Ревизионистский государственный переворот Хрущёва и систематизация ревизионистской идеологии
Выносим на дискуссию очередную статью немецкого марксиста Вилли Дикхута.
ⅩⅩ съезд и осуждение
Хрущёвым Сталина
ⅩⅩ съезд в феврале 1956 г. был отправной
точкой фундаментальных изменений социалистической структуры Советского Союза.
Началось всё с государственного переворота Хрущёва, выдвинувшегося после
смерти Сталина. Этот переворот привёл бюрократию к власти. В своём официальном
отчёте ⅩⅩ съезду Хрущёв воздержался от критики
Сталина. Бюрократия под руководством Хрущёва не смела ещё поставить осуждение
Сталина на общественную повестку дня. Как бы отреагировал на такое
советский народ? Поэтому была созвана секретная сессия, на которой Хрущёв
заявил в своем чудовищном выступлении, что великая борьба Сталина против врагов
рабочего класса и социализма, против позорных действий бюрократии — не более
чем преследования, произвол, злоупотребление властью, жестокое угнетение и
физическое устранение невинных людей. Сталин был заклеймён как преступник.
То, что Хрущёв не посмел представить своё секретное
сообщение советскому народу и членам коммунистических партий мира даже после ⅩⅩ съезда,— доказательство его нечистой совести. Вскоре после ⅩⅩ съезда секретная служба США опубликовала эту речь через посольство
США в Бонне в журнале «Остпроблеме» (Ostprobleme). До нас, немецких
коммунистов, текст секретного отчёта дошел только через журнал для работников
профсоюза металлистов ИГ Металль (IG Metall) «Дер Геверкшафтер» (Der
Gewerkschafter) № 4 за 1956 г. Нет сомнений в подлинности этой публикации, так
как многие заявления, сделанные Хрущёвым позже, согласуются с её содержанием.
Естественно возникает вопрос: кто передал «секретный отчёт» Хрущёва секретной
службе США? В этом могли быть заинтересованы только сами ревизионисты.
Вся антисталинская кампания проводилась под предлогом
«борьбы против культа личности». Убогие мещане, замкнутые исключительно на
собственной персоне, страдали комплексом неполноценности рядом с титанической
личностью Сталина. Сам Хрущёв не был личностью; он подменил прочные
теоретические знания крестьянской хитростью (ревизионистские друзья называли
его хвастуном и фантазером). Как ни странно, Хрущёв, начавший «борьбу против
культа личности Сталина», не мог удержаться без собственного культа; он был
свергнут через восемь лет ближайшими приспешниками, создателями этого культа,
на сей раз использовавшими тот же аргумент против Хрущёва. По иронии судьбы,
даже буржуазные страны не поверили доводам ревизионистов. «Франкфуртер рундшау»
(Frankfurter Rundschau) написала 22 октября 1964 г., сразу после ниспровержения
Хрущёва, о ревизионистских руководителях:
«Начиная с 21 января 1924 г., дня смерти Ленина, Советский
Союз управлялся — согласно их собственным официальным заявлениям — преступным
маньяком (Сталин), злостным интриганом (Маленков), сеявшим раскол низким
человеком (Булгарин) и нереалистичным хвастуном (Хрущёв). Но партийная линия
осталась безукоризненно чистой. Коллективы работали безупречно. Ирония в том,
что это сама партия выбирала своих лидеров.
Понимают ли новые советские лидеры, что нельзя так
переписать партийную историю? Если они не хотят предстать дураками перед своими
братскими партиями и международной общественностью, они должны будут признать
какие-то способности и достижения за своими свергнутыми лидерами. Даже „акулы
империализма“ не верят, что КПСС и Советским Союзом в течение последних сорока
лет управляли только преступники».
Ревизионисты Брежнев, Косыгин, Суслов, и другие обвиняли
Хрущёва во всех неудачах за последние десять лет не потому, что хотели
ликвидировать развившуюся при Хрущёве ревизионистскую политику, а чтобы
продолжать и усиливать её. Хрущёв выполнил свою задачу; теперь его
ревизионистские сообщники не хотели больше компрометировать себя его
шарлатанством. Но они не могут освободиться от ответственности за
ревизионистское предательство, совершённое при Хрущёве.
Давайте вернёмся к исходной точке, к секретной речи Хрущёва.
Хрущёв бессовестно оклеветал Сталина. Он нападал на марксизм-ленинизм, клеветал
на диктатуру пролетариата, объявляя в своем секретном докладе:
«Это произошло в результате злоупотребления властью со
стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии…
Массовые репрессии проводились в то время под флагом борьбы
с троцкистами. Представляли ли в действительности в это время троцкисты такую
опасность для нашей партии и Советского государства? …Многие бывшие троцкисты
отказались от своих прежних взглядов и работали на различных участках
социалистического строительства» (Никита Хрущёв. О культе личности и его
последствиях. Доклад на ⅩⅩ съезде
КПСС 25 февраля 1956 года.— цит. по: Известия ЦК КПСС № 3, 1989 г., сс. 137 и
138—139; перепечатано в: И. В. Сталин. Соч., т. 16, сс. 395 и 397).
Позже мы увидим, что эта притворная наивность Хрущёва была
только лицемерием. Он весьма хорошо знал, что после того, как троцкистов
впустили в большевистскую партию, они сформировали фракцию и, вместе с другими
фракционерами (Зиновьев, Каменев, Бухарин и др.), боролись против ленинской
партийной линии. После идеологического поражения троцкизм превратился в
контрреволюционный авангард буржуазии. Его опасность крылась в ловкости, с
которой он маскировал свои подлинные контрреволюционные цели. В ходе чистки
1937—38 гг. махинации троцкистов были раскрыты. Всё это было хорошо известно
Хрущёву. Тем не менее, он утверждал в своей секретной речи:
«В докладе Сталина на февральско-мартовском пленуме ЦК 1937
года „О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных
двурушников“ была сделана попытка теоретически обосновать политику массовых
репрессий под тем предлогом, что по мере нашего продвижения вперёд к социализму
классовая борьба должна якобы всё более и более обостряться…
Этот террор оказался фактически направленным не против
остатков разбитых эксплуататорских классов, а против честных работников партии
и Советского государства…
Везде и всюду [Сталин] видел „врагов“, „двурушников“,
„шпионов“.
Имея неограниченную власть, он допускал жестокий произвол,
подавлял человека морально и физически. Создалась такая обстановка, при которой
человек не мог проявить свою волю» (цит. по: Известия ЦК КПСС № 3, 1989 г., сс.
139 и 144; перепечатано в И. В. Сталин. Соч., т. 16, сс. 397, 398, 406).
Хрущёв говорит о «провокаторах.., а также бессовестных карьеристах»,
прикрывавших чистки партийными интересами. Действительно, такие карьеристы в
государственной и партийной бюрократии были. Но сам Хрущёв — один из них. Или
эти обличения оправдывают его собственные действия?
В 1937 г. Хрущёв был первым секретарём Московского комитета
партии. В этой должности он внес резолюцию, которую «Правда» посчитала столь
важной, что процитировала ее (31 мая 1937 г.) в передовице:
«Московская конференция заверяет Центральный Комитет партии
и нашего вождя, учителя и друга товарища Сталина, что нет и не будет пощады
шпионам, диверсантам, террористам, которые подымают руку на жизнь трудящихся
Советского Союза; что шпионов и диверсантов мы и впредь будем истреблять и
врагам СССР житья не дадим; что за каждую каплю пролитой рабочей крови враги
СССР расплатятся пудами крови шпионов и диверсантов».
Заметьте, это написано Хрущёвым, а не Сталиным. И это «культ
личности» Сталина? Но давайте посмотрим внимательнее на это невинное дитя,
Хрущёва. Годом позже он был послан на Украину. И что же он там делал? Газета
«Бильшовик Украйини» (Бiльшовик України) № 7 за 1938 г. сообщает:
«Как только Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической
Партии (большевиков) послал пламенного большевика-сталинца Никиту Сергеевича
Хрущёва на Украину, чтобы он возглавил Центральный Комитет Коммунистической
Партии (большевиков) Украины, началась безжалостная ликвидация всех врагов
народа, троцкистов, бухаринцев, буржуазных националистов и всей прочей
шпионской нечисти» (цит. по: Pilstrak, Chruschtschow unter Stalin, с. 180).
В речи на ⅩⅣ Украинской
партконференции 5 июля 1938 г. Хрущёв призывал к бдительности:
«Мы избавились от значительного числа врагов. Но мы, партийные
работники Украины и особенно Киевской области, не должны благодушествовать. Мы
не должны почивать на лаврах, потому что враг не дремлет. Ни при каких
обстоятельствах он не прекратит свои подрывные действия против нашего
государства. Товарищи, мы уничтожили некоторых врагов, но далеко не всех. Мы
должны оставаться настороже. Нас не должны успокаивать ни аплодисменты, ни
согласие, ни единодушные решения. Мы должны всегда помнить слова товарища
Сталина: пока существует капиталистическое окружение, шпионы и диверсанты будут
посылаться в нашу страну. Мы должны всегда внимательно учитывать эти слова
товарища Сталина…» («Бильшовик Украйини» № 6, 1938 г.; цит. там же, с. 183).
«Наше дело священно. Тот, кто остановится на полпути, чьи
руки задрожат, а колени ослабнут, прежде, чем он уничтожит десять врагов,
подвергает опасности революцию. Необходимо безжалостно бороться против врага.
Мы сотрём с лица земли всякого, кто захочет пойти против рабочих и крестьян. За
каждую каплю крови честного рабочего мы прольём ведро чёрной крови врага»
(«Бильшовик Украйини» № 7, 1938 г.; цит. там же, сс. 186—187).
Как такой человек набрался жалкой смелости, чтобы клеветать
на Сталина, не признавая своей вины? Ревизионистам нужна была критика «культа
личности» Сталина ради собственных эгоистических целей. Критика была нужна им
как дымовая завеса, скрывающая их подлые планы узурпации власти. Она была нужна
им, чтобы избавиться от сторонников Сталина, защитников диктатуры пролетариата.
Она была нужна им, чтобы реставрировать капитализм. Вот суть их «борьбы против
культа личности» Сталина.
Новая бюрократия, так же, как и остатки эксплуататорских
классов и часть буржуазной интеллигенции, ненавидела Сталина как главное
препятствие выполнению своих грозных планов. Невинные люди, конечно, также
подвергались преследованиям — по причинам, не самой маловажной из которых была
гнусная натура мелкобуржуазных интеллигентов, вредивших друг другу взаимными
обвинениями, клеветой и ложными «признаниями», и много раз обвинявшими честных
людей. Генерал Горбатов, также арестованный тогда и позже реабилитированный
Сталиным, сообщает в книге «Казнённая армия» (позже экранизированной в
Советском Союзе), как другие заключённые пытались убедить его «признать» хоть
что-то, но он с презрением отказался. Все эти убогие существа были, согласно
Хрущёву, «невинными жертвами» Сталина.
Но ревизионисты сделали больше, чем очернили борьбу Сталина
против врагов рабочего класса. В своем оппортунизме они реабилитировали всех
политических заключённых без юридического исследования их прошлого и
предоставили им избирательные права. Они спекулировали на обиде этих людей и
таким образом надеялись добиться от них поддержки своей ревизионистской
политики. Они, не колеблясь, предоставили общую амнистию всем политическим
бандитам и классовым врагам.
Секретная речь Хрущёва стала для империалистов и всех
реакционеров источником грязи для борьбы против коммунизма и нанесла почти
непоправимый ущерб международному коммунистическому движению, который трудно
исправить. Неудивительно, что троцкисты воспользовались этим. Троцкистский «Ⅳ Интернационал» провозгласил в призыве «К рабочим и народам всего
мира»:
«Сегодня, когда кремлёвские вожди сами признаю́т
преступления Сталина, они неявно признаю́т, что неослабная борьба, проводимая…
мировым троцкистским движением против вырождения рабочего государства, была
полностью оправдана».
Эта речь была также водой на мельницу империалистической
пропаганды, так как осуждение Хрущёвым Сталина безвозмездно предоставило
«подтверждение» клеветнической кампании, осуществлявшейся в течение десятилетий
против Советского государства и особенно Сталина. Ревизионисты, троцкисты и
империалисты в едином строю — это было результатом подрыва Советского Союза
изнутри.
Мы хотим привести здесь также объективную оценку ошибок и
достоинств Сталина Коммунистической партией Китая, приведённую во Второй статье
по поводу Открытого письма ЦК КПСС:
«Коммунистическая партия Китая всегда считала и считает, что
необходимо всесторонне, объективно и научно анализировать заслуги и ошибки
Сталина, применяя метод исторического материализма и основываясь на подлинной
исторической действительности, и не следует субъективно, грубо и огульно
отрицать Сталина, прибегая к методу исторического идеализма, к произвольному
искажению и фальсификации истории.
Коммунистическая партия Китая всегда считала и считает, что
у Сталина действительно были некоторые ошибки. Эти ошибки имеют как
гносеологические, так и социально-исторические корни. Необходимо критиковать те
ошибки, которые были действительно допущены Сталиным, а не те так называемые
ошибки, которые ему приписывают без всяких на то оснований, но эта критика
должна вестись с правильной позиции и правильными методами. Мы всегда выступали
и выступаем против неправильной критики Сталина, которая ведётся с ошибочной
позиции и ошибочными методами…
Все заслуги и ошибки Сталина — это объективно существующая
историческая реальность. Если сопоставить заслуги и ошибки Сталина, то у него
заслуг больше, чем ошибок. Правильное в деятельности Сталина составляет его
главную сторону, а его ошибки занимают второстепенное место» (Полемика о
генеральной линии международного коммунистического движения.— Пекин,
Издательство литературы на иностранных языках, 1965.— сс. 127 и 128).
Все коммунисты должны стремиться к такой объективности. Но
это не отвечало и не отвечает намерениям ревизионистов внутри и вне Советского
Союза.
Провозглашение
ревизионистской теории на ⅩⅩ съезде и её
систематизация к ⅩⅩⅡ съезду
Борьба против «культа личности Сталина» была первым шагом
государственного переворота Хрущёва. Вторым было провозглашение ревизии
марксизма-ленинизма. Эта ревизия нанесла даже больший ущерб, чем осуждение
Сталина. Можно ли было установить господство новой бюрократии и реставрировать
капитализм без ревизии марксизма-ленинизма? Нет! Это было невозможно без
обращения теоретических основ пролетарской революции в свою противоположность.
Чтобы осуществить ревизионистские планы внутри Советского Союза, нужно было
устранить диктатуру пролетариата, сердце марксизма. Было ли это возможно без
ревизии марксизма-ленинизма? Нет! Чтобы проводить ревизионистскую внешнюю
политику, бюрократическим господам нужно было опираться на часть
коммунистических партий вне Советского Союза. Было ли это возможно, если бы эти
партии остались революционными и руководствовались теорией марксизма-ленинизма?
Нет! Вот почему нужно было ревизовать марксизм-ленинизм.
На ⅩⅩ съезде
новая бюрократия объявила ревизию марксизма-ленинизма в некоторых основных
вопросах. Ревизионизм — разновидность буржуазной идеологии. Его социально-экономический
корень — мелкая буржуазия. Остатки старой буржуазной интеллигенции и класса
капиталистов, с их старыми привычками, и новообразованная буржуазная
интеллигенция, новая бюрократия, которая выродилась, приняла мелкобуржуазный
образ жизни и поэтому стала продажной — все они вместе подрывали основы
социализма. Свойственная мелкой буржуазии склонность всегда воспроизводить
капитализм должна была проявиться как у старой, так и у новой буржуазной
бюрократии; особенно в момент, когда она смогла избегать массового контроля
снизу и осуществлять государственную власть. С этого момента бюрократия стала
новым буржуазным правящим классом.
Развязав себе руки, бюрократия реставрировала капитализм в
новой форме: бюрократически-монополистический капитализм, сросшийся с
государственным аппаратом, что не исключает форм частного капитализма.
Поначалу реставрация капитализма была неощутимой; она
производилась постепенно, шаг за шагом. Для этого нужно было широко распахнуть
двери буржуазной идеологии. На ⅩⅩ съезде
были пересмотрены марксистско-ленинские принципы войны и мира, мирного
сосуществования и пути к социализму, чтобы обеспечить международное понимание и
сотрудничество. Это было открытым предательством марксизма-ленинизма. Для
лучшего понимания давайте сравним марксистско-ленинскую и ревизионистскую точки
зрения. Вскоре после вспыхнувшего пожара Первой мировой войны Ленин написал по
вопросу войны и мира:
«Война не случайность, не „грех“ как думают христианские
попы (проповедующие патриотизм, гуманность и мир не хуже оппортунистов), а
неизбежная ступень капитализма, столь же законная форма капиталистической
жизни, как и мир» (В. И. Ленин. Положение и задачи Социалистического
Интернационала.— ПСС, т. 26, с. 41).
Война есть закон капитализма точно так же, как экономические
кризисы или неравномерность экономического и политического развития
капитализма. Война не противоречит основам частной собственности, а есть её
неизбежный результат. Вот почему Ленин подчёркивал:
«При капитализме невозможны иные средства восстановления,
время от времени, нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в
политике» (В. И. Ленин. О лозунге Соединённых Штатов Европы.— ПСС, т. 26, с.
353).
Война — продолжение политики другими средствами. Борьба за
мир и за предотвращение империалистической войны неотделима от классовой
борьбы, хотя с целью построения возможно более широкого движения за мир в
борьбу вовлекаются и другие слои населения. Даже когда вспыхивает война, нельзя
отказываться от классовой борьбы; не должно быть никакого «внутреннего мира» в
воюющих странах, потому что пролетариат должен пользоваться трудностями
буржуазии и её правительств, чтобы подготовить их ниспровержение. Лозунгом
Первой мировой войны было поэтому «превращение империалистической войны в войну
гражданскую» (В. И. Ленин. ПСС, т. 26, с. 325). Это означает, что борьба за мир
тем более эффективна, чем упорнее пролетариат ведёт свою классовую борьбу
против своей собственной буржуазии. Как учит Ленин:
«Вне связи с революционной классовой борьбой пролетариата
борьба за мир есть лишь пацифистская фраза сентиментальных или обманывающих
народ буржуа» (В. И. Ленин. ПСС, т. 27, с. 33).
В этом заключается основной момент ревизионистского
положения, противоречащего ленинскому учению. Ревизионисты отделяют борьбу за
мир от пролетарской классовой борьбы и от национально-освободительной борьбы
угнетённых народов. Они приняли позицию буржуазного пацифизма, который
выступает против всякой войны. Согласно ревизионистской «теории», «небольшая
искра может вызвать мировой пожар» («Правда» за 1 ноября 1959 г.). Поэтому,
сообщает нам Хрущёв3, «„локальные войны“ в наше время — это очень опасное дело»
(Полемика о генеральной линии международного коммунистического движения.—
Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1965.— с. 213). Так как
национально-освободительные войны колониальных народов, революции и гражданские
войны — также «локальные» войны — а именно справедливые войны —
коммунистическим партиям предлагается отказаться от революции и вооружённой борьбы
и ступить на «мирный путь к социализму». Поскольку Коммунистическая партия
Франции следовала ревизионистской линии, алжирские члены этой партии не
участвовали в алжирской освободительной борьбе. Хрущёв заявил корреспонденту
французской газеты «Фигаро» (Le Figaro) 19 марта 1958 г.: «Мы не хотим
ослабления Франции, мы хотим укрепления её величия».
Чтобы оправдать свою ошибочную точку зрения, ревизионисты
провозгласили, что войны сегодня больше не являются неизбежными и что
капиталистический закон империалистических войн больше не действует. На ⅩⅩ съезде Хрущёв объявил:
«Как известно, имеется марксистско-ленинское положение, что,
пока существует империализм, войны неизбежны. Это положение было выработано в
период, когда — 1) империализм был всеохватывающей мировой системой и 2)
общественные и политические силы, не заинтересованные в войне, были слабы,
недостаточно организованы и не могли ввиду этого заставить империалистов
отказаться от войн…
Для того периода указанное положение было абсолютно
правильным. Но в настоящее время положение коренным образом изменилось. Возник и
превратился в могучую силу мировой лагерь социализма. В лице этого лагеря
миролюбивые силы имеют не только моральные, но и материальные средства для
предотвращения агрессии… (Это ссылка на военную силу — ред.)
Но фатальной неизбежности войн нет. Теперь имеются мощные
общественные и политические силы, которые располагают серьёзными средствами для
того, чтобы не допустить развязывания войны империалистами, а если они
попытаются её начать,— дать сокрушительный отпор агрессорам, сорвать их
авантюристические планы» (ⅩⅩ съезд
Коммунистической партии Советского Союза 14—25 февраля 1956 года.
Стенографический отчет, т. 1.— М., Госполитиздат, 1956.— сс. 37—38).
Громкие слова Хрущёва не помешали империалистам США
развязать войну во Вьетнаме и распространить её на весь Индокитай. Они не
остановили бельгийских монополистических капиталистов, утопивших в крови
конголезское национально-освободительное движение, чтобы спасти свои
капиталовложения. Они не использовали вето, когда израильские
империалистические силы захватили значительные арабские территории. Закон о
неизбежности империалистических войн всё ещё действует сегодня и будет
действовать, пока империализм не будет уничтожен. В дополнение к этому,
ревизионисты раскололи социалистический лагерь и, таким образом, сильно
ослабили антиимпериалистический фронт.
Кроме того, они раскололи революционное рабочее движение и
отказались от революционной борьбы за предотвращение империалистических войн
или превращение их в гражданские. Ибо, в конечном счёте, устранение войн возможно
только через свержение господства империализма, что, в свою очередь, может быть
проделано только революционным путём. Это не исключает, что широкое и активное
движение за мир, через массовые действия, может предотвратить некую данную
войну, которую империалисты собираются развязать, и таким образом временно
сохранить мир. Но такое движение за мир не может изменить общественный строй,
оно не может устранить неизбежность войн. Только пролетариат может сделать это,
свергнув империалистическую систему. Вот почему Сталин был прав, когда он
написал в «Экономических проблемах социализма в СССР»:
«Вероятнее всего, что современное движение за мир, как
движение за сохранение мира, в случае успеха, приведёт к предотвращению данной
войны, к временной её отсрочке, к временному сохранению данного мира, к
отставке воинствующего правительства и замене его другим правительством,
готовым временно сохранить мир. Это, конечно, хорошо. Даже очень хорошо. Но
этого всё же недостаточно для того, чтобы уничтожить неизбежность войн вообще
между капиталистическими странами. Недостаточно, так как при всех этих успехах
движения в защиту мира империализм всё же сохраняется, остаётся в силе,—
следовательно, остаётся в силе также неизбежность войн.
Чтобы устранить неизбежность войн, нужно уничтожить
империализм» (И. В. Сталин. Соч., т. 16, с. 179).
Вопрос войны и мира связан с проблемой мирного
сосуществования стран с различными общественными системами. На ⅩⅩ съезде Хрущёв сослался на ленинский принцип мирного сосуществования
между Советским Союзом и капиталистическими странами и объявил, что
мирное сосуществование было генеральной линией советской внешней политики. Но
ленинская концепция мирного сосуществования совершенно иная, чем
ревизионистская. По Ленину, мирное сосуществование с капиталистами — передышка
между войнами для выполнения задачи социалистического строительства в
относительно спокойной обстановке при полном использовании противоречий в
империалистическом лагере. В речи 21 ноября 1920 г. «Наше внешнее и внутреннее
положение и задачи партии» Ленин заявил:
«Вот этой разницей империалистических интересов мы
пользовались всё время. Если мы победили интервенцию, то только потому, что их
собственные интересы их раскалывали, а нас сплачивали и укрепляли. Мы этим
обеспечили передышку и невозможность полной победы германского империализма в
эпоху Брестского мира…
Мы правильно учли эту напряжённость империалистического
соревнования и сказали себе, что мы должны систематически использовать рознь
между ними, чтобы затруднить борьбу против нас. Политический разлад есть уже
налицо в отношениях между Англией и Францией. Теперь нам приходится говорить
уже не только об одной передышке, а о серьёзных шансах для нового строительства
на более долгое время» (В. И. Ленин. ПСС, т. 42, с. 23).
Ленин расценивал установление торговых связей с
капиталистическими странами и предоставление экономических концессий
капиталистам как наиболее важнейшие методы проведения этой политики. При
предоставлении концессий интересы различных капиталистов использовались друг
против друга. Политика была командной силой. Экономические интересы Советского
Союза диктовались потребностью быстрого построения социализма. Поставляя
настоятельно необходимые средства производства, капиталисты приносили пользу
Советскому государству. Ленин прямо признавал:
«Надо подкупить капитализм сугубой прибылью. Он получит
лишнюю прибыль — бог с ней, с этой лишней прибылью,— мы получим то основное,
при помощи чего мы укрепимся, станем окончательно на ноги и экономически его
победим» (В. И. Ленин. Доклад о концессиях.— ПСС, т. 42, с. 110).
Ленин не имел никаких иллюзий, что мирное сосуществование —
это что-то большее, нежели передышка или даже длительный мир между капитализмом
и социализмом. Напротив, началась новая стадия войны, экономическая война,
которая, однако, была выгодна для построения социализма. Ленин постоянно
предупреждал о недопустимости доверять капиталистам, когда с ними заключались
соглашения, потому что:
«Было бы большой ошибкой думать, что мирный договор о
концессиях — мирный договор с капиталистами. Это — договор относительно войны,
но договор менее опасный для нас, менее тяжёлый и для рабочих и крестьян, менее
тяжёлый, чем в тот момент, когда против нас бросали лучшие танки и пушки, и
поэтому мы должны применить все способы, прийти к тому, чтобы ценой
экономических уступок развить свои экономические силы, облегчить дело нашего
экономического восстановления» (там же, с. 115).
В другой речи Ленин указал, что торговые договоры и
концессии несколько связывают капиталистов и препятствуют им в ведении войны
против Советского Союза в течение некоторого периода.
«Это — отсрочка в войне. Капиталисты будут искать поводов,
чтобы воевать. Если они примут предложение и пойдут на концессии, им будет
труднее», сказал Ленин на собрании актива Московской организации РКП(б) 6
декабря 1920 г. (там же, с. 76). Вот почему Ленин никогда не ограничивал
внешнюю политику Советского Союза политикой мирного сосуществования с
капиталистами. Напротив, он противопоставлял воинственным устремлениям
империалистов пролетарский интернационализм; он заверил всех эксплуатируемых и
все угнетённые народы в искреннем намерении Советского Союза поддерживать
классовую борьбу рабочих во всём мире за поражение капиталистов и
национально-освободительную борьбу угнетённых народов. Поэтому генеральная
линия советской внешней политики ориентировалась на пролетарский
интернационализм, а не на мирное сосуществование с капиталистами.
Ревизионисты, напротив, предполагают, что характер
империализма и классовой борьбы изменился. Так, на ⅩⅩ съезде Хрущёв провозгласил дружбу и сотрудничество с
капиталистическими странами, особенно с США. Дословно в его отчёте
сказано:
«Мы хотим дружить и сотрудничать с Соединёнными Штатами на
поприще борьбы за мир и безопасность народов (США дали Хрущёву
империалистический ответ вторжением во Вьетнам, и с этим заклятым врагом народов
Хрущёв хочет дружить и сотрудничать — ред.), а также в экономической и
культурной областях. Мы идём на это с добрыми намерениями, не держа камня за
пазухой…
Интересы обеспечения прочного мира и безопасности в Европе
являются для наших стран непреходящими. Они создают надёжную основу для
взаимопонимания и сотрудничества, для развития торговли и всесторонних связей
между СССР, Англией и Францией» (ⅩⅩ съезд
Коммунистической партии Советского Союза 14—25 февраля 1956 года.
Стенографический отчет, т. 1.— М., Госполитиздат, 1956.— сс. 32 и 33;
выделение наше — ред.).
Чтобы никто не предположил, что мирное сосуществование было
только тактическим ходом ради того, чтобы воспользоваться противоречиями в
лагере империалистов, Хрущёв подчеркнул:
«Говорят, будто Советский Союз выдвигает принцип мирного
сосуществования лишь из тактических, конъюнктурных соображений. Однако
известно, что за мирное сосуществование мы с такой же настойчивостью выступали
и прежде, с первых лет Советской власти (хотя при Ленине оно имело иное
политическое содержание — ред.). Стало быть, это не тактический ход, а основной
принцип советской внешней политики (основным принципом социалистической внешней
политики должен быть пролетарский интернационализм — ред.)…
Мы полагаем, что страны с разными социальными системами не
просто могут сосуществовать друг с другом. Надо идти дальше, к улучшению
отношений, к укреплению доверия (к капитализму? — ред.) между ними, к
сотрудничеству (сотрудничество с капитализмом уничтожает пролетарский интернационализм,
не исключающий временных соглашений между социалистическими и
капиталистическими странами — ред.)» (там же, сс. 34—35 и 36).
«Доверие» и «сотрудничество» означают, что руки империализма
развязаны для продолжения угнетения и эксплуатации бывших колониальных народов.
«Доверие» и «сотрудничество» означают отказ от классовой борьбы рабочего класса
за свержение правящего класса или, в лучшем случае, ограничение её борьбой за
реформы внутри капиталистической системы. «Доверие» и «сотрудничество», кроме того,
означают проповедь мирного пути к социализму и отречение от диктатуры
пролетариата. В этом — сущность ревизионистского мирного сосуществования с
капиталистами.
Перейдем теперь к следующему пункту ревизии
марксизма-ленинизма на ⅩⅩ съезде
КПСС. Хрущёв и особенно Суслов4 раскопали и модернизировали
антимарксистскую теорию старых ревизионистов Ⅱ
Интернационала, теорию мирного перерастания капитализма в социализм. Суслов,
считающийся ведущим ревизионистским теоретиком КПСС, заявил:
«В то же время в некоторых капиталистических странах, где
реакционные силы и военно-полицейская машина менее сильны (что это за страны? —
ред.), там не исключена возможность и мирного протекания революции при переходе
к социализму. Не исключена, в частности, возможность мирного прихода рабочего
класса к власти через завоевание им большинства в парламенте и превращения
парламента на деле в народный парламент. Такой парламент, опирающийся на
массовое революционное движение пролетариата, трудящихся крестьян и всех
прогрессивных слоев населения, сможет сломить сопротивление реакционных сил
(должно быть, парламентскими постановлениями? — ред.) и провести
социалистическое преобразование общества» (ⅩⅩ съезд
Коммунистической партии Советского Союза 14—25 февраля 1956 года.
Стенографический отчет, т. 1.— М., Госполитиздат, 1956.— с. 274).
Мы уже опровергли эту ложную теорию в «Револютионерер вег»
(Revolutionärer Weg) № 2, «Путь к социализму» (Der Weg zum Sozialismus), и
привели мнение Маркса, Энгельса и Ленина по этому фундаментальному вопросу.
Маркс указал, что специфическая ситуация семидесятых годов ⅩⅨ века предоставила возможность мирного пути к социализму. Но условия
позже изменились, когда капитализм преобразовался в монополистический
капитализм и империализм, когда орудия власти правящего класса
укрепились настолько, что мирный переход стал неосуществимым. В 1917 г. Ленин
установил основные условия мирного перехода: во-первых, рабочий класс вооружён;
во-вторых, буржуазия разоружена. Если эти два условия не выполнены, не может
быть никакого мирного перехода от капитализма к социализму. Это, однако,
неинтересно ревизионистам. В своих «Тезисах» лидеры ГКП («Германской
коммунистической партии» — ред.) провозглашают особый путь к социализму, через
некую промежуточную стадию, так называемую антимонополистическую демократию.
Тезис 10 гласит:
«Основываясь на современных условиях классовой борьбы, ГКП
предполагает, что путь к социализму в нашей стране будет проходить через борьбу
рабочего класса и других демократических сил за выдавливание и, в конечном
счёте, преодоление власти монополистического капитала, завоевание и развитие
антимонополистической демократии. ГКП стремится к этому преобразованию на
основе демократических принципов и прав, объявленных германской Конституцией».
Монополистический капитал сросся с государственным
аппаратом. Он распоряжается всей государственной властью (полиция, военные,
пограничная охрана, суды, административный аппарат, секретные службы, тюрьмы и
т. д.). Предполагать, что монополистические капиталисты вежливо отстранятся и
оставят свой властный аппарат в бездействии, когда рабочий класс начинает
«выдавливать», а в конце концов и «преодолевать» монополистическую власть, это
не только безмерно глупо, это прямое предательство рабочего класса.
Монополистические капиталисты и их государство беспощадно используют свою
гигантскую власть против пролетариата.
История подтверждает это. Всем известный как «кровавая
собака» Носке, борьба в Руре и в центральной Германии, «Кровавый Первомай» 1929
г., нацистские концентрационные лагеря, террор Аденауэра против коммунистов и
патриотов — всё это является достаточным доказательством, что не будет лёгкой
прогулки от буржуазной диктатуры к социализму. В успех такой ревизионистской
политической линии, противоречащей марксизму-ленинизму, не верят даже сами
члены ГКП. Это «преобразование», как предполагается, происходит на основе
конституции того же самого монополистического капитала. Только нереалистичные
мечтатели могут верить этому. Сталин говорил:
«Думать, что такую революцию можно проделать мирно, в рамках
буржуазной демократии, приспособленной к господству буржуазии,— значит либо
сойти с ума и растерять нормальные человеческие понятия, либо отречься грубо и
открыто от пролетарской революции» (И. В. Сталин. К вопросам ленинизма.— Соч.,
т. 8, с. 24).
Если рабочий класс стал через революционные массовые
действия достаточно сильным, чтобы «выдавить» власть монополистического
капитала, то он будет также достаточно силен, чтобы разбить эту власть. Лидеры
ГКП говорят, напротив, о «демократическом возрождении государства и общества»,
об «антимонополистической демократии». Что это за демократия, что это за
государство на самом деле? Имеется в виду только буржуазная демократия, одна из
форм господства капитализма. Капиталистического общественного строя они не
касаются. Это означает, что лидеры ГКП фактически хотят не социализма, а только
преобразований в рамках капиталистического общественного строя. Они
последовательно провозглашают в Тезисе 11: «борьба за реформы может постепенно
изменить соотношение сил в пользу демократических сил».
Политическая основа ГКП — ревизионизм, ревизия
марксизма-ленинизма в современных одежках. Лидеры ГКП играют сегодня роль СДПГ
(Социал-демократическая партия Германии — ред.) двадцатых годов. Как это было
возможно? ⅩⅩ съезд КПСС был отправной точкой
современного ревизионизма, принятого руководством большинства коммунистических
партий. Невероятной демагогией было, когда Суслов, один из главных
проповедников современного ревизионизма, объявил в речи на партийном
съезде, что ревизионизм КПСС является «дальнейшим развитием и обогащением
марксизма-ленинизма на базе его незыблемых принципов, в непримиримой борьбе со
всеми попытками ревизии этих принципов» (речь М. А. Суслова на ⅩⅩ съезде КПСС; ⅩⅩ съезд
Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчёт.— М.,
Госполитиздат, 1956.— т. 1, с. 285). Это может быть названо только обманом и
вопиющим лицемерием.
Статья в официальном немецкоязычном журнале «Совьетунион
хойте» (Sowjetunion heute) от 16 марта 1965 г., озаглавленная «Марксизм
отрицает насилие», демонстрирует наглость, с которой ревизионисты извращают
взгляды Ленина и Маркса:
«Уже Маркс и после него Ленин предвидели возможность мирного
взятия власти трудящимися. Они предсказали, что может возникнуть ситуация, в
которой частные владельцы средств производства извлекут больше пользы,
согласившись на приобретение этой собственности социалистическим государством;
в то время как, с другой стороны, сторонникам социализма было бы выгоднее
выплатить им разумную компенсацию».
Неудивительно, что автор не подписал эту статью, так как
надо совсем не иметь совести, чтобы приписывать Марксу и Ленину идею замены
социальной революции закулисным торгом между капиталистами и коммунистами.
Ревизионистская ложь
о «всенародном государстве» и отмена диктатуры пролетариата
Различия между
эпохами социализма и коммунизма
Теория марксизма-ленинизма суммирует опыт международного
движения рабочего класса. Теория правильно воплощается в революционную практику
с помощью диалектического метода. Сталин пишет в работе «О диалектическом и
историческом материализме»:
«Не трудно понять, какое громадное значение имеет
распространение положений диалектического метода на изучение общественной
жизни, на изучение истории общества, какое громадное значение имеет применение
этих положений к истории общества, к практической деятельности партии
пролетариата» (И. В. Сталин. Соч., т. 14, сс. 257—258).
Чтобы применять марксистско-ленинскую теорию и параллельно
развивать её, следует соблюдать три следующих пункта:
Фундаментальные принципы марксизма-ленинизма остаются
непоколебимы.
«…Нельзя нарушать основных положений марксизма, в противном
случае неизбежны ошибки» («Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской
работы» (12 марта 1957 года) — цит. по выдержкам из произведений («красной
книжечке»)),— предупреждал Мао Цзэдун.
Однако ревизионисты и оппортунисты всех мастей нарушают
основы и принципы марксизма-ленинизма. Они отрицают их. Достаточно посмотреть
на ревизионистские «Тезисы» ГКП, чтобы увидеть, как они нарушают принципы
марксизма-ленинизма. Они отрицают принцип революционного свержения власти
монополистического капитала и подменяют его пустословием насчет «выдавливания»
этой власти, которое, якобы, произойдёт на «мирном пути к социализму». Таким
образом, они отрицают пролетарскую революцию. Согласно этим «Тезисам», целью
ГКП является уже не диктатура пролетариата, а некая «антимонополистическая
демократия» в рамках капиталистического общественного строя. Таким образом, она
отрицает все формы революционной борьбы и ограничивает борьбу стремлением к
реформам. ГКП хочет отменить основные принципы марксизма-ленинизма и заменить
их ревизионизмом. Мао Цзэдун говорил:
«…Отрицание основных положений марксизма, отрицание всеобщей
истины марксизма есть ревизионизм… Линия, за которую они (ревизионисты — ред.)
выступают, есть по существу линия не на социализм, а на капитализм» (там же).
Марксизм-ленинизм должен развиваться.
Это означает, что многие вопросы и проблемы прошлого следует
анализировать по новой, а тезисы, требования и лозунги, которые были оправданы
вчера, следует сегодня считать устаревшими и приспосабливать к новой ситуации.
Вот почему Мао Цзэдун утверждал:
«Марксизм, несомненно, будет развиваться; он будет
развиваться дальше по мере развития практики. Он не может топтаться на месте.
Остановка и трафарет несут ему смерть» (там же).
Неправильно, например, схематически переносить исторические
события в сегодняшний день и применять старые методы в сегодняшней борьбе, как
делают ультралевые. Это верно также для тезисов, выдвинутых классиками
марксизма в конкретной ситуации, существовавшей в их время. Сталин подчеркнул в
ответе Разину 23 февраля 1946 г.:
«Нельзя двигаться вперёд и двигать науку без того, чтобы не
подвергнуть критическому разбору устаревшие положения и высказывания известных
авторов. Это относится не только к авторитетам военного дела, но и к классикам
марксизма» (И. В. Сталин. Соч., т. 16, cс. 22—23).
Защищая свою ошибочную теорию «мирного перехода от
капитализма к социализму», ревизионисты утверждают, что Маркс говорил в
семидесятых годах ⅩⅨ века о возможности мирного пути к
социализму по крайней мере в Англии и Америке и что Ленин считал его возможным
для России в 1917 г. В «Револютионерер вег» (Revolutionärer Weg) № 2 мы
доказали, что уже Энгельс расценивал возможность, на которую указал Маркс, как
упущенную; для Ленина возможность мирного пути, существовавшая с февраля по
июль 1917 г. благодаря ситуации двоевластия, пропала после реакционного
переворота 4 июля. Это ясно. Однако ревизионисты применяют верный при
определённых исторических условиях анализ той прошлой ситуации к современности.
Они обвиняют защитников принципов марксизма-ленинизма в догматизме, а сами
считают марксизм-ленинизм чем-то закостеневшим. Поэтому, они — метафизики и
догматики, ревизионисты и реформисты одновременно.
Марксизм-ленинизм развивается; имея дело не только с
сегодняшними проблемами, он также, исходя из потребностей общественного
развития, рассматривает будущие проблемы и закладывает основы их решения.
В своей исторической обстановке Маркс и Энгельс исходили из
тезиса одновременной победы пролетарской революции во всех странах. Энгельс
писал в 1847 г. в «Принципах коммунизма»:
«Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой
рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности
цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у
другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во
всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя
решающими классами общества и борьба между ними — главной борьбой нашего
времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной; но
произойдёт одновременно во всех цивилизованных странах, т. е., по крайней мере,
в Англии, Америке, Франции и Германии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, с.
334).
Основываясь на сделанном тогда предположении об
одновременной победе пролетарской революции, Маркс и Энгельс заключили, что
будет только одна стадия построения коммунизма. Ибо, если пролетарская
революция вспыхивает во всех капиталистических странах одновременно, дальнейшее
продвижение к бесклассовому обществу также будет одновременным процессом. В
1875 г. в своей «Критике Готской программы» Маркс впервые сказал о двух фазах
коммунизма:
«…Эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического
общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из
капиталистического общества» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, с. 19).
Ленин развил идею Маркса. Он доказал, что стало невозможно
совершить пролетарскую революцию везде одновременно, так как капитализм
превратился в империализм и развитие капиталистических стран проходит
неравномерно. Ленин выдвинул тезис о победе социализма в одной или нескольких
капиталистических странах. Это было существенным, так как победа и построение
социализма в одной стране должны тогда происходить в капиталистическом
окружении, т. е., в борьбе против остатков капитализма и феодализма внутри
страны и, в то же время, против капиталистического окружения. Отсюда следует
неоспоримая необходимость построения коммунизма в две фазы.
«До тех пор, пока наступит „высшая“ фаза коммунизма,
социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны
государства над мерой труда и мерой потребления, но только контроль этот должен
начаться с экспроприации капиталистов, с контроля рабочих за капиталистами и
проводиться не государством чиновников, а государством вооружённых рабочих» (В.
И. Ленин. Государство и революция.— ПСС, т. 33, с. 97).
Вопрос развития двух фаз коммунизма имеет большое значение.
Он играет решающую роль в разногласиях с ревизионистами. Ревизионистское
руководство Советского Союза воспользовалось демагогической уловкой, заявив,
что причиной отмены диктатуры пролетариата был якобы переход от первой ко
второй фазе коммунизма. Ревизионистские лидеры заявили, что в Советском Союзе
первая фаза коммунизма (построение социализма) была закончена, и что теперь
началась вторая фаза (построение коммунизма). Диктатура пролетариата как
государственная форма социализма, таким образом, стала не нужна. В фазе
строительства коммунизма её следовало заменить «общенародным государством».
Фактически, это было придумано для легализации власти бюрократии, вступившей на
капиталистический путь,— легализации господства новой буржуазии. Чтобы
проанализировать и опровергнуть аргументацию ревизионистов по этому поводу, мы
хотим для начала показать различия между двумя фазами коммунизма, между
социализмом и коммунизмом. Вот эти различия:
При социализме имеются две формы общественной собственности;
с одной стороны, государственная собственность — общая собственность всего
народа, и, с другой стороны, коллективная собственность — собственность
кооперативов. При коммунизме, однако, будет существовать только одна форма
общественной собственности. В Советском Союзе прогресс от социализма к
коммунизму должен характеризоваться дальнейшим развитием сельскохозяйственных
кооперативов (артелей) и совершенствованием государственных машинно-тракторных
станций (МТС), систематически снабжающих кооперативы машинами, необходимыми для
ведения сельского хозяйства. Коммуны — ещё более высокая форма коллективного
хозяйства, но они требуют ещё более высоких технологий. На ⅩⅦ съезде Сталин сказал:
«Будущая коммуна вырастет из развитой и зажиточной артели…
Будущая коммуна возникнет на базе более развитой техники и более развитой
артели, на базе обилия продуктов… Процесс перерастания артели в будущую коммуну
должен происходить постепенно, по мере того, как все колхозники будут
убеждаться в необходимости такого перерастания» (И. В. Сталин. Соч., т. 13, с.
353).
Вместо продвижения такого развития ревизионисты, например в
Польше, Венгрии и Югославии, по большей части отменили сельхозкооперативы и
преобразовали их обратно в частные предприятия. В Советском Союзе они
распустили МТС и продали машины колхозам. Этим было разрушено важное звено
преодоления противоположности между рабочими и крестьянами, так как находящиеся
в государственной собственности МТС играли в развитии колхозов решающую роль.
При социализме ещё существуют противоположности между
городом и деревней, между физическим и умственным трудом, хотя уже и не в
форме, присущей прежнему капиталистическому обществу, в котором деревня
эксплуатировалась городом. Например, в Федеративной Республике Германии за
последние двадцать лет около 3,5 миллиона человек было вынуждено покинуть свои
деревни. Миллион мелких фермеров будет поставлен на грань разорения в течение
следующих десяти лет. Капиталистическая эксплуатация сельской местности была
причиной экономической отсталости в деревнях, связанной с бедностью, нищетой и
нехваткой культуры, и которая всё более и более будет исчезать при социализме
по мере развития производительных сил и социалистической культуры. Этими мерами
противоположность между городом и деревней будет постепенно изжита. В фазе
социализма продолжает действовать буржуазное право. Только при коммунизме
остатки буржуазного права, формы разделения труда между городом и деревней,
между физическим и умственным трудом исчезнут благодаря высочайшему развитию
производства; поскольку в соответствии с ростом и изменением производительных
сил производственные отношения также изменятся и усовершенствуются. Это в
особенности повлияет на уничтожение противоположностей между городом и деревней
и между физическим и умственным трудом. Культурный и технический уровень народа
будет поднят до уровня инженеров и специалистов.
Все классовые различия исчезнут при коммунизме, но не при
социализме. Ленин учил в «Великом почине», что
«диктатура пролетариата есть тоже период классовой борьбы,
которая неизбежна, пока не уничтожены классы, и которая меняет свои формы,
становясь первое время после свержения капитала особенно ожесточённой и
особенно своеобразной. Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает
классовой борьбы, а продолжает её — впредь до уничтожения классов — но,
разумеется, в иной обстановке, в иной форме, иными средствами» (В. И. Ленин.
ПСС, т. 39, cс. 14—15).
При социализме, помимо остатков классов буржуазии и
помещиков, ещё существуют классовые различия между рабочими и крестьянами, а
также между этими двумя классами и интеллигенцией. Они вызываются
существованием двух форм собственности при социализме, противоположностями
между городом и деревней и между физическим и умственным трудом. Только при
отмене этих противоположностей и утверждении единственной формы общественной
собственности классовые различия, как и сами классы, исчезают.
Мао Цзэдун учит нас различать два вида противоречий: противоречия
между народом и врагами и противоречия среди народа. При социализме ещё
существуют оба вида и оба вида продолжат существовать, пока в мире существует
капитализм. Вот почему Ленин предупреждал о реставрации капитализма в своей
полемической работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский»:
«Переход от капитализма к коммунизму есть целая историческая
эпоха. Пока она не закончилась, у эксплуататоров неизбежно остаётся надежда на
реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации. И после первого
серьёзного поражения, свергнутые эксплуататоры, которые не ожидали своего
свержения, не верили в него, не допускали мысли о нём, с удесятерённой
энергией, с бешеной страстью, с ненавистью, возросшей во сто крат, бросаются в
бой за возвращение отнятого „рая“, за их семьи, которые жили так сладко и
которые теперь „простонародная сволочь“ осуждает на разорение и нищету (или на
„простой“ труд…)» (В. И. Ленин. ПСС, т. 37, с. 264).
В этой обострившейся классовой борьбе капиталисты
использовали все доступные средства (военные, экономические и идеологические;
террор, саботаж, подкуп и разложение). Борьба Ленина и Сталина против
бюрократии также была выражением этой усилившейся классовой борьбы. После
смерти Сталина бюрократия стала новой буржуазией, узурпировав власть и начав
реставрацию капитализма в Советском Союзе. Появилась классовая борьба на новой
основе. Развитие социализма было прервано и Советское общество было отброшено к
капитализму — капитализму нового типа.
Социализм отличается от коммунизма низшим принципом
распределения.
Социалистический принцип распределения: «каждый по
способностям, каждому по труду». Это означает и право и обязанность трудиться —
кто не работает, тот не ест. Каждый получает пропорционально труду, который он
поставляет. Социалистический принцип труда существенно отличается от
капиталистического. Капиталистический принцип труда связан с усиленной
эксплуатацией рабочей силы. Сдельщина и система премий как средства
материального стимулирования, вместе с палочными методами и угрозой увольнения,
служат тому, чтобы рабочие работали всё больше. Социалистический принцип труда
означает развитие социалистического сознания, создание продвинутой технологии и
улучшение организации. Жданов5 сказал в своём докладе: «духовные ресурсы нашего
народа не менее существенны, чем материальные ресурсы».
Но социалистическое сознание требует просвещения и
воспитания масс в духе социализма. Следовательно, идеологическое и культурное
образование масс, коммунистическое воспитание людей в социалистическом обществе
приобретает решающую важность. Социалистическое сознание рождается в борьбе со
старой буржуазной идеологией, надолго укоренившейся в массах благодаря
капиталистической пропаганде, привычкам и традициям в жизни народа — несмотря
даже на изменение материальной основы общества. Пока социалистическое сознание
масс полностью не созрело, социалистический принцип труда «каждый по
способностям, каждому по труду» остаётся в силе. Только когда побуждение
трудиться становится свободно от эгоистических устремлений вроде личной
материальной выгоды и труд расценивается как вклад в коммунистическое дело, как
честь, как творческая деятельность, как главная потребность нового человека —
только тогда будет достигнута духовная основа коммунистической фазы общества. Чем
выше идеологический уровень коммунистического образования, тем быстрее
социалистическое общество будет продвигаться к коммунизму. Поэтому Молотов
подчеркнул на ⅩⅧ съезде ВКП(б), что «теперь главное у нас
состоит в коммунистически-сознательном отношении к своему труду» (ⅩⅧ съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Стенографический
отчет.— ОГИЗ, Госполитиздат, 1939.— с. 315).
Духовное преобразование людей в социалистическом обществе
идёт рука об руку с изменением экономического базиса путём всесторонней
механизации, улучшения организации труда и автоматизации производства. Это —
материальное условие перехода от социализма к коммунизму. Это — также основа
для непрерывного роста личных потребностей пропорционально возрастающему
богатству общества. В этом же духе высказывался Сталин на ⅩⅦ съезде ВКП(б):
«Социализм может быть построен лишь на базе бурного роста
производительных сил общества, на базе обилия продуктов и товаров, на базе
зажиточной жизни трудящихся, на базе бурного роста культурности. Ибо социализм,
марксистский социализм, означает не сокращение личных потребностей, а всемерное
их расширение и расцвет, не ограничение или отказ от удовлетворения этих
потребностей, а всестороннее и полное удовлетворение всех потребностей
культурно-развитых трудящихся людей» (И. В. Сталин. Соч., т. 13, с. 360).
Когда духовные и материальные условия для перехода к
коммунистической фазе созреют, тогда общество перейдёт к коммунистическому
принципу распределения: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Тогда
остатки буржуазного права, неравенство, всё ещё существующие при социализме,
уничтожатся. Маркс писал в своей «Критике Готской программы»:
«На высшей фазе коммунистического общества, после того как
исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет
вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд
перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью
жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и
производительные силы и все источники общественного богатства польются полным
потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного
права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям,
каждому по потребностям!» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, с. 20).
Это очень длительный процесс, осложнённый не только
внутренними трудностями, но также и мировым капиталистическим окружением.
Советское население столкнулось с огромными трудностями в построении
социализма, ибо две разрушительных войны причинили Советскому Союзу невероятный
ущерб и уничтожили значительную часть экономики. Следует также помнить, что
царская Россия столетиями страдала от экономической и культурной отсталости
(неграмотности). В 1913 г. промышленное производство на душу населения в России
составляло 4,76 % в сравнении с Соединёнными Штатами Америки или 7,1 % в
сравнении с Англией. К экономическим трудностям добавились политические,
вызванные наличием внутри страны капиталистических элементов, имевших связи с
капиталистическими странами. Внешний капитализм осуществлял не только военное и
экономическое вмешательство через интервенцию и саботаж, но и — особенно после
того, как Советское государство укрепилось,— также идеологическое и культурное
влияние через проникновение буржуазной идеологии.
Проникновение буржуазной идеологии облегчается современными
средствами массовой информации (радио и телевидение), которым не могут
препятствовать никакие границы. Все эти трудности продлевают период построения
социализма. Ни материальных, ни идеологических предпосылок перехода от
социализма к коммунизму не было в то время, когда ревизионисты захватили
власть. Это означает, что условия этого перехода сначала следовало создать;
условия, о которых Сталин сказал на ⅩⅧ съезде
ВКП(б):
«Только в том случае, если перегоним экономически главные
капиталистические страны, мы можем рассчитывать, что наша страна будет полностью
насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие продуктов, и мы получим
возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе» (И.
В. Сталин. Соч., т. 14, с. 306).
Этого не было ни тогда, ни во время ⅩⅩⅡ съезда, когда основы социализма уже были поколеблены или
устранены ревизионистами.
Ревизионисты провозглашают переход к более высокой фазе
коммунизма и «общенародное государство»
На ⅩⅩⅡ съезде
КПСС (октябрь 1961 г.), ревизионистские теории были дополнены последним штрихом
— провозглашением «общенародного государства».
Поясняя новую (совершенно ревизионистскую) программу КПСС,
Хрущёв объявил:
«Развернувшийся процесс стирания граней между классами ведёт
ко всё большей социальной однородности общества…». И заключил: «Общенародное
государство — это новый этап в развитии социалистического государства,
важнейшая веха на пути перерастания социалистической государственности в
коммунистическое общественное самоуправление» (Н. С. Хрущёв. О Программе
Коммунистической партии Советского Союза. Доклад на ⅩⅩⅡ Съезде Коммунистической партии Советского Союза 18 октября 1961
года.— М., Госполитиздат, 1961.— с. 80).
«Известия» от 17 мая 1964 г. назвали это «шагом вперёд в
дальнейшей творческой разработке марксистско-ленинского учения о диктатуре
пролетариата» и исторической заслугой Хрущёва. «Известия» продолжают:
«Только партия творческого марксизма-ленинизма могла
раскрыть сложную диалектику развития социалистической государственности,
убедительно показав объективную закономерность и неизбежность (выделение наше —
ред.) перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное
государство, которое, в свою очередь, должно постепенно перерастать в
коммунистическое общественное самоуправление».
«Общенародное государство» советской ревизионистской клики
отнюдь не новое изобретение. Они откопали «народное государство», просматривая
изъеденные молью теории старых ревизионистов. В 1875 г. две существовавших
тогда немецких партии рабочего класса объединились и приняли «Готскую
программу». Маркс и Энгельс осудили эту программу за оппортунизм и, среди
прочего, за формулу «народного» или «свободного государства». Энгельс направил
Бебелю письмо с критикой:
«Народным государством анархисты кололи нам глаза более чем
достаточно, хотя уже сочинение Маркса против Прудона, а затем „Коммунистический
Манифест“ говорят прямо, что с введением социалистического общественного строя
государство само собою распускается и исчезает. Так как государство есть лишь
преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции,
чтобы насильственно подавить своих противников, то говорить о свободном
народном государстве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат ещё нуждается в
государстве, он нуждается в нём не в интересах свободы, а в интересах
подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе,
тогда государство как таковое, перестает существовать» (К. Маркс и Ф. Энгельс.
Соч., т. 19, с. 5).
Сказано ясно и чётко. Каждое государство — есть правление
какого-то класса. «Государство есть продукт и проявление непримиримости
классовых противоречий» (В. И. Ленин. Государство и революция — ПСС, т. 33, с.
7). Оно — инструмент подавления одного класса другим, инструмент власти
правящего класса. Принципиальным является классовое содержание государства, а
не его форма. Капитализм использует различные формы господства — буржуазную
республику так же как монархию, буржуазную демократию так же как фашизм,
парламентаризм так же как военную диктатуру. Независимо от используемой формы
господства во всех случаях государство есть инструмент власти господствующего
капиталистического класса. Рабочий класс, сокрушивший власть капитализма и
завоевавший политическую власть, устанавливает своё государство: диктатуру
пролетариата. Это государство подразумевает не только диктатуру, т. е.
подавление элементов, враждебных прежде угнетённым и эксплуатируемым классам.
Оно также подразумевает самую широкую демократию для трудящихся, прежде
угнетённых и эксплуатируемых. Поэтому диктатура пролетариата равна пролетарской
или социалистической демократии. Она «в миллион раз демократичнее всякой
буржуазной демократии» (В. И. Ленин. ПСС, т. 37, с. 257).
Современные ревизионисты отказались от классового содержания
социалистического государства и превращают его в «общенародное государство».
Этот отказ от пролетарского содержания виден, в частности, в процитированной
статье в «Известиях», утверждающей, что с преобразованием диктатуры
пролетариата происходит также «перерастание… пролетарской демократии во
всенародную социалистическую демократию» («Известия» за 17 мая 1964 г.).
Коммунистическая партия Китая решительно выступила против
ревизионистского искажения марксизма-ленинизма ревизионистским руководством
Советского Союза. Ревизионисты подняли многоголосый вой, когда поняли, что
раскрыты. Особенно активно прибегал к искажениям и клевете в этой полемике
Суслов. В печально известном докладе на Пленуме Центрального комитета КПСС 14
февраля 1964 г. он защищал антимарксистский тезис «общенародного государства» и
ликвидацию диктатуры пролетариата:
«Китайские руководители упорно твердят о том, что диктатуру
пролетариата необходимо сохранить „вплоть до вступления в высшую фазу
коммунистического общества“. При этом они ссылаются на цитату из К. Маркса, где
говорится, что „между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период
революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и
политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем
иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата“ (К. Маркс и Ф. Энгельс.
Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 27).
Эту цитату, вырванную из всего хода рассуждений Маркса, и
пытаются использовать в качестве теоретической базы „критики“ Программы КПСС.
Однако, обрывая мысль Маркса, китайские руководители нигде
не приводят последующие две строки из той же работы Маркса, где говорится по
адресу Готской программы: „Но программа не занимается ни этой последней (т. е.
диктатурой пролетариата — М. С.), ни будущей государственностью
коммунистического общества“. Если следовать логике китайских теоретиков, то
Маркса за такую мысль следует объявить антимарксистом» («Правда» за 3 апреля
1964 г.).
Это — грязная демагогия. Почему Суслов — если он такой
ревнитель целостности идей Маркса — игнорирует предыдущий отрывок из «Критики
Готской программы», в котором Маркс недвусмысленно отвергает идею «народного
государства»? Маркс пишет:
«Вопрос ставится затем так: какому превращению подвергнется
государственность в коммунистическом обществе? Другими словами, какие
общественные функции останутся тогда, аналогичные теперешним государственным
функциям? На этот вопрос можно ответить только научно; и сколько бы тысяч раз
ни сочетать слово „народ“ со словом „государство“, это ни капельки не подвинет
его разрешения» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, с. 27; выделение наше —
ред).
Здесь Маркс ясно говорит, что в период построения коммунизма
по форме государство вовсе не будет «народным государством». Решительно
выступая против «народного государства», он оставляет вопрос открытым («на этот
вопрос можно ответить только научно»). Ленин начинает с вышеприведенной цитаты
Маркса в «Государстве и революции» и пишет далее:
«Высмеяв таким образом все разговоры о „народном
государстве“, Маркс даёт постановку вопроса и как бы предостерегает, что для
научного ответа на него можно оперировать только твёрдо установленными научно
данными» (В. И. Ленин. ПСС, т. 33, с. 86).
Именно Суслов и ему подобные ревизуют Маркса. Народ не может
отменить классы с помощью «народного государства» — это может быть сделано
только рабочим классом, наиболее прогрессивным классом, единственным, который
может фундаментально изменить общество. Для этого он использует диктатуру
пролетариата. Таким образом он совершает последний акт как класс и гегемон
государства: класс и государство также отмирают. Так что диктатура пролетариата
продолжает действовать в течение обоих периодов построения коммунизма, только
её задачи различны. Главная задача диктатуры пролетариата в первой фазе
коммунизма — подавление капиталистических элементов, ликвидация враждебных
классов. Главная задача диктатуры пролетариата во второй фазе коммунизма —
постепенная отмена всяких классов вообще. Провозглашать «общенародное
государство» есть антимарксизм и правый оппортунизм. «Общенародное государство»
было и остаётся чепухой, поскольку государство было и остается классовым
инструментом — и в нынешнем Советском Союзе также, с той оговоркой, что его
классовое содержание изменилось.
Провозглашение «общенародного государства», таким образом,
было лишь грандиозным трюком руководящих ревизионистов ради ликвидации
диктатуры пролетариата, установления диктатуры бюрократических капиталистов,
новой буржуазии, и введения капитализма нового типа.
Отмена диктатуры
пролетариата и установление власти бюрократии, ставшей новым капиталистическим
классом
На ⅩⅩⅡ съезде ревизионистское
руководство Советского Союза провозгласило «общенародное государство», коротко
и ясно объявив, что Советский Союз уже прошёл стадию диктатуры пролетариата
(«Известия» за 19 октября 1961 г.). Так как рабочий класс есть проводник
диктатуры пролетариата, следовательно здесь не может быть больше рабочего
класса, осуществляющего эту диктатуру, и нет больше иных классов, которые
рабочий класс как наиболее прогрессивный должен вести за собой, пока существуют
классы. Только отмирание классов делает государство как классовый инструмент
ненужным. Это означает, что во второй фазе коммунизма диктатура пролетариата
имеет задачу подготовки отмены классов, пока эта последняя задача не
выполняется в ходе их постепенного отмирания. Маркс мог ответить на этот вопрос
только в общих научных терминах. Ленин развил марксизм также и в этом вопросе и
ясно подчеркнул:
«Социализм есть уничтожение классов. Диктатура пролетариата
сделала для этого уничтожения всё, что могла. Но сразу уничтожить классы
нельзя.
И классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры
пролетариата. Диктатура будет ненужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут
без диктатуры пролетариата.
Классы остались, но каждый видоизменился в эпоху диктатуры
пролетариата; изменилось и их взаимоотношение. Классовая борьба не исчезает при
диктатуре пролетариата, а лишь принимает иные формы» (В. И. Ленин. ПСС, т. 39,
с. 279).
Ревизионисты пересмотрели не только Маркса, но и Ленина.
Невозможно отменить диктатуру пролетариата, не предав рабочий класс и
социализм. Невозможно отменить диктатуру пролетариата, не намереваясь
восстановить капитализм. Пока существуют классы, будет существовать классовая
борьба, и диктатура пролетариата будет необходима. Ленин писал в своём «Привете
венгерским рабочим»:
«Уничтожение классов — дело долгой, трудной, упорной
классовой борьбы, которая после свержения власти капитала, после разрушения
буржуазного государства, после установления диктатуры пролетариата, не исчезает
(как воображают пошляки старого социализма и старой социал-демократии), а
только меняет свои формы, становясь во многих отношениях ещё ожесточённее…
Чтобы уничтожить классы, нужен период диктатуры одного
класса, именно того из угнетённых классов, который способен не только свергнуть
эксплуататоров, не только подавить беспощадно их сопротивление, но и порвать
идейно со всей буржуазно-демократической идеологией, со всем мещанским фразёрством
насчёт свободы и равенства вообще…
Мало того. Только тот из угнетённых классов способен своей
диктатурой уничтожить классы, который обучён, объединён, воспитан, закалён
десятилетиями стачечной и политической борьбы с капиталом,— только тот класс, который
усвоил всю городскую, промышленную, крупно-капиталистическую культуру, имеет
решимость и способность отстоять её, сохранить и развить дальше все её
завоевания, сделать их доступными всему народу, всем трудящимся,— только тот
класс, который сумеет вынести все тяжести, испытания, невзгоды, великие жертвы,
неизбежно возлагаемые историей на того, кто рвёт с прошлым и смело пробивает
себе дорогу к новому будущему,— только тот класс, в котором лучшие люди полны
ненависти и презрения ко всему мещанскому и филистерскому, к этим качествам,
которые так процветают в мелкой буржуазии, у мелких служащих, у
„интеллигенции“,— только тот класс, который „проделал закаляющую школу труда“ и
умеет внушать уважение к своей трудоспособности всякому трудящемуся, всякому честному
человеку» (В. И. Ленин. ПСС, т. 38, сс. 386—388).
Это — решительное осуждение ревизионистского руководства
КПСС.
Если требуются ещё доказательства открытого предательства
бюрократии, следующей капиталистическим путём, мы исследуем теперь вопрос, сложились
ли вообще предпосылки перехода от первой ко второй фазе коммунизма:
Уровень производства не сравнялся и не превзошёл уровень
производства в главных капиталистических странах;
Не было никакого обилия продуктов: напротив, отчасти были
даже значительные нехватки;
Две формы общественной собственности ещё не сблизились
достаточно и сельскохозяйственные артели ещё не развились в коммуны, чтобы в
обозримом будущем стало возможным слияние обеих форм собственности;
Противоположность между городом и деревней и между
физическим и умственным трудом ещё не исчезла: напротив, эта противоположность
ещё более обострилась в связи с ростом бюрократии и её привилегий;
Классовые различия ещё существовали. Помимо противоречий
внутри народа были ещё антагонистические противоречия с капиталистическими
элементами внутри страны и с внешним капиталистическим миром;
До введения коммунистического принципа распределения
«каждому по потребностям» было ещё далеко, так как ни материальные, ни духовные
условия для этого ещё не были достигнуты.
Так что переход от первой ко второй фазе коммунизма
совершенно не был обоснован. Ведущие ревизионисты в СССР пичкали всех ложью об
«общенародном государстве» как признаке перехода ко второй фазе коммунизма
только чтобы отменить диктатуру пролетариата, захватить власть у рабочего
класса, чтобы установить своё капиталистическое господство. Они преобразовали
Красную Армию, инструмент власти рабочего класса, бюрократизируя её и
предоставляя военному руководству те же привилегии, которые имели сами (эти
меднолобые с золотыми звёздами на погонах, увешанные медалями, участники
традиционных парадных маршей, ощутили себя наравне с буржуазными офицерами и
без колебаний превратили инструмент власти пролетарской диктатуры в инструмент
власти господствующей бюрократии).
А что же насчет партии, КПСС? Настоящие марксисты-ленинцы
были атакованы, изгнаны и подвергнуты преследованиям. Эта партия превратилась в
ревизионистскую, как и остальные компартии. Партия рабочего класса, как
объявили, была «общенародной партией», так же как диктатура пролетариата была
«общенародным государством». Ревизионистская «народная партия» является партией
бюрократии, новой монополистической буржуазии. «Программное воззвание советских
революционных коммунистов большевиков» проливает свет на последствия этой новой
власти:
«Следовательно, над всей практической жизнью страны
господствуют бюрократы. Народ не может убирать их, если он пожелает этого. Зато
бюрократия может убрать любого сотрудника партийного и советского аппарата,
если он окажется для неё слишком честным и преданным интересам народа…
Бюрократия превратила социальную демагогию в щит для своего благополучия… Разве
могут быть сомнения в полнейшем перерождении бюрократии[,] в полнейшем
опустошении ею всех форм социалистической жизни и социалистического сознания,
когда непосредственно видишь нашу обыденную жизнь в настоящее время? Полнейшее
отсутствие всякого энтузиазма в массах, полное равнодушие к делу, общественная
жизнь, превращённая в комедиантство, полное господство эгоистического начала,
подавление всего живого, активного, свежего,— вот итог господства
бюрократического строя» (Программное воззвание советских революционных
коммунистов большевиков.— Пекин, Издательство литературы на иностранных языках,
1967.— сс. 50, 51, 52).
Так низко пала советская бюрократия, эта поклонница капиталистического пути. Только на такой основе она могла уничтожить диктатуру пролетариата и проводить реставрацию нового типа капитализма в Советском Союзе.