обществе противоречие проявляется в
разрушительных кризисах, войнах, замедлении темпов хозяйственного развития и
классовой борьбе.
Борьба между старым и новым никогда не утихает. Даже на
стадии коммунистического общества. Пока существует человеческое общество –
будет развитие. Будет развитие – неизбежны противоречия.
Но в эксплуататорском обществе такие противоречия
разрешаются путем социальных революций. Почему? Потому что власть находится в
руках реакционного, отживающего класса.
В коммунистическом обществе неизбежные (!) противоречия
разрешаются без социальных революций, а путем реформ. Потому что все
преобразования в коммунистическом обществе осуществляются под руководством
коммунистической партии.
Пример такого противоречия – это противоречия между
растущими потребностями членов социалистического общества и еще недостаточной
материально-технической базой для их удовлетворения.
Регресс в природе и
обществе
После крушения СССР формационный подход Маркса стали
критиковать. Появились сторонники цивилизационного подхода. Как объяснить, что
произошел регресс общественного устройства?
В природе существуют примеры регресса (исчезновение
способности организмов приспосабливаться к изменениям условий окружающей
среды). К биологическому регрессу подвержены: 1. организмы-паразиты; 2.
животные, ведущие неподвижный образ жизни; 3. животные, живущие под землей или
в пещерах.
Например, у животных-паразитов (плоские черви) редуцируются
органы чувств, пищеварительная система, упрощается нервная система. Вместо
этого у них развиваются различные необходимые приспособления-присоски,
прищепки, способствующие удержанию в кишечнике хозяина.
Но если возможен регресс в природе, почему же тогда нельзя
допустить регресса в человеческом обществе?
Отказ от ленинских заветов по дальнейшему развитию
инициативы и самоуправления трудящихся, возобладание подходов в политике и
народном хозяйстве, когда «инициатива наказуема исполнением» и «начальство за
нас все решит», недопустимая бюрократизация партийного и советского аппарата –
все это вместе привело к тому, что на теле советского общества стали
образовываться «присоски и прищепки». Проще говоря, в позднем СССР возобладал
общественный регресс, что проявилось в инертности (пассивности и вялости)
советских людей, которые в итоге без боя сдали СССР и социализм.
Нет, это ни в коем случае не означает, что в ходе
коммунистического строительства компартия должна отказаться от своей
руководящей роли в обществе. Напротив, партия обязана укреплять и усиливать эту
роль. Но это должны быть не диктат и не мелочная опека над обществом. Партия
должна способствовать развитию самоуправления трудящихся в разных формах (советов,
профсоюзов, народных дружин, общественных объединение и др,). И борьба за
утверждение нового жизнеустройства не должна прекращаться ни на минуту, пока
существуют классы, пока сохраняется капиталистическое окружение.
Переход общества от капиталистического устройства на
коммунистическое – это прогрессивный процесс (прогресс), который осуществляется
в результате революции. Обратный процесс (от социализма к капитализму) является
общественным регрессом. Он осуществляется в результате контрреволюции. Это
общественная регрессия неизбежно сопровождается разрушением производительных
сил, что мы видим сегодня на примере нашей страны.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Дарвинизм и марксизм дают нам научное объяснение развития
природы и общества. Источники развития находятся в самой природе и в самом
обществе.
Существует и альтернативная (ненаучная) точка зрения, что
источник развития находится вне системы. Образно говоря, некая сверхъественная
сила сидит на небесах, крутит ручку и приводит весь мир в движение. Но это уже
чистейшие идеализм и метафизика.
Напомню, что идеалисты считают внешний мир порождением духа
(бога) и отрицают возможность его познания. А метафизики убеждены, что мир
находится в состоянии покоя и неизменности.
Мы – коммунисты. Следовательно, мы материалисты и
диалектики. Как материалисты мы полагаем, что материя первична (над сознанием),
внешний мир познаваем и существует независимо от сознания человека. Как
диалектики мы считаем, что мир находится в движении и развитии.
Все, о чем говорилось выше – это предмет изучения
марксистской материалистической диалектики – учения о движении и развитии.
Диалектика вырабатывает широкий взгляд на мир, она привлекает внимание к
противоположным тенденциям, обнаруживающимся в каждом развивающемся явлении. В
изменчивом она различает устойчивое, в том, что кажется незыблемым, подмечает
зародыш будущих перемен. Диалектика вырабатывает особый научный склад мышления
и стиль в работе, враждебные субъективизму, застою и догматизму.
Для примера возьмем два негативных явления, которые были в
СССР. Это спекуляция в экономике и бюрократизация партийного и советского
аппарата. Как материалисты мы считаем, что причины этих негативных явлений
имеют материальные корни (материя первична над сознанием). Как диалектики мы не
пасуем перед этими трудностями, а предлагаем пути их решения.
Так, чтобы подорвать корни спекуляции, следовало
отрегулировать потребительский спрос и цены на дефицитные товары. А чтобы
подорвать корни бюрократизации, следовало отменить привилегии для партийной и
советской номенклатуры, установить для них партмаксимум на уровне средней
заработной платы рабочих в промышленности.
В процессе развития могут быть и бывают отклонения от
восходящей линии – зигзаги, попятные движения, могут быть периоды временного
застоя. И все же, как показывает история, поступательное движение в конце
концов преодолевает эти временные отклонения и препятствия и пробивает себе
дорогу. Прогрессивный ход истории никому не удавалось надолго повернуть вспять.
Мы убеждены, что наша страна изберет путь прогресса и обязательно вернется на
рельсы коммунистического развития.
Дарвинизм и марксизм, прослеживая поступательное развитие
природы и общества, вооружают людей научно обоснованным историческим
оптимизмом, помогают им в борьбе за новые, более высокие формы жизни и
социальной организации.