Страницы истории. В годы войны продолжалось строительство московского метрополитена
Из многих парадоксов наших дней самый, пожалуй, нелепый — одновременное празднование на государственном уровне Дня Великой Победы над фашистской Германией, торжества по случаю военного парада 1941 года в отрыве от его повода — годовщины Великого Октября и безумное требование кучки «демократических» активистов провести «десталинизацию» общества. А значит, и депобедизацию, десоветизацию, деисторизацию и, в конечном счете, дебилизацию страны.
КАК ЖЕ не хочется «активистам», чтобы вспомнил народ уникальное в мировой истории социокультурное
Про четыре года военной жизни страны написана масса книг, снято огромное количество документальных и художественных фильмов. Нам хорошо известно, что на передовой даже такие сверхчеловеческие проявления характера, как смелость, отвага, героизм, становились для бойцов и командиров обыденными. Мы знаем, каких неимоверных усилий стоило нашим согражданам с момента начала Великой Отечественной войны перевести на военные рельсы всю промышленность СССР. Мы знаем об огромном вкладе в Победу мастеров культуры, создавших в годы войны величайшие произведения о народном подвиге в прозе, поэзии, живописи, музыке, кино.
И всё же, когда страна жила под девизом «Всё для фронта! Всё для Победы!», в ней происходили удивительные события, напрямую никак не сказывавшиеся на оборонной мощи армии, но поднимавшие боевой дух граждан, пробуждавшие несокрушимую веру в Победу. Узнавая о таких фактах, понимаешь, что великий лозунг военного лихолетья можно перефразировать, несколько уточнив: «НЕ всё для фронта, НО всё — для Победы!»
Известно, что в военные годы в Москве продолжалось строительство метрополитена. Были сданы в эксплуатацию несколько красивейших станций: «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозавод им. Сталина» (ныне — «Автозаводская»), «Измайловский парк» (ныне — «Партизанская»), «Сталинская» (ныне — «Семеновская»), «Электрозаводская», «Бауманская». Безусловно, метро было необходимо прежде всего как объект стратегический, используемый не только для перевозки граждан, но и в качестве бомбоубежища и прочих военных целей. Но станции в ту пору несли и не свойственную им в мирное время культурную функцию. На «Курской» был открыт филиал Публичной исторической библиотеки. На многих других во время вражеских бомбежек москвичи могли не только укрыться, но и прослушать полит-информации, лекции, концерты, даже увидеть кино, а дети — позаниматься в кружках рисования, лепки, вышивки. Для самых маленьких жителей столицы там было организовано молочное питание. А на станции «Охотный ряд» была устроена выставка «Героизм и патриотизм русского народа по произведениям Л.Н. Толстого», в которую включили картину художника В. Верещагина, посвященную бегству из России полчищ Наполеона.
Даже в военную пору метро строилось не только добротно и надежно, но и красиво. Семейная мастерская великих мозаичистов — отца и сына Фроловых, — ещё до революции создавшая мозаики храма Спаса на Крови в Петербурге, теперь оформляла многие другие архитектурные объекты. В предвоенные годы Владимир Александрович Фролов потрудился над мозаиками станции «Маяковская» по эскизам художника А. Дейнеки. В годы войны, снова в творческом содружестве с Дейнекой, уже в блокадном Ленинграде Владимир Фролов без устали работает над мозаичными панно для станции «Новокузнецкая». Закончив этот грандиозный труд, отправив огромные тяжеловесные ящики в столицу, творец умирает от истощения.
Советские архитекторы проводят колоссальную работу по маскировке важнейших городских объектов, проектированию недорогого и быстрого в постройке жилья в местах массовой эвакуации и на освобожденных территориях, по благоустройству городов. И даже находясь в блокадном Ленинграде, зодчие творят проекты... памятников, триумфальных арок и других символов будущей Победы.
В начале августа 1941 года памятник Климентию Тимирязеву на Тверском бульваре в Москве во время бомбежки был опрокинут взрывной волной, но тут же принимается решение восстановить его. В самый разгар войны, 7 ноября 1943 года, в тыловом городе Горький открывается памятник заступнику земли Русской Кузьме Минину. Как только наши войска освобождают Великий Новгород, в город входят реставраторы, и первым их делом становится воссоздание разрушенного фашистами памятника «Тысячелетие России». Его вновь открыли 4 ноября 1944 года. В имении «Вишня», что под Винницей, с 8 мая 1945 года специалисты уже трудились над реставрацией тела великого русского хирурга Н.И. Пирогова, десятилетия после смерти сохраняемого забальзамированным в храме-некрополе.
Уже во время войны при АН СССР учреждается Комиссия по истории Великой Отечественной войны, которая собирает документы, записывает свидетельства очевидцев, архивирует их, готовит предметы для будущих музейных экспозиций, оценивает ущерб, нанесенный фашистами художественным, архитектурным и историческим памятникам страны.
На оккупированных территориях враг ведет беспощадное истребление не только народа, но и его культурных ценностей. Самое ценное вывозится в Германию. Менее ценное и то, что вывезти не представляется возможным, безжалостно уничтожается. Разрушены дворцы-музеи в пригородах Ленинграда, древние храмы Новгорода, Пскова, Музей П. Чайковского в Клину, Музей Л. Толстого в Ясной Поляне, усадьба И. Репина «Пенаты» близ Ленинграда. Но сразу же после освобождения этих святых для нашего народа мест туда приходят реставраторы, и воюющая страна находит средства и возможности что-то восстанавливать и реставрировать срочно, что-то хотя бы консервировать до лучших времен.
И одновременно с такими образцами настоящего героизма людей культуры и искусства случаются, казалось бы, совсем незначительные события — и в 1941-м, и в 1942-м, и в победном 1945-м выходят… журналы мод! На их страницах публикуются модели не только комбинезонов и прочей рабочей одежды, но и выходных нарядов, и даже вечерних туалетов. В 1945 году журналы мод выходят уже в цвете. А еще в 1943 году в Москве начинает свою работу Дом моделей на Кузнецком мосту.
В 1942-м был открыт в Москве завод шампанских вин. Потомственный дворянин, советский шампанист А.М. Фролов-Багреев получает орден Ленина и Сталинскую премию за создание лучшей в мире технологии производства шампанских вин резервуарным способом. И если в 1936 году в стране было выпущено 300 тысяч бутылок шампанского, то в 1942-м — 12 миллионов. Шампанское традиционно предназначается для празднования серьезных торжеств, побед, триумфов. Так в самые суровые военные дни гражданам страны словно было обещано: впереди нас ждут победы. И потому знаменитый стекольный завод в городе Гусь-Хрустальный уже в 1943 году наряду с продукцией, необходимой фронту, — медицинской посудой и т.д. — возобновляет производство товаров широкого потребления, в том числе хрустальных фужеров и рюмок.
Всю войну продолжает выпуск грампластинок Апрелевский завод, и по личному распоряжению И.В. Сталина отзываются с фронта мастера сборки патефонов.
В 1942 году в городе Киров открывается артель по изготовлению игрушек, в последующем ставшая крупной фабрикой. Работают многочисленные артели и фабрики по производству елочных новогодних украшений. С фронта и на фронт в канун праздников летят красочно оформленные открытки. Всю войну Книготорговым объединением государственных издательств (КОГИЗ) выпускаются детские настольные игры. Издательства страны печатают детскую литературу — сказки, развивающие книжки…
Огромное внимание уделяется культмассовым мероприятиям. Самыми значимыми событиями 1941 года становятся: торжественное заседание в честь 24-й годовщины Октября на станции метро «Маяковская» и парад 7 ноября на Красной площади. А на Пасху 1942 года в храмах Москвы проходят богослужения. Об этом наперебой сообщает изумленная пресса всего мира. Научное сообщество страны продолжает широко отмечать конференциями и чтениями юбилеи знаменитых ученых и деятелей культуры прошлого. Даже в блокадном Ленинграде проходят спортивные состязания. Постоянно проводятся в разных городах шахматные турниры. В июне 1943 года в ЦПКиО им. М. Горького при огромном стечении москвичей открывается экспозиция трофейной немецкой техники. В далеких от фронта республиках Средней Азии и Закавказья проходят юбилейные торжества в честь годовщин их создания: в 1944-м — в Узбекистане, в 1945-м — в Азербайджане. С 5 августа 1943 года после освобождения городов Орёл и Белгород начинают греметь в столице праздничные салюты.
Такого гигантского вдохновенного
Ведь многие предприятия, бесперебойно работавшие в годы той войны или даже открытые в военное лихолетье, прекратили существование в «лихие 90-е» — в годы войны антинародной власти с собственным народом.
Когда вроде бы берут курс на модернизацию промышленности, необходимо вспомнить о том, что в годы войны подобная модернизация была проведена дважды! В первые месяцы германского нашествия вся экономика СССР была переведена на военные рельсы, а после Победы Советский Союз в кратчайшие сроки восстановил народное хозяйство, вернулся к мирному строительству. И любой масштабной модернизации должна предшествовать мобилизация! Прежде всего — мобилизация духа. Ибо, как сказал классик советской литературы Фёдор Гладков, «будущее — в мозгах, настоящим оно становится в мускулах…» Именно об этом свидетельствует вся история Великой Отечественной.