Социальные роли информационных технологий (постиндустриального производства)
Социальные роли информационных технологий (постиндустриального производства).
Аннотация
В настоящей статье автор предпринял
попытку осмысления социальных последствий массового распространения интернет
сетей и внедрения новых коммуникационных технологий в условиях обострения
кризисных экономических явлений и глобализации общественных отношений. Показана
диалектика экономической и социальной мотивации сложного труда в процессе становления
духовного производства в обществе знаний.
Ключевые слова:
Информация, цифровизация экономики,
информационные технологии, социальные, экономические, технические и
организационные факторы эффективности, постиндустриальное производство, мотивация
труда, глобализм и интернационализм.
Сведения об авторе:
Акимов Александр Дмитриевич –
референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса,
депутат двух созывов Совета депутатов МО Отрадное г. Москвы, сопредседатель
секции РУСО.
1.К методологии информатизации
экономики.
По образному выражению Рэя Бредбери,
техника является перчаткой, надеваемой на руку человека, который может
использовать ее как во благо, так и во зло человечеству. Тенденция
милитаризации глобалистических сил в условиях современного системного
финансового, экономического кризиса – тому подтверждение. Неудержимое и все
ускоряющееся развитие производительных сил национальных и мировой экономик,
возрастание доли высокотехнологичной продукции в ВВП с высоким значением
добавленной стоимости, а также увеличение доли сложных видов труда при
возрастании роли социальной и духовной мотивации творческого, инициативного
отношения к труду являются объективными закономерностями постиндустриального производства
и способствуют процессу социализации экономики.
Роботизация промышленного
производства, стремительное распространения электронных услуг при интернет-продажах,
оказании иных бытовых услуг в цифровом формате стали реальностью образа жизни
современного поколения людей во всех развитых странах мира. Современная телекоммуникационная
революция явилась естественным онтологическим следствием всех предшествовавших
ей этапов развития информационных и семиотических процессов человеческой
цивилизации:
- разговорная речь;
- письменная культура;
- книгопечатание;
- проводные и беспроводные средства
электронной коммуникации, оптоволоконная связь и лазеры;
- телевидение, голография и
изолированные большие ЭВМ;
- интернет-сети, мобильные телефоны,
наноэлектроника, 3-D принтеры;
- технологии блокчейна, криптовалют,
электронного правительства, дистанционного обучения, удаленного труда,
голосования и иных цифровых технологий создания, хранения и обмена информацией
с использованием распределенных баз данных;
- квантовые и нейрокомпьютерная
технологии, генная инженерия, искусственный интеллект.
Различные концепции информации в
современной науке рассмотрены в работе А.В. Чугунова [1]:
- математическая теория информации;
- атрибутивная концепция информации;
- естественнонаучная концепция информации;
- кибернетическая концепция
информации;
- антропоцентристская концепция
информации;
- методологическая концепция
информации,
а также метафизические и идеалистические концепции
информации.
При разработке учебно-методических
материалов и программ обучения информатике в средних и высших ученых заведениях
страны чиновникам Минобрнауки России и преподавателям необходимо уделять
внимание на только компонентам изучения технических средств и программного обеспечения
компьютерной техники, но и культуре умственного труда, логике, валеологии и
экологии информатики во избежание создания информационного мусора и ситуации
«информационного взрыва», бума. По данным ВОЗ компьютерная игромания молодежи и
некоторых категорий старшего поколения признана разновидностью наркотической
зависимости, вредной для психического и соматического здоровья людей. Коммерческие
приложения интернет-программ могут иметь мошенническое или провокационное содержание.
Например, специалисты ФСБ России выяснили, что фейковые, провокационные сообщения о преувеличенных размерах потерь
человеческих жизней при пожаре в марте 2018 г. в ТРЦ «Зимняя вишня» г. Кемерово
шли в основном, от блогеров из Украины и Турции.
В Программе «Цифровая экономика
Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля
2017 г. № 1632-р, одним из приоритетных направлений поставлена задача коррекции
реформы отечественного здравоохранения в соответствии с программой «Совершенствование
процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных
технологий», утвержденной протоколом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9. При
внедрении цифровых технологий в практику делопроизводства учреждений
здравоохранения чиновники Минздрава России должны применять комплексный подход,
понимая, что эффективность реформ здравоохранения в целом редуцируется по
принципу самого «слабого звена» в цепи технических, организационных, экономических
и социальных факторов. Компьютеры врачей не должны систематически «зависать».
Количество ежедневной документальной и электронной отчетности о работе врачей
не должно мешать повышению качества лечебной работы в рамках жестких нормативов
времени приема пациента. Время ожидания даты приема пациента
врачом-специалистом не может превышать 2 суток – именно таков срок начала
приема лекарств, рекомендуемый доказательной медициной при появлении первых
признаков заболевания. Актуальность решения аналогичных задач по оптимизации
механизмов и объемов электронного и иного документооборота относится также и к
администрированию учреждений науки и образования, подведомственных Минобрнауки
России, о чем постоянно говорится на конференциях и собраниях профессорско-преподавательского
состава. Ворох отчетности отгораживает врача от пациента, а преподавателя – от
студента.
Правительство Российской Федерации
должно понимать, что даты введения в действие правовых нормативных актов не
должны опережать сроки подготовки и доведения до исполнителей всей необходимой
базы подзаконных правовых актов и соответствующей нормативной документации.
Администрация Президента Российской Федерации обязана обеспечивать четкие
целевые ориентиры и приоритеты социального и экономического развития страны для
эффективной реализации комплекса управленческих функций субъектами отраслевого
и территориального государственного и муниципального управления. Компьютеры
способны помогать в решении только корректно поставленных пользователем задач,
при использовании человеком достоверной входной информации, валидных данных.
Недостатки научного, логического обоснования реформ, проводимых «на авось» оборачиваются
слишком дорогой ценой. Так, анализируя эффективность т.н. «рыночных реформ» в
«лихие» 90-ые годы С.Г. Кара-Мурза замечает: «Революция Горбачева, а потом
Ельцина проведена уже по всем канонам манипуляции сознанием. Пожалуй, даже с
перебором – на стадии перестройки было не только умолчание, но и прикрытие
ложью… Продают за бесценок Норильский комбинат – тут же всех успокаивает
министр: да что вы, какая мелочь, зато из этих денег учителям зарплату выплатят
за октябрь. И так – обо всем» [2]. В методологическом аспекте важно осознание
политтехнологами физиологической ограниченности адаптационных способностей
человека к глубине и интенсивности инновационных и модернизационных преобразований
естественной и антропогенной сред жизнедеятельности человека, группы, общества,
т.к. иммунитет человека не рассчитан на преодоление длительных сверхнормативных
психических нагрузок в стрессовом режиме, а экономика – на пребывание в
длительном состоянии мобилизационного и военного режимов. Есть предел прочности
любых объектов неживой и живой природы: механических, биологических,
экологических, экономических, социальных, психических и ментальных систем.
Разработка социально-экономического
обоснования и подготовка технико-организационной базы, подзаконных актов для
реализации программы цифровизации экономики России явились примером
согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти по
оперативному и комплексному решению поставленной задачи. В соответствии с
нормами конституционного права, федеральным законом от 27 июля 2006 года №
149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,
другими федеральными законами Российской Федерации, Доктриной информационной
безопасности Российской Федерации, а также рекомендациями научного сообщества
Президентом РФ 9 мая 2017 года был утвержден Указ № 203 «О стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», определивший цели и приоритеты
государственной политики по построению общества знаний в нашей стране. Вслед за этим, 28 июля 2017 года было
утверждено распоряжение Правительства РФ № 1632-р «Об утверждении программы
«Цифровая экономика Российской Федерации», содержавшее «дорожную карту» с
планом-графиком и показателями мониторинга реализации Программы. И уже 28 августа
2017 года было принято постановление Правительства РФ № 1030 «О системе
управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации»,
утвердившее «Функциональную структуру системы управления реализацией программы
«Цифровая экономика Российской Федерации» и «Правила разработки, мониторинга и
контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая
экономика Российской Федерации».
2.Цифровая экономика и технология
блокчейна.
Цифровому способу представления
информации предшествовал аналоговый (на магнитных носителях), который в свою
очередь сменил документальную технологию (перфорированные карты). Эволюция
носителей информации сопровождалась совершенствованием элементной базы электронной
техники: от громоздких ламповых ЭВМ до полупроводниковых деталей и далее – до
микроэлектронных плат. Таким образом, следующий этап компьютеризации экономики
гуманитарии могут назвать «нейрокибернетической экономикой» как повод для
очередной шутки «технарей». А если серьезно, то количество пользователей
компьютерной программой госуслуг в России уже – 60 миллионов человек, по оцененке
Премьер-Министра РФ в его отчете перед парламентом страны 11 апреля 2018 года.
В нашей стране компьютер уверенно занял почетное место во всех сферах
общественного воспроизводства.
Разработке вопросов математического
обеспечения экономики посвящены многочисленные исследования Центрального экономико-математического
института РАН, других академических, отраслевых и учебных институтов страны и
мира. ЦЭМИ РАН разрабатывается программное обеспечение специализированного
программного обеспечения для технической реализации агентных моделей на
суперкомпьютерах для моделирования не только технических и экономических, но и
социальных систем, демографических моделей. Оперативная память обычного
персонального компьютера не в состоянии проводить анализ количества агентов,
превышающих несколько миллионов единиц, что вызывает необходимость
использования суперкомпьютерных технологий для разработки агент-ориентированных
моделей, учитывающих своеобразие их поведенческих характеристик. Агентами
моделирования могут быть технические, экономические, социальные и виртуальные
объекты. Компьютерное моделирование необходимо для создания систем
краткосрочного и долгосрочного прогнозов развития социальных процессов.
В текущем десятилетии объем общего
банка компьютерных данных возрастет в 29 раз: с 1200 экзабайт в 2010 году до
35000 экзобайт к 2020 году по оценке аналитической кампании InternationalDataCorporation(IDC). Группа экспертов ЦЕМИ РАН полагает,
что наибольший вклад в прогнозируемый прирост объемов компьютерных банков
данных внесут следующие сферы общественного производства: «интернет (блоги,
социальные сети и т.д.); финансы (биржевые индексы, аналитические материалы и
т.д.); здравоохранение (данные о пациентах, лекарствах, способах лечения и
т.д.); астрономия (детализированные изображения галактик); биоинформатика
(данные о 3,3 млрд. оснований нуклеиновых кислот в геноме человека, протеиновые
последовательности и их анализ); библиотеки (текстовые данные, фото, карты и
т.д.)… единая база данных обо всех гражданах страны с подробной информацией о
работе, о собственности, о доходах, различных платах и тому подобное» [3].
Одним из действенных механизмов
устойчивого функционирования информационной инфраструктуры России Стратегией
развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы
предусмотрено «обеспечить использование российских криптоалгоритмов и средств
шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между
собой, а также с гражданами и организациями». На реализацию данного пункта
соответствующего указа Президента РФ направлена, в частности, задача развития и
совершенствования технологии блокчейн.
Проблема разработки и внедрения
технологии блокчейн – относительно новая отрасль знания, а также
правоприменительной практики России и других стран мира. Области возможного
применения новой цифровой технологии хорошо представлены в книге британского
автора Мелани Свон: «Блокчейн – это многофункциональная информационная
технология, предназначенная для надежного учета различных активов. Потенциально
эта технология охватывает все без исключения сферы экономической деятельности и
имеет множество областей применения. В их числе: финансы, экономика и денежные
расчеты, а также операции с материальными (реальная собственность,
недвижимость, автомобили и т.п.) и нематериальными (права голосования, идеи,
репутация, намерения, медицинские данные, личная информация и т.п.) активами…
По сути, это новая организационная парадигма для координации любого вида
человеческой деятельности» [4]. Блокчейн – технология надежной защиты
информации с помощью распределенных баз данных, предусматривающая неуничтожимость
данных при их хранении, доступность контроля информации лишь для уполномоченного
государственного органа. По информации газеты «Известия», «в России появится
единый реестр вкладчиков на базе технологии блокчейн – его в следующем году
создадут Центробанк и Агентство по страхованию вкладов (АСВ)… Его внедрение
поможет бороться с недобросовестными банкирами, уничтожающими базы данных клиентов
в момент отзыва лицензии» [5]. Решение проблемы лицензирования финансовых
агентов технологии блокчейн позволит также включить их деятельность в
налогооблагаемую базу для осуществления фискальных функций ЦБ и Минфина России.
Одним из архитектурных принципов
построения ЭВМ шестого поколения является применение нейронных сетей (НС),
позволяющих дополнить традиционный, алгоритмический способ решения задач
прецедентным, используемым в психофизиологии человеческого мозга. Нейрокомпьютерная
технология позволит вместо программирования применять различные процедуры
обучения нейрокомпьютера. Известно, что 90% информации человек получает
посредством зрительных каналов связи с окружающей средой, 9% - посредством
органов слуха и 1% - посредством органов осязания. С развитием электронных
видео-, звуковых и радио-рецепторов получения и преобразования внешней
информации на вход компьютерного процессора способность к распознаванию
образов, анализу информации и обучению машины в перспективе позволит создавать
самообучающиеся ЭВМ, запрограммированные на решение конкретных
народнохозяйственных функций и задач: клирингового, строительного, военного,
сельскохозяйственного, статистического, логистического и иных направлений.
Применение нейрокомпьютеров в системах связи производится по четырем
направлениям: маршрутизация; управление коммутацией; управление трафиком; распределение
каналов в подвижных системах радиосвязи. «В настоящее время существует большое
количество разнообразных типов НС, предназначенных для решения различных задач.
Эти модели отличаются структурой связей, правилами определения весов или
правилами обучения, программирования… Нервная система человека, построенная из
элементов, называемых нейронами, очень сложна. Около 1011 нейронов
участвуют в примерно 1015 передающих связях…, которые образуют
коммуникационную систему мозга» [6]. По свидетельству Р. Тадеусевича, «любое
математически определенное правило изменения весов связей нейронной сети
трактуется как алгоритм обучения… Гипотеза… до настоящего времени остается
основой многих моделей обучения под названием «алгоритм обучения Хебба» [7]. «В
2005 году ученые швейцарского Института мозга и сознания Федерального
политехнического университета в Лозанне начали амбициозный проект моделирования
функций всего мозга, получившего название BlueBrainProject. Они
пытаются построить модель человеческого мозга на основании накопленных к
настоящему времени нейроанатомических, электрофизиологических и биохимических
данных с помощью самых производительных компьютеров компании IBM, называемых BlueGene… за три года интенсивной работы
авторам удалось построить модель единственной кортикальной колонки, состоящей
из 10 тыс. нейронов… К сожалению, не смотря на огромную вычислительную мощность
используемых компьютеров, эта модель функционирует на два порядка медленнее
реальной нервной структуры» [8]. Архитектура SOAR (State, OperatorAndResult), предназначенная для моделирования
общего интеллекта, применяется для работы со сложными и большими базами данных,
дешифровки звуковых данных, планирования, управления авиацией, аватарами в
режиме он-лайн, для репликации психологических экспериментов и других целей.
В настоящее время растет частота
использования сети «Интернет» российскими пользователями, как указанно в
распоряжении Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р, «…Россия
продемонстрировала не очень высокие позиции в сравнении с Европейским союзом,
Соединенными Штатами Америки, Новой Зеландией и Австралией, но опережала Китай,
Бразилию и Мексику. В области внедрения цифровых технологий предпринимателями
Россия значительно отстала от Европейского союза и остальных стран, немного опередив
Турцию». Многие авторы обращают внимание на проблему соблюдения информационной
безопасности при развитии цифровых технологий. «Провоцируя социальные стрессы в
жерновах суперорганизации техноструктур и всепроникающих компьютерных виртуальных
реальностей, отмечает М.В. Иголкин, – медиакратия выстраивает новую реальность.
При этом утрачивается всякая мера в экспансии общества электронных сетей,
засоряется пространство знаний, информации, мелодийно-словесной среды. Психотронные,
нейро-лингвистические суперсистемы порождают новые социальные болезни:
инфомания, компьютерная зависимость, синдром азартного игрока, ускорение
социальной атомизации, нарастание психотронных неврозов и симптомов «ненависти»
(к мобильным телефонам – у 32%, к ТВ – у 23% американцев и т.д.). Дени Дюкло
(Франция) насчитывает более 20 электронных систем контроля над людьми в
капитализме страха» [9]. На вопрос, поставленный М.В. Иголкиным в книге «К
дивному психотронному рабству или… ?» с позиций диалектического материализма
следует ответить: «Или!..» Все, что нас не убивает, то нас укрепляет.
Объективные законы экономического, технологического и социального развития, (в
том числе, закон возрастания роли субъективного фактора в истории), с жесткой
необходимостью производят естественный отбор среди сонма нео-либеральных,
моно-глобалистических, психотронно-рабовладельческих,
бюрократически-тоталитарных, олигархически-криминальных и т.п.
нежизнеспособных, беспереспективных моделей организации жизни людей.
Объективные законы рано или поздно заставят человечество выстраивать
прогрессивные политичекие системы, рациональные формы государственного
устройства, экономичные и экологичные технологии, комфортные условия труда и
быта граждан на принципах устойчивого экономического развития, динамичного
роста производительности труда и качества жизни, конкурентоспособности продукции,
планомерного и пропорционального развития, самодостаточности экономики,
долгосрочной социальной эффективности.
3.Мотивационный кризис
постиндустриального производства.
Параллельно с индустриализацией
производства происходит процесс усложнения содержания труда. Если в 1990 году
количество высококвалифицированных рабочих, ИТР, служащих и работников
творческих профессий составляло в ФРГ, Великобритании, Японии и США 40–50% от
общей численности занятых, то к 2020 году их количество по прогнозным оценкам
составит уже 55–60%. В результате индустриализации общественного производства в
развитых странах за период с начала ХХ века доля умственного труда возросла с
10 до 90%. «Процесс кризисного финансово-экономического развития мировой
экономики в ХХIвеке
на базе информационно-компьютерной технологии приведет, – по оценке Ю.Г.
Одегова [10], – к созданию качественно более новой цивилизации, движущей силой
которой станут не просто труд и промышленность, а «знание – информация –
высокие технологии – человеческие ресурсы» [11], экономика знаний (knowledgeeconomy). По мере развития духовных
потребностей личности, повышения квалификации персонала, укрепления социальной защищенности
населения действенность экономических, материальных стимулов к труду
закономерно снижается и в постиндустриальный период компенсируется ростом
социальных и духовных потребностей, замещается добровольным инициативным,
творческим характером труда, освобождающегося от всех форм принуждения. Энерговооруженный, творческий труд становится
главной производительной силой развития ресурсосберегающих цифровых технологий
постиндустриального производства. Не случайно, в своем Послании Федеральному
собранию 1 марта 2018 года Президент РФ подчеркнул необходимость достижения
ежегодного прироста производительности труда на 5%. Однако, за предыдущие шесть
лет производительность труда в России выросла не более, чем на 6%.
Наемный характер труда в буржуазном обществе
сдерживает наиболее полную реализацию творческого потенциала работников через
механизм отчуждения конечных результатов труда от мотивационной сферы исполнителя
договорных трудовых функций. Это противоречие труда и капитала снимается по
мере социализации базисных и надстроечных отношений общества. «В новых условиях
труд все в большей степени становится предметом не столько вертикальных,
сколько горизонтальных отношений… И главной мотивацией является в этой ситуации
не официальный должностной статус и высокий авторитет в конкретной корпорации,
а адекватная оценка коллег из своего профессионального сообщества. В своей
ежедневной работе эти специалисты опираются в основном на сетевые
взаимоотношения с коллегами, рассеянными по миру… этим специалистам трудно
предложить контракт на долгосрочной основе, т.к. они заинтересованы прежде
всего в интересной задаче и только во вторую очередь в высокой оплате своего труда»
[12].
Современные электронные кадровые
технологии позволяют существенно обогащать содержание и трансформировать
характер труда за счет развития различных форм самозанятости – фрилансерства и прогрессивных
форм кадрового рекрутинга: лизинга, аутсорсинга, франчайзинга, коворкинга, а
также путем повышения мобильности трудовых ресурсов или практики пожизненного
найма персонала. Многие используют онлайн-платформы для размещения личных анкет-резюме
в электронной форме для оперативного трудоустройства, участвуют в работе
интернет-аукционов, виртуальных киосков вакансий и т.д. Так, на онлайн-портале
«Лучшие программисты» зарегистрировано 388 тыс. пользователей. Это – крупнейший
eBay – аукцион в
Интернете для профессионального отбора и найма разработчиков программного
обеспечения. По данным Бюро трудовой статистики Департамента по труду США за
2005 г. 7,4% от общего количества работников США составляют фрилансеры. Социальные
исследования британских рекрутинговых агентств показывают, что около 30%
английских студентов мечтают о трудоустройстве вне отношений частного найма. В России фрилансерство находит применение, в основном,
в сферах малого бизнеса и трудоустройства у частных, физических лиц, где
рекрутируются, примерно, в равных частях три категории рабочей силы: свободные
работники, совместители и мигранты. Значительное место среди них с тенденцией роста
занимает онлайн-работа на автоматизированных рабочих местах в сфере услуг и экономики
знаний. Дальнейший рост предпринимательства в России зависит от благоприятности
налоговой и кредитной государственной политики. Развитие волонтерства и меценатства
зависит от положительной динамики укрепления форм и объемов социальной
защищенности личности, а также от степени привлечения трудящихся к
научно-техническому творчеству, управлению производством и социальной сферой
жизни общества. Одним из показателей развития цифровой экономики является
международный индекс I-DESI оценивающий информационные компетенции человеческого
потенциала населения различных стран. По этому показателю Россия занимала в
2016 году лучшие позиции, чем Бразилия, Мексика, Турция, немного опережая
средний показатель Европейского союза, однако, значительно отставая от Финляндии,
Швеции и других лидирующих стран ЕС, а также Японии и Южной Кореи.
4.Электронная демократия (в условиях империализма)
Ускорение научно-технического прогресса современного общества
с объективной необходимостью требует соответствующего прогресса его социально-политического
развития. Разработке различных моделей политических систем в условиях
постиндустриального производства, международного разделения труда, развития
телекоммуникационных технологий и глобализации общественных отношений посвящены
концептуальные работы многих политологов, экономистов, кибернетиков, философов
и психологов. Л. фон Берталанфи и Н. Винер в 1950–1960 гг. ввели в теорию
политических систем понятия «вход», «выход», «внешняя среда», «обратная связь».
Дальнейшее развитие теории функционирования политических систем можно найти в
концепциях: «Системной модели» Д. Истона; «Функциональной модели» Г. Алмонда;
«Информационно-кибернетической модели» К. Дойча; «Модели массовой коммуникации»
Г. Лассуэлла; «Концепции постиндустриализма» Д. Белла, П. Дракера, Иноземцева и
др. авторов; «Концепции технотронного общества» З. Бзежинского; «Концепции
информационного общества» М. Пората, Й. Масуды, Т. Стоуньера, Р. Катца;
«Концепции электронного общества» М. Маклюена; «Концепции общества знания» Э.
Тоффлера; «Концепции сетевого общества» М. Кастельса, а также политологических
моделей, описанных в работах Х. Шрадера, Д.В. Иванова, Б.В. Маркова, А.А.
Дегтярева В.Л. и др. авторов. Описание указанных моделей можно найти в частях 2
и 3 книги А.В. Чугунова[13]. Основным содержанием стратегических теорий прогрессивного
социального развития постиндустриального производства является научный
коммунизм, тогда как регрессивные модели эволюции общества ведут к
национализму, нацизму, милитаризации экономики и тоталитарным диктатурам.
В 2010 году в России начала реализовываться федеральная программа
«Информационное общество (2011–2020 годы)» как платформа привлечения граждан к
более широкому и оперативному участию в государственном и муниципальном
управлении. 23 августа 2012 года Правительством РФ была утверждена Концепция
формирования механизма публичного представления предложений граждан с
использованием интернета для рассмотрения в Правительстве РФ. Процедура
размещения в интернет-пространстве, обсуждения и принятия гражданских инициатив
предусматривала их предварительную экспертную оценку на соответствие
требованиям Конституции РФ, закону «О референдуме», правовым кодексам, другим
правовым актам законодательства РФ, а также необходимость идентификации
авторства обращений на Единый портал государственных и муниципальных услуг РФ.
Указом Президента РФ от 9 мая 2017
года № 203 в целях повышения качества жизни граждан в числе мер формирования
новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы
предусмотрена задача совершенствования механизмов электронной демократии на
базе развития информационного общества в Российской Федерации. Согласно версии
международного индекса сетевой готовности стран к цифровой экономике Россия
занимает 41 место, значительно отставая от десятки лидеров в составе: США,
Япония, Сингапур, Финляндия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Швейцария,
Великобритания и Люксембург. Аналогичный рейтинг приводится в докладе
Всемирного банка о глобальном развитии 2016 года.
В публикациях зарубежных авторов
отмечаются следующие формы электронного участия граждан в реализации функций
государственного управления и самоуправления:
- коллективное обсуждение
законопроектов и госпрограмм;
- формирование интернет-сообществ (политических,
научных и иных объединений по интересам);
- голосование и участие в соцопросах;
- формирование открытых банков данных
по различным проблемам и областям знаний;
- средство размещения жалоб и
предложений в органы государственной и муниципальной власти;
- средство получения государственных
услуг с использованием официального банка данных и специальных программ;
- электронный бизнес, покупки и
продажи в режиме онлайн.
Соблюдая требования Конституционной
нормы на свободу слова и норм ст. 3 и 58 Закона Российской Федерации от 27
декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах
массовой информации» о недопустимости цензуры, журналисты средств массовой
информации в соответствии со ст. 49 указанного закона обязаны «проверять
достоверность сообщаемой им информации», и несут уголовную, административную,
дисциплинарную и иную ответственность за злоупотребления соответствующими
правами «…в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений,
распространение слухов под видом достоверных сообщений…» (ст. 50, там же). Сказанное относится и к блогерам форумов,
хозяевам сайтов Интернета, который по праву приравнивается к средствам массовой
информации. В марте 2018 года в Госдуме России почти единогласно был одобрен в
первом чтении законопроект, направленный на
противодействие размещению в Интернете «фейковых» постов, т.е. заведомо
ложных и провокационных сообщений. Законопроект предусматривает серьезные
санкции в виде крупных штрафов за нарушение соответствующих правовых норм. В
Китае, Германии и многих других странах ЕС законы о мерах обеспечения
информационной безопасности национального медиа-пространства давно уже приняты.
13 марта 2018 года советник Президента РФ Г. Клименко заявил о рекомендации для
госслужащих России покинуть информационное пространство компании «Телеграм» в
связи с отказом этой компании предоставить возможность контроля содержания
подозрительных сайтов спецподразделению ФСБ. Демократия и свобода – пустой звук
без ответственности и компетентности пользователей и провайдеров. Обеспечение
более полной урегулированности порядка реализации ответственности лиц, виновных
за распространение заведомо ложной информации в сетях Интернет – актуальная
задача законодателей.
5.Через интернет – от глобализма к
интернационализму.
Географическое положение России как
моста и буфера между восточной и западной, азиатской и европейской
цивилизациями вынуждает нашу страну постоянно поддерживать мобилизационный тип
экономики, исполнять миротворческую геополитическую функцию, формировать
сильную вертикаль государственной власти и содержать сильную армию. Запад
всегда остро нуждался в заимствовании богатых природных ресурсов России, а Восток
тоже нуждался в заимствовании материальных и духовных ценностей, а также в
защите и покровительстве со стороны своего великого и щедрого соседа.
Капитализм не может поддерживать свою экономику без эксплуатации колоний;
социалистические страны всегда выступали в поддержку национально-освободительного
движения стран «третьего мира».
Не будучи в состоянии победить СССР,
а теперь – Российскую Федерацию, путем военного «блиц-крига», империалистический
Запад развернул «холодную» войну против СССР сразу же после своего поражения в
годы Великой отечественной войны 1941–1945 гг. в соответствии с известным планом
Аллена Даллеса. В книге «Третья мировая (информационно-психологическая) война»
авторы на фактическом историческом материале показывают природу и технологии
завоевания «глобалистами» информационной власти над людьми, способной привести
к истреблению как отдельных народов, так и к гибели мировой человеческой
цивилизации. Авторы указанной книги В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин напоминают
нам, что «18 августа 1948 года Совет национальной безопасности США утвердил
директиву 20/1 «Цели США в отношении России». Эта директива несла с собой войну
качественно нового типа, где оружием служит информация, а борьба ведется за
целенаправленное изменение общественного сознания. Задача заключалась во
внедрении в общественное сознание таких ложных представлений об окружающем
мире, которые позволили бы в дальнейшем манипулировать как населением страны,
так и ее правящей элитой» [14].
На империалистической стадии современная
глобализация мировой экономики привела к транснациональной концентрации
производственного и финансового капитала, усилению неравномерности развития
отдельных стран, колонизации стран «третьего мира» странами-метрополиями, милитаризации
международных отношений в борьбе за передел сфер влияния на рынках сырья, сбыта
продукции, политического и информационно-идеологического влияния. ТНК и ФПГ
контролируют ныне половину мирового промышленного производства, 60% мировой
внешней торговли, 80% мировой базы патентов и лицензий на применение новых
информационных технологий, высокотехнологичного оборудования, ноу-хау и создают
надгосударственные органы мирового финансового и политического господства: МВФ,
ВБ, МБРР, НАТО и т.д. Глобализм метрополий приводит к попиранию норм права
стран «третьего мира», сдерживанию развития их отечественного производства, замедлению
этно-культурного и интеллектуального развития, насаждению реакционных,
марионеточных или коррупционных, политических режимов, ухудшению экологии и
превращению информационного пространства в объект манипулирования общественным
мнением, запугивания, пошлого развлекательства и морального растления молодого
поколения. Глобализм и милитаризм империалистических стран встречает все более
решительное сопротивление народов антиглобалистической коалиции, противодействие
стран, вставших на путь антиколониального сопротивления и протест стран
социалистического лагеря. Социализм показал преимущество морали свободного общества
знаний и правды над ложью и цинизмом «двойной» буржуазной морали, преимущество
политики мирного интернационального сотрудничества трудящихся разных народов,
идеологии коллективного созидания по сравнению с индивидуалистической
идеологией «общества неумеренного материального потребительства» с безумным умножением
частной прибыли глобалистами, не гнушающимися торговлей фальсификатами, наркоторговлей,
финансированием международного терроризма.
Провал информационной и военной
агрессии США и НАТО в 2017 – 2018 годах против законного правительства Сирии
показал наличие новых политических реалий в международных отношениях. Мы видим
закат эпохи однополярного диктата глобалистических сил, при нарастании влияния сил
антиглобализма, авторитета идеологи интернациональной солидарности стран
социалистического лагеря. О несостоятельности политики «двойных стандартов» буржуазной
прессы Великобритании свидетельствует и провал русофобской информационной
операции Великобритании по лживому обвинению России в отравлении С. Скрипаля
российским отравляющим веществом, которое оказалось не
российского, а американского и английского производства.
В период постиндустриального развития
общественного производства всемирные информационные сети Интернет, мобильная
телефонная связь способствуют интенсификации виртуального, заочного, а затем и
туристического, торгового, делового, научного общения представителей народов различных
стран, взаимопониманию, формированию нового общественного сознания на принципах
пролетарского интернационализма, гуманизма, политической солидарности.
Электронная технология блокчейна с распределенными банками данных сделает
ненужными посреднические функции национальных и мировых банков, других
спекулятивных финансовых учреждений. Электронные деньги и цифровая валюта
смогут обрушить финансовую гегемонию банкротящегося доллара и стагнирующего
евро. Технологии электронной демократии дадут новый импульс развитию
общественного контроля и самоуправления. Дальнейшая информационно-культурная
интеграция ученых и иных пользователей через интернет, новые коммуникационные
технологии, а также дальнейшая цифровизация экономики требуют гарантий открытости
и корректности контента, отношений честного, доверительного сотрудничества,
добровольной творческой инициативы, которая неизбежно приведет к социализации производственных
отношений, замещению мотива максимизации частной прибыли социалистическими
идеалами наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей,
гармонизации личных и общественных интересов, взаимного обогащения национальных
культур и синергетического синтеза новой, интернациональной культуры в едином
мировом информационном пространстве – ноосфере Земли.
Литература.
1.Социальная
информатика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В.
Чугунов. – 2-е изд., перераб и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2026. С. 16–26.
2.Кара-Мурза
С.Г. Манипуляция сознанием - М.: Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 570–571.
3.Моделирование
социально-экономических процессов с использованием суперкомпьютерных технологий
[Текст] : монография / В.Л. Макаров, А.Р. Бахтизин, Е.Д. Сушко. – Вологда : ИСЭРТ
РАН, 2016. Введение, с. 7.
4.Блокчейн:
Схема новой экономики / Мелани Свон : [перевод с английского]. – Москва :
Издательство Олимп–Бизнес, 2018. С. 15.
5.Вкладчиков
запомнят навеки. А. Алексеевских. Газета «Известия» № 45 (30030) от 15 марта
2018. С. 1.
6.Комашинский
В.И., Смирнов Д.А. Нейронные сети и их применение в системах управления и связи
.– М.: Горячая линия–Телеком, 2003. С. 5, 8.
7.Основы
нейрокибернетики / под ред. проф. Рышарда Тадеусевича; пер. с польск. И.Д.
Рудинского. – М.: Горячая линия–Телеком, 2016. С. 71.
8.Там
же, с. 76.
9.Иголкин
М.В. К дивному психотронному рабству или… ? 2-е дополн. изд. М. : 2006. С. 2–3.
10.Аутсорсинг в управлении персоналом :
учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.Г. Одегов, Ю.В.
Долженкова, С.В.Малинин. – М. : Издательство Юрайт, 2016. С. 26.
11.См. также, Ракитов А. Философия
компьютерной революции. М., 1981; NaisbirtsJ. Megatrends. TheDirectionsTrasfonningOurlives. N. Y., 1982.
12.Социальная информатика : учебник и
практикум для академического бакалавриата / А.В. Чугунов. – 2-е изд., перераб и
доп. – М. : Издательство Юрайт, 2026. С. 103–104.
13. Там же, с. 126–185.
14.Третья мировая (информационно-психологическая) война. – М.: Институт социально-политических исследований АСН. – 1999 г. С. 9.