Сергей Левченко: Я заставляю работать и заставляю жить по закону
С некоторых пор губернатор Иркутской области Сергей Левченко стал одним из самых заметных и часто обсуждаемых в СМИ руководителей регионов. Эта «популярность» была связана и с ликвидацией последствий природных катастроф, и со слухами о досрочной отставке главы области. В эксклюзивном интервью «Аргументам недели» Сергей Георгиевич рассказал, в чем причина столь пристального внимания к его персоне, почему растет недовольство результатами выборов, и как достичь экономического процветания региона.

Сергей
Георгиевич
-
Совершенно очевидно, что против Вас идет масштабная информационная компания, в
которой как повод для критики используют стихийные бедствия в регионе.
Информационную ковровую бомбардировку проводят именно государственные каналы –
как федеральные, так и региональные. Как Вы оцениваете происходящее: кто, по –
Вашему, за этим стоит, кому это выгодно?
-
Мне кажется, что причины кроются в нашей работе. Я уже говорил о том, что мы
заставили заплатить налоги тех, кто их не платил в соответствии с законами ни в
областной бюджет, ни в муниципальный, ни в федеральный. В общей сложности, если
говорить о лесном комплексе, в бюджет поступило свыше 15 миллиардов рублей. Вы
понимаете, что за такую сумму можно многое сделать. В качестве примера я привел
одну отрасль, а таких отраслей много. По сравнению с тем, что было, мы
увеличили бюджет больше чем на 100 миллиардов в год. За счёт как раз тех
компаний, тех конкретных людей, которые, благодаря тому, что мы с ними стали
очень плотно работать, начали государству платить. За этой суммой в 100
миллиардов стоят люди, которые хотят вернуть ту вольницу, то мутное состояние,
мутную водичку, в которой можно было вполне уходить от платежей государству.
Они могут позволить себе нанять Ваших коллег, чтобы можно было дальше продолжать
уклоняться. Я думаю, что все очень просто – кто-то за это платит, кто-то в этом
заинтересован, а их интересы - достаточно прагматичны. Я же государству на
федеральном уровне порядка 100 миллиардов в год прибавляю. И в областной и
муниципальный бюджет стало поступать более 100 миллиардов добавок. Мне кажется,
что в этом вся причина – я заставляю работать и заставляю жить по
закону.
-
На недавней пресс-конференции КПРФ мы увидели, как Вас поддерживает лидер
партии и коммунисты-коллеги. Но это поддержка партийных структур, а какое
отношение к Вам в регионах? К каким выводам можно прийти, сравнивая Ваш рейтинг
в начале работы на посту губернатора, и сейчас?
-
Мне трудно сказать в цифрах, но, если говорить об ощущениях или тенденциях,
которые последнее время можно было почувствовать, то, конечно, такой массовый,
агрессивный наезд со стороны многих компаний по всем центральным телеканалам, -
до двухсот сюжетов в неделю, в том числе про мою жену, сына, про любое
окружение, повлиял на мнение людей. Глупо было бы отрицать. Но у меня
складывается ощущение, что это все стало вызывать у большого количества
сибиряков не только раздражение, а и противодействие. Потому что усилия тех,
кто хочет вернуть мутное положение дел, их желание навязать иркутянам свою
точку зрения, перешло все границы, и я с каждым днем все больше и больше ощущаю
поддержку людей. Они подходят и говорят: держитесь, мы видим, что это такое.
Поэтому не надо считать людей совсем глупыми, бесхарактерными. Не надо думать,
что их можно сломить, навязать им что-то, - сибирякам особенно.
Попытки несправедливо опорочить вызывают у общества обратную реакцию, и я это
вижу, чувствую.
-
На влияние в регионах претендуют многие важные птицы. Поступают ли Вам в
коридорах власти «дружеские» советы «спокойно заниматься собственными делами,
не мешать работать «важным людям»?
-
Нет, такого не было. Поступают предложения о дружбе, которая, в основном,
понимается как предоставление льготных условий или природных ресурсов. Обычно я
не отметаю такие предложения, а приглашаю сесть за стол переговоров, где
объясняю, что, если вы что-то хотите от региона как от представителя
государства, то в ответ вы должны сказать, что получит регион, его жители.
Если такой спокойный, открытый разговор получается, то у нас есть возможность
договориться. И я должен отметить, что немало крупных компаний идет на такой
контакт, взаимодействие происходит, но есть и те, которые привыкли работать
по-другому, и тут договориться не получается.
-
В ельцинское время была такая крылатая фраза - «не так сели», а сейчас, когда
наблюдаешь за тем, что происходит с мэром Ольхона, с министром лесного
хозяйства, хочется эту фразу перефразировать - «не те сели». Идет суд над мэром
Ольхона, многие люди выступают в его поддержку, ведь он построил дорогу -
сделал полезное дело, но сейчас сидит. Другой человек тоже сделал серьезные
вещи - провел большую работу, но вместо ордена он под следствием. Похоже,
сложилась своеобразная система правосудия. Какова Ваша оценка этой ситуации?
-
Я согласен с тем, что иногда решения разных правоохранительных органов, мягко
говоря, вызывают вопросы. Во время пресс-конференции в Москве, я задавал
риторические вопросы: кого не устраивает тот факт, что в 2 раза снизились
незаконные рубки и что они продолжают снижаться? Кого не устраивает, что в 3
раза мы увеличили налоговые и в 7 раз - неналоговые поступления от лесного
комплекса? Почему, когда выявляли совершенно астрономические, умопомрачительные
цифры разного рода нарушений, ни к кому никаких мер не применяли? А как только
мы начали наводить порядок - достаточно быстро и жестко, оказалось, что есть
претензии к представителям министерства. Это меня удивляет и, к сожалению,
порождает некоторые мысли и подозрения. Но я в этом плане - сдержанный
оптимист. Конечно, сложно доказать свою правоту, когда против тебя действует
машина, - это долго, трудно, тяжело. Но мне кажется, что те, кто хочет все
вернуть, все равно проиграют, где бы они ни работали – в правоохранительных
структурах, в политических, административных. Проиграют, потому что люди уже
задаются вопросом, а почему совершаются такие наезды при таких
социально-экономических результатах, которых нигде больше нет в стране?
Невозможно бесконечно заниматься обманом, какими-то подпольными делами,
попытками подвести под какое-то нарушение и т.д. Есть такая фраза - «можно
одного человека обманывать сколь угодно долго, весь народ можно обманывать
короткое время, но весь народ долгое время обманывать нельзя».
-
Да, это очевидно. Вы были в соседнем регионе, где проходили выборы, там тоже не
обошлось без серьезных скандалов, как Вы оцениваете ситуацию с коллегой
Мархаевым ?
-
На протяжении избирательной кампании и после 8 сентября по телефону я много раз
общался с Вячеславом Михайловичем, но встретиться не удавалось. Я не буду
оценивать саму кампанию, хотя и он, и другие товарищи из Бурятии мне
рассказывали, что нарушений против него было очень много. К сожалению, сегодня
реальность в России такова.
В
день голосования наши наблюдатели, а также члены комиссии увидели нарушения, и
мы потребовали пересчета голосов. Лишь на одном участке мы добились его
проведения и по итогам выявили, что у Мархаева украли 20% голосов, а после
этого все было остановлено. Я ему много раз советовал идти официальным путем -
подавать в избирательную комиссию, в суд, подавать в ЦИК, обращаться к
руководству партии. Я знаю, что члены Центризбиркома очень болезненно реагируют
на такие вещи, так как стремятся показать, что нарушений у нас нет или почти
нет. В итоге недовольство выразилось в уличных протестах подобно тому, что
происходило в Москве и в других регионах. Дело даже не в конкретных личностях
четырех кандидатов, которых не зарегистрировали, а в том, что людям уже надоели
те вещи, которые творятся в период избирательной кампании. Мошенничество,
привлечение административных ресурсов, которые никуда не пускают, - я же сам с
этим сталкиваюсь. Последние тридцать лет, какие бы выборы не происходили, я все
время вижу, что туда-то не пускают, здесь ограничивают, тут запрещают. Льется
грязь на тебя абсолютно несправедливо, а если ты даже добьешься через суд
извинений, то кому это уже интересно?
Население
крайне недовольно тем, как проходят выборы. В Улан-Удэ такое большое количество
людей собралось на центральной площади не только для того, чтобы поддержать
Мархаева, хотя, конечно, его очень многие поддерживают, он авторитетный человек
в республике, но и для того, чтобы выразить недовольство самой системой
выборов. Я думаю, что если какой-либо серьезной реакции на эти возмущения не
последует, то в следующих выборах, какие бы они не были, представителям власти
придется очень сложно, как бы они не маскировались под самовыдвиженцев и под
другие партии. Люди разберутся, и выиграет кто угодно - хоть пенсионер, хоть
домохозяйка. Они сжимают эту пружину, и это неправильно.
- Сейчас
создана комиссия, которая утверждает, что те беспорядки, которые происходят в
стране, профинансированы Госдепом США.
-
Я, с одной стороны, принципиально не исключаю таких вещей. Мы взрослые люди и
понимаем, что это возможно. Но, если мы будем все упрощать, объясняя беспорядки
только этим, мы будем сильно заблуждаться. Позиция «американцы виноваты, а все
у нас хорошо» приведет, к сожалению, к серьезным последствиям.
-
Когда Вас избирали губернатором, поддержка Иркутска была одним из важных
факторов победы. Сейчас как с Иркутской городской Думой, так и с мэром города
есть большие разногласия и конфликтные ситуации. Как Вы можете объяснить такой
парадокс?
-
Во-первых, Дума сменилась 8 числа. Прежняя Дума была достаточно своеобразной,
когда я стал губернатором, внутри нее уже серьезно бурлило. Депутаты выступали
против действующего мэра, и чуть ли не половина или даже больше обращались ко
мне. Я помогал и помогаю городу с финансами так, как никто из губернаторов
никогда не помогал. Например, я пришел в 2015-м году и успел до конца года
добавить финансов Иркутску, а в прошлом году выделил городу 10,1 млрд. руб.,
что в два раза больше. Если какие-то разногласия между Думой и мэром возникали,
я старался иркутян экономически поддерживать. Но есть разные точки зрения: мэр
считает, что должен быть один приоритет, а депутаты – совсем другой. Мне
видится, что и то, и другое - важно, поэтому, я помогал.
Сегодня
состав Думы очень пестрый, там нет монополизма, поэтому, сказать, что сложились
какие-то отношения с городской Думой, я не могу. Я даю им возможность
распределиться по видам деятельности и по комиссиям, чтобы они вникли в
положение дел в каждом из направлений, и тогда я их обязательно приглашу. Я
готов работать с ними без предубеждений. Да и с прежним составом я не
конфликтовал, наоборот, помогал городу так, как никто не помогал. Что касается
отношений с мэром, то у нас было несколько сложных вопросов, на которые мы
находили разные ответы. Они касались, в основном, бюджета, и я во многом
старался учитывать его мнение. Еще ни разу не было, чтобы мы встретились, не
нашли общего языка и разошлись.
Я
не считаю, что существует какой-то конфликт между руководством - как в прошлом,
так и сегодня. Есть затянувшийся нерешенный вопрос относительно избрания мэра.
Я говорил еще до выборов, что надо избирать его прямым голосованием. Раньше
категорически это не принимали, и сегодня мэра Бердникова избрали по другой
системе. Тогда представители областной «Единой России», взяли и поменяли закон
и Устав, несмотря на наши возражения. Сегодня они пытаются, чтобы люди это
забыли, но я в этом плане последователен. Хотя в Законодательном собрании в
этом созыве не приняли этот закон, я буду продолжать настаивать на своем, и
думаю, что добьюсь прямых выборов.
-
По поводу налогообложения в России. Куча денег из регионов идет в Москву, а
возвращается потом гораздо меньше, и тропы возврата этих денег очень кривые. Мы
визуально это видим: Сибирь, Дальний Восток пустеет, а вокруг Москвы растут новые
кварталы. Может быть, стоит предложить налоговую реформу, которая позволит
перевернуть эту ситуацию во имя стратегического развития всей страны, а не
только центра? Такие предложения есть?
-
Я согласен, предложения есть, и даже не только предложения, а наработанные
варианты этой системы на уровне региона и муниципалитета. Уже несколько лет
подряд увеличивается доля тех средств, которые я выделяю для муниципалитетов:
было 40 миллиардов в 2015 году, причем, 10 из них я добавил, а в этом году – 75
с лишним, и думаю, что в оставшиеся два с половиной месяца еще будут добавки.
То есть, мы увеличили финансирование в два раза. Но мы не просто даём деньги,
мы создаем систему, которая бы стимулировала людей. Тот налог, который может
идти и в область, и в город, не уходит в федерацию. Я последовательно увеличил
до 30-50% ту долю, которая остается в городе. Значит, если ты миллион
заработал, 500 тысяч остается у тебя. Это - мотивация, стимул, это
гарантированно, а не так, как сегодня между субъектом и федерацией происходит,
когда ты сколько угодно предоставляешь, а потом выделяется какая-то общая сумма
на всю Россию, вроде как для стимулирования. Но эта сумма абсолютно ни к чему
не привязана, она такая - эмоциональная, как я бы сказал, и делится в
зависимости от того, кто больше дал. Я говорил, что мы добавили 180 миллиардов
в федеральный бюджет, то есть не только себе; за счёт того, что я увеличил,
можно полностью напитать бюджет четырех - шести субъектов РФ. И что же я в
ответ получил? 700 миллионов – это 0,3%, и то через какие-то ходы,
которые абсолютно непредсказуемые.
А
у нас такая система – заплатил, и пожалуйста, правда, не все мэры умеют
работать. Но ведь в том и дело, чтобы к власти приходили люди, которые умеют
зарабатывать, умеют работать со всеми предпринимателями и им помогать. Это
очень непросто, но у нас есть не только предложения, а уже наработанная
система. Она отражена в нашей пятилетке: мы посчитали, сколько собственных
доходов может зарабатывать каждый муниципалитет, и целенаправленно занялись
разработкой системы стимулирования. Я неоднократно выступал по этому поводу,
дискутировал с членами правительства, и один раз мне было сказано, что я про
какое-то другое государство говорю. Возможно, они и правы.
-
На весну перенесен Байкальский экологический форум - это должно быть такое
большое, масштабное событие, посвященное проблеме сохранения ресурсов Байкала.
Что Вы ждете от этого мероприятия, в чем его задача?
-
Честно говоря, я не ожидал, что будет такой отклик на эту инициативу, как в
России, так и за рубежом. В ассоциацию озерных регионов, которую мы создали во
время первого форума, сегодня входит уже больше 30 стран, где есть
внутренние водные ресурсы. За время её работы я столкнулся с таким массивом
вопросов и проблем, получил такой огромный опыт их решения, что этот опыт можно
распространить и получить эффективные результаты по проблеме экологии воды. С
точки зрения наработанного опыта озерных регионов, ассоциации будет, что
рассказать на форуме.
С
другой стороны, это возможность при помощи воды сосредоточить практически все
области хозяйствования экономики. Отношение к воде – это традиции, это
культурный код каждой нации и отдельного человека. У нас есть такая фишка –
экопоколение. Я увидел, как прониклись преподаватели, дети, родители, разные
общественные организации - это пошло в народ. Идея проста - «чисто не там, где
убирают, а там, где не мусорят». Надо, чтобы молодое поколение это восприняло,
тогда у нас проблемы экологии снизятся на 90%.
Когда
ко мне приходит человек из органов власти и говорит, что ко мне есть обращение
жителей поселка с просьбой выделить деньги на ликвидацию незаконной свалки в
этом поселке, я спрашиваю: эту свалку сделали жители других поселков?
Оказывается, нет. Понимаешь, что люди сначала намусорили, а теперь возмущаются,
просят у губернатора 20 миллионов на то, чтобы все убрать. Меня радует, когда
мне рассказывают, как работает экологический патруль где-нибудь на берегу
Байкала. Вот идет здоровенный дядя, бросает мусор, а к нему подходит маленькая
девочка с косичками, дергает его и говорит: «Дядя, подними, не мусори». И в 90%
случаев дяди краснеют и поднимают. Ради этого стоит проводить форум.