Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Не мытьем так катаньем: государственное софинансирование накопительных пенсий, версия 2.0

На днях стали известны подробности нового варианта концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК), разработанной совместно Минфином и Центробанком (первоначальный вариант появился в сентябре прошлого года и вызвал шквал критики). Также, к этим двум ведомствам со своими радикальными дополнениями в концепцию ИПК подключилось и Минэкономразвития. Как и следовало ожидать, с каждой новой редакцией концепции квази-обязательная система ИПК становится все более обязательной. При этом появляются все новые «приманки» для стимулирования работников участвовать в системе. Одна из таких «приманок» – сокращение ставки подоходного налога для участников системы ИПК. Цель затеи очевидна: поддержать финансовые рынки с помощью денег из кошельков граждан и из государственного бюджета.

Татьяна Куликова, экономист
2017-03-12 00:10

Систему ИПК предлагается сделать квази-обязательной: работники будут включаться в нее автоматически, но будет возможность выйти из нее, написав заявление. Взносы будут составлять от нуля до 6% от зарплаты (по умолчанию предполагается рост ставки на 1 процентный пункт каждый год, но ставку можно изменять, написав заявление).

Есть и важное отличие нового варианта концепции от изначального. Ранее предполагалось, что все уже сформированные накопления молчунов (т.е. работников, не писавших никаких заявлений о переводе накоплений из ВЭБа в НПФ) будут конвертированы в баллы и, тем самым, пенсионные права этих граждан в государственной страховой системе увеличатся. В новом варианте у молчунов уже сформированные накопления сохраняются в форме накоплений и будут потом выплачены в виде накопительной пенсии – как это делается сейчас (но по заявлению эти накопления можно будет конвертировать в ИПК или в страховые баллы). Это означает, что большая часть из 1.9 трлн рублей накоплений молчунов (с учетом накопленного дохода) останется в игре на финансовых рынках, а пенсионные права указанных граждан – в целом уменьшатся (напомним: несмотря на неплохую доходность, показанную ВЭБом по итогам 2016 года, – порядка 10% при официальной инфляции 5.4%, в среднем за период существования накопительной пенсии доходность инвестирования пенсионных накоплений заметно отстает от инфляции, в то время как пенсионные права в страховой системе по закону индексируются не ниже инфляции).

Для стимулирования работников оставаться в системе ИПК концепция Минфина и Центробанка предусматривает налоговые льготы – на сумму взноса (до 6% от зарплаты) можно будет получить налоговый вычет, т.е. сэкономить 13% от этой суммы. Работодателей тоже предполагается стимулировать налоговыми льготами к продвижению системы на своих предприятиях.

Однако по реакции общества уже ясно, что всех этих стимулов будет недостаточно для того, чтобы предотвратить массовый исход граждан из системы ИПК. И вот теперь со своими радикальными предложениями по стимулированию граждан к участию в системе выступило Минэкономразвития. Оно предлагает снижать ставку налога на доходы физических лиц для тех, кто делает взносы в системе ИПК. При этом сначала предполагается повысить ставку НДФЛ для всех с 13 до 15%. По такой ставке будут платить подоходный налог те, кто вообще не платит взносов в систему ИПК. По мере увеличения ставки взносов в ИПК от 0 до 10% ставка НДФЛ будет соответственно снижаться: от 15 до 10% - по такой ставке будут платить подоходный налог те, кто платит 10%-ый взнос в ИПК. Подобная увязка, казалось бы, позволяет «убить двух зайцев одним выстрелом»: во-первых, стимулировать участие работников в системе ИПК, а во-вторых, смягчить негативное отношение общества к планируемому увеличению НДФЛ.

Только это все равно работать не будет: подобную идею стимулирования пенсионных накоплений уже пробовали реализовать, и она с треском провалилась. Ведь по сути Минэкономразвития предлагает реанимировать идею государственного софинансирования пенсионных накоплений. Взносы работников в ИПК наполовину компенсируются государством через сокращение их подоходного налога, т.е. по существу на каждый рубль, вложенный работником на свой счет в системе ИПК, государство добавляет туда же еще один рубль.

Таким образом, новая идея Минэкономразвития повторяет идею программы государственного софинансирования накопительной пенсии, стартовавшей по инициативе президента Путина в 2008 году. Эта программа состояла в том, что государство из средств федерального бюджета удваивало добровольные (т.е. дополнительные) взносы работников на накопительную пенсию в системе обязательного пенсионного страхования (в пределах от 2 до 12 тыс. руб. в год). Кстати, когда эта система только вводилась, фракция КПРФ (и только она!) активно выступала против этой инициативы. Коммунисты справедливо указывали на то, что государственное софинансирование взносов на накопительную пенсию по существу означает накачивание финансовых рынков деньгами федерального бюджета и, соответственно, создается еще один канал для перекачки государственных средств в карманы финансовых спекулянтов и посредников.

Эта же логика применима и к нынешней инициативе Минэкономразвития. Только на этот раз деньги на поддержку финансовых рынков должны пойти не из федерального бюджета, а в основном из региональных и местных бюджетов – именно туда направляются поступления от НДФЛ, которые должны будут сократиться. При этом региональные и местные бюджеты в большинстве своем и так глубоко дефицитны и не справляются с выполнением социальных обязательств на должном уровне.

Однако, опираясь на опыт прошлой кампании государственного софинансирования накопительной пенсии, можно ожидать, что государство вряд ли потратит много денег на эту затею: люди не будут массово вносить в систему свои деньги, так что и софинансировать государству будет нечего. Вот сухие итоги прошлой кампании. По состоянию на конец 2015 года (это был последний год, когда можно было войти в систему) в системе было зарегистрировано порядка 16 млн человек (многие из них под административным давлением), но хоть копейку живых денег внесли только 1.15 млн человек. За период с 2009 по 2015 год общий объем добровольных взносов участников составил 36,4 млрд. рублей, объем государственного софинансирования – 25,6 млрд. рублей. Это ничтожно мало. Возможно, что государство потратило больше средств на рекламно-пропагандистскую кампанию, сопровождавшую этот проект.

Результаты новой кампании вряд ли будут сильно отличаться: доверия негосударственным пенсионным фондам и прочим финансовым посредникам у народа как не было, так и нет. Так что пора уже прекратить эти бесконечные эксперименты с внедрением обязательной или квази-обязательной «накопиловки» и направить государственные ресурсы на укрепление государственной страховой пенсионной системы. Именно она должна стать основой системы финансовой поддержки пожилых граждан, а накопительная пенсия должна быть добровольной в полном смысле этого слова.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.