Публицист Валентин Симонин: Кто защитит новосибирцев от новоявленных братков?
В Новосибирске сложилась скандальная ситуация в возведении четвёртого моста через Обь и строительстве новых зданий в центре города. В последнее время обе «строительные площадки» стали темой удивления, насмешек и возмущения прессы и горожан.
По сообщению «Российской газеты», группа парламентариев и главный федеральный инспектор по Новосибирской области Николай Буймов осмотрели строительство весьма оригинального моста, несущая конструкция которого — пилон — представляет собой букву «Н», который обещали сдать в эксплуатацию ещё в 2022 году, однако он полностью не возведён до настоящего времени. На его достройку у компании-концессионера «ВИС», как оказалось, нет средств. По этому поводу новосибирцы шутят: а не означает ли эта самая гигантская стальная буква «Н» слово «Никогда»?
Так в чём же всё-таки главная проблема в возведения действительно нужного городу моста? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить те времена «обновлённой России», когда в стране процессами промышленного и экономического развития заправляли такие «гиганты теории и практики» как Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и целый ряд их подпевал. Ими было выдвинуто предложение объединять государственные структуры и бизнес в реализации каких-то совместных проектов.
Здравомыслящие экономисты предупреждали о необходимости осторожного подхода к осуществлению таких планов, т.е. ни в коем случае не к крупномасштабным. Ныне Егорушка уже давно умер, а Толинька сбежал в Израиль, создал некий «центр» по изучению России, видимо, в скором времени «выдаст на гора» какие-либо мемуары под возможно броским названием: «Как я гнобил обновлённую Россию и русский народ». Всё может быть, но, вот дело с четвёртым новосибирским мостом показало, что в итоге получилось с их «прорывным» предложением.
Да, было заключено компанией «ВИС» и Новосибирской областью концессионное соглашение о строительстве этого моста, более чем выгодное для компании. Предусматривался платный проезд по нему, а поступающие деньги должна была собирать компания. Между тем источником финансирования объекта предполагались не средства концессионера, а... федеральный бюджет. Ловко устроились ребята: вы стройте мост за государственные средства, а доходами от него распоряжаться будем мы!
Строительство началось в 2020 году, а закончить предполагалось в 2023 году, вице-премьер РФ М. Хуснулин говорил и о досрочной сдаче на год раньше - не получилось. Такие накладки в строительстве случаются, но как-то уж очень похоже, что они становятся, так сказать, привычными. Сначала сроки сдачи объекта были сдвинуты на декабрь 2024 года, затем на декабрь 2025 года, а теперь вообще непонятно, когда это сможет произойти - государственного финансирования нет, а у компании своих денег на это тоже нет.
Стоимость строительства моста в его начале в 2020 году оценивалась в 43,5 миллиарда рублей, к концу 2022 года поднялась до 47 с лишним миллиардов, в октябре 2023 года работы были остановлены - из-за отсутствия денег. В 2024 году, после обмена претензиями, стороны согласовали новый срок сдачи моста - декабрь будущего года, однако новосибирцы, в том числе строители, сомневаются в том, что это условие удастся соблюсти. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась продлевать сроки строительства до 2025 года, не увидев в дополнительном соглашении весомых для этого причин и не утвердив этот документ. При этом вместе с ростом цен на стройматериалы растет и стоимость объекта - минимум на миллиард рублей, а то и на два в год.
Автор статьи в «Российской газете» об этом «вечном» долгострое, журналистка Нина Рузанова констатирует: то, что говорят по поводу моста новосибирцы, чаще всего является непечатным. Граждане интересуются вопросами: когда, наконец, мост сдадут или хотя бы начнут активно строить? Ответа на эти вопросы осмотр стройки при участии главного федерального инспектора по Новосибирской области Николая Буймова не дал. Ко всему прочему, на серьёзном объекте явно слишком мало рабочих.
К тому же выплата 1,6 миллиарда рублей, которые область должна была получить из федерального бюджета в прошлом году, распоряжением правительства РФ перенесена на 2025 год. Это, во-первых, а во-вторых на уровне региона заморожены три миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета в связи с объективным удорожанием объекта. Одним словом, в строительстве моста образовался явный тупик.
Газета приводит точку зрения на возникшую проблему зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области Вадима Агеенко:
- Все чаще начинает звучать предложение отказаться от такого концессионера, расторгнуть концессию и достроить этот мост за бюджетные деньги силами местных строителей. Пока это только рассуждения, возможно, они слишком эмоциональны, но они уже реально зреют в головах горожан и депутатов. Кстати, о сроках строительства мостов в советское время. Второй железнодорожный мост через Обь в 1930-е годы был построен всего за 14 месяцев - абсолютный рекорд, - при том, что никакой серьезной мостостроительной техники в то время еще не было, практически все работы выполнялись вручную.
Это очень интересное сравнение, было бы неплохо, если бы с ним ознакомились высшие чиновники нынешней России, включая того, выше которого у нас даже и нет. Может быть (не уверен, конечно, но всё может быть!), они поймут и признают, что при социализме в России многое было гораздо лучше, чем ныне при «капитализьме»!
Журналистка Нина Рузанова написала статью и о неприглядной истории, разворачивающейся в центре Новосибирска. В редакцию «РГ» обратились жители улицы Покатная - их, как и владельцев частных домов на улицах Военная и Окопная, лихорадит с прошлого года. Людей предупредили о неминуемом расселении, так как территория (лакомый кусок для застройки в центре города) определена якобы под строительство детского сада. Начался выкуп участков - не застройщиком, а посредником. А недавно на улицы зашла тяжёлая техника - на выкупленных участках стартовал снос домов, и тут оставшихся жителей уже затрясло не только в переносном, но и в буквальном смысле.
Так, дом Светланы Чарыковой на Покатной "зачистили" с трех сторон: дома снесли и справа, и слева, и напротив. С четвертой стороны - овраг. В грохоте экскаваторов Светлане казалось, что еще немного - и ее дом, где она живет больше полувека, в этом овраге и окажется. "Я убеждена, что меня и других оставшихся жителей хотели этой атакой как следует напугать", - говорит Светлана, которую пришлось откачивать врачам "скорой".
Нина Рузанова поговорила и с теми, кто продал свои дома на Военной. Так, Наталья и ее мама Валентина в один голос пожаловались на давление со стороны "покупателя". Их торопили, их пугали, им звонили ранним утром и поздним вечером - такие вот методы "обработки" находятся явно в стиле бизнесменов-братков 90-х годов прошлого века. Этот прессинг был физически невыносим, особенно для пожилых людей.
Зачем это нужно неизвестному пока «застройщику»? Дело в том, что КРТ (Комплексное развитие территории), от которого передергивает уже сотни, если не тысячи новосибирцев - это не просто так. Это в том числе ряд ограничений, на который жалуется бизнес. Требования законодательства разъяснил "РГ" координатор движения "Искалеченный Новосибирск" Михаил Рязанцев. По его словам, изначально частные дома и рядом не стояли с понятием КРТ - инструмента, направленного, с точки зрения государства, прежде всего на ликвидацию ветхих многоквартирных домов с помощью застройщика.
Но, как без исключений? Никак. И в областном законе отмечается, что изымать в целях КРТ все-таки можно те частные дома, у которых отсутствует одна или несколько централизованных инженерных систем - например, нет централизованной канализации. Это первое. А второе - если износ одного или нескольких конструктивных частей дома превышает 60 процентов.
Подвести под эти требования дома на нескольких улицах можно, но требует усилий, в том числе по отражению протестов владельцев домов, "вдруг" ставших невероятно изношенными. Поэтому проще воспользоваться инициативой правообладателя - вот застройщик и стремится стать таким правообладателем территории, прежде, чем заключать договор с муниципалитетом. Иначе он может оказаться в глупейшей ситуации - собственники частных домов откажутся от их продажи или запросят такую цену, что никакими многоэтажками эти расходы потом не окупишь.
Хотелось, чтобы все было не так, говорят женщины. А, как? По данным мэрии Новосибирска, территория по улице Военной будет осваиваться исключительно в рамках договора о КРТ, который некий застройщик заключит с мэрией. Здесь должен появиться микрорайон из многоэтажек и детский сад (о котором жители уже слышали). Когда и какой именно застройщик заключит этот договор и начнет строительство - неизвестно, пока в мэрию с таким предложением никто не обращался. При этом, заявили в мэрии, и застройщик, и любое другое физическое или юридическое лицо вправе скупать эти участки у владельцев. И сносить там дома.
Может быть, и вправе, но действовать в стиле братков 90-х годов прошлого века, как мне представляется, сегодня они уже не вольны. Вот вы, уважаемые новосибирские чиновники, можете сказать, что не вправе! И я говорю, что не вправе, а они, новоявленные «бизнесмены», похоже так не считают. Как отмечает Нина Рузанова, практика говорит о том, что застройщик, нацеливаясь на это самое КРТ, уходит в серую зону.
Так на кого же надо надеяться новосибирцам в борьбе против новоявленных братков – бизнесменов? На Бастрыкина, на Глеба Жеглова и Володю Шарапова? Скорее всего, успех достижим при их совместных действиях. От правильного ответа на поставленные вопросы в свою очередь зависит и жизнь горожан.